Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Специфика дистантного консультирования.
Начнем с консультирования на телефоне доверия. Можно выделить следующие преимущества консультирования по телефону доверия: 1) Сведение до минимума конкурентных интерферирующих влияний (дорога, помещение, регистраторы, внешность консультанта и т. д.). 2) Большая доступность, большая возможность повторных обращений, в том числе из других городов, стран. 3) Большая дешевизна. 4) Большая анонимность, конфиденциальность. 5) Большая защищенность психолога-консультанта. 6) Экстренность, своевременность оказания помощи. 7) Психолог и клиент меньше тревожатся, комплексуют. 8) Меньше возможностей для негативных атрибуций, тенденция к взаимной идеализации, что повышает значимость информации психолога для клиента, а консультанту помогает в принятии клиента и объективном отношении к нему, расширении его зоны ближайшего развития. 9) Значительно легче решается проблема разграничения личных и профессиональных отношений, что обеспечивает большую искренность и смысловую насыщенность общения. 10) Телефон доверия - это не только средство консультирования, но и форма социальной работы. Сюда обращаются за эмоциональной поддержкой те, кому некуда больше обратиться - психически больные люди, инвалиды, которые подчас годами не покидают своей постели, дети, если мама ушла из дома и им страшно. 11) Телефон доверия выполняет в сообществе просветительские функции: здесь люди часто получают информацию о том, чего они не понимают. 12) Телефон доверия - адекватная форма работы с подростками и молодежью. Считается, что так они меньше комплексуют по поводу своей внешности. 13) Это адекватная форма вывода людей из кризисных состояний. Например, если человек несколько недель или даже месяцев не покидал своей квартиры, то возвращаться к нормальной жизни легче с обращения на телефон доверия. 14) Телефон доверия может эффективно выполнять функции отбора людей, которым действительно необходимо именно очное консультирование. 15) Круглосуточный телефон доверия в организации может выполнять также функцию охраны помещения, использоваться для оперативной координации различных вопросов внутри организации. 16) Телефон доверия может быть эффективной формой мониторинга эмоционального состояния сообщества. Недостатки и проблемные области, связанные с работой телефона доверия: 1. Мешают работать «шутники» и люди с больной фантазией, которые хотят воспользоваться консультантом как средством удовлетворения своих извращенных потребностей. 2. От консультанта телефона доверия требуется гораздо более высокая эрудиция и развитость в морально-этическом плане, чем от очного психолога-консультанта, устойчивость его психической сферы, высокое чувство ответственности. 3. Намного труднее контролировать то, насколько клиент действительно вовлечен в диалог, ограничены возможности для эмпатического слушания - только через вербалику можно отразить свое участие в разговоре. 4. Анонимность и удаленность благодарности клиента от того места, где помощь была реально оказана. По результатам некоторых исследований, это может служить причиной «сгорания» консультанта телефона доверия. 5. Опасность нарушения социальных связей психолога-консультанта. Его клиенты - вся его жизнь. Подчас за пределами консультации и телефона доверия он лишь отдыхает от интенсивных нагрузок, связанных с напряженным и глубоким межличностным общением. 6. Некоторых людей, работающих на телефоне доверия, факт анонимности личности консультанта может приводить к деградации личности, например алкоголизму, чувству превосходства над другими людьми. 7. Длительная интенсивная работа на телефоне доверия может приводить к зацикленности на отрицательных сторонах бытия. Телефон доверия обеспечивает недостаток позитивных примеров. 8. Работа на телефоне доверия порой легко перерастает в сверхвовлеченность консультанта в работу, следствием чего является переутомление и срыв. Число обращений за помощью за одно дежурство может значительно превышать возможности консультанта. Психологическое консультирование посредством дистантного письма имеет следующие преимущества: 1. Письмо всегда оставляет время для обдуманного и взвешенного ответа. 2. Письмо усиливает рефлексивный анализ своей проблемы у клиента, ибо многое надо выразить немногими словами, лаконично и понятно. 3. На одно письмо клиента ответ могут дать несколько консультантов, что побуждает клиента к самостоятельному выбору, делает его более свободным в принятии решения относительно своей жизни. Недостатки и проблемные области, связанные с дистантным письмом: 1. Письмо, написанное клиентом, как правило, не содержит более или менее значительной части информации, необходимой для формулирования и проверки консультативных гипотез. Возникает соблазн домыслить эту информацию и написать клиенту ответ. Рекомендуется все же поделиться с клиентом своими затруднениями и запросить большую информацию. Это будет способствовать и лучшему пониманию своей проблемы клиентом. 2. Между написанием письма клиентом и ответом психолога проходит значительный отрезок времени, и ситуация может сильно измениться. 3. Письмо психологу может быть адресовано с очень далекого расстояния. Психолог может не знать всех реалий контекста, в котором живет его респондент, возможности же выяснить что-либо ограничены. Скайп, аська – современные виды. Особенности этого типа консультирования: клиенты: подростки, пожилые люди, люди, попавшие в кризисную ситуацию, краткосрочность терапии. суть консультации - снять остроту аффекта. 5.Гуманистически ориентированное консультирование. Данное направление в практической психологии возникло как реакция на издержки психоаналитических, бихевиористских и когнитивистских подходов к личностным затруднениям. В психоаналитических подходах неприемлемым для представителей этого направления является детерминизм поведения человека влечениями низшими, схожими с влечениями животных, заданность поведения личности в зрелом возрасте особенностями социализации в детском возрасте. В бихевиористских подходах неприемлемым для представителей этого направления является почти однозначная заданность поведения человека особенностями социального контекста, аналогии между поведением человека и животных. В когнитивистских подходах неприемлемым для представителей этого направления является трактовка человека как устройства по сбору и переработки информации, аналогии между реалиями душевной жизни человека и работой компьютера. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 792. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |