Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Судьбы разные нас закружат,




Но, как стены изборские выстоим!

Нам опорой "Изборский Посад".

Ольга Миронец

Песня инструкторов ДПЛ

«Изборский Посад»

 

 

Ни одно дерево не растет без корней. И никакое государство не будет иметь будущего, если оно развивается вне своих традиционных культурных духовно-нравственных ценностей, а это работа кропотливая, трудная, но, необходимая. Очень не просто — передать детям ту традицию, которую утратили уже наши деды и отцы. Так сложилось исторически: православная русская культура интенсивно разрушалась почти на протяжении всего 20 века, откуда и большинство наших сегодняшних бед. Чтобы наши дети не выросли «Иванами, родства не помнящими», нужны большие усилия и специальные педагогические технологии, способные соперничать с технологиями современных виртуальных игр.

Цель лагеря: воспитание духовной стойкости,которая позволяетвоспитанникам осознать духовный смысл истории своей Родины, то, о чем сказал А.С. Пушкин: «Два чувства дивно близки нам – в них обретает сердце пищу - любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам…»[22], помогает противостоять процессам обезличивания, которыми так насыщен современный мир.

Главной задачейдетского православного лагеря«Изборский Посад»,впервыеорганизованного на древней псковской земле, в деревне Старый Изборск при церкви Рождества Богородицы в июле 1997 года по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия, было создание возможности соприкоснуться с миром родной культуры в интересных и естественных для детей видах деятельности.

Педагоги лагеря помогают пробудить у детей, подростков и студенческой молодежи интерес к православным традициям, родной истории, учат дружить и помогать друг - другу, сообща находить выход из трудных, подчас «безвыходных» ситуаций, учат их не унывать и видеть многообразие и красоту окружающего мира, ценить радость человеческого общения и дарить ее другим.

Лагерь дает детям бесценный опыт общения. Здесь живет атмосфера доброты, участия, взаимопомощи. Дети искренне радуются, общаясь друг с другом, им легко работать, реализовывать свои возможности и получать знания и навыки друг от друга.

За многие годы в лагере сформировался дружный коллектив, старшие помогают младшим, а те в свою очередь берут с них пример. Дети учатся поддерживать ближних, прощать обиды, переносить какие-то испытания в играх и паломнических проектах, чтобы потом в будущем стойко преодолевать жизненные трудности, становясь настоящим человеком. «Изборский Посад» — это оздоровление детей и молодежи на духовном и физическом уровне посредством организации каникулярного отдыха вне городских условий, через приобщение детей к позитивному опыту жизни русского народа, используя опыт православной педагогики, воссоздавая модель жизни в духе православных традиций, это реализованная возможность уберечь детей от бессодержательного и бездуховного времяпровождения, в интересной детям форме учить их созидательной социальной активности.

Ключевые направления деятельности:

· создание единого культурно-образовательного пространства, в

рамках которого осуществляется духовно-нравственное, патриотическое, трудовое, эстетическое, экологическое воспитание, спортивная и краеведческая работа; формирование ценностной шкалы ребенка на примере русской социокультурной традиции, активизация личностного развития детей и молодежи через социально-образовательную среду Старого Изборска и других святых мест России

· воспитание веротерпимости

· содействие развитию творческого потенциала участников лагеря.

Успешной реализации этих направлений деятельности способствуют разработка и практическая реализация инновационного педагогического подхода и технологий, позволяющих подвести подростков к свободному и ответственному выбору христианской веры и вступлению в Христианскую Традицию.

Риски:

· современное общество насаждает детям и молодежи извращенную (отрицательную) картину мира, в которой безграничные потребности ставят на 1 место;

· попираются нравственные устои государства и общества;

· создается препятствие к принятию молодежью христианства.

Педагоги лагеря [Приложение I.1] ведут практические разработки подходов, способов и технологий, позволяющих формировать у детей и молодежи христианскую картину мира и способы практической реализации этого мировоззрения в обществе посредством собственных проектов воспитанников.

Очень важно для педагогов выделить основные проблемы и препятствия, лежащие на пути к достижению этих целей, и освоить новейшие практические методы и технологии.

Все разработанные методики и технологии связаны с необходимостью показать детям (молодежи) недостаточность потребительской жизненной позиции и антропоцентрического мировоззрения (несовместимость ее с христианством) и поставить воспитанника перед необходимостью построения мировоззрения, центральное место в котором отведено Творцу, а смысл человеческой жизни видится в поиске и осуществлении своего предназначения. Именно такое отношение к миру создает условия и возможность для вхождения молодого человека в Христианскую Традицию.

Мы не используем в рамках нашего подхода лекционных форм, поскольку это пассивный способ включения в работу с высоким риском ухода участников от реальной перестройки своих представлений в сферу декларативного принятия. Разработанные нами формы работы с группой требуют от участников высокой степени включенности, необходимости личностного вложения в результат совместной работы, самоопределения по отношению к наиболее острым проблемным ситуациям.

Одной из наиболее эффективных форм такой работы является технология педагогической мастерской, позволяющая мотивировать участников на творческий процесс, на поиск новых УЖЕ востребованных знаний, на пролонгированную рефлексию и как следствие - создание новых проектов.

Лагерь работает в дни всех школьных каникул. Сегодня география проживания воспитанников лагеря уже достаточно широка. При полном отсутствии специальной рекламы за прошедшие годы здесь побывали школьники и студенты из Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Пскова, Пятигорска, Новороссийска, Петрозаводска. Калуги, из ближнего и дальнего зарубежья.

Программа лагеря разрабатывается такой, чтобы жизнь в нем была по плечу и новоночальным детям и взрослым. «Изборский Посад» лагерь не массовый. Общее количество участников лагеря в летние смены до 40 человек. Его участниками являются дети от 9 до 17 лет и студенческая молодежь. Начиная работу, мы предполагали, что будем работать с детьми до окончания средней школы; но, поступив в высшие учебные заведения, наши воспитанники не расстаются с нами, а возвращаются вновь уже в качестве инструкторов или старших друзей. В последнее время все чаще звучит предложение о проведении смены в дни студенческих каникул, впервые приезжают на смену новички - подросшие дети наших взрослых воспитанников.

Каждый ребенок принимает участие в программах лагеря по мере своих потребностей и родительских возможностей. Пять – семь человек ездят только на летние смены, примерно половина состава принимает участие в Рождественских программах. Осенью и весной приезжает группа ребят от 12 до 15 человек. Вернувшись в город, наши ребята продолжают общение: вместе участвуют в конкурсных проектах СПб митрополии и Комитета по образованию СПб, совершают паломничества к православным святыням Санкт-Петербурга, ходят в музеи, на каток, смотрят и обсуждают фильмы, проживают педагогические мастерские, участвуют в интерактивных занятиях по интересующим их темам.

На смену выросшим и повзрослевшим детям приходят новички, и старшие – советники и инструктора – делятся с младшими посадниками своим опытом. Конфликтные ситуации, если они вдруг возникают, как правило, разрешаются самими детьми.

Определение "православный" не является критерием отбора детей в лагерь. Ведь за эти годы к нам приезжали и некрещеные дети, и мусульмане. Да и православные дети имеют разную степень воцерковленности. Кто-то из них ходит в церковь только на Пасху вместе с мамой освятить кулич, а кто-то регулярно посещает службы, занимается в воскресных школах и едет в лагерь по благословению духовника. Православный лагерь - это определенный жизненный уклад: общение с батюшкой, молебны на начало и окончание лагеря, церковные службы, общая подготовка к исповеди и Причастию, крестные ходы, купание в святых источниках, паломнические программы, которые мы совершаем в каждой смене и, конечно, особые взаимоотношения детей и взрослых, старших и младших. В "Изборском Посаде" воцерковление - это та дорожка, на которую детей зовут, а не тянут за руку и не толкают в спину. Этому принципу мы стараемся следовать.

Утро в лагере начинается с утренней молитвы. Сразу после завтрака начинается послушание. Послушание - это посильный труд, направленный на обеспечение жизнедеятельности лагеря, прихода, выполнение лагерной программы. После обеда - отдых и прогулка на озеро или святые источники. Очень часто в это время ребята выполняют какие-либо групповые или индивидуальные творческие задания. После купания в и точниках, конечно, очень здорово выпить горячего чаю или деревенского молочка. А затем - начинается самое интересное - образовательно-развивающая программа. А после ужина - чуть-чуть времени для подготовки творческих отчетов и выступлений. Завершает день так любимый всеми нами костер (или свеча). Перед сном - вечернее правило.

Каждая смена в «Изборском Посаде» - это отдельный проект, построенный как цикл занятий, включающих различные педагогические технологии. Нет ни одного дела, которое проходило бы обособленно от других. Все они как будто нанизаны на единую смысловую нить. Здесь педагогические мастерские, занятия в природе и походы, экскурсии и паломничества, прикладное и литературное творчество, музыка и пение являются звеньями программной цепочки.

Образовательно – развивающие программы «Изборского Посада» включают:

· Творческие педагогические мастерские

· Педагогическое проектирование

· Проектную деятельность

· Компьютерные технологии

· Почти вековой методический опыт Организации Российских Юных Разведчиков (скаутов)

· Исследовательскую работу по развитию навыков саморефлексии и самооценки, через которую воспитывается чувство гражданственности

· Музейную педагогику

· Интерактивные формы работы

· Педагогическую режиссуру

· Игротехники и театрализацию

· Работу в малых группах и группах сменного состава

· Работу в парах

Размышляя о сути доброй, щадящей, уважительной педагогики, автор пришла к выводу, что педагогическая мастерская - это одна из технологий, позволяющих достичь профессионального самоуважения.

В противовес бесконечными развлечениям, так популярным ныне в лагерях, - шоу, дискотекам, КВНам [*1], хотелось научить воспитанников отдыхать с пользой, воспитать навык интеллектуального и духовного – нравственного отдыха.

Именно во время занятий, проведенных по гуманным технологиям, виден неподдельный интерес, удивление и творческие порывы детей,

 

 

_________________________________________________________________________

[*1] Даль В.И. Словарь живого великорусского языка. Развлекать кого - развлечь мысли, думу, рассеять, заставить забыть на время что и заняться другим; отвратить, чьи мысли от одного предмета на другой.

 

Разволакивать, разволочь или разволокти; развлачать, развлачить; развлекать, развлечь (смотреть выше) что, разнимать, растаскивать, растащить; разнести таском, волоком врознь

педагог открывает тему вместе с ними и учится у них непосредственному взгляду на мир. Задача гуманной педагогики – включить детей в процесс учёбы на уровне творчества, уйти от заданной традиционным уроком назидательности, дать детям свободу.

На взгляд автора, наиболее успешно решает эти задачи технология педагогической мастерской. Да, она не нова. Но творчество не умеет стареть! Одна и та же мастерская, проведенная в разных аудиториях, суть совершенно новая мастерская, с совершенно непредсказуемыми результатами. Каждая мастерская – это целый сценарий с продуманными действиями всех, это огромная работа по подбору информации, это труд души и для педагога, и для участников, это радостный поиск нового.

Пространство православного лагеря является удачной (удобной, комфортной) площадкой для проведения педагогических мастерских, проектов, дискуссий и других видов работы длительного действия, когда работа непрерывно может продолжаться от 2-3 дней (метод «погружения») или, даже, в течение нескольких недель.

Здесь участники не ограничены урочными временными рамками. Немного подробнее о педагогических мастерских…

Что происходит, когда вы пытаетесь накормить ребенка, потому, что уже пришло время кормления, а он не голоден? Он отказывается есть! Не потому, что вы не вкусно приготовили или он специально капризничает. Нет, он просто не голоден, нет потребности в еде! И начинается «за маму, за папу», ни на здоровье, ни для удовольствия. То же происходит в школе. Мы спланировали очередной интересный урок, заготовили карточки… А ученики пассивны, не зажигаются, они прекрасно обходились и без этих знаний, они им не нужны, дети «сыты» теми знаниями, которые у них есть.

Хорошая мама создаст своему ребенку достаточной физической нагрузки, для того чтобы он проголодался.

А мы пытаемся впихивать в своих учеников информацию, в которой еще не созрела потребность. Мы перекрываем самозарождение такой мысли, как «Я хочу знать!»

Мастерская, предполагает ненавязчивую, неожиданную мотивацию изучения новой информации, которая захватывает участников мастерской  и предъявляется по мере поступления запроса, тогда, когда наступает информационное голодание. Это и есть первая характерная черта педагогической мастерской. Самые разнообразные приемы работы с информацией в различных формах: это может быть и игра, и работа с текстом, со словарем и другие. Самое главное - мастерская не допускает насилия над ребенком, преждевременности поступления информации познания.

Следующей характерной чертой является переживание «разрыва» между старым и новым видением предмета или закона. Участник мастерской становится на качественно новую ступень благодаря самопознанию, к которому приводит ученика его участие в мастерской. Новое знание строится логично, постепенно, многоступенчато. Выстраивается самостоятельно через самостоятельный вывод, обобщение, закономерность, через внутреннее «прозрение». Разрыв происходит между старым и новым знанием. Разрыв заранее планируется руководителем мастерской, но, это состояние сугубо индивидуальное, и, происходит в любой момент мастерской. Глубина «разрыва» состоит в подборе парадоксального содержания, предлагаемого участникам для осмысления. [4]

Мастерская не может состояться без непрерывного процесса рефлексии. В мастерской происходит не передача готовых знаний, а приобретение опыта духовной и мыслительной деятельности, в том числе и самопознания. Благодаря процессу рефлексии происходит создание условий для формирования внутренней культуры. Постоянная невысказанность на традиционных уроках в школе, отсутствие осмысления переживаний и чувств эмоционально перегружает подростка. Процесс рефлексии необходим для тренировки способности к самопознанию и самокоррекции. Это умение может превратиться в постоянно действующий навык саморегуляции. Таким образом – рефлексия является универсальным психологическим механизмом изменения и развития личности. [4]

Творческий    процесс в мастерской является главным технологическим

средством достижения цели: открытие нового драматического явления,

формирование правила, выработка отношения к явлению, создание текста, решение проблемы и т.д.

Открыв для себя принципы технологии мастерских, начав работу по этим принципам, участники видят, как многое изменится в них. Ожидаемые результаты.Таким образом,система работы в православномлагере «Изборский Посад» призвана

· способствовать развитию духовно - нравственной личности;

· способствовать формированию опыта самоорганизации (хочу + могу + должен + обязан);

· способствовать формированию опыта самопреодоления, работы над собой: самооценки (кто я, чем отличаюсь от других), самодисциплины;

· способствовать формированию опыта общения в разновозрастной среде, в том числе с взрослыми (в т.ч. незнакомыми);

· содействовать формированию опыта управления ситуацией неопределенности: иметь собственную точку зрения, работать с информацией, искать решения в трудных ситуациях, советоваться, пробовать, ошибаться, извлекать уроки из полученного опыта;

· способствовать воспитанию добросовестного отношения к труду и умение трудиться»

· способствовать формированию нормы общения, культуры диалога (в случае согласия и несогласия), нахождения компромиссов

· способствовать формированию лидерских качеств – умению в случае необходимости брать ответственность за других; доверять лидерам и подчиняться

· способствовать воспитанию терпимости

Итоговый контрольосуществляется в форме

· фильмов и презентаций о прожитых сменах

· бесед

· итоговых и промежуточных рефлексий

· анкетирования

· эссэ

Программы лагеря строятся на методологической основе исходных положений, опирающихся на культурологический, системный и этнопедагогический подходы.

География педагогической деятельности.Инновационно-педагогическаядеятельность педагогов «Изборского Посада» не ограничивается рамками лагеря. Педагогические мастерские и проектная деятельность успешно проводятся в ДПЛ «Наследие» в Шамордино Калужской епархии, в воскресных школах Подмосковья (Воскресная школа подворья Пюхтицкого Успенского монастыря в г. Одинцово) и Ленинградской области (воскресная школа подворья Иоанновского монастыря в Вартемягах), в рамках программы Всероссийского молодежного форума «Роспатриот» (ФГБОУ ДОД ФДЦ «Смена»

г-к Анапа, пос. Сукко). В виде мастер - классов для педагогов Пскова, Печор и Козельска, Калининграда, Санкт-Петербурга. Кроме этого, они делятся своим опытом на педагогических конференциях и образовательных чтениях различного уровня.

Ниже представлены разработки проектов и педагогических мастерских.

 

 











Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 273.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...