Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

После участия в педагогической мастерской




 

Ход мастерской:

 

Организация пространства:Участники мастерской поделены на рабочие группы.

 

I.На доске оформлена выставка портретов преподобного Сергия Радонежского.

Задание:Кто это?Рассмотрите нашу выставку.Выберите тот портрет,который вам ближе всего. Объясните свой выбор (Почему выбрали именно этот?)

Пожалуйста, в группе, расскажите друг – другу, что вы знаете об этом человеке?

 

А теперь, расскажите мне, что интересного, нового вы услышали от своих друзей?

Ведущий на доске фиксирует кратко информацию.

Задание:Пожалуйста, в библиотеке выберите дополнительную информацию о преподобном Сергии Радонежском. [Материал 1]

Задание:Расскажите друг–другу,о чем ваша информация?Каким вы увиделипреподобного Сергия? Что нового узнали?

Ведущий дополняет записи на доске.

II. Задание:Напишите слово«СОБИРАТЕЛЬ»

В группе: подумайте, растолкуйте, по вашему мнению, что оно обозначает? Ознакомьтесь с формулировкой из словарей [Материал 2]. Сопоставьте. Если есть необходимость – уточните вашу формулировку.

Ведущий:Преподобный Сергий выступил против духа времени.Если выразитьв двух словах дело его жизни, то этими словами будут "единение", "собирание". Вначале он собирает воедино силы своей души, затем собирает вокруг себя учеников, возрождает древнее монастырское общежитие. Наконец, он собирает воедино всю Русь.

Собрать себя - значит собрать главные внутренние силы души - ум, чувства, волю; очистить ум и сердце от всякой скверны; освободить волю от эгоистических стремлений, всецело предать себя Богу. По мысли древних, "подобное познается подобным". Восстановление внутреннего единства, целомудрия - важнейшее условие познания Бога, Единосущного и Нераздельного в Троице. Тогда мир, всякий ум превосходящий, водворяется в душе подвижника. Он озаряется, проникается Фаворским светом.

Преп. Сергий звал русский народ не просто к единению, а к единению по образу и подобию Святой Троицы. Такое иерархическое подчинение идеи национального единства высшей реальности Божественного единства Святой Троицы - один из важнейших уроков преподобного Сергия. Ведь любое человеческое единство, эгоистически замкнутое на себе, неизбежно приводит

 

 

не к любви, а к противостоянию, к ненависти, к борьбе с другими такими же единствами.

Ведущий:Внимательно рассмотрите эту иллюстрацию(разные иллюстрации

с одним сюжетом): явление преподобному Сергию небесных птиц. Каждой группе выданы разные. [Материал 3] Предположите, что изображено на этих иллюстрациях?

В группы раздается текст тропаря Прп. Симону Радонежскому, Смоленскому, архимандриту, ученику прп. Сергия Радонежского. [Материал 4]

Задание:Ознакомьтесь с текстом документа. Так о чем же рассказывают нам эти иллюстрации?

Ведущий:Именно он,прп.Симон Радонежский стал свидетелем явленияпреподобному Сергию небесных птиц, прообразовавших множество его учеников.

«Однажды в глубокий вечер, во время молитвы, великий чудотворец Сергий услышал голос, звавший его по имени. Сотворив молитву, он открыл окно и увидел необыкновенный свет с неба. «Сергий! — говорил голос, — Господь услышал молитву твою о чадах твоих». Чудотворец увидел множество прекрасных птиц. Небесный голос продолжал: «Так умножится число учеников твоих, и после тебя не оскудеют последующие стопам твоим». Сергий в удивлении и радости позвал к себе своего ученика Симона, и тот застал еще чудное явление. Эти прекрасные птицы, порхавшие в Сергиевой обители и вокруг нее, изображали собой достойных учеников великого наставника. Одни из них до гроба оставались в обители своего отца, другие стали основателями монастырей вокруг престольного града, послуживших образцом благочестия для живущих в шуме мирской жизни; наконец, третьи удалились в непроходимые дебри севера и оттуда светили миру дивными подвигами и распространяли веру Христову». (М.В. Толстой. Патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. С. 14.)

Ведущий.Посмотрите фрагмент фильма«Сергий Радонежский»[Материал

5 Видеофрагмент «Благодатный отрок»]

Задание:А теперь, ознакомьтесь с перечнем учеников прп. Сергия Радонежского, поделитесь с друзьями впечатлениями. [Материал 6без указания монастырей]

Предлагаю вам дополнительную информацию. Пожалуйста, сопоставьте два эти документа. [Материал 6с указанием монастырей]

В Пожалуйста, на карте обозначьте направления, по которым разошлись ученики преподобного Сергия, и где находились монастыри, обустроенные ими. На самостоятельную работу вам дается -15 минут

Посмотрите еще один видеофрагмент и, найдите ответ на вопросы:

· с какой целью разъезжались из лавры ученики преподобного

·  почему именно в эти места? [Приложение 7. Видео «Собиратель»]

Удалось ли вам найти ответы на поставленные вопросы?

III.Магистраль: Удивительное дело… человек, который в детстве отличался

неимением способностей к обучению, становится наставником и учителем для десятков людей. Посоветуйтесь в группах, как могло такое случиться? Очень важно то обстоятельство, что книжная премудрость была обретена

святым не на основании природных способностей, а как дар свыше. Это

означает, что в лице преподобного Сергия Сам Господь благословил

Православную Русь идти путем стяжания книжной учености, возделывания

высокой духовной культуры.

Ведущий:Почему же Сергий Радонежский вошел в русскую историю как

собиратель русских душ? За какие же поступки Сергий получил имя «духовного отца России»? Только ли молитвенником был он или что-то большее содеял для России?


В библиотеке выберите для себя новые документы [Материал 8]. Ознакомьтесь с ними. И с помощью наших самых первых записей (на доске) и новых документов попытайтесь, заполнив следующую схему, составить портрет человека, ставшего учителем для многих поколений наших соотечественников. На эту работу вам отводится семь минут.

 

 

Ход мастерской: рской поделены на рабочие групп

 

Участники мастеы.

 

1.На доске оформлена выставка портретов преподобного Сергия Радонежского. Задание: КТО ЭТО? Рассмотрите нашу выставку. Выберите тот портрет, который вам ближе всего. Объясните свой выбор (Почему выбрали именно этот?)

 

Пожалуйста, в группе, расскажите друг – другу, что вы знаете об этом человеке?

 

А теперь, расскажите мне, что интересного, нового вы услышали от своих друзей?

 

Ведущий на доске фиксирует кратко информацию.

 

Задание: Пожалуйста, в библиотеке выберите дополнительную информацию о преподобном Сергии Радонежском. [Материал 1]

 

Задание: Расскажите друг – другу, о чем ваша информация? Каким вы увидели преподобного Сергия? Что нового узнали?

Ведущий дополняет записи на доске.

 

II. Задание: Напишите слово «СОБИРАТЕЛЬ»

 

В группе: подумайте, растолкуйте, по вашему мнению, что оно обозначает? Ознакомьтесь с формулировкой из словарей [Материал 2]. Сопоставьте. Если есть необходимость – уточните вашу формулировку.

Ведущий: Преподобный Сергий выступил против духа времени. Если выразить в двух словах дело его жизни, то этими словами будут "единение", "собирание". Вначале он собирает воедино силы своей души, затем собирает вокруг себя учеников, возрождает древнее монастырское общежитие. Наконец, он собирает воедино всю Русь.

 

Собрать себя - значит собрать главные внутренние силы души - ум, чувства, волю; очистить ум и сердце от всякой скверны; освободить волю от эгоистических стремлений, всецело предать себя Богу. По мысли древних, "подобное познается подобным". Восстановление внутреннего единства,

 

целомудрия - важнейшее условие познания Бога, Единосущного и Нераздельного в Троице. Тогда мир, всякий ум превосходящий, водворяется в душе подвижника. Он озаряется, проникается Фаворским светом.

 

Преп. Сергий звал русский народ не просто к единению, а к единению по образу и подобию Святой Троицы. Такое иерархическое подчинение идеи национального единства высшей реальности Божественного единства Святой Троицы - один из важнейших уроков преподобного Сергия. Ведь любое человеческое единство, эгоистически замкнутое на себе, неизбежно приводит не к любви, а к противостоянию, к ненависти, к борьбе с другими такими же единствами.

 

Ведущий: Внимательно рассмотрите эту иллюстрацию (разные иллюстрации

 

с одним сюжетом): явление преподобному Сергию небесных птиц. Каждой группе выданы разные. [Материал 3] Предположите, что изображено на этих иллюстрациях?

В группы раздается текст тропаря Прп. Симону Радонежскому, Смоленскому, архимандриту, ученику прп. Сергия Радонежского. (Материал 4) Ознакомьтесь с текстом документа. Так о чем же рассказывают нам эти иллюстрации?

 

Ведущий: Именно он, прп. Симон Радонежский стал свидетелем явления преподобному Сергию небесных птиц, прообразовавших множество его учеников.

 

«Однажды в глубокий вечер, во время молитвы, великий чудотворец Сергий услышал голос, звавший его по имени. Сотворив молитву, он открыл окно и увидел необыкновенный свет с неба. «Сергий! — говорил голос, — Господь услышал молитву твою о чадах твоих». Чудотворец увидел множество прекрасных птиц. Небесный голос продолжал: «Так умножится число учеников твоих, и после тебя не оскудеют последующие стопам твоим». Сергий в удивлении и радости позвал к себе своего ученика Симона, и тот застал еще чудное явление. Эти прекрасные птицы, порхавшие в Сергиевой обители и вокруг нее, изображали собой достойных учеников великого наставника. Одни из них до гроба оставались в обители своего отца, другие стали основателями монастырей вокруг престольного града, послуживших образцом благочестия для живущих в шуме мирской жизни; наконец, третьи удалились в непроходимые дебри севера и оттуда светили миру дивными подвигами и распространяли веру Христову». (М.В. Толстой. Патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. С. 14.)

Ведущий. Посмотрите фрагмент фильма «Сергий Радонежский» [Материал 5 Видеофрагмент «Благодатный отрок»]

 

А теперь, ознакомьтесь с перечнем учеников прп. Сергия Радонежского, поделитесь с друзьями впечатлениями.

 

Преподобный Авраамий Галицкий, называемый также Городецким и Чухломским.

 

Преподобный Павел Обнорский или Комельский.

Преподобный Сергий Нуромский.

 

Сильвестр Обнорский.

Преподобные Андроник и Савва

Мефодий Пешношский,

Преподобный Феодор, родной племянник преподобного Сергия.

Кирилл и Ферапонт Белозерские.

Преподобный Афанасий

 

Преподобный Роман Киржачский

Преподобный Леонтий Стромынский

Преподобный Савва

Преподобный Афанасий пустынник

Преподобный Ксенофонт Тутанский

Преподобный Ферапонт Боровенский

Преподобный Савва Сторожевский

 

Преподобный Иаков Железноборский, или Галицкий Преподобный Григорий Голутвинский Преподобный Пахомий Нерехтский Преподобный Никита Костромской

 

Педлагаю вам дополнительную информацию. Пожалуйста, сопоставьте два эти документа. [Материал 6]

 

На доске перед вами висит карта. Пожалуйста, на карте обозначьте

 

направления, по которым разошлись ученики преподобного Сергия, и где

 

находились монастыри, обустроенные ими. На самостоятельную работу вам дается -15 минут


портрет человека, ставшего учителем для многих поколений наших соотечественников. На эту работу вам отводится семь минут.

IV. Рефлексия:

Ведущий: Без бога нация-толпа, объединенная пороком,

Или слепа, или глупа, иль, что ещё страшней - жестока.

И пусть на трон взойдет любой, глаголющий высоким слогом.

Толпа останется толпой, пока не обратится к Богу.



Иеромонах Роман.

У каждого в жизни свой путь, на котором будут падения и взлеты. Вас будут сопровождать самые разные встречи… Вы встречаемся с людьми в жизни, на страницах книг и, конечно, в монастырях и храмах. Вам есть, у кого учиться…

Предлагаю вам вспомнить нашу мастерскую с самого начала, обратиться к тем словам, которые мы записали на доске и, продолжить фразы:

- я сегодня узнал…

- я сегодня для себя открыл…

 - мне хочется, чтобы…

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 250.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...