Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Простой — с продвижением (подходом вперед и отходом назад)




Движение занимает 8 тактов.

Исходное положение ног—1-е свободное. Руки — в 1-м основном положении.

Первый и второй такты — три шага вперед на каждую четверть, начиная с правой ноги, на вторую четверть второго такта левая нога приставляется к правой в 1-е свободное положение.

Третий и четвертый такты — поклон на месте.

Пятый и шестой такты — отход назад с правой ноги, три шага на каждую четверть, на вторую четверть шестого такта левая нога приставляется к правой. Руки за время шагов переводятся из 1-го основного положения через 2-е в 3-е основное положение. Кисти рук ни в коем случае не сближаются.

Седьмой и восьмой такты — поясной поклон на месте.

У девушек руки одновременно с наклоном корпуса вперед из 3-го положения опускаются в подготовительное, а при выпрямлении корпуса поднимаются вдоль корпуса и в конце восьмого такта приходят в 1-е основное положение («подбоченившись»). Одновременно с руками в конце восьмого такта левая нога слегка сгибается в колене, а правая отделяется от пола и на счет «два» мягко опускается на пол.

У парней в конце поклона руки одновременно с наклоном корпуса из 3-го основного переходят в 1-е основное положение, а в момент выпрямления корпуса, на счет «раз» — «и», поднимаясь, скрещиваются на уровне груди (не прикасаясь к корпусу), на счет «два» резко раскрываются в стороны с одновременным притопом правой ногой. В женском поклоне должна ощущаться задушевность, грациозность, а в мужском чувствоваться сила, удаль.

Существуют и другие своеобразные поклоны. Вот, например, как может заканчиваться поклон девушки с подходом вперед и отходом назад, описанный выше.

В шестом такте на счет «два» правая рука с платком сгибается в локте, ладонь прижимается выше груди около левого плеча, левая рука при этом опускается вниз в подготовительное положение. В таком положении совершается поклон.

После выпрямления корпуса правая рука остается в том же положении и лишь в восьмом такте на счет «два» — «и» плавно опускается по корпусу вниз в подготовительное положение. Бытуют в народе и другие своеобразные поклоны, сложные по исполнению, которые требуют большой пластичности рук, музыкальности и танцевальности исполнителя. Встречаются они в хороводах (чаще в игровых) в центральных, северо-западных и западных областях России.

Сложный праздничный (хороводный) (жен.) (рис. 82) Движение занимает 8 тактов.

Исходное положение ног—1-е свободное. Руки — в подготовительном положении. Первый такт

«Раз» — «и» — шаг с правой ноги.

«Два» — «и» — шаг с левой ноги.

Второй такт

«Раз» — «и» — шаг с правой ноги.

«Два» — левая нога приставляется к правой.

«И» — обе руки, сгибаясь в локтях, поднимаются перед собой, пока ладони, повернутые к себе, не окажутся на уровне лица. Третий такт

«Раз» — корпус от талии начинает сгибаться вниз. Положение рук меняется.

«И» — правая рука от локтя начинает двигаться вправо. Положение левой руки не меняется.

«Два» — корпус останавливается в положении поклона в пояс. Движение правой руки продолжается. Левая начинает двигаться от локтя влево. Голова поворачивается влево; взгляд следует за движением кисти левой руки.

«И» — правая рука, поднимаясь от локтя вверх, начинает двигаться по направлению к голове; кисть при этом поворачивается ладонью к полу. Движение левой руки продолжается.

Четвертый такт

«Раз» — правая рука, продолжая двигаться по направлению к голове, описывает кистью небольшой кружок, как бы перпендикулярный к полу. Левая рука, поднимаясь от локтя вверх, начинает двигаться по направлению к голове; кисть при этом поворачивается ладонью к полу.

«И» — кисть правой руки, продолжая описывать кружок, опускается вниз возле виска; кисть при этом поворачивается тыльной стороной к виску. Левая, продолжая двигаться по направлению к голове, описывает кистью небольшой кружок, как бы перпендикулярный к полу.

 

Рис. 82. Сложный праздничный (хороводный) (жен.)

«Два» — правая рука, совершив полный круг, вновь начинает двигаться от локтя вправо по прямой линии параллельно полу; кисть повернута тыльной стороной к корпусу; пальцы вытянуты и направлены вперед. Голова поворачивается вправо; взгляд следует за движением кисти правой руки. Кисть левой, продолжая описывать круг, опускается вниз возле виска; кисть при этом поворачивается тыльной стороной к виску.

«И» — правая рука продолжает медленно двигаться вправо, как бы дожидаясь левую. Левая, совершив полный круг, вновь начинает двигаться от локтя влево по прямой линии параллельно полу; кисть повернута тыльной стороной к корпусу; пальцы вытянуты и направлены вперед. Голова возвращается в исходное положение; взгляд опущен вниз.

Пятый такт

«Раз» «и» — одновременно с шагом левой ноги назад корпус начинает выпрямляться. Руки от локтя опускаются вниз с вытянутыми и направленными в пол пальцами и начинают двигаться навстречу друг другу; кисти повернуты друг к другу тыльной стороной.

«Два» «и» ■— шаг правой ногой назад. Руки, продолжая движение навстречу друг другу, встречаются перед корпусом, но, не соединяясь, продолжают движение снизу вверх. Дойдя до уровня подбородка, они расходятся вправо и влево; локти опускаются вниз. Ладони рук повернуты друг к другу; пальцы присогнуты и направлены вверх.

Шестой такт

«Раз» «и» — шаг левой ногой назад. Руки, выпрямляясь в локтях, продолжают расходиться вправо и влево.

«Два» «и» — правая нога приставляется к левой в 1-е свободное положение. Руки, заканчивая движение, приходят в 3-е основное положение.

Седьмой и восьмой такты

Поясной поклон на месте. Правая рука в начале поклона сгибается в локте, и ладонь прижимается выше груди около левого плеча. Левая опускается вниз в подготовительное положение. После выпрямления корпуса правая рука плавно опускается вниз в подготовительное положение.

Этот поклон можно закончить и так: в начале поклона обе руки вместе с наклоном корпуса опускаются в подготовительное положение. При выпрямлении корпуса положение рук не меняется.

Сложный, праздничный (хороводный) на месте (муж.) (рис.83)

Движение занимает 2 такта.

Исходное положение ног—1-е свободное. Руки — в подготовительном положении.

«И» (затакт) —руки, сгибаясь в локтях, поднимаются параллельно друг другу до уровня подбородка; ладони повернуты к себе; пальцы слегка присогнуты.

Первый такт

«Раз» — корпус вместе с руками начинает сгибаться в поясе.

«И» — корпус продолжает сгибаться в поклоне. Руки, оставаясь параллельными, начинают двигаться от локтей вниз и назад к корпусу, не прижимаясь к нему. Локти отводятся назад.

«Два» — корпус остается согнутым. Кисти рук описывают круг, как бы перпендикулярный полу, после чего руки возвращаются в исходное положение. Одновременно с движением рук по кругу вверх корпус слегка выпрямляется.

«И» — не останавливая движения, руки от локтей начинают двигаться по кругу вниз, корпус при этом вновь слегка наклоняется.

Резко изменив направление движения, руки разводятся в стороны в 3-е основное положение. Одновременно с движением рук в стороны корпус выпрямляется. Второй такт

«Раз» — руки движутся навстречу друг другу и скрещиваются на уровне груди, не прикасаясь к корпусу. «И» — притоп левой ногой.

«Два» — одновременно с притопом правой ногой руки раскрываются широко в стороны. «И» — пауза.

В этом поклоне усиленная просьба, двойное приглашение, уважительное отношение и любовь к девушке. Он может выполняться и с подходом вперед — четыре шага и с отходом назад — четыре шага. После отхода можно исполнить простой поклон на 2 такта.

 

Рис. 83. Сложный праздничный (хороводный) на месте (муж.)

Архангельской области (жен.)(рис. 84)

Музыкальный размер 4/4. Движение занимает 4 такта. Исходное положение ног - 1-е свободное .Руки — в подготовительном положении.

Первый такт — три простых шага с правой ноги на каждую четверть; на четвертую четверть левая нога приставляется к правой. На третий и четвертый шаг руки слегка поднимаются в стороны от корпуса. Кисти рук поворачиваются ладонями вперед, ПАЛЬЦЫ вытянуты.

Второй такт — низкий поясной поклон. Одновременно с наклоном корпуса руки сгибаются от локтей по направлению к диафрагме. Вытянутая кисть правой руки кладется на тыльную сторону левой. Локти направлены в стороны. Руки к корпусу не прикасаются.

Третий такт — корпус выпрямляется, положение рук не меняется.

Четвертый такт — пауза или же гордый уход.

Такой поклон бытует в Пинежском районе, в Лешуконье и ряде других районов Архангельской области. Исполняется он в хороводах и медленных плясках. В нем величавость, степенность, достоинство. Мужчины в Архангельской области не кланяются так низко, они с гордостью и достоинством лишь немного наклоняют корпус и голову. В Сибири же, в Забайкалье и в русских семейских поселениях Читинской области такого глубокого поклона не существует.

И в плясках и в хороводах мужчины и женщины лишь наклоняют голову, делают кивок. И если у мужчин корпус немного наклоняется вперед, то у женщин наклоняется только голова.

 

Рис. 84. Поклон Архангельской обл. (жен.)

Такие поклоны отличаются гордостью и независимостью. Исполняются они на 1 или 2 такта в зависимости от характера мелодии. Руки у девушек спокойно опущены вниз ладонями к себе или сложены на груди — «калачиком».

У парней руки опушены вниз или же раскрыты в стороны, но немного ниже 3-го основного положения.

Шаги

Со словом «шаг» всегда связано поступательное движение. Поэтому в старину шаг порой называли «поступь». Простой русский танцевальный шаг отличается от бытового шага тем, что он ритмически связан с музыкой, он выразителен, в нем проявляется как личный характер исполнителя, так и национальный характер русского человека.

Во многих народных песнях ярко передается характер исполняемого хоровода или пляски благодаря характеристике шага девушки или парня.

Например:

Красна, девушка идет,

словно павушка плывет,

Ой, люли, плывет!..

Или:

Молодец идет, улыбается,

Редко шагает, крепко ступает.

В русском народном танце существует большое количество шагов: шаг с переступанием, простой шаг на ребро каблука, переменный шаг с подбивкой, переменный шаг с притопом и т. д., но все они основаны на простом шаге и являются либо его разновидностью, либо развитием.

В русском народном танце существует большое количество шагов: шаг с переступанием, простой шаг на ребро каблука, переменный шаг с подбивкой, переменный шаг с притопом и т. д., но все они основаны на простом шаге и являются либо его разновидностью, либо развитием.

По методике выполнения все шаги делятся на простые и переменные. Шаги могут быть очень разнообразны по характеру исполнения. Один и тот же шаг может исполняться в различных темпах и ритмах, с различным настроением и т. д., отчего меняется и характер исполнения. С помощью шагов можно передать удаль, задушевность, лихость, гордость, хитрость и т. д., это зависит от музыки, характера и содержания танца, от образа, который создает исполнитель, а порой манера и характер исполнения шагов изменяются в зависимости и от местности, в которой этот танец исполняется.

Танцевальные шаги — наиболее характерный элемент народной хореографии Они являются основой всех русских танцев, как старинных, традиционных, так и современных. Чаще всего шаги встречаются в хороводах, в медленных и плавных плясках. Шаги являются также составной частью некоторых элементов — «припаданий», ряда дробей и т. д. Они играют большую роль и в соединении отдельных движений между собой. В создании различных человеческих характеров, настроений, образов помогают в сочетании с шагами разнообразные положения и движения корпуса, головы и рук исполнителя. Таких положений и движений в сочетании с каждым видом шага может быть большое количество.

Мы даем лишь наиболее характерные положения корпуса, рук и их движения, присущие каждому виду шага. Наша задача — показать не только разнообразие видов шагов, но и методику их разучивания, характер и манеру исполнения. Исполнение различных шагов мужчинами и женщинами отличается не только по характеру, но и по их методике.

Простые шаги










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 284.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...