Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 1. Вводная лекция. Конфликтология как наука




I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Цели и задачи обучения по дисциплине

Целью изучения дисциплины «Конфликтология» является формирование у специалистов-психологов конфликтологической компетентности, то есть совокупности знаний, умений и навыков, позволяющих им принимать эффективное участие в управлении конфликтами в организации.

Предметом изучения дисциплины «Конфликтология» являются закономерности возникновения и развития конфликтов в организации, а также технологии управления ими.

Задачи обучения по дисциплине:

§ овладеть методами изучения индивидуально-психологических особенностей личности с целью выявления ее предрасположенности к конфликтному поведению;

§ овладеть методами изучения социально-психологических явлений в коллективе с целью оценки уровня его сплоченности и социально-психологического климата;

- овладеть методами оказания помощи сотрудникам организации, членам их семей в преодолении конфликтов, а также в овладении навыками бесконфликтного общения.

§ научиться применять структурные и персональные методы управления конфликтами в организации;

§ овладеть навыками психологического сопровождения переговорного процесса по разрешению конфликтов в организации.

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление:

§ о современных проблемах развития конфликтологии, ее методологических основах;

§ о перспективах развития междисциплинарных связей психологии и конфликтологии.

знать:

§ предметы, задачи и методы конфликтологии;

§ сущность, необходимые и достаточные условия возникновения конфликта, его структуру (объективные и психологические составляющие) и динамику;

§ причины конфликтов в организации;

§ технологии управления конфликтами и технологии переговорного процесса по их разрешению;

§ теории поведения личности в конфликте, технологии эффективного общения и рационального поведения;

§ основные психологические концепции природы и сущности конфликтов;

§ психологическую характеристику типов конфликтных личностей;

§ основные методики изучения межличностных, групповых и внутриличностных конфликтов.

уметь:

§ четко определить тип конфликта, его предмет, выделить субъекты конфликтного взаимодействия, их мотивы и позиции, образы конфликтной ситуации, установить истинные причины конфликта;

§ дать оценку очевидным и скрытым последствиям конфликта;

§ прогнозировать динамику развития конфликта и возможные пути его разрешения;

§ убеждать конфликтующие стороны в необходимости принятия ими конструктивных предложений по оптимальному разрешению конфликтов;

§ эффективно использовать для предупреждения и разрешения конфликтов как организационные, так и психолого-педагогические меры;

§ обучать сотрудников эффективному общению и рациональному поведению в конфликте.

владеть навыками:

§ изучения индивидуально-психологических особенностей личности с целью выявления ее предрасположенности к конфликтному поведению;

§ изучения социально-психологических явлений в коллективах с целью оценки уровня их сплоченности и социально-психологического климата;

§  применения наиболее известных методик исследования межличностных, групповых и внутриличностных конфликтов;

§  применения структурных и персональных методов управления конфликтами;

§  ведения переговорного процесса по разрешению конфликта в организации;

§  оказания помощи сотрудникам организации, членам их семей в преодолении конфликтов, а также в овладении ими приемами эффективного общения.

Организационно-методические указания

    Дисциплина «Конфликтология» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин.

Основная цель обучения в процессе преподавания учебной дисциплины "Конфликтология" достигается ее содержанием и применением методически обоснованных видов и форм учебных занятий, а также дидактических приемов и средств.

Дисциплина состоит из введения, двух разделов: 1) Основы изучения конфликтов; 2) Работа психолога по управлению конфликтами в организации, включающих в свое содержание 10 тем.

Учебная дисциплина "Конфликтология" базируется на учебном материале следующих дисциплин: социальная психология, психология менеджмента, введение в психологию управления. В свою очередь, знания и умения по дисциплине будут востребованы при изучении курсов управленческое консультирование, психология принятия решений, психология инновационных процессов.

Основными видами занятий при изучении дисциплины являются: лекции, семинары, практические занятия.

На лекциях излагаются наиболее сложные систематизированные основы научных знаний по конфликтологии, раскрывается состояние и перспективы развития конфликтологического знания, ее прикладное предназначение в решении профессиональных задач специалистов различного профиля.

Семинары по конфликтологии предназначены для углубления, систематизации и закрепления знаний по основным теоретическим проблемам, полученным студентами на лекциях и в процессе самостоятельной работы над курсом, а также для развития творческого мышления у обучаемых и осуществления контроля за качеством их работы над изучением курса. На семинарах используются активные формы проведения занятий: защита рефератов, дискуссии, круглые столы, фиксированные выступления, обсуждение докладов и другие.

Практические занятия по конфликтологии предназначены для закрепления знаний студентов, полученных на лекциях, семинарах и в ходе самостоятельной работы, а также формирование у них навыков решения конкретных задач, связанных с управлением конфликтами.

В этих целях на практических занятиях широко используются такие дидактические формы и средства обучения как: деловые и дидактические игры, дидактические и развивающие упражнения, тестирование и решение ситуационных задач, а также тренинговые формы обучения. На практических занятиях осуществляется контроль за работой студентов над изучением курса.

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию.

Текущий контроль успеваемости проводится на всех видах учебных занятий в форме устного опроса, а также по итогам выполнения студентами индивидуальных заданий в ходе подготовки и проведения практических и семинарских занятий.

Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала по определенному разделу учебной дисциплины. Проводится в форме индивидуального собеседования по 1 и 2 разделам.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей дисциплины. Проводится в форме экзамена.

Знания, полученные при изучении данной дисциплины, могут быть использованы при написании выпускной квалификационной работы.

II. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Вводная лекция. Конфликтология как наука

Цели, задачи, основное содержание и структура учебной дисциплины «Конфликтология». Конфликтологическая компетентность психолога. Основное содержание работы психолога по управлению конфликтами в организации. Методические рекомендации по изучению курса.

Объект и предмет конфликтологии. Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии. Методы конфликтологии.

Взаимосвязь конфликтологии с другими науками. Особая роль социологии и психологии в становлении конфликтологии.

Задачи конфликтологии.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 186.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...