Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предпосылки зарождения сравнительно-исторического метода в языкознании; роль «открытия» санскрита У. Джонсом; основоположники сравнительно-исторического метода.




Идеи историзма развивал Дж. Вико, выдвинувший развернутую концепцию исторического развития человечества, в которой важное место отводилось развитию языка. По мнению К. Маркса, у Дж. Вико в зародыше уже содержались основы сравнительно-исторического метода. И. Г. Гердер выдвинул положения о «духе народа», повлиявшие на В. фон Гумбольдта. Все эти идеи были достаточно интересными, но содержали один неустранимый недостаток: они были основаны не на анализе языкового материала, а на произвольных, хотя иногда и остроумных догадках. Что же касается вопроса о происхождении языка, то никакими конкретными данными об этом процессе наука не располагала тогда и не располагает сейчас.

Общее распространение идей историзма сказывалось и на общем интересе к выяснению родственных связей языков. Уже тогда не сомневались в том, что сходство между собой германских или славянских языков объясняется общностью происхождения. Появляется идея о языковых семьях. Пережившие много веков представления о древнееврейском языке как «корне» всех языков мира, на котором говорили до вавилонского смешения языков, уступает окончательно место идеям о множественности языковых семей Основным толчком стало в конце века открытие санскрита, ранее совсем не известного в Европе.. английский востоковед У. Джонс одним из первых среди европейцев узнал санскрит и первым начал его сопоставлять с греческим, латинским и другими языками Европы. Сходство санскрита с этими языками было очевидным, а поскольку санскрит был древнее любого до того известного индоевропейского языка, то У. Джонс выдвинул идею о санскрите как праязыке. Такая точка зрения держалась очень долго, окончательно опроверг ее лишь А. Шлейхер в начале второй половины XIX в. Одновременно английский ученый положил начало знакомству европейского языкознания с индийской традицией.

Открытие санскрита стало тем недостающим звеном, после появления которого началось бурное развитие исследований в области сопоставления европейских языков с санскритом и между собой. Центр данных исследований переместился в Германию. В течение всего XIX в. там находился центр мировой науки о языке, прежде всего сравнительно-исторического языкознания, или компаративистики. Поначалу сопоставления языков еще были очень несовершенными. Но всего через три десятилетия после открытия санскрита, в 1816 г., появляется первая вполне научная работа, заложившая основы сравнительно-исторического метода. Это была книга Франца Боппа (1791 — 1867) «О системе спряжения санскритского языка в сравнении с таковым греческого, латинского, персидского и германского языков». В 1818 г. была издана книга другого крупного ученого, датчанина Расмуса Раска (1787—1832) «Исследование в области древнесеверного языка, или происхождение исландского языка». В 1819 г. вышел первый том «Немецкой грамматики» Якоба Гримма (1785—1863), в 1820 г. — «Рассуждение о славянском языке» А. X. Востокова. В этих сочинениях впервые формировался сравнительно-исторический метод.

10. В.ф. Гумбольдт и его вклад в мировую науку о языке;

Основал в 1809 г. университет в Берлине. Один из основоположников лингвистики как науки. Развил учение о языке как непрерывном творческом процессе и о «внутренней форме языка» как выражения индивидуального миросозерцания народа. Во многом определил путь и направление развития немецкой (и — шире — европейской) гуманитарной мысли своей эпохи.

По Г язык – это беспрерывная деятельность духа, стремящаяся превратить звук в выражение мысли. Сущность языка заключается в его воспроизведении. Язык есть создание народного языкового сознания. Язык всеми своими тончайшими фибрами связан с народным духом, и чем соразмернее нар. дух действует на язык, тем закономернее и богаче его развитие. Г впервые за историю развития знаний о языке смог построить довольно стройную и цельную лингвистическую систему, отражающий внутреннее строение языка, его связи с духовным и умственным жизнью народа, его культурой, указать будущим поколениям ученых основные пути проникновения в бесконечно сложные механизмы языковой, интеллектуально-духовной и культурно-исторической деятельности человека. Он заложил основы теории языка как деятельности и произведения чел-го духа, тесно связал философию языка со сравнительно-историческим методом.

Также Г была введена морфологическая классификация, разделяющая языки на четыре типа: флективные (находятся на высшей ступени); инкомпарирующие (на уровне предл. морфемы сливаются, яз. индейцев, чукчей); изолирующие (аморфные); агглютинативные.

Он показал, что языкознание должно иметь собственную философию – лингвистическую теорию, основанную на обобщении всего фактического материала самых разных языков.

Первые типологические классификации (Ф. Шлегель и А.В. Шлегель; А. Шлейхер).

Фридрих Шлегель - флективные (свойственна долговечность и богатсво) и аффиксирующие (бедность, скудность, искусственность). На основе сравнения языков, проделанного В.Джонзом, Ф. Ш. сопоставил санскрит с греческим, латинским, а также с языками тюркскими и пришел к выводу, что любой язык рождается и остается в том же типе. Разделение языков на флективные и аффиксирующие Ф.Шлегель делал, исходя из наличия или отсутствия изменения корня.

Август Вильгельм Шлегель – флективные (2 пути развития – синтетические и аналитические), аффиксирующие, аморфные (что свойственно китайскому языку).

Шлейхер

1. Изолирующие языки - чистый корень (китайский язык), корень + служебное слово (бирманский язык).

Агглютинирующие языки

Синтетический тип: суффигированный тип (тюркские и финские языки), префигированный тип (языки банту), инфигированный тип (бацбийский язык).

Аналитический тип: аффигированный корень + служебное слово (тибетский язык).

Флективные языки

Синтетический тип: чистая внутренняя флексия (семитские языки), внутренняя и внешняя флексия (индоевропейские, в особенности древние языки).
Аналитический тип: флектированный и аффигированный корень + служебное слово (романские языки, английский язык).

Изолирующие Ш. считал архаическими, агглютинирующие — переходными, флективные древние — эпохой расцвета, а флективные новые (аналитические) относил к эпохе упадка.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 711.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...