Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопросы и задания для самопроверки




 

1. Каковы предпосылки успешной профилактики конфликта?

2. Укажите основные трудности предупреждения конфликтов и условия вмешательства в его развитие.

3. Рассмотрите два уровня причин конфликта и способы их предупреждения. Каковы пределы и возможности этой деятельности?

4. Охарактеризуйте сотрудничество как универсальный способ предупреждения конфликтов. Раскройте психологические методы поддержания сотрудничества.

5. Дайте характеристику основных типов конфликтных личностей.

6. Что понимается под стилем отношений в группе? Каковы признаки зрелости трудового коллектива?

7. Охарактеризуйте нормы деловой этики и их значение для предупреждения конфликтов.

8. Какова роль юмора в профилактике и разрешении конфликтов?


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие………………………………………………………………………………..…..3

Введение……………………………………………………………………………………..…..4

1. Понятие конфликта……………………………………………………….…………..……..6

1.1. Проблема определения конфликта…………………………………….………..……….6

1.2. Структурный аспект конфликта………………………………………..……….……….7

1.3. Динамический аспект конфликта……………………………………….…….…………9

1.4. Функциональный аспект конфликта……………………………………..…………….11

Вопросы и задания для самопроверки……………………………………………………....13

2. Основные теоретические модели конфликтологии………………………..…..……..…14

2.1. Предыстория становления конфликтологии………………………………..….………14

2.2. Конфликтологические идеи Средневековья………………………………………........15

2.3. Новое время: формирование фундаментальных оснований конфликтологии………16

2.4. Становление конфликтологии как самостоятельной науки………………………….18

2.5. Концепция социального согласия и «человеческих отношений»……………………21

2.6. Проблемы формирования российской конфликтологии……………………………..22

Вопросы и задания для самопроверки……………………………………………………...23

3. Понятие межличностного конфликта……………………………………………………25

3.1. Специфика и особенности протекания межличностных конфликтов………………25

3.2. Функции, структура и динамика межличностного конфликта………………………26

3.3. Основные стили поведения в межличностном конфликте…………………………..28

3.4. Психологические типы и поведение в конфликте……………………………………29

3.5. Межличностные конфликты в семье…………………………………………………..33

3.6. Межличностные конфликты в высшей школе………………………………………...35

Вопросы и задания для самопроверки……………………………………………………...39

4. Групповой конфликт………………………………………………………………………..40

4.1. Понятие социальной группы……………………………………………………………40

4.2. Специфические особенности межгрупповых конфликтов……………………………42

4.3. Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов……………………………...44

4.4. Межгрупповые конфликты: критерии дифференциации……………………………..46

4.5. Внутригрупповые конфликты и конфликты типа «личность – группа»…………….50

4.6. Специфика протекания внутригрупповых конфликтов………………………………51

4.7. Основные функции группового конфликта……………………………………………53

Вопросы и задания для самопроверки……………………………………………………....55

5. Конфликты в организации…………………………….…………………………………..56

5.1. Понятие организации – различные смыслы…………………………………………...56

5.2. Каузальный фон организационных конфликтов………………………………………58

5.3. Соотношение интересов в организации. Тип конфликта и его участники………….59

5.4. Организационные, трудовые и производственные конфликты………………………62

5.5. Особенности регулирования и управления конфликтами в организации……………68

Вопросы и задания для самопроверки…………………………………………………….....71

6. Разрешение конфликтов.........................................................................................................72

6.1. Варианты завершения конфликта…………………………………………………….…72

6.2. Основные технологии разрешения конфликтов: посредничество, арбитраж и переговоры…………………………………………………………………………………………..76

Вопросы и задания для самопроверки…………………………………………………….....80

7. Предупреждение конфликтов.................................................................................................81

7.1. Проблемы профилактики конфликтов…………………………………………………..81

7.2. Конфликтогенные причины…………………………………………………………….83

7.3. Поддержание сотрудничества как универсальный способ предотвращения конфликтов………………………………………………………………………………85

7.4. Проблема конфликтных личностей……………………………………………………86

7.5. Нормы деловой этики и предупреждение конфликтов……………………………….88

7.6. Юмор как средство предупреждения конфликта……………………………………..90

Вопросы и задания для самопроверки……………………………………………………...91

Список рекомендуемой литературы………………………………………………………..94

 




СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Анцупов, А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях: учебное пособие / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. – 2-е изд., перераб. – СПб.:Питер, 2010. – 304 с.

2. Избранные диалоги / Платон; [пер. с древнегеч. С.К. Апта, Я.М. Боровского, Т.В. Васильевой и др]. – М.:Эксмо,2009, 766 с.

3. Кильмашкина, Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты: учебник для вузов / Т.Н. Кильмашкина. – ЮНИТИ, 2009. – 297 с.

4. Козырев Г. И. Основы конфликтологии. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 320 с.

5. Конфликтология: учебник / под ред. А.Я. Кибанова И.Е Ворожейкин,., Д.К. Захаров [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2009. – 302 с.

6. Конфликтология: учебник для вузов по спец. «Менеджмент организаций», «Управление персоналом», «Экономика труда» / А.Я. Кибанов, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров [и др.]; Гос. ун-т управления. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 322 с.

 

Дополнительная литература

1. Александрова, Е. В. Социально-трудовые конфликты: пути разрешения / Е.В. Александрова. – М.: Луч, 1993. – 213 с.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология / Андриенко, Е.В. – М.: ACADEMIA, 2000. – 264 с.

3. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. М.: ЮНИТИ, 2000. – 551 с.

4. Головин, В. А. Отношение сотрудничества и социальная напряженность / В.А. Головин – Соци­альная напряженность на производстве. – Обнинск, 1989. –.322 с.

Древнекитайская философия. В 2 т.– М.: Наука, 1972. – Т. 1.– 363 с.

5. Дэна Д. Преодоление разногласий / Д. Дэна. – СПб.: ЛЕНАТО, 1994, – 138 с.

6. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2004. – 400 с.

7. Зиммель, Г. Конфликт современной культуры / Г. Зиммель. – Птг: Начатки знаний. 1923

8. Козер, Л. Функции социального конфликта / Л. Козер. – М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. – 385 с.

9. Конфликтология: учебник для вузов / В. П. Ратников, В.Ф.Голубь, Г.С. Лукашова, [и др.]. – М.: Юнити-ДАНА, 2001. – 152 с.

10. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. -СПб,:Изд-во «Лань», 1999. – 448 с.

11. Кант, И. Соч. в 6 т. / И. Кант. – М., Т. 6. – 544 с.

12. Козер, Л. Функции социального конфликта / Л. Козер. – М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. – 385 с.

13. Корнелиус, Х. Выиграть может каждый / Х. Корнелиус, Ш. Фэйр. – М., – 1992. – 402 с.

14. Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей и бизнес / О. Крегер, ДЖ. М. Тьюсон – М.: Персей, 1995. –560 с.

15. Леонтьев Д.А. Майерс Д. Социальная психология. Сб.: Питер, 1996. С. 354 – 390.Очерк психологии личности / Д.А. Леонтьев М.: Смысл, 1993 – 64 с.

16. Стивенс Дж. Приручи своих драконов / Дж. Стивенс М.: ЮНИТИ, 1996   480 с.

17. Ритцер, Дж. Современные социологические теории / Дж. Ритцер – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 688 с.

18. Рубин, Д. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение / Д. Рубин, Д. Пруйт, Х. Ким. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 325 с.

19. Социологический словарь. – Минск, 1991. – 289 с.8. Энциклопедический социологический словарь. –М.:ИСПИ РАН, 1995. – 538 с.

20. Пригожин, А.И. Современная социология организаций / А. И. Пригожин – М., 1995. – 376 с.

21. Федеральный закон № 175–ФЗ «О порядке разрешения коллективных тру­довых споров».

22. Фрагменты ранних греческих философов. Ч 1. – М.: Наука. 1989. – 576 с.

23. Энциклопедический социологический словарь. Под ред. Г.В. Осипова. М.: ИСПИ РАН, 1995. 940 с.

Учебное издание

 

КАШИН ДАНИИЛ ОЛЕГОВИЧ

 

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА

 

Учебное пособие

 

Редактор Т.С. Володина

Оригинал-макет подготовлен автором

 

Подписано в печать         Формат 60 90/16.

Усл. печ. л  Уч.-изд. л.  Тираж 150 экз. Заказ №

 

Изд-во ТГАСУ, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2.

Отпечатано с оригинал-макета в ООП ТГАСУ.

634003, г. Томск, ул. Партизанская, 15.

 


[1] Конфликтоген – действие или бездействие, направленное на причинение ущерба противоположной стороне

[2] Древнекитайская философия. В 2 т.– М.: Наука, 1972. – Т. 1.– С. 124.

[3] Фрагменты ранних греческих философов. Ч 1. – М.: Наука. 1989. – С. 200–201.

[4] Избранные диалоги / Платон; [пер. с древнегеч. С.К. Апта, Я.М. Боровского, Т.В. Васильевой и др]. – М.:Эксмо,2009, С. 430

[5] Там же, С. 431.

[6] Кант, И. Соч. в 6 т. / И. Кант. – М., Т. 6. – С. 266

[7] Зиммель, Г. Конфликт современной культуры / Г. Зиммель. – Птг: Начатки  знаний. 1923. – С. 11

[8] Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Изд-во «Лань», 1999. – С. 132

[9]Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. М.: ЮНИТИ, 1999. – С. 264.

[10]Дэна Д. Преодоление разногласий / Д. Дэна. – СПб.: ЛЕНАТО, 1994, – С. 30 – 35.

[11] Андриенко Е.В. Социальная психология / Андриенко, Е.В. – М.: ACADEMIA, 2000. – С. 223 – 224.

[12] Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей и бизнес / О. Крегер, ДЖ. М. Тьюсон – М.: Персей, 1995.. – С. 200.

[13] Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности / Д.А. Леонтьев М.: Смысл, 1993 – С. 31.

[14] Стивенс Дж. Приручи своих драконов / Дж. Стивенс М.: ЮНИТИ, 1996   С. 53.

[15] Энциклопедический социологический словарь. Под ред. Г.В. Осипова. М.: ИСПИ РАН, 1995. С. 151.

[16] Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1996. С. 354 – 390.

[17] Козер Л. Функции социального конфликта. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. С. 56.

[18] Козер Л. Функции социального конфликта. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. С. 92.

[19] Там же. С. 94.

 

[20] Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995. С. 79–90.

 

[21] Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995. С.54, 78.

[22] Головин В. А. Отношение сотрудничества и социальная напряженность // Соци­альная напряженность на производстве. Обнинск, 1989. С. 27–31.

[23] Александрова Е. В. Социально-трудовые конфликты: пути разрешения. М.: Луч, 1993. С. 75 – 76.

[24] См.: Федеральный закон № 175–ФЗ «О порядке разрешения коллективных тру­довых споров».

 

[25] Александрова Е. В. Социально-трудовые конфликты: Пути разрешения. М., ПМБ РАУ. 1993. С. 78 – 79.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 192.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...