Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классификация В.ф. Гумбольдта; новый морфологический класс (тип) языков.




четыре основных типа языков: инкорпорирующий, изолирующий, агглютинативный, флективный. При этом языки флективного строя находятся на высшей ступени. Гумбольдт описал еще четвертый тип, ин­корпорирующий. Особенность этого типа языка (индейские в Америке, палео­азиатские в Азии) состоит в том, что предложение строится как сложное слово

13. Э. Сепир и его многомерная типологическая классификация;

Сепир выступает как один из основателей современной типологии. Новую типологию он строит, отталкиваясь от неудач своих предшественников. Типология XIX в. — это классификация языков в области морфологической техники.

Сепира не удовлетворяет «деление языков на изолирующие, аффиксальные и символические» — «оно чересчур делает упор на внешнем, техническом выражении». В основу своей классификации Сепир кладет семантический принцип. Он выделяет четыре типа грамматических значений: конкретные, деривационные, конкретно-реляционные и чисто-реляционные, из которых два типа — полярные: конкретные (предметы, действия, качества) и абстрактные/чисто реляционные (устанавливают связи между конкретными значениями, придавая высказыванию законченную синтаксическую форму), а два занимают промежуточную позицию между этими полюсами: деривационные (модифицируют конкретные значения) и конкретно-реляционные (сохраняя большую конкретность, чем чисто-реляционные значения, они указывают на отношения, выходящие за пределы того слова, к которому они непосредственно относятся). Сепир обогащает свою четырехчленную классификацию независимыми параметрами поверхностной морфологической техники (изолирующая — агглютинативная — фузионная — символическая; аналитическая — синтетическая — полисинтетическая), благодаря чему она становится некоторым аналогом типологической шкалы, и на этой шкале он размещает свои языковые примеры.

Предпосылки возникновения школы младограмматиков; основные достижения в области сравнительно-исторического языкознания школы младограмматиков; наиболее известные представители младограмматизма.

В тетради

Ф.Ф. Фортунатов и Московская лингвистическая школа

Фортунатов- крупнейший компротивист, сражажался в Германии. В московск университете он занимал кафедру сравнительн грамматики индоевр языков. Работал в Петерберге, сохдал Московскую лингв школу.

Предложение рассматривает как форму выражения психологического суждения. Суждения- предложения в речи.

Выделил в словосочетании 2 части:

-главная

-зависимая

Под формой слова понималось внешнее морфологическое выражение граммат значений.

Вклад в развитие язык-я:

1) Доказал, что общий индоевр яз не был единым, распадался на диалекты

2) Открыл закон передвижения ударения от начала к крнцу слова в определённых фонетич позициях- «закон фортунатова»

3) Выступал против смешения грамматики и психологии, против игнорирования формальной стороны языка.

Принимая основные положения индивидуального психоло­гизма в качестве ведущего методологического кредо, представи­тели Московской школы тем не менее в практике своих конк­ретных лингвистических исследований нередко отходят от орто­доксальной философии языка, свойственной младограмматизму. учение о грамма­тических классах слов.

Все отдельные слова языка он делит на полные, частичные и междометия. Формы словообразования, по Фортунатову, делятся на две ка­тегории. В первую входят формы, обозначающие различие в при­знаке какого-либо предмета мысли. Формы словоизменения также делятся на две категории. К пер­вой категории относятся формы времени, наклонения и лица в системе глагола. Эти формы указывают на отношения между под­лежащим и сказуемым. Ко второй в индоевропейских языках от­носятся формы склонения в системе имени существительного и прилагательного. Эти формы указывают на отношения данного предмета мысли к другим предметам.

По его мнению, языки мира разделяются на пять основных типов.

Агглютинативные языки. Эти языки называются так пото­му, что основа и аффикс остаются по своему значению отдель­ными, как бы склеенными частями слов.

Флективно-агглютинативные языки. В этих языках основы слов сами имеют «формы, образуемые флексией основ»

Флективные языки. Это «языки, представляющие флексию основ в сочетании основ с аффиксами»

Корневые языки. В этих «языках слова соответствуют корням слов в других языках»; у них вообще не существует форм слов, образуемых аффиксами.

Полисинтетические языки. Эти языки по образованию форм Дельных слов относятся к языкам агглютинативным, но выде­ляются в особый класс потому, что в них присутствуют формы, ^Разующие слова-предложения

16. Казанская лингвистическая школа (Б. де Куртенэ Н.В., Крушевский).

Б де Куртене- происходил из старинного фран рода, проживал за границей, защит докторск диссертацию в Петербурге, в Казани организ свою лингв школу.

Осн концепции:

1) Отвергал концепцию Гумб.

2) Синхронный подход к яз

3) Отказ от обязательного историзма

4) Ввел понятие фонемы и морфемы

5) Первым уделил внимание изучению афазий(неспособность пользоваться словами в результате поражения головн мозга)

Крушевский- польский и российский лингвист, младший коллега и близкий сотрудник И. А. Бодуэна де Куртенэ, известен как соавтор понятия фонемы и один из самых оригинальных теоретиков языка второй половины XIX в.

Именно в Казанской лингвистической школе Крушевский и Бодуэн де Куртенэ дают мировой науке первую формулировку фонологической теории. Теоретические установки Казанской школы во многом совпа­дали с наиболее утвердившимися положениями современного ей младограмматизма. Отличительной чертой этой школы являлось стремление к тео­ретическим обобщениям, к постановке кардинальных проблем лингвистики

Основными трудами Крушевского (1851 — 1887) являются: «Очерк науки о языке» [33]; «Очерки по языковедению» [34]; «Об аналогии и народной этимологии» [29]; «Наблюдения над некоторыми фоне­тическими явлениями, связанными с акцентуацией» [30]; «К вопро­су о гуне» [32].

Основные законы языковой эволюции, установленные Крушев- ским в работе «Очерк науки о языке», сводятся к следующему:

I. Язык изменяется благодаря сложности и неопределенности своих элементов: звуков, морфологических частей и слов.

II. Беспредельность этой изменяемости объясняется символическим характером слова.

III. Языковые элементы: звуки, морфологические части и слова не только изменяются, но тоже исчезают. Потому язык, путем переинтег­рации наличного материала, вечно создает новый.

IV. Законы ассоциации одинаково важны для понимания как психи­ческих, так и языковых явлений.

Развиваясь, язык вечно стремится к полному общему и частному соответствию мира слов миру понятий

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 695.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...