Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблемы профилактики конфликтов




Вся деятельность по предупреждению конфликтов представляет собой одно из конкретных выражений человеческой способности обобщать имеющиеся теоретические и эмпирические данные и на этой основе предсказывать, прогнозировать будущее, распространяя, таким образом, область познанного на еще непознанное. Эта человеческая способность имеет особое значение в управленческой деятельности. Справедливо говорят, что руководить – значит предвидеть.

Управление конфликтом предполагает не только регулирование уже возникшего противостояния, но и создание условий для его предупреждения. Причем наибольшую значимость из двух указанных задач управления имеет профилактика. Именно хорошо поставленная работа по предупреждению конфликтов обеспечивает сокращение их числа и исключение возможности возникновения деструктивных конфликтных ситуаций.

Профилактика конфликта и представляет такой вид управленческой деятельности, который состоит в заблаговременном распознании, устранении или ослаблении конфликтогенных факторов и ограничении таким путем возможности их возникновения или деструктивного развития в будущем. Успех этой деятельности определяется рядом предпосылок:

1) знанием общих принципов управления социальными организациями, формулируемых современной теорией менеджмента, и умением использовать их для анализа конфликтных ситуаций;

2) уровнем общетеоретических знаний о сущности конфликта, его причинах, видах и этапах развития, которые формулируются конфликтологией;

3) глубиной анализа на этой общей теоретической основе конкретной предконфликтной ситуации, которая в каждом отдельном случае оказывается уникальной и требующей особого комплекса методов и средств по ее улаживанию;

4) степенью соответствия избранных методов корректировки сложившейся опасной ситуации ее конкретному содержанию; эта адекватность используемых средств реальной ситуации зависит не только от глубины теоретических знаний возможных участников конфликта, но и от их умения опереться на свой опыт и интуицию.

Из этого следует, что деятельность по предупреждению конфликтов является весьма непростым делом. Поэтому возможности профилактической деятельности не следует переоценивать, хотя ею нельзя и пренебрегать. В целях обеспечения ее эффективности следует ясно видеть те трудности, которые подстерегают нас на этом пути.

Прогнозирование конфликтов предполагает, во-первых, фиксацию основных признаков, проявляющихся на латентной стадии их развития. Диагностика конфликтных ситуаций – процесс достаточно сложный, и она во многом зависит от типа конфликта, его характера и масштабов. Разумеется, симптомы межличностного конфликта будут отличаться от симптомов конфликта международного, но можно выделить некоторые инвариантные признаки. К ним относятся такие индикаторы, как напряженность во взаимоотношениях сторон, изменение психологического климата взаимодействия, возникновение локальных противоречий, нежелание идти на взаимные уступки, формирование негативных стереотипов, направленных на оценку действий противоположной стороны. Эти признаки характерны для любого конфликта, но наиболее наглядно они проявляются в межличностных и групповых конфликтах.

Индикаторами масштабных социальных конфликтов, затрагивающих интересы больших групп и слоев населения, являются усиление социально-экономической дифференциации и неравенства, социальная депривация, т. е. невозможность удовлетворить значимые базовые потребности, рост недовольства различных социальных групп и индивидов, увеличение числа трудовых конфликтов и забастовок, рост проявлений девиантного поведения, поиск «виноватого», формирование образа врага, усиление группового противостояния. Широкое распространение этих явлений является симптомом роста социальной напряженности и говорит о высокой вероятности возникновения конфликта.

Своеобразным фактором социальной напряженности является поведение элиты (политической, экономической, административной). Именно это поведение является в сознании населения показателем того, во имя чего осуществляются те или иные политические действия, служит своеобразной шкалой оценки справедливости или несправедливости политики. Так, «комплекс временщика», характерный для российской элиты второй половины 90-х годов, породил высокий уровень недоверия к власти и социального недовольства.

Профилактика возникновения конфликтов предполагает меры по сохранению нейтральных или доброжелательных отношений сторон. Важнейшей из таких мер является поддержание сотрудничества и кооперации. Можно выделить следующие способы поддержания кооперации:

 – вовлечение возможного противника в совместную деятельность, делегирование ему полномочий, а значит, и ответственности за общее дело;

– взаимное дополнение партнеров – использование таких характеристик и ресурсов одного субъекта, которыми не обладает первый субъект;

– сохранение репутации партнера, уважительное отношение к нему, оставление для него «возможности маневра»;

– исключение социальной дискриминации в отношениях между партнерами, нельзя подчеркивать превосходство одной стороны над другой;

– «неразделение заслуг», подчеркивание того, что все внесли вклад в общее дело.

Предотвращение конфликтов предполагает формирование рационального отношения к ситуации конфликта, управление собственным поведением, самоконтроль и определенные способы воздействия на поведение партнера.

Коррекция своего отношения к ситуации предполагает ряд своеобразных технологий, основанных на рефлексии и понимании другого. К ним можно отнести:

– умение определить, что общение переходит на предконфликтную стадию и вернуться к нормальному взаимодействию или вовремя остановиться;

 – снижение уровня собственных притязаний и ожиданий от ситуации: если не можешь изменить ситуацию, нужно изменить отношение к ней;

 – сохранение ровного эмоционального фона взаимодействия, предотвращение истерических реакций: не нужно поддаваться провокативным действиям другой стороны;

– умение отделять объект спора и позицию от межличностных отношений и эмоций, дебаты должны носить позиционный характер, и отношение не должно переноситься с проблемы на личность.

Грамотное поведение в условиях напряженного общения основано на:

 – умении и желании понимать партнера по взаимодействию, терпимость к инакомыслию: если Вы считаете, что партнер не прав, не обязательно доказывать ему это;

 – снижении уровня собственной тревожности и агрессивности;

 – уменьшении количества тех сфер деятельности, которые мы пытаемся контролировать, степени ответственности за принимаемые решения.

Предотвращение конфликта предполагает и определенное отношение к партнеру (потенциальному оппоненту). В зависимости от ситуации это отношение может включать следующие приемы:

– умение корректировать свои запросы: не нужно ждать от окружающих слишком многого;

– избегание использования вербальных и невербальных раздражителей;

– демонстрация искренней заинтересованности в партнере;

– использование методов «психологического поглаживания» партнера;

 – демонстрация, в случае необходимости, возможностей силового воздействия, своего потенциала;

– оценка актуального психологического состояния партнера, избегание постановки острых проблем, если вероятна агрессивная реакция;

– не нужно загонять партнера в «угол», не оставляя возможности для отступления.

Нужно учитывать и то, что тактика уступок и психологической комплиментарности не всегда является продуктивной и оправданной. Иногда излишняя мягкость провоцирует завышенные требования другого, стремление использовать силу. Поэтому в ряде случаев для предотвращения эскалации конфликта нужно, как это ни казалось бы парадоксальным, вступить в конфликт, давая достойный отпор зачинщику, ставя его «на место». Выбор «силовой» или уступчивой тактики поведения в конфликте определяется конкретной ситуацией и причиной конфликта, значимостью его возможного исхода для оппонентов, психологической характеристикой противника.

Существует ряд препятствий, снижающих возможность предупреждения конфликтов, направление их развития в конструктивное русло.

1. Это препятствие имеет психологическую природу и связано с таким родовым качеством человеческой психологии, которое характеризуется как непреодолимое стремление человека к свободе и независимости. В связи с этим люди воспринимают, как правило, негативно всякие попытки вмешательства в их взаимоотношения, оценивая подобные действия как выражение стремления ограничить их независимость и свободу.

2. Существование некоторых общепринятых нравственных норм, регулирующих человеческие взаимоотношения. Исходя из них, люди считают свое поведение сугубо личным делом, а вмешательство третьего лица рассматривают как нарушение общепринятых норм нравственности, одной из которых является неприкосновенность личной жизни.

3. Это препятствие имеет правовой характер и связано с тем, что в странах с развитыми демократическими традициями некоторые общечеловеческие нормы нравственности приобрели форму правовых норм, охраняющих основные права и свободы личности. Их нарушение в той или иной форме может быть квалифицировано не только как не вполне нравственное, но и как противоправное, тем более, что в ряде стран уже приняты специальные законоположения, запрещающие фирмам вмешиваться в личную жизнь своих сотрудников.

Поэтому успешная деятельность по предупреждению конфликта может вестись только в границах, устанавливаемых: 1) психологическими, 2) нравственными и 3) правовыми требованиями к регулированию человеческих взаимоотношений. Причем такая деятельность становится целесообразной только в том случае, если возникла реальная опасность перерастания личных или групповых взаимоотношений в разрушительные, деструктивные формы, такие, например, как разрыв личных взаимоотношений, распад семьи, развал трудовой группы, межклассовые, межэтнические или межгосударственные столкновения.

Профилактика конфликта представляет собой по своей сути воздействие на те социально-психологические явления, которые могут стать элементами структуры будущего конфликта, на его участников и на используемые ими ресурсы. Поскольку каждый конфликт связан с ущемлением тех или иных потребностей и интересов людей как – материальных, так и духовных, начинать его предупреждение следует с его дальних, глубинных предпосылок, с выявления тех причин, которые потенциально содержат в себе возможность конфликта.

 

Конфликтогенные причины

 

Все многообразные причины конфликтов могут быть представлены как имеющие два уровня: 1) объективный, или социальный и 2) субъективный, или психологический. Рассмотрим эти группы конфликтогенных причин и способы воздействия на них в целях профилактики конфликтов.

Объективные, или социальные причины – это экономические, политические и духовные противоречия социальной жизни. Это различного рода перекосы в экономике, резкие контрасты в уровне жизни социальных групп, неэффективное управление, духовная нетерпимость, фанатизм и т. п. Методы предупреждения причин конфликтов этого уровня достаточно хорошо известны и сводятся к:

– проведению экономической и культурной политики, основанной на принципах равенства и социальной справедливости;

– укреплению во всех сферах жизни общества принципов законности и правопорядка;

– повышению культурного уровня населения, существенным элементом которого выступает конфликтологическая грамотность.

Реализация этих социальных программ – самое надежное средство исключения из социальной жизни разрушительных конфликтов, как и многих других негативных явлений.

Важнейшую роль среди этих программ играет воздействие, прежде всего с помощью средств массовой информации, на духовный мир людей, изжитие из массового сознания «субкультуры» насилия и агрессии, изменение ценностных ориентаций в направлении уважения к правам личности, доброжелательности во взаимоотношениях, укрепления взаимного доверия, преодоления нетерпимости и насилия. Современное общество, в том числе и российское, еще весьма далеко от решения этих задач. Так, по данным исследований отечественных психологов, около 40 % российских женщин подвергаются систематическому насилию в семье.

Конечно, полностью избежать проявлений насилия нельзя, поскольку оно является одной из естественных поведенческих реакций человека. При появлении хищного зверя мы инстинктивно замираем, убегаем или нападаем. Причем среди людей, немало таких, которые в подобной ситуации склонны скорее напасть, чем убежать. Таких людей мы считаем агрессивными. Но инстинкт насилия может сдерживаться разумом человека, а также нравственными регуляторами его поведения.

Знание и учет в практической деятельности общих причин разнообразных конфликтов помогает на основе применения дедуктивного метода, движения от общего к частному разобраться в источниках не только межличностных конфликтов, но и в конфликтах внутри малых групп, а также в тех масштабных противоборствах, которые порою охватывают все общество. Дедуктивным методом, т. е. отталкиваясь от общих представлений о причинах конфликтов, можно прогнозировать, предсказывать возможность возникновения самых разнообразных социальных коллизий и своевременно их предупреждать.

Но, как показывает жизнь, случаются столкновения между людьми и порою столкновения трагические, которые не имеют явной, видимой причины, возникая как бы «из воздуха». Конфликты такого рода описаны Шекспиром в «Гамлете» и «Отелло», Пушкиным в «Евгении Онегине», Лермонтовым в «Маскараде», Толстым в «Анне Карениной». Множество семей распадаются по причине, которая определяется таким расплывчатым термином, как «несходство характеров». Немало случается и более масштабных конфликтов, которые трудно объяснить одними социальными причинами. Поэтому конфликтология и выделяет среди причин, порождающих конфликты, кроме социальных, также и причины иного рода – психологические.

Конечно, и у любого социально обусловленного конфликта всегда есть своя психологическая составляющая. Ведь развитая психика – неотъемлемое качество человека, которое так или иначе проявляется во всех формах его деятельности. Но эта особенность человеческой психики, ее высокий уровень развития обусловливает и ее относительную самостоятельность, независимость от той природной и социальной среды, с которой она связана. Причем эти самостоятельность и независимость приводят иногда к созданию людьми различного рода мифов, весьма далеких от реальной природной и социальной действительности, но выступающих тем не менее в качестве руководства к действию как в личной, так и в общественной жизни.

Поэтому и существуют формы человеческой активности, в том числе и конфликтного характера, порожденные чисто психологическими моментами, в которых трудно усмотреть тот или иной социальный подтекст. Таковы конфликты, порожденные чувствами обманутого доверия, взаимной неприязни, ущемленного самолюбия, сомнениями в правильности избранного жизненного пути и другими сугубо психологическими причинами. Причем, несмотря на свою эфемерную, идеальную природу эти мотивы могут обретать весьма зримые, драматические формы агрессивных действий участников конфликта.

Предупредить или ослабить конфликт психологического уровня можно, только нейтрализовав агрессивные чувства и устремления людей, что является весьма и весьма сложной задачей. Добиться трансформации сложившихся агрессивных установок, мыслей и чувств можно только на основе глубокого анализа психологической ситуации, по возможности, на самых ранних этапах возникновения соответствующих мотивов у противоборствующих сторон. Только на этой основе возможно добиться блокирования развития конфликта в деструктивную фазу с применением насилия и других разрушительных средств.

Однако в работе по предупреждению конфликта любого вида нельзя надеяться на использование каких-то быстродействующих, чудодейственных средств. Это работа не эпизодическая, не разовая, а систематическая, повседневная, будничная. Наиболее надежным способом профилактики конфликтов как психологического, так и социального уровня является создание в семье, в организации, в коллективе, наконец, в обществе в целом такой нравственно-психологической атмосферы, которая исключает самую возможность возникновения агрессивных устремлений, ведущих к тяжелому конфликту.

Достижение этой высокой цели возможно только в результате последовательного осуществления целого комплекса продуманных мероприятий по укреплению отношений сотрудничества и взаимопомощи между людьми.

Конечно, ученые и философы до сих пор спорят о достижимости идеала всеобщего мира и сотрудничества. Но они согласны в том, что человеческое общество, как и мир в целом, представляют собой постоянную смену хаоса и порядка, дезорганизации и организации, противоречия и единства, конфликта и консенсуса. Причем сам человек, представляя собой одно из высших достижений организованного начала в мире, естественно призван утверждать вокруг себя именно это начало, противостоять неорганизованности, хаосу, беспорядку.

Поэтому каждый руководитель, сознавая не только трудности, но и реальные возможности решения этой важнейшей управленческой задачи, призван по мере своих сил противодействовать любым проявлениям дезорганизации, особенно тем, которые привносят в жизнь опасность возникновения разрушительного конфликта. Универсальным способом предотвращения таких конфликтов и является проведение линии на укрепление сотрудничества, которая последовательно осуществляется как на социальном, так и на психологическом уровне.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 356.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...