Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Цели, задачи и принципы консультирования.




Вопросы к государственному аттестационному экзамену «Психологическое консультирование» 

1. Цели, задачи и принципы консультирования.

2. Этапы консультативного процесса.

3. Основные приемы ведения беседы.

4. Специфика дистантного консультирования.

5. Гуманистически ориентированное консультирование.

6. Гештальт-ориентированное консультирование.

7. Бихевиорально-ориентированное консультирование.

8. Когнитивно-ориентированное консультирование

9. Базовые техники когнитивно-ориентированного консультирования.

10. Основные положения рационально - эмотивной терапии А.Эллиса.

11. Теоретические постулаты биоэнергетического анализа.

12. Основные принципы телесно-ориентированной психотерапии.

13. Основная процедура трансактного анализа.

14. Критерии личностных нарушений в концепции К.Хорни.

15. Сущность и этапы процесса индивидуации в аналитической психологии К.Г.Юнга

16. Роль сценарного анализа в процессе психодиагностики.

17. Типы психотерапевтических групп. Фазы развития психотерапевтических групп.

18. Психологическое консультирование как форма психологической помощи.

19. Социометрические техники работы психолога с семьей.

20. Структурная модель психологического консультирования семьи. 

21. Психологическое консультирование семьи в опоре на теорию семейных  систем М. Боуэна.

22. Коммуникационная модель психологического консультирования семьи.

23. Понятие об идеальной семье в концепции К.Роджерса. Роль семейного терапевта.

24. Психосинтез Р.Ассаджиоли как концепция и метод оказания психологической помощи.

25. Экзистенциальная психология в современном мире и её представители.

26. Гештальт-психология: основные направления исследований и применения. Гештальт-терапия.

27. Работа психолога - консультанта с супружескими конфликтами.

28. Работа психолога - консультанта с проблемами воспитания детей в семье.

29. Отечественные и зарубежные концепции профориентации.

30. Групповая и индивидуальная профконсультация: виды, методы.

31. Профпросвещение: задачи и методы работы. Модель принятия решения по выбору профессии.

32. Методы изучения профессиональных склонностей и направленности.

33. Основные направления деятельности службы управления персоналом,

34. Мотивация деятельности персонала и технология ее формирования.

35. Корпоративная культура. Основные пути и методы ее формирования.

36. Виды конфликтов на предприятии, пути их предупреждения и разрешения.

37. Понятие кризисных состояний. Виды кризисов. Патологические реакции на кризис. Принципы оказания психологической помощи.

38. Посттравматическое стрессовое расстройство. Распространённость. Основные проявления. Стратегии оказания психологической помощи. Последствия ПТСР.

39. Основные направления работы с людьми, пережившими психическую травму.

40. Девиантное поведение, определение понятия, типы, формы и структура. Возрастные и гендерные варианты.

41. Методы психологической диагностики основных форм девиантного поведения. Возможности психологической коррекции и психотерапии.

42. Аддитивное поведение и аддиктология. Формы аддиктивного поведения. Факторы, влияющие на его формирование.

43. Суицидальное поведение. Классификация его типов и форм. Факторы, влияющие на формирование суицидального поведения, его психологическая коррекция и психотерапия.

44. Девиантное поведение агрессивной направленности. Распространенность, причины,  методы коррекции.

45. Дизонтогенез: определение, распространённость, основные типы. Основные формы и их клинические проявления. Методы психологической диагностики. Возможности психологической коррекции и психотерапии.

46. Аномальное развитие личности. Расстройства личности. Вклад отечественных и зарубежных учёных в развитие учения о психопатиях и расстройствах личности. Классификация. Основные формы. Возможности психологической коррекции и психотерапии.

47. Аномальное развитие характера. Акцентуации характера и психопатии. Их типы.

48.Основные формы психических процессов и их значение. Основные виды нарушений познавательной деятельности.

49. Расстройства ощущений.

50. Расстройства восприятия.

51. Расстройства представлений.

52. Расстройства логического познания – нарушение мышления.

53. Структурно-функциональная модель мозга. Виды нарушений ВПФ при локальных поражениях мозга.

54. Основные этапы становления психодиагностики: предыстория и история.

55. Психодиагностика как практическая деятельности и научная дисциплина.

56. Предмет психодиагностики.

57. Понятие надежности психодиагностической методики. Способы определения надежности.

58. Понятие валидности психодиагностической методики. Способы определения валидности.

59. Подходы к пониманию нормы в психодиагностике.

60. Психодиагностическое заключение как результат деятельности практического психолога.

61. Психодиагностика личности.

62. Психодиагностика интеллекта.

63. Средства психодиагностической деятельности практического психолога.

64. Проективные техники в работе практического психолога.

65. Этические требования к работе психодиагноста

Цели, задачи и принципы консультирования.

 

Цели и задачи психологического консультирования можно определять по-разному - в зависимости от того подхода к пси­хологическому консультированию, в рамках которого мы предпочитаем работать.

Ю.Е. Алешина (1994) основную цельпсихологического консультирования определяет как оказание психологической помощи,т. е. разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с ок­ружающими. Применительно к этой цели выдвигаются сле­дующие задачи:

1. Выслушивание клиента,  в результате чего должно расшириться его представление о себе и собственной ситуации, возникнуть пища для размышлений.

2. Облегчение эмоционального состояния клиента,т. е.

благодаря работе психолога-консультанта клиенту должно стать легче.

3. Принятие клиентом ответственности за происходя­щее с ним.Имеется в виду, что в ходе консультации локус жа­лобы клиента должен быть переведен на него самого, человек должен ощутить свою ответственность и вину за происходя­щее, только в этом случае он будет действительно стараться измениться и изменить ситуацию; в противном случае он бу­дет лишь ожидать помощи и изменений со стороны окружаю­щих. Программа-минимум здесь - показать клиенту, что он сам отчасти способствует тому, что его проблемы и отношения с людьми носят такой сложный и негативный характер.

4. Помощь психолога в определении того, как и что имен­но можно изменитьв ситуации.

Взглянув на приведенный выше список задач, нетрудно за­метить, что вторая и третья задачи противоположны друг дру­гу. Если мы захотим облегчить эмоциональное состояние кли­ента, то невольно начнем говорить о том, что он не виноват в том, что так случилось, что нельзя приписывать себе так мно­го ответственности за происходящее; не все от нас зависит, всем людям свойственно ошибаться. И наоборот, если мы захотим побуждать клиента к принятию ответственности за все, что с ним происходит, то заметим, что это неминуемо приводит од­новременно и к ухудшению его эмоционального состояния. Психолог-консультант вынужден балансировать между двумя полюсами, задаваемыми этими задачами. В каждом конкрет­ном случае он должен самостоятельно решать, какая из этих задач более актуальна. Бывают ситуации, когда тему ответст­венности и вины с клиентом обсуждать вообще не следует, на­пример, если клиент перенес серьезную утрату. Здесь необхо­димо скорректировать неадекватные представления, снять груз вины, ответственности.

Г.С. Абрамова (2001, с. 186) определяет целью психологи­ческого консультирования культурно-продуктивную лич­ность клиента, чтобы человек обладал чувством перспективы, действовал осознанно, был способным разрабатывать различ­ные стратегии поведения и анализировать ситуацию с различ­ных точек зрения. В связи с этим главную задачу психолога-консультанта Г.С. Абрамова видит в том, чтобы создать для нормального, психически здорового клиента условия, в кото­рых он начал бы создавать осознанные нешаблонные способы действия, которые позволили бы ему действовать в соответст­вии с возможностями культуры.

На близких позициях находится Р.-А.Б. Кочюнас (1999). Целью психологического консультирования, с его точки зре­ния, является появление у клиента черт зрелой личности. Пер­воочередная задача здесь - появление черт зрелой личности у самого психолога-консультанта. Н.Н. Обозов (1993) , цельпсихолога в консультировании видел в том, чтобы прояснять клиенту причины и следствия жизненных ситуаций. Задачей здесь бу­дет доведение до клиента имеющей отношение к его проблемам психологической информации. Эта задача порождает еще одну - изучение индивидуально-психологических особенно­стей клиента, чтобы, исходя из них, правильно доводить эту информацию, учитывать, что и в какой форме человек готов принять. В связи с этим Н.Н. Обозов заложил основы типоло­гии клиентов, наметил адекватные способы поведения по от­ношению к разным типам клиентов психологов-консультан­тов.

Т.А. Флоренская (1994) свой подход к психологическому консультированию назвала духовно ориентированным подхо­дом.В качестве основной задачи, стоящей перед психологом-консультантом, она называет помощь клиенту осознать реаль­ность своего «Духовного Я». В структуре личности Т.А. Флорен­ская выделяет два образования:

1. «Эмпирическое обыденное Я» - средоточие прижизнен­но приобретенных личностью качеств.

2. «Духовное Я» - некий врожденный голос совести, интуиции человека, сосредоточие нравственной и творче­ской интуиции, подсказывающее человеку, что и как, ка­ким образом необходимо делать, что нравственно, эстетич­но, а что нет.

С точки зрения Т.А. Флоренской, высшие проявления люб­ви, готовность к самопожертвованию, способность преодоле­ния инстинкта самосохранения ради высшего смысла - прояв­ления «духовного Я» человека.

«Духовное Я» может не осознаваться или смутно осозна­ваться, но даже будучи неосознанным, оно может руководить человеком, если его установки не противоречат голосу его «ду­ховного Я». Формой сосуществования «духовного Я» и «эмпи­рического обыденного Я» является внутренний диалог. «Ду­ховное Я» и «эмпирическое обыденное Я» нередко вступают в конфликт, следствием чего может быть вытеснение «духовно­го Я» из сознания, отказ от желания прислушиваться к его голосу. Симптомы такого вытеснения - томящие человека не­удовлетворенность, бессмысленность существования, нежела­ние жить.

Т.А. Флоренская описала условия, при которых личность может возвратиться к осознанию реальности своего «духовно­го Я», начать жить в соответствии с его требованиями. Во-пер­вых, в результате участливого выслушивания клиента он сам может вернуться на позиции своего «духовного Я». Если этого не происходит, то психолог, во-вторых, может поступить сле­дующим образом. Услышав в рассказе клиента внутренний диалог, психолог-консультант встает в этом диалоге на пред­полагаемую позицию «духовного Я» клиента, таким образом пробуждая и подтверждая его собственное духовное знание. Важным условием работы здесь является позиция «вненаходимости» — психолог не должен опускаться до доводов «эмпи­рического обыденного Я» клиента, становиться на предлагае­мую ими позицию.

А.Ф. Копьев (1992, 1991) свой подход к консультированию назвал диалогическим.Целью работы с клиентом в рамках этого подхода, как это видно из работ А.Ф. Копьева, является достижение высших степеней диалогического общения, когда можно зафиксировать момент самообнаружения личности в максимально искреннем обсуждении значимых личностных проблем. Обсуждение становится при этом исследовательским полем, позволяющим прикоснуться к наиболее глубинным и интимным закономерностям внутренней жизни и межлич­ностного общения.

Первой задачей на пути к этому является достижение «диа­логического прорыва», т. е. момента, когда происходит пре­одоление болезненной самозамкнутости личности в отноше­нии существенных сторон бытия. Признаками самозамкнуто­сти являются страх самораскрытия, дискомфорт от ощущения того, что придется перейти к общению, более глубокому, более личностному, возможно измениться в процессе этого общения. Человек боится динамики внутри своей личности и вне нее, он почти потерял пластичность. Он держится за свою усвоенную в процессе жизни ригидность и боится ее потерять. Психолог же, будучи готовым к диалогу, побуждает к нему клиента. Со­стояние самозамкнутости у клиента должно смениться состоя­нием диалогической интенции — готовности серьезно и с полной самоотдачей обсуждать и решать своипроблемы здесь и сейчас, с данным консультантом. Состояния закрытости, са­мозамкнутости являются состояниями блокады диалогиче­ской интенции. Примером такой блокады может быть и повы­шенная говорливость.

А.Ф. Копьев описал несколько типичных и не всегда распо­знаваемых начинающими психологами форм блокады диало­гической интенции:

1. Психологическая интоксикация.  Выглядит как со­вершенно непродуктивный, рассуждательный интерес к пси­хологии и психотерапии. Осознание и подача себя в понятиях тех или иных психологических концепций становится эффек­тивным средством избежать ответственности за свою жизнь, вывести свое поведение из зоны действия нравственных кате­горий. Сродни обыденному объяснению: «Среда заела». Под­линные обстоятельства жизни, поступки, мысли, чувства оказываются более или менее зашумленными психологиче­ским диагнозом. Человек отказался от своей воли. Обращение к консультанту выполняет защитную функцию: позволяет клиенту ничего не менять, снимая с него ответственность за нелепости и неустройства его жизни, но при этом отражает подспудную неудовлетворенность и тревогу за то, что происхо­дит в его судьбе.

2. Эстетизация личностных проблем.Человек восприни­мает свои проблемы, невзгоды и комплексы как эстетическую ценность, как нечто, что сообщает его личности значительность и глубину. Это связано и с повсеместным распространением кино и телевидения «фабрики грез». В результате одержимый другим, двойником человек не может жить для себя. Клиент го­ворит об «этапах большого пути», сообщает, что «это материал для романа», становится как бы невменяемым, в стороне от себя самого.

3. Манипуляция-пристрастие.Клиент фиксирован на ма­нипуляции другими людьми, его жизнь - активный поиск пу­тей для достижения поставленных целей в отношении тех или иных людей из своего окружения. Желанная цель настолько захватывает клиента, что ставит его как бы вне этики. В психо­логе такой клиент ищет инструктора, который бы научил его совершенным техникам манипулирования. В основе такого поведения, как правило, лежит глубокая разочарованность, от­чаяние. Клиент не верит, что люди способны принять и полю­бить его таким, какой он есть насамом деле, поэтому прибегает к манипуляции.

В качестве одного из способов работы с ситуациями блокады диалогической интенции А.Ф. Копьев предлагает использо­вать молчание. Консультант должен сохранять «душевную ав­тономию» и не включаться в предлагаемую клиентом игру. Принципиальный дефицит значимых реакций психолога по отношению к высказываниям и реакциям клиента, которые носят искусственный, игровой характер, создает между ними как бы свободное пространство, побуждающее клиента к само­раскрытию и самоопределению.

С.А. Капустин (1993) основную цель психологического кон­сультирования видит в разрушении полярности оценочной по­зиции.Оценочная позиция - пристрастное отношение челове­ка к своей жизни, задающее ее целевую направленность, субъективную значимость реализации для самого человека тех или иных жизненных целей. Полярность оценочной пози­ции означает, что человек признает для себя реализацию толь­ко каких-то одних жизненных требований и обесценивает реа­лизацию противоположных. Полярность оценочной позиции чаще всего бывает навязана человеку его социальным окруже­нием, она не является результатом его свободного самоопреде­ления. При этом человек отказывается от свободного самоопре­деления в жизни, сознательно отвергает оппозиционные по отношению к оценочной позиции требования жизни.

П.П. Горностай и СВ. Васьковская (1995) определяют свой подход к психологическому консультированию как проблем­ный.Цель работы психолога-консультанта они видят в реше­нии клиентом своих психологических проблем. Акцент здесь делается на слове «проблемы». Проблемы ставятся в центр ра­боты и рассматриваются не как помеха, а как движущие силы развития личности клиента. Человек, имеющий психологиче­ские трудности, преимущественно концентрирует свои усилия в плоскости эмоционально насыщенных образов и пережива­ний. Он ощущает дискомфорт и стремится от него избавиться. Он зачастую далек от мыслей о том, что возможно в том, что он столкнулся с проблемой, имеется положительный для него смысл. Задача психолога состоит в том, чтобы помочь клиенту найти этот смысл. Обращается внимание на то, что в результате преодоления проблем человек обогащает свой опыт, гармони­зирует свою жизнь.

Б.М. Мастеров (1998) свой подход к психологическому кон­сультированию называет реконструктивным. Первоочеред­ной задачей психолога-консультанта в рамках этого подхода является реконструкция в ситуации «здесь и теперь» фраг­мента субъективной картины мира клиента, имеющей отно­шение к его проблеме. Следующей задачей психолога-кон­сультанта является обращение внимания клиента на какие-либо аспекты его субъективной картины мира и опыта, кото­рые он ранее не замечал, не анализировал, не рассматривал. Это помогает клиенту получить новый опыт в реконструиро­ванной реальности, что можно определить в рамках данного подхода как цель консультирования.

Б.М. Мастеров выделил и описал базовые элементы субъек­тивной картины мира, позволяющие облегчить и систематизи­ровать процесс вычленения в рассказе клиента глубинных ка­тегорий. Это прежде всего пространство, время и оценка.Вы­делены миры чувств и эмоциональных состояний, телесных ощущений, правил, норм и долженствований, отношений, об­разов; физический, эстетический, психологический, символи­ческий и другие миры.

А.В. Юпитов (1995) выдвинул интересную цель для психо­логического консультирования применительно к особенностям психологического консультирования в вузе - воздействие на сферу ценностно-смысловых ориентации личности, опосредо­вание текущих инструментальных действий в разных ситуаци­ях в опоре на ведущие ценности личности и коррекция текуще­го поведения в соответствии с этими ценностями. Например, стоит ли тебе ссориться с пусть даже некомпетентным препода­вателем, если это закроет дорогу к диплому и к последующей деятельности, которая имеет для тебя большой смысл? Продви­жение по направлению к этой цели выдвигает задачу изучения ценностно-смысловых ориентации личности на диагностиче­ском этапе консультирования.

В.Ю. Меновщиков (1998) цель психологического консуль­тирования определяет как адаптацию к жизни за счет актива­ции жизненных ресурсов. Психологическое консультированиеон определяет как решение задачи, ориентированной на мышление.Люди редко воспринимают свои затруднения как зада­чу, ориентированную на мышление. В этом, возможно, их ошибка. Потребность в мышлении возникает, когда в ходе жизни перед человеком встает новая цель, новые обстоятель­ства и условия деятельности, а старые средства и способы дея­тельности недостаточны для их достижения. С помощью умст­венной деятельности, берущей начало в проблемной ситуации, удается создать новые способы, средства достижения целей и удовлетворения потребностей. Именно в проблемных ситуа­циях возникает потребность в консультировании. Такой под­ход к психологическому консультированию выдвигает задачу овладения специальными знаниями по психологии мышле­ния, навыками активизации мышления. Этапы психологиче­ского консультирования в рамках этого подхода совпадают с этапами мыслительного процесса.

Слово «принцип» происходит от лат. principium- основа, начало и означает основное, исходное положение какой-ли­бо теории, учения; руководящая идея, основное правило дея­тельности. Принципы психологического консультирования суть правила работы, возникшие из опыта практической дея­тельности людей в этой области. В нашем описании принци­пов психологического консультирования мы будем придержи­ваться того порядка, который некогда задала Ю.Е. Алешина:

1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиен­ту.

2. Ориентация на нормы и ценности клиента.Этот принцип означает, что психолог во время работы ориенти­руется не на социально принятые нормы и правила и не на те нормы и ценности, которые симпатичны ему лично, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых яв­ляется клиент. Он центрирован на клиенте, а не на своих правилах. Люди ценят свою автономию, уникальность и склонны противостоять попыткам, расправиться с этими свойствами своей природы. Если мы начнем «читать мо­раль» клиенту, то человек замкнется, не сможет быть ис­кренним и открытым.

3. Осторожное отношение к советам.Ю.Е. Алешина [1994] формулирует этот принцип более строго - как запрет давать советы вообще. В пользу этого она приводит следующие аргументы:

v Гарантированный совет другому дать невозможно: жизнь каждого уникальна и непредсказуема.

v Советуя, консультант берет на себя ответственность за про­исходящее, что не способствует развитию личности кон­сультируемого и его адекватному отношению к действи­тельности; у клиента формируется пассивное и поверхност­ное отношение к происходящему.

v Любые неудачи в реализации совета обычно приписывают­ся консультанту как давшему совет авторитету, что, естественно, мешает пониманию клиентом своей роли в происхо­дящих событиях.

В дополнение к этому В.В. Столин [1981] выдвигал в пользу отказа от конкретных рекомендаций в процессе психологиче­ского консультирования следующие аргументы:

v До прихода в психологическую консультацию клиент имел гораздо более времени для рационального осмысления сво­ей ситуации, чем имеет психолог; на этом фоне совет психо­лога чаще всего будет выглядеть как скороспелый.

v Хотя клиент и обращается в консультацию чаще всего за советом, он может неосознанно бояться именно прямых со­ветов, ведь принять такой совет — значит в какой-то степе­ни признать себя некомпетентным в собственной жизни.

Однако другие авторы полагают, что в определенных случа­ях совет в психологическом консультировании приемлем и оправдан. Так А.Ф. Копьев считает, что особенно на начальных этапах консультирования допустимо советовать, так как это вполне органично жанровой природе разговора и избега­ние советов со стороны консультанта сделало бы общение искус­ственным. Совет может выступать здесь в роли:

■ поддержки, сочувствия клиенту;

■ наиболее удобной актуализации в сознании клиента нрав­ственных норм;

■ индикатора для обнаружения клиентом игнорируемых форм поведения.

Н.В. Самоукина полагает, что советовать в психоло­гическом консультировании можно в случаях, если:

■ клиент находится в кризисной, опасной для его жизни си­туации и в данный момент не способен принимать реше­ния;

■ клиент закрыт для диалога, а его действия наносят психо­логический ущерб близким; совет психолога в этом случае может быть изложен в директивной форме, буквально как предписание, рецепт;

■ если клиент активен, действует и нуждается только в ква­лифицированной информации типа «как делать».

Ошибкой Н.В. Самоукина считает стремление психолога-консультанта обязательнодать полезный совет, поскольку со­вет сбивает внимание клиента с анализа самого себя, закрыва­ется движение клиента по пути к самому себе. Она полагает, что если клиент открыт для диалога, то следует воздерживать­ся от совета.

4. Разграничение личных и профессиональных отно­шений.Здесь имеется в виду то, что психологу-консультанту не рекомендуется переходить с клиентом на дружественные отношения и пытаться оказывать профессиональную помощь своим друзьям и близким. Это связано с явлениями переноса и контрпереноса.

Р.-А.Б. Кочюнас обращает внимание на недопусти­мость сексуальных контактов с клиентами, так как консуль­тирование дает специалисту преимущественное положение и возникает угроза, что при личных отношениях это преиму­щество может использоваться в целях эксплуатации. У клиен­тов развивается крайняя зависимость, а консультант теряет объективность. На этом заканчивается любое профессиональ­ное консультирование и психотерапия.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 664.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...