Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Специфические характеристики песенного дискурса




Как показал обзор имеющихся источников, существует большое количество работ, посвященных теории дискурса. Однако исследований, посвященных одной из разновидности дискурса, –песенному дискурсу –не так много. Нам известны работы таких авторов, как Ю.Е. Плотницкий, М.А. Бонфельд, А.А. Игнатьев, Л.П. Кучукова, О.А. Мельникова, Г.В. Позднышева, Т.Н. Астафурова, О.В. Шевченко, Н.В. Козлова, Н.С. Найденова, А.А. Мурадян и др.

Л.Г. Дуняшева справедливо отмечает, что песенный дискурс является мощнейшим и влиятельнейшим ресурсом производства и воспроизводства ключевых культурных ценностей и концептов, а исследование песенного дискурса способствует глубокому раскрытию различных аспектов взаимодействия языка и общества, а также основных механизмов конструирования идентичности [13].

Песенный дискурс –это своеобразная форма хранения культурных знаний, это отражение жизни народа –его основных ценностей, этических воззрений, социальных представлений, стереотипов, моделей поведения, культурных норм, передающихся из поколения в поколение.

Ю.Е. Плотницкий определяет песенный дискурс как родовое понятие по отношению к текстам песен, характеризующихся определенными языковыми особенностями, отражающими культуру представителей той или иной страны [26].

В понимании Л.Г. Дуняшевой, песенный дискурс –«это текст песен в совокупности с контекстом их создания и интерпретации» [12, c. 158].

Обобщая определения, мы приходим к заключению, что песенный дискурс –это сложное единство музыкального и языкового компонентов, в котором совокупность текстов характеризуется специфическими тематическими, лексическими, грамматическими, синтаксическими особенностями.

Е.А. Мензаирова отмечает двойственную природу песенного дискурса –возможность одновременного существования в устной и письменной форме [22]. Подобная двойственность песенного дискурса определяет необходимость его анализа в рамках лингвосемиотики, лингвокультурологии, лингвостилистики, лингвопрагматики и жанроведения.

О.В. Шевченко, Т.Н. Астафурова [5], анализируя англоязычный песенный дискурс, выявили ряд его лингвокультурологических особенностей, которые, на наш взгляд, характеризуют любой песенный дискурс, независимо от национальной принадлежности:

-идеологичность;

-субъективность;

-креолизованность;

-авторитарность;

-дистанцированность;

-аксиологичность;

-интертекстуальность;

-ритуальность;

-полифункцинальность.

Исследователи говорят о ряде экстралингвистических характеристик, присущих песенному дискурсу: хронотоп, участники, цели, ценности, функции. Рассмотрим их.

Песенный дискурс реализуется в двух моделях хронотопа:

1) опосредованной, в которой время и место выступления исполнителя не конкретизированы (песни представлены при помощи информационных технологий);

2) непосредственная (песни представлены концертом в помещении или вне его).

Участниками песенного дискурса традиционно являются исполнитель песни, ее автор (это может быть одно и то же лицо), слушатель. Все участники имеют статусно-ролевые и возрастные различия. Как правило, исполнитель старше слушателя и имеет более высокое социальное положение в обществе.

Основные цели песенного дискурса –донести до слушателя основные мысли, намерения, идей автора песни, оказать на слушателя эмоциональное воздействие, сформировать его социальную позицию и ценностные ориентации [6].

Ценности, отраженные в песнях, могут быть самыми разнообразными: мир, дружба, любовь, внимание, доброта, красота, свобода, достоинство и др.

Функции песенного дискурса подробно описаны в исследовании Л.Г. Дунашевой. Охарактеризуем основные семь функций.

1. Эмотивная функция (песенный дискурс апеллирует к способности сочувствовать или сопереживать) –проявляется через авторскую оценку к теме сообщения и к коммуникативной ситуации.

2. Конативная функция (песенный дискурс побуждает к действию) –проявляется через оказание воздействия на адресата, привлечение его внимания, побуждение к чему-либо.

3. Референтная (информативная) функция (песенный дискурс передает содержание той или иной ситуации воображаемого или реального мира) –проявляется через передачу содержательно-фактуальной информации.

4.Поэтическая функция (песенный дискурс характеризуется образностью и неповторимостью) –проявляется через использование в песнях изобразительно-выразительных средств.

5. Фатическая(контактоустанавливающая) функция (песенный дискурс направлен на поддержание общения) –проявляется через использование различных языковых средств.

6. Этноконсолидационная функция –песенный дискурс объединяет народ или этнос.

7. Самоидентификационная функция –песенный дискурс способствует позиционированию исполнителя как члена определенной группы.

Жанровое разнообразие песенного дискурса представлено четырьмя основными направлениями –рок, поп, рэп, джаз. Разница жанров определяется тематикой и структурой песен, принадлежащих им.

Отечественные и зарубежныелингвисты выявили разнообразные вербальные, невербальные, смешанные лингвосемиотические знаки песенногодискурса.

К вербальным знакам относятся следующие единицы:

1)локативы –это географические названия, номинации объектов природы и др.;

2)дескрипторы –прилагательные, отражающие внешнюю и внутреннюю привлекательность объекта;

3) инструментативы –номинации музыкальных инструментов, деталей одежды и аксессуаров, транспортных средств и др.;

4) знаки-персоналии –номинации лиц по принадлежности к той или иной культуре (субкультуре), по степени близости к исполнителю и т.д.;

5) апеллятивы –глаголы в форме императива;

6) лимитаторы –модальные глаголы со значением запрета;

7) пермиссивы –модальные глаголы со значением возможности;

8) перцептивы –инвективная лексика;

8) квалификаторы –слова-идентификаторы.

К невербальным знакам относятся:

1) топоморфные знаки (названия стадионов, площадок и клубов, ассоциирующихся с проведением выступлений, а также наименования зон аудитории, в которой проходит выступление);

2) символические артефакты (костюм участников дискурса);

3)колороморфные знаки, проявляющиеся на уровне световой и цветовой организации сцены (софиты, прожекторы, рампы);

4)паралингвистические знаки (позы и жесты участников песенногодискурса, которые группируются согласно функции, которую они реализуют –аттрактивную, апеллятивную, фатическую, авторитарную).

Знаками смешанного характера, как правило, являются ритуалы, включающие в свою структуру вербальный и акциональный (относящийся к какому-либо аспекту действия) компоненты: например, приветствие, разогрев, выражение благодарности, исполнение известных музыкальных произведений, исполнение песен с залом, прощание, выход на бис.

Песенный дискурс определяется такой категорией, как жанровый канон, выраженный в следовании современных песенных текстов традиционной двухчастотной структуре, которая, в свою очередь, существенно облегчает восприятие текстана слух. Однако, в то же время отмечается тенденция стремления авторов современных композиций выйти за рамки канона через усложнение формы композиций и сближение текстов песенного дискурса с лирикой философского характера. Это, в свою очередь, провоцируетопределенный диссонанс между стремлением сохранить массовую аудиторию, привыкшую к стандартным, канонизированным видам песенного текста, и стремлением выйти за рамки популярной массовой культуры, превращая произведение в сложное поэтическое явление.

Под определяющими чертами песни как культурного феномена чаще всего рассматривают структурную и формальную простоту, которая достигается при помощи различных повторов и новых взглядов на реалии жизни при сохранении традиционного круга проблем, находящихся в области внимания общества.

Еще одной особенностью песенного дискурса, отмеченной Ю.Е. Плотницким, является уровень восприятия песенных текстов аудиторией:

1) первый уровень встречается у аудитории, не владеющей языком, на котором исполняются песни, поэтому языковой барьер становится препятствием при восприятии композиции, которая, как следствие не оказывает должного эффекта;

2) второй уровень встречается у среднестатистического слушателя, для которого песенное искусство предстает как вид досуговой деятельности; слушатель фокусируется на мелодическом компоненте песни при минимальном внимании к вербальному компоненту;

3)третий уровень встречается у аудитории, владеющей языком, на котором исполняется песня, и располагающей познаниями в теории музыки (аудитория характеризуется осознанным отношением к песне как к виду современного искусства); слушатель с одинаковым вниманием относится и к тексту композиции, и к ее мелодии.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 863.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...