Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность, цели и инструменты кредитно-денежной политики.




 

Теории спроса и предложения денег, равновесия на денежном рынке дают научную основу для проведения обоснованной, взвешенной кредитно-денежной политики, направленной на стабилиза­цию экономического развития.

Кредитно-денежная (монетарная) политикапредставляет со­бой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Цен­тральным банком в целях регулирования деловой активности путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обраще­ния.

Центральный банк играет ключевую роль в проведении кредитно-денежной политики. Тем самым он стремится обеспечить благоприят­ные условия для экономического роста и преследует конкретные цели: регулирование темпов экономического роста, смягчение циклических колебаний, сдерживание инфляции, достижение сбалансированности внешнеэкономических связей.

Важнейшими инструментами кредитно-денежной политики Цент­рального банка являются: операции на открытом рынке; учетно-процентная (дисконтная) политика; регулирование обязатель­ной нормы банковского резервирования.

Операции на открытом рынкеявляются важнейшим направле­нием кредитно-денежной политики Центрального банка во многих стра­нах с рыночной экономикой. Суть этих операций, воздействующих на предложение денег, - покупка или продажа государственных долго­вых ценных бумаг. В США на открытом рынке обращаются казначейс­кие векселя (краткосрочные обязательства), казначейские ноты (сред­несрочные обязательства) и государственные облигации (долгосроч­ные - до 30 лет - ценные бумаги). В России до финансового кризиса 1998 г. существовал достаточно масштабный рынок государственных краткосрочных обязательств (ГКО). Центральные банки могут с наи­большей эффективностью проводить операции на открытом рынке в тех странах, где существует емкий рынок государственных ценных бумаг (США, Великобритания, Канада).

Учетно-процентная (дисконтная) политиказаключается в ре­гулировании величины учетной процентной ставки (дисконта), по кото­рой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у Центрального банка. В России эта процентная ставка называется ставкой рефинансирования коммерческих банков. Кроме того, ис­пользуется ломбардная ставка, представляющая собой процентную ставку, по которой Центральный банк кредитует коммерческие банки под залог их собственных долговых обязательств. Механизм регули­рования учетных ставок достаточно надежно функционировал еще в начале века, но затем его применение стало наталкиваться на противодействие сформировавшихся банков-гигантов, которые уста­навливали процентные ставки по сговору, а не в условиях жесткой конкуренции. Глобализация хозяйственной жизни также отрицательно повлияла на эффективность учетно-процентной политики. Если в со­временных условиях снижать учетную ставку, то это ведет к отливу капиталов из страны, что серьезно ослабляет влияние монетарной по­литики на экономическую конъюнктуру. В то же время повышение учетных ставок в современных условиях часто вызывается не внутри-экономической, а международной ситуацией (например, Россия, Бра-1илия и другие страны резко повысили свою учетную ставку в первой половине 1998 г. из-за финансового кризиса в Юго-Восточной Азии). В России ставка рефинансирования менялась неоднократно за юды рыночных реформ, начиная с 1992 г. (см. табл. 20.6). В периоды иысокой инфляции и финансовых потрясений (дефолт 1998 г.) в бан­ковской сфере она повышалась, в годы, когда наблюдалось снижение инфляции и укрепление банковского сектора, ставка рефинансирова­ния снижалась.

Центральный банк также имеет возможность непосредственно воз­действовать на величину банковских резервов путем регулирования нормы обязательного банковского резервирования(известный нам показатель rr). Этот инструмент позволяет гибко и оперативно вли­ять на финансовую ситуацию и проводить необходимую кредитно-де­нежную политику. Норма банковского резервирования устанавливает­ся Центральным банком и может колебаться от 3% до 20% в зависи­мости от экономической конъюнктуры. В США это регулирование на­чало осуществляться с 1933 г., а в 1980 г. был принят Закон о дерегу­лировании депозитных институтов и монетарном контроле, в соответ­ствии с которым резервные требования ФРС были распространены на все депозитные институты страны (ранее только на коммерческие бан­ки - члены ФРС). Это существенно усилило позиции и роль ФРС в кредитной системе США. В России Закон о Центральном банке также предоставляет Центральному банку возможность гибко изменять обя­зательную норму банковского резервирования.

Следует выделить две разновидности кредитно-денежной полити­ки. Во-первых, мягкую кредитно-денежную политику(ее называют политикой «дешевых денег»), когда Центральный банк:

а) покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, переводя деньги в оплату за них на счета населения и в резервы бан­ков. Это обеспечивает расширение возможностей кредитования ком­мерческими банками и увеличивает денежную массу;

б) снижает учетную ставку процента, что позволяет коммерческим банкам увеличить объем заимствований и расширить объем кредито­вания своих клиентов по пониженным процентным ставкам. Это уве­личивает денежную массу. Так, в конце 2003 - начале 2004 гг. ФРС установила крайне низкую учетную ставку (1%) для борьбы с рецес­сией американской экономики. К марту 2006 г. эта учетная ставка выросла до 5,25%;

в) снижает обязательную норму банковского резервирования, что ведет к росту денежного мультипликатора и расширению возможнос­тей кредитования экономики.

Следовательно, мягкая кредитно-денежная политика направлена на стимулирование экономики через рост денежной массы и сниже­ние процентных ставок.

Во-вторых, жесткую кредитно-денежную политику(ее называ­ют политикой «дорогих денег»), когда Центральный банк:

а) продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, что вызывает сокращение резервов коммерческих банков и текущих счетов населения, уплачивающих за эти ценные бумаги. Это ведет к сокращению возможностей кредитования коммерческими банками и сокращает денежную массу;

б) повышает учетную ставку процента, что вынуждает коммерчес­кие банки прекратить объем заимствований у Центрального банка и повысить процентные ставки по своим кредитам. Это сдерживает рост денежной массы;

в) повышает обязательную норму банковского резервирования, что снижает денежный мультипликатор и ограничивает рост денеж­ной массы.

Следовательно, жесткая кредитно-денежная политика носит рест-риктивный (ограничительный) характер, сдерживает рост денежной массы и может использоваться для противодействия инфляции.

Рассмотренные выше примеры политики «дорогих» и «дешевых денег» характеризует дискреционную (гибкую) кредитно-денеж­ную политику.Гибкой она называется потому, что изменяется в соот­ветствии с фазами экономического цикла. Стимулирующая политика проводится в фазе спада, а сдерживающая - в фазе бума.

Каков же механизм проведения Центральным банком кредитно-денежной, или монетарной политики?

Воздействуя различными методами, рассмотренными выше на объем денежной массы и возможности кредитования, Центральный банк влияет на конечный совокупный спрос через ряд последователь­ных звеньев: денежная масса, норма процента, инвестиции, совокуп­ный спрос, национальный доход. В формализованном виде цепочку этих взаимосвязей можно записать, как:

Ms  → r  →I → Y.

Таков, в общем виде, механизм воздействия дискреционной кре­дитно-денежной политики государства на изменение инвестиций, заня­тости и валового внутреннего продукта. Однако в реальной жизни гиб­кая монетарная политика порой приводит к непредсказуемым резуль­татам и ее эффективность снижается как результат развития побочных процессов. В частности, это можно подтвердить следующим приме­ром.

Допустим, что Центральный банк решил проводить курс на стиму­лирование экономического роста и увеличил предложение денег с целью понижения процентных ставок. Однако следствием роста пред­ложения денег стало повышение темпа инфляции в стране. Рост цен вынудил банки поднять уровень номинальных процентных ставок (что­бы, согласно эффекту Фишера, сохранить неизменной реальную про­центную ставку). Увеличение номинальных процентных ставок оказывает дестимулирующий эффект на инвесторов: роста ин­вестиций не происходит. Следовательно, политика Центрального бан­ка не привела к поставленной цели - росту ВВП.

В стремлении добиться стабилизации экономики Центральные бан­ки сталкиваются с дилеммой: что именно выбрать в качестве инстру­мента монетарной политики - контроль над денежным предложением (таргетирование1 денежной массы) или контроль над динамикой про­центной ставки. Так, в стремлении стабилизировать процентную ставку государство должно отказаться от каких-либо строгих ориентиров при­роста денежного предложения и увеличивать денежную массу для сни­жения ставки процента до желаемого уровня. Напротив, ЦБ придется ограничивать предложение денег для повышения процентной ставки до целевого уровня. Если же приоритетной задачей ставится поддержание стабильного прироста денежного предложения на всех фазах экономи­ческого цикла, то ЦБ должен допустить колебания процентной ставки. Невозможность одновременного контроля денежного предложения и уровня процентной ставки называется дилеммой целей кредитно-де­нежной политики.

Недостатками дискреционной кредитно-денежной политики, по мне­нию представителей монетаризма, не будет страдать так называемая автоматическая кредитно-денежная политика.Ее смысл сводит­ся к сформулированному сторонниками названной школы монетарно­му правилу:масса денег в обращении должна ежегодно увеличивать­ся темпами, равными потенциальному росту реального ВВП (прибли­зительно 3-5% в год). Однако строгое следование этому правилу «связывает руки» правительству и препятствует проведению краткос­рочной кредитно-денежной политики Центрального банка, и поэтому монетарное правило ни в одной из стран с рыночной экономикой не •)ыло одобрено в законодательном порядке.

В заключение мы должны отметить, что на практике правительство и Центральные банки промышленно развитых стран используют пре­имущественно гибкую монетарную политику, хотя в периоды повыше­ния темпов инфляции (1970-е гг.) приоритет отдавался весьма жесткой кредитно-денежной политике, хотя и не оформленной в виде монетар­ного правила. В конце 1980-х - начале 1990-х гг. в связи с тем, что спрос на деньги становился все более нестабильным и связь между темпами денежного предложения и темпами инфляции менее предска­зуемой, Центральные банки вновь стали отдавать предпочтение конт­ролю над ставкой процента.

        

 

Табл.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 224.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...