Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

У многих сказочных персонажей и героев мультипликационных фильмов есть свои любимые песни. Назови «исполнителя» и сказку (мультфильм, фильм-сказка), а также авторов произведения.




1. «Песенка крокодила Гены» из мультипликационного фильма «Крокодил Гена и его друзья» по мотивам книги Э. Успенского – исполняет крокодил Гена.

2. «Песенка кузнечика» из мультипликационного фильма «Приключения Незнайки и его друзей» по мотивам сказки Н. Носова – исполняют жители Цветочного города.

3. Русскую народную песню «Из-за острова на стрежень…» исполняет Иван из мультфильма «Золотое кольцо».

4. Русскую народную песню «Ах, вы, сени, мои сени…» в мультфильме по русской народной сказке «По щучьему велению» поет Емеля.

5. Песню «Добрый жук» из кинофильма «Золушка» по одноименной сказке Ш. Перро исполняет Золушка и т. д.

2. Назовите исполнителя этих строк, а также вспомните название сказки. Продолжите песенку, если она вам хорошо знакома:

1. Петушок, петушок,

Золотой гребешок…

…Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку

(Песенка Лисы из русской народной сказки

«Петушок – золотой гребешок»)

 

2. Я колобок, колобок,

Я по коробу скребен…

…По сусеку метен,

На сметане мешен

Да в масле пряжен,

На окошке стужен.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

От тебя, зайца, подавно уйду!

(Песенка Колобка из

русской народной сказки «Колобок»)

 

3. Гусиная страна,

Ты издали видна!

Привет тебе, Лапландия,

Гусиная страна!

 

Несет меня в Лапландию

Домашний белый гусь,

И скоро я в Лапландии

На землю опущусь!..

(Песенка Нильса из повести-сказки

Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие

Нильса с дикими гусями»)

 

4. Пусть все кругом

Горит огнем.

А мы с тобой споем:

Ути, боссе, буссе, бассе,

Биссе, и отдохнем.

 

Пусть тыщу булочек несут

На день рожденья к нам.

А мы с тобой устроим тут

Ути, боссе, буссе, капут,

Биссе и таррарам»

(Песенка Карлсона из книги А. Линдгрен

«Три повести о Малыше и Карлсоне»)

 

5. Спит-ко, усни, дитя Терешечка, –

Все ласточки спят…

И касатки спят,

И куницы спят,

И лисицы спят,

Нашему Терешечке

Спать велят!

(Колыбельная старухи и старика

из русской народной сказки «Терешечка»)

 

6. Куда мой мед деваться мог?

Ведь был полнехонький горшок!

Он убежать никак не мог –

Ведь у него же нету ног!

 

Не мог уплыть он по реке

(Он без хвоста и плавников),

Не мог зарыться он в песке…

Не мог, а все же – был таков!

Не мог уйти он в темный лес,

Не мог взлететь под небеса…

Не мог, а все-таки исчез!

Ну, это прямо чудеса!»

(Песенка-ворчалка Винни-Пуха

из повести-сказки Алана Александра Милна

«Винни-Пух и все, все, все…»)

7. За лапоть – куру,

За куру – овечку,

За овечку – бычка…

Шню, шню, бычок,

Соломенный бочок,

Сани не наши,

Хомут не свой,

Погоняй – не стой…

(Песня старухи из русской народной

сказки «Как старуха нашла лапоть»)

 

8. Ку-ка-реку!

Иду на ногах,

В красных сапогах...

Несу косу на плечах:

Хочу лису посечи,

Пошла, лиса, с печи!

(Песенка Петуха из русской

народной сказки «Лиса и заяц»)

Спой песенку полюбившегося тебе персонажа в его манере исполнения.

Сочини песенку любому понравившемуся сказочному персонажу.

5. Главный герой русских народных сказок, прежде чем добиться желаемого (поумнеть; добиться справедливости; взять в жены прекрасную девицу; сразиться со злом и т. п.), должен пройти через многие испытания. Например, загадки мудреные разгадать. А это не каждому добру молодцу по силам! Куда проще со Змеем Горынычем сразиться… Но не зря в народе говорят: «Не копьем побивают, а умом». А еще говорят: «Мал золотник да дорог»… Тут все от смекалки природной зависит.

Загадка 1

Послушайте начало сказки «Дочь-семилетка» и помогите бедному брату разгадать мудреные загадки:

«Ехали два брата: один бедный, другой богатый. У обоих по лошади – у  бедного кобыла, у богатого мерин. Остановились они на ночлег рядом. У бедного кобыла ночью принесла жеребенка; жеребенок подкатился под телегу богатого. Будит он наутро бедного:

– Вставай, брат! У меня телега ночью жеребенка родила.

Брат встает и говорит:

– Как можно, чтоб телега жеребенка родила? Это моя кобыла принесла.

Богатый говорит:

– Кабы твоя кобыла принесла, жеребенок бы подле был!

Поспорили они и пошли до начальства. Богатый дарил судей деньгами, а бедный словами оправдывался.

Дошло дело до самого царя. Велел он призвать обоих братьев и загадал им четыре загадки. И положил им сроку три дня.

Богатый подумал-подумал, вспомнил про свою куму и пошел к ней совета просить. Приветила она кума дорогого, в передний угол усадила да накормила, а потом и спрашивает:

– Что так печален, куманек?

– Да загадал мне государь четыре загадки, а сроку всего три дня положил.

– Что такое, скажи мне.

– А вот что, кума! Первая загадка: что всего на свете сильнее и быстрее?

– Экая загадка! У моего мужа кобыла есть; нет ее быстрее!

– Вторая загадка: что всего на свете жирнее?

– У нас второй год боров кормится; такой жирный стал, что на ноги не поднимается!

Третья загадка: что всего на свете мягче?

– Известное дело – пуховик, уж мягче не выдумаешь!

– Четвертая загадка: что всего на свете милее?

– Милее всего внучек Иванушка!

Поблагодарил куму богатый брат и довольный отправился восвояси.

А бедный брат залился слезами горькими и пошел домой. Встречает его дочь-семилетка:

– О чем ты, батюшка, вздыхаешь да слезы ронишь?

Пожалился отец малой дочери о том, что задал царь ему четыре загадки, которые и в жизнь не разгадать.

– Скажи мне, какие загадки.

– А вот какие, дочка: что всего на свете сильнее и быстрее, что всего жирнее, что всего мягче и что всего милее?..»

Вопрос: Попробуйте дать правильные ответы на эти четыре вопроса…

Теперь давайте послушаем, как на них ответила семилетняя девочка из сказки:

 «Ступай, батюшка, и скажи царю: сильнее и быстрее всего ветер, жирнее всего земля: что ни растет, что ни живет, земля питает! Мягче всего рука: на что человек ни ляжет, а все руку под голову кладет; а милее сна нет ничего на свете!..»

Вопрос: Ваша версия окончания сказки?..

Правильный ответ:Царь подивился мудрости маленькой девочки. Он присудил отдать жеребенка бедному мужику. Когда семилетка выросла, царь женился на ней, и стала она царицею.

Загадка 2

Эта загадка из русской народной сказки «Иванушка-дурачок»:

«…Послала матушка своего младшего сына Ивана-дурака обед братьям в поле снести… Он пришел с пустыми руками. Те его спрашивают:

–Ты, дурак, зачем?

–Вам обед принес!

–Где же обед? Давай живее!

–Да вот, братцы, привязался ко мне дорогою незнамо какой человек да все и поел!

–Какой такой человек?

–Вот он! И теперь рядом стоит!..

Вопрос: О каком «человеке» идет речь?

Правильный ответ: О тени.

Загадка 3

Эта загадка будет из русской народной сказки «Горшеня»:

«Ехал горшеня на базар, горшки свои продавать. Повстречался ему сам государь Иван Васильевич. Слово за слово, разговорились попутчики. По душе пришелся государю смекалистый мужичок, на все у него ответ готов – за словом в карман не лезет! Решил государь горшеню на сообразительность проверить, загадал ему загадку мудреную:

–Какие три худа есть на свете, горшенюшка?

–Первое худо – худой сосед, а второе худо – худая жена, а третье худо – худой разум.

–А скажи мне, которое худо хуже всех?

Вопрос: Что можно ответить на это?.. Послушаем ответ горшени:

«…От худого соседа уйду, от худой жены тоже можно, а от худого разума не уйдешь – все с тобой»

Вопрос: Как вы понимаете выражение: «За словом в карман не лезет»? О ком так в народе говорят?..

Загадка 4

У скупой старухи из русской народной сказки «Петухан Куриханыч» два солдата попросили чего-нибудь поесть. Отказала им жадная хозяйка да еще в насмешку загадала им мудреную загадку:

«В Печинске-Горшечинске, под Сковородинским, сидит Петухан Куриханыч…»

Вопрос: Что означала старухина загадка?

Ответ: Старухина загадка означала, что в печи, в горшке, покрытом сковородой, лежит сваренный петух.

Солдаты не сразу, но поняли смысл загадки и решили проучить злую жадную старуху. Пока она выходила во двор, они достали из печи горшок, вынули сваренного петуха и переложили его к себе в ранец. Вместо же петуха они……

Вопрос: Впрочем, сначала послушаем, какую загадку загадали находчивые солдаты старухе, покидая ее:

«…Был Петухан Куриханыч в Печинске-Горшечинске, да переведен в Суму-Заплеченску, а теперь там Заплетай-Расплетаич…»

Так что же оставили в горшке сообразительные и предприимчивые солдаты вместо петуха?

Ответ: Вместо петуха в горшке остался лапоть. Старуха поплатилась за скупость: осталась без обеда, а насмешка повернулась против нее. Кстати, в народе есть на этот счет поговорки: «Скупой платит дважды» и «Палка-то о двух концах». Объясните значение этих поговорок.

Загадка 5

Пятая загадка спрятана в сказке В. Даля, которая называется «Старик-годовик». Прочитайте сказку и отгадайте, кто такой старик-годовик и о каких чудесных птицах ведется речь.

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли холодные туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой – станет темным-темно.

Вопросы:

Что это за птицы вылетали из рукава старика-годовика?

Какие это четыре крыла у каждой птицы?

Какие семь перьев в каждом крыле?

Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая – черная?

 

6. У русского народа есть много замечательных пословиц и поговорок, которые так же, как и сказки, высмеивают отрицательные качества и черты характера людей. Послушай и подумай, к каким известным тебе русским народным сказкам их можно отнести:

1. И сила уму уступает.

2. В большом деле и малая помощь дорога.

3. На языке мед, а под языком лед.

4. Голова с печное чело, а в мозгу совсем ничего.

5. Не сади дерева корнем кверху.

6. Мало хотеть, надо уметь.

7. Хочешь есть калачи – не лежи на печи.

8. Делаешь наспех, сделаешь на смех.

9. Не успел обжора оклематься, а уж опять объелся.

10. Не суйся в воду, не зная броду.

11. Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает.

12. Объедалу не насытить.

13. Что глупо, то и любо.

14. Один за всех и все за одного.

15. Не делай того, чего себе не желаешь.

16. Дуракам всегда везет.

17. Кому вершки, а кому и корешки.

18. У разумной жены и неудельный муж в хозяйстве работник и даром хлеба не ест.

19. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

20. Видно сокола по полету, а молодца по поступкам.

21. За дело – не мы.

За работу – не мы.

А поесть, поплясать –

Лучше нас не сыскать.

7. Некоторые русские народные сказки начинаются примерно так: «Жил-был старик со старухою; у них было три сына: двое умные, третий – Иванушка-дурачок…»

Вопрос: Вспомните русские народные сказки, главным героем которых является Иван-дурак.

Правильный ответ: «Иванушка-дурачок», «Как Иван-дурак дверь стерег», «Дурак и береза», «Сивка-бурка», «Конек-горбунок» и др.

Вопрос: Как вы думаете, Ивана-дурака можно назвать положительным героем?

Предполагаемый ответ: Только глупец может принять собственную тень за человека и отдать ему обед, приготовленный для братьев, работающих в поле. Иван-дурак не может считаться положительным героем, так как глупость, считалось в народе, произрастает от лености ума. Иван не утруждает себя работой, не любит напрягаться. Ему бы на печи лежать да мух гонять. Но в то же время – Иванушка по сравнению со своими братьями, умными, но злыми, завистливыми и жадными, никому не причиняет зла. Скорее наоборот, из-за своей чрезмерной доброты и простоты попадает в самые наиглупейшие ситуации. Его необдуманные, дурацкие поступки происходят от хороших побуждений кому-то или чему-то угодить, помочь. В сказке «Иванушка-дурачок» он, не задумываясь, отдал обед, приготовленный для работающих в поле братьев, собственной тени. Он принял ее за голодного человека, преследовавшего по пятам, и т. п.

Простодушие Иванушки высмеивается в сказках, но не осуждается. Ему прощается глупость за его отзывчивость и доброту. Быть может, поэтому в сказках Иван удачлив, его же братьям, наоборот, постоянно не везет.

Вопрос: Что в твоем понимании подразумевается под словом «дурак»?

Мнение автора (которое может не совпадать с общепринятыми суждениями):

Не от мира сего,

Говорят, у них – того!

«Простофили и слюнтяи!» –

 Вслед им умники кричали.

 

«Эй, дурак, куда ты прешь?

Смотри в оба, пропадешь!..»

 

Вы не верьте, все не так:

Простофиля, но добряк,

Не умеющий хитрить,

Выгодно продать-купить.

 

Но случится вдруг беда –

Вот он, Ваня-простота!

Надо – голыми руками

Он сметет с земли врага.

 

Не задумываясь, в пекло

Он полезет, вот дурак!

Орденов ему не надо,

Ясно дело, ведь чудак.

 

Кто такие чудаки?

Балагуры, смельчаки.

Люди с чистою душой,

С легким сердцем, с головой.

 

Нам такие чудаки

На Руси ох как нужны!..

(Е. Арсенина. Отрывок из стихотворения «Кто такие чудаки»)

 

8. Многим персонажам сказок для достижения своей заветной цели приходилось обращаться к волшебным заклинаниям. Послушай и определи, кому из героев известных сказок принадлежат следующие заклинания:

Вопрос: Сивка-бурка, вещий каурка!

             Встань передо мной, как лист перед травой…

Ответ: Иванушке-дурачку из русской народной сказки «Сивка-бурка».

 

Вопрос:

Стань передо мной,

Как мышь перед горой,

Как снежинка перед тучей,

Как ступенька перед кручей,

Как звезда перед луной.

 

Бурум-шурум,

Шалты-балты.

Кто ты? Кто я?

Был – я, стал – ты…!

Ответ: Это заклинание по секрету поведал орел Горго мальчику Нильсу из сказочной повести «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлеф.

 

Вопрос: По щучьему веленью,

По моему хотенью…

Ответ: Заклинание Емели из русской народной сказки «По щучьему веленью».

Вопрос: Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!..

Ответ: Волшебные слова Ивана из русской народной сказки «Царевна-лягушка», которые он произносит перед избушкой на курьих ножках.

 

Скороговорщики

 

Быстро и четко повтори скороговорку:

 

Щетинка у чушки,

Чешуйка у щучки,

Щели-щелочки и щечки.

 

Купили Валерику и Вареньке

Варежки и валенки.

 

– Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

(Слова И. Демьянова)

 

На воду лоза, у воды коза.

 

У тридцати трех полосатых поросят

Тридцать три хвостика висят.

 

Михейка на скамейке

Плетет лапти Андрейке.

Не годятся лапти

Андрейке на ножки,

А годятся лапти

На лапки кошке.

 

Из-под кислого молока,

Из-под простокваши –

У Маши сыворотка в каше.

 

У осы не усы,

Не усищи, а усики!

 

Везет Сеня Саню с Соней на санках.

Санки скок, Сеню с ног, Саню в бок,

Соню в лоб, с санок все в сугроб.

 

Около кола вьюн и хмель

Вьются на плетень,

Вьются, плетутся,

Заплетаются, расперезавиваются.

 

Села Олеся, с печи ноги свеся,

Не смейся, Олеся, а на печи грейся!

 

Шла торговка мимо рынка,

Спотыкнулась о корзинку

И упала в ямку – бух,

Раздавила сорок мух.

 

Соня Зине принесла бузины в корзине.

Маша, ты нас не ищи:

Щиплем щавель мы на щи.

 

Саша шустро сушит сушки,

Саша высушил штук шесть.

И смешно спешат старушки

Сушек Сашиных поесть.

 

Мамаша Ромаше дала сыворотку

Из-под простокваши.

 

В перелеске у пригорка

Собирал грибы Егорка.

 

В доме одна Домна,

Думает Домна:

«Дай приберу!»

Прибрала Домна дом,

А у Домны дом вверх дном.

 

Арина грибы мариновала.

Марина малину перебирала.

 

Шапкой Саша шишку сшиб.

 

Мама Милу мыла мылом,

Мила мыло не любила.

 

Коси, коса, пока роса.

Роса долой, и мы домой.

 

Рыбу ловит рыболов,

Весь в реку уплыл улов.

 

Стоит воз овса, возле воза – овца.

 

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

 

Ученик учил уроки,

У него в чернилах щеки.

 

Не живут ужи, где живут ежи.

 

Шубка овечки – теплее любой печки.

 

В аквариуме у Харитона

Четыре рака да три тритона.

 

Занимательная игротека

 

Шел по лесу умный гном,

Нес в руках он толстый том.

Но споткнулся умный гном,

Выскользнул из рук тот том.

 

«Дом в опасности, друзья!

Все спасаемся, беда!» –

Буквы бросились бежать,

Гному их не удержать.

 

Очень уж расстроен гном,

Не прочесть без букв тот том.

Срочно гному помоги,

В книгу буквы все верни.

                                                          (Е. Арсенина)

Задание: найди пропавшие буквы и верни их на место, расставив по смыслу. Справившись с заданием, ты узнаешь, как называется книга умного гнома.

 

 

Ответ: «Золотая книга сказок»

 

Задание: замени в слове букву на другую таким образом, чтобы первоначальный смысл слова изменился.

Например:

рот – пот;

шок – сок;

нора – нога;

мир – жир;

домик – сомик;

коза – роза;

малина – Марина и т. п.

 

Задание: задание несколько усложняется: подбираем такое слово, которое при замене одного слога другим, приобретает совершенно другой смысл. Например:

малыш – голыш;

кадушка – подушка;

кукушка – макушка и т.д.

Задание: замени букву в словах так, чтобы они отвечали на вопрос «кто?»:

рот – …(крот);

кол – …(вол);

капля – …(цапля);

дверь – …(зверь);

морока – … (сорока);

мак –…(рак);

корона –… (ворона);

дом – …(сом);

роза – …(коза);

корка –… (норка);

роса – …(оса);

строфа – …(дрофа) и т. д.

 

Задание: какое смысловое значение приобретет слово, если из него вдруг исчезнет одна из букв. Вспомните сюжет одного мультипликационного фильма, в котором произошла ужасная путаница и неразбериха со значением слов. А все из-за того, что один мальчик никак не мог подружиться с буквами и словами, за что те и решили его немного проучить.

Помните: «В садик дверь была закрыта, а теперь она зарыта». Или: «Мальчик был когда-то Колей, а теперь зовется Олей».

Придумайте свои примеры:

крот – рот;

гастроном – астроном;

шпион – пион;

маленький – аленький и т. п.

 

Задание: поставив буквы в правильном порядке, попробуйте разгадать зашифрованное послание. Что завещал великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин своим потомкам?

 

 

Ответ: «Чтение – вот лучшее учение»

 

Задание: общеизвестно, что восток славится не только своими сладостями, прекрасными тканями и удивительными сказками, но и мудрыми изречениями и пословицами, содержание которых доступно пониманию и толкованию только «мудрейшим из мудрейших», «достойнейшим из достойнейших».

Попробуй свои силы – объясни смысл данных восточных изречений и пословиц. Успешно справившись с заданием, ты можешь гордиться собой – ты стал одним из достойнейших мудрецов:

 

У добрых родителей добрые дети.

 

Приобретая новых друзей,

Дружбе будь верен старой своей.

 

Ученье, знание и труд

По жизни рядышком идут.

 

Прекрасен садовник работой своей,

Песней прекрасен в саду соловей.

 

Не важно, что имеешь,

Важнее, что умеешь.

 

У русского народа есть не менее мудрые пословицы и поговорки, некоторые из них схожи по смыслу с восточными. Вспомни их. (Яблоко от яблони недалеко падает; старый друг лучше двух новых и т.п.)

Задание: словесная дуэль. Два соперника начинают свой интеллектуальный поединок: они «стреляются» словами на определенную букву. Например: один говорит «пистолет», другой – «паркет» и т.п.

Тот считается побежденным, у кого запас слов иссякнет. Право первым начать «дуэль» и какой буквой «стреляться» решается жеребьевкой.

 

Задание: тест на внимательность и сообразительность.Прочитай отрывок небольшого рассказа, который имеет потайной смысл. Попробуй догадаться, какой?

«…Сегодня всем ученикам пришлось остаться дома. По радио передали, что из-за сильного мороза занятия в школе отменяются на целых три дня.

– Ура! – воскликнул я и сразу позвонил моему другу Ваське. Но к телефону подошла его мама:

– Рома, Василек заболел. У него сильный кашель.

Все ясно, подумал я, это все из-за мороженого. Эх, кабы знать, что занятия отменят! Дело в том, что сегодня должна быть решающая контрольная по математике. А у Васьки и так двойка с тройкой спорят, не математический склад у него ума, что тут поделаешь! Но попробуй объяснить это нашей математичке. Лилия Петровна – человек суровый. Не в ладах с математикой, значит человек ты конченный – лодырь и лоботряс. «Два» в журнал, и маму в школу. Вот Васька и решил перестраховаться, вчера после уроков три эскимо и два пломбира съел. С больного что возьмешь? Ему покой и положительные эмоции необходимы.

Что ж, надо морально поддержать друга. С кульком его любимых ирисок и книжкой про шпионов я поднялся к Ваське. Он жил в моем доме, на два этажа выше. Дверь мне открыла Васькина младшая сестра, между прочим на редкость вредная девчонка. Она была в одном башмаке.

– Привет, – сказал я и спросил, кивая на ее ноги. – А второй где, потеряла что ли?

– И ничего не потеряла! Второй одеть не успела, тебе дверь открывала! Мама на работу ушла. Васька болеет. Выпалив все это на одном дыхании и успев при этом показать мне язык, Ритка тут же ускакала в свою комнату.

Васька встретил меня вымученной улыбкой, лежа на кровати. Молча кивнув в знак приветствия, я положил ему на кровать ириски и книгу.

– Васька, пора принимать лекарство! – Со взрослыми интонациями в голосе важно произнесла Ритка. Она уже успела обуться и теперь держала в руках стакан с отваром шиповника. – Ты должен выпить этот напиток, а иначе не выздоровеешь, так мама сказала. А маме сказала бабушка Люба, она у нас в Астрахани живет, – эти слова уже предназначались мне. – Мама позвонила бабушке и сказала, что Васька заболел, а бабушка сказала маме…

– Слушай, Ритка, уйди, а? – просипел вдруг Васька – Дай хоть поболеть спокойно….» (Е. Арсенина, отрывок из рассказа «Не повезло»)

Вопрос: сколько цветов можно обнаружить в предложениях? Озаглавь рассказ. Придумай свою версию окончания рассказа.

Ответ: в рассказе упоминается семь цветов: василек, лилия, ирис, пион, мак, шиповник, астра.

 

Задание: поиграем в слова. Подбираем такие слова, которые легко рифмуются друг с другом и почти одинаково звучат, но... стоит убрать из слова всего одну лишь букву или заменить ее на другую – получается... Что может получиться, вы сейчас услышите сами:

Щиплет травку КОЗА,

Рядом дуб, на нем КОРА.

По коре ползет Оса,

На лугу блестит РОСА.

А в руках мужика

Весело звенит КОСА.

Попробуйте продолжить, зарифмовав, к примеру, такие слова, как нора-нога-рога и т.д.

Задание: даются через запятую слова. Расставьте их по смысловому порядку так, чтобы получилась скороговорка.

Вороны, из-за, две, спозаранку, баранки, подрались.

Ответ: Две вороны спозаранку

Подрались из-за баранки.

Задание: найденный во время археологических раскопок старинный пергамент, которому, по мнению историков, более трехсот лет, подвергся тщательному и доскональному изучению и анализу. «Таинственный свиток мог принадлежать одному из волшебников» – в один голос заявили ученые: археологи, историки и филологи.

Попытайтесь прочесть написанное и ответить на вопрос: как вы думаете, почему ученые мужи пришли к такому выводу?

 

Ответ: в древнем документе начертаны такие «волшебные» слова, как: «пожалуйста», «спасибо», «извините», «простите», «здравствуйте» – читай справа налево.

 

Задание: прочитайте начало стихотворения.

 «Нелепая история»

Е. Арсенина

За окном, на стекло

Прилепилась мошка.

Улетай-ка поскорей,

Раздавлю ведь, крошка!

Попробуйте продолжить стихотворение, заменив слово «прилепилась» на «испугалась», добавив «я стучу».

У автора получилось вот что:

По стеклу я стучу:

«Улетай – раздавлю!»

Испугалась крошка,

Улетела мошка.

Казалось бы, что история с мошкой закончена – она улетела, стихотворение закончилось. Однако попробуем домыслить, какие последствия могла бы иметь для автора данного стихотворения встреча с маленькой безобидной мошкой.

Задание довольно трудное, поэтому вот вам небольшая подсказка: в уютной кухне перед окном, на столе вкусный завтрак. Автор, приготовившись было подцепить вилкой толстенькую ароматную сардельку, вдруг замечает на стекле приоткрытого окна маленькую козявку, снующую взад-вперед.

А так как наш автор, как и полагается быть всем авторам на свете, очень нервный (хотя и очень добрый) человек, все же страшно не любит, когда во время еды перед его глазами что-то мельтешит. Согласитесь, это сильно отвлекает от вкусной, сочной сардельки, просто портит аппетит! Так вот, автор со вздохом кладет свою сардельку обратно на тарелку и старается путем «мирных переговоров» убедить мошку покинуть его окно.

Как вы уже поняли, мошка оказалась довольно упрямым насекомым. Для того, чтобы она улетела, автору пришлось настойчиво и продолжительно стучать по оконному стеклу. Облегченно вздохнув, что конфликт с упрямицей обошелся без рукоприкладства (наш автор за свою долгую жизнь и мухи не обидел, поэтому ни за чтобы не простил себе смерть маленькой беззащитной козявки), автор возвращается к своему нетронутому и слегка подстывшему завтраку с целью продолжить трапезу … но… не тут-то было…. На столе остались лишь пустые тарелки и вилка. Вкусная, сочная и такая аппетитная сарделька, а вместе с ней сыр и колбаса бесследно исчезли! Испарились! Почему, как вы думаете? Что произошло дальше? Попробуйте самостоятельно домыслить и развить сюжет.

А сейчас послушайте, как описывает дальнейшие события злосчастного утра сам автор:

Пока стоял я у окна

И наблюдал за мошкой –

Бесследно завтрак вдруг исчез

В желудке моей кошки!!!

Мой завтрак!

       Съеден был!

                        И кем?!

Коварной толстой кошкой!

Сарделька, сыр и колбаса

Исчезли вмиг и без следа!

Схватил я тапок сгоряча,

Чтоб наказать воришку.

Но кошка, радостно урча,

Дала такого стрекача…

Виновных нечего искать,

Готов я честно вам сказать:

Не увлекись я мошкой,

Не обворован был бы кошкой.

Согласитесь, чем не детективная история: Мошка – в роли отвлекающего соучастника преступления, в роли – жертвы несчастный Автор, оставшийся без своего завтрака, и коварная авантюристка – Кошка. Последней явно повезло: не только позавтракала за себя и за своего хозяина, но и избежала при этом хорошей трепки.

Ребята, как вы думаете, кто в действительности виноват во всей этой истории: сложившиеся обстоятельства, автор, мошка или кошка? Какие воспитательные меры, по вашему мнению, необходимо применить к вороватой кошке?

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 332.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...