Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Классификация В.ф. Гумбольдта; новый морфологический класс (тип) языков.
четыре основных типа языков: инкорпорирующий, изолирующий, агглютинативный, флективный. При этом языки флективного строя находятся на высшей ступени. Гумбольдт описал еще четвертый тип, инкорпорирующий. Особенность этого типа языка (индейские в Америке, палеоазиатские в Азии) состоит в том, что предложение строится как сложное слово 13. Э. Сепир и его многомерная типологическая классификация; Сепир выступает как один из основателей современной типологии. Новую типологию он строит, отталкиваясь от неудач своих предшественников. Типология XIX в. — это классификация языков в области морфологической техники. Сепира не удовлетворяет «деление языков на изолирующие, аффиксальные и символические» — «оно чересчур делает упор на внешнем, техническом выражении». В основу своей классификации Сепир кладет семантический принцип. Он выделяет четыре типа грамматических значений: конкретные, деривационные, конкретно-реляционные и чисто-реляционные, из которых два типа — полярные: конкретные (предметы, действия, качества) и абстрактные/чисто реляционные (устанавливают связи между конкретными значениями, придавая высказыванию законченную синтаксическую форму), а два занимают промежуточную позицию между этими полюсами: деривационные (модифицируют конкретные значения) и конкретно-реляционные (сохраняя большую конкретность, чем чисто-реляционные значения, они указывают на отношения, выходящие за пределы того слова, к которому они непосредственно относятся). Сепир обогащает свою четырехчленную классификацию независимыми параметрами поверхностной морфологической техники (изолирующая — агглютинативная — фузионная — символическая; аналитическая — синтетическая — полисинтетическая), благодаря чему она становится некоторым аналогом типологической шкалы, и на этой шкале он размещает свои языковые примеры. Предпосылки возникновения школы младограмматиков; основные достижения в области сравнительно-исторического языкознания школы младограмматиков; наиболее известные представители младограмматизма. В тетради Ф.Ф. Фортунатов и Московская лингвистическая школа Фортунатов- крупнейший компротивист, сражажался в Германии. В московск университете он занимал кафедру сравнительн грамматики индоевр языков. Работал в Петерберге, сохдал Московскую лингв школу. Предложение рассматривает как форму выражения психологического суждения. Суждения- предложения в речи. Выделил в словосочетании 2 части: -главная -зависимая Под формой слова понималось внешнее морфологическое выражение граммат значений. Вклад в развитие язык-я: 1) Доказал, что общий индоевр яз не был единым, распадался на диалекты 2) Открыл закон передвижения ударения от начала к крнцу слова в определённых фонетич позициях- «закон фортунатова» 3) Выступал против смешения грамматики и психологии, против игнорирования формальной стороны языка. Принимая основные положения индивидуального психологизма в качестве ведущего методологического кредо, представители Московской школы тем не менее в практике своих конкретных лингвистических исследований нередко отходят от ортодоксальной философии языка, свойственной младограмматизму. учение о грамматических классах слов. Все отдельные слова языка он делит на полные, частичные и междометия. Формы словообразования, по Фортунатову, делятся на две категории. В первую входят формы, обозначающие различие в признаке какого-либо предмета мысли. Формы словоизменения также делятся на две категории. К первой категории относятся формы времени, наклонения и лица в системе глагола. Эти формы указывают на отношения между подлежащим и сказуемым. Ко второй в индоевропейских языках относятся формы склонения в системе имени существительного и прилагательного. Эти формы указывают на отношения данного предмета мысли к другим предметам. По его мнению, языки мира разделяются на пять основных типов. Агглютинативные языки. Эти языки называются так потому, что основа и аффикс остаются по своему значению отдельными, как бы склеенными частями слов. Флективно-агглютинативные языки. В этих языках основы слов сами имеют «формы, образуемые флексией основ» Флективные языки. Это «языки, представляющие флексию основ в сочетании основ с аффиксами» Корневые языки. В этих «языках слова соответствуют корням слов в других языках»; у них вообще не существует форм слов, образуемых аффиксами. Полисинтетические языки. Эти языки по образованию форм 0тДельных слов относятся к языкам агглютинативным, но выделяются в особый класс потому, что в них присутствуют формы, ^Разующие слова-предложения 16. Казанская лингвистическая школа (Б. де Куртенэ Н.В., Крушевский). Б де Куртене- происходил из старинного фран рода, проживал за границей, защит докторск диссертацию в Петербурге, в Казани организ свою лингв школу. Осн концепции: 1) Отвергал концепцию Гумб. 2) Синхронный подход к яз 3) Отказ от обязательного историзма 4) Ввел понятие фонемы и морфемы 5) Первым уделил внимание изучению афазий(неспособность пользоваться словами в результате поражения головн мозга) Крушевский- польский и российский лингвист, младший коллега и близкий сотрудник И. А. Бодуэна де Куртенэ, известен как соавтор понятия фонемы и один из самых оригинальных теоретиков языка второй половины XIX в. Именно в Казанской лингвистической школе Крушевский и Бодуэн де Куртенэ дают мировой науке первую формулировку фонологической теории. Теоретические установки Казанской школы во многом совпадали с наиболее утвердившимися положениями современного ей младограмматизма. Отличительной чертой этой школы являлось стремление к теоретическим обобщениям, к постановке кардинальных проблем лингвистики Основными трудами Крушевского (1851 — 1887) являются: «Очерк науки о языке» [33]; «Очерки по языковедению» [34]; «Об аналогии и народной этимологии» [29]; «Наблюдения над некоторыми фонетическими явлениями, связанными с акцентуацией» [30]; «К вопросу о гуне» [32]. Основные законы языковой эволюции, установленные Крушев- ским в работе «Очерк науки о языке», сводятся к следующему: I. Язык изменяется благодаря сложности и неопределенности своих элементов: звуков, морфологических частей и слов. II. Беспредельность этой изменяемости объясняется символическим характером слова. III. Языковые элементы: звуки, морфологические части и слова не только изменяются, но тоже исчезают. Потому язык, путем переинтеграции наличного материала, вечно создает новый. IV. Законы ассоциации одинаково важны для понимания как психических, так и языковых явлений. Развиваясь, язык вечно стремится к полному общему и частному соответствию мира слов миру понятий
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 695. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |