Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Киевская русь во времена Владимира Великого.




. Влолдимир (980 -1015) После смерти Святослава между его сыновьями началась жестокая борьба за власть, в которой победил Владимир Святославич.
Одной из главных задач, стоящих перед князем в начале его правления, было содержание более двух десятков племен под властью Киева. В течение 981 - 984 гг Владимир укротил восстание вятичей, радимичей, установил для них дань, также присоединил земли Червенской Руси - города Июнь, Бузьк, Белз, Перемышль, принадлежавшие полякам, и земли ятвягов между Неманом и Западным Бугом, а затем земли белых хорватов.
Владимир беспокоился печенежской угрозой и постоянно пытался ее отразить. Для противодействия этом была нужна сильная армия. Поэтому Владимир начал военную реформу, заменив племенную организацию войска на феодальную - службу за право владеть земельной собственностью. Это укрепило и власть князя. Кроме этого, была создана система крепостей, валов, опорных пунктов и т.п. на реках Ступни, Суле, Трубеже.
Административная реформа предусматривала ликвидацию племенных княжеств, разделение всей страны на 8 округов. Округа делились на волости, во главе которых были поставлены доверенные лица или княжеские сына. Судебная реформа ввела отдельный княжеский суд, который был светским и отделен от епископского.
Была проведена и религиозная реформа, чтобы упорядочить систему языческих верований в государстве и тем самым способствовать сплочению славянских племен. С этой целью он создал языческий пантеон из 6 богов и сделал обязательным поклонения им. Однако, убедившись в невозможности таким образом объединить государство и ввести единую религию, он ознакомился с другими религиями и решил принять христианство по византийскому обряду.
Для поднятия авторитета своего рода и значение своего государства Владимир пожелал жениться на византийской принцессе Анне, сестре византийского императора. После того, как жена Владимира захватила в Крыму Корсунь (Херсонес), император согласился на брак своей сестры с Владимиром, но при условии, что тот примет христианство. Крестившись сам, Владимир сделал христианство государственной религией и летом 988 г. приказал жителям Киева принять крещение. Обряд крещения был совершен во всех городах и селах государства.
После принятия христианства в Киевской Руси началось церковное строительство: наибольшую церковь была построена в Киеве в честь Богородицы и названа Десятинной, поскольку на ее содержание князь выделил десятую часть своего имущества. Киев стал духовным центром распространения христианства и деятельности православной церкви. Там находилась резиденция митрополита, которого рукоположил константинопольский патриарх - высшая духовная личность православной церкви. Первым митрополитом был грек Феофилакт (988-1018). Духовной власти киевского митрополита подлежали епископы: они правили епархиями (церковными округами), куда входили многочисленные приходы (церковные общины во главе со священниками), что учреждались в городах и селах.
После принятия христианства в Киевской Руси возникли многочисленные монастыри. Первыми монастырями стали Межигорский, Печерский, Выдубицкий и др.
На содержание высшего православного духовенства и монастырей киевские князья давали большие денежные пожертвования, а также пахотные земли, леса, покосы и рыбные озера. Крестьяне и мещане для содержания местных церквей платили десятину.
Принятие христианства на Руси оказало влияние на дальнейшее развитие государства:
• оно укрепило центральную власть князя, поскольку христианская религия подчеркивает, что власть правителя дана Богом;
• содействие формированию единого мировоззрения и единой идеологии для разноплеменного населения государства и его сплочению в единую древнерусскую народность;
• позволило Киевской Руси как равноправной войти в круг могущественных государств Европы;
• способствовало бурному развитию культуры, торговли, каменного строительства, а также культурным связям с христианским миром.

 

28. Крещение Руси - процесс принятия и распространения христианства на землях Киевской Руси.

Узловая событие - массовое крещение в 988 году жителей Киева, а впоследствии других городов государства князем Владимиром Святославичем, в результате чего христианство стало ведущей религией на Руси.
Судя из разных источников (переводов, летописей, материальных памятников) христианское вероучение на землях, которые в будущем вошли в состав Киевской Руси появилось практически сразу после начала его распространения в мире, во времена святых апостолов. Процесс распространения христианства был длительным и постепенным. Так в III в. появляются упоминания о Скифскую епархию в составе единой вселенской кафолической православной церкви, в состав которой входила значительная часть земель будущей Киевской Руси. Христианская жизнь епархии несколько упадок с приходом гуннов (в других источниках - болгар), союза племен смешанного праслов'янотюркоугрофінського происхождения и появления государства Великая Болгария (Гунния, Хазария). Но Скифская епархия продолжает существовать до IX в. (То есть фактически до принятия христианства на Руси).
В любом случае можно говорить о том, что на момент принятия христианства в обществе Киевской Руси существовало большое количество различных вероучений и направлений, среди которых следует отметить язычество, христианство (греческого и латинского обрядов, все еще единственной на то время вселенской кафолической церкви) , мусульманство (распространенное в соседней Волжский Булгарии, а значит без сомнения известно и на Руси), иудаизм (вера правителей Хазарии, а также сообществ в разных городах Руси, в частности Киеве). Таким образом, перед Владимиром Великим, стояла сложная задача - выбрать одно из вероучений о едином Боге, каждое из которых имело значительную часть своих сторонников на землях Руси - христианства греческого или латинского, мусульманства или иудаизма в качестве государственного вероучения.
Утверждение христианства на Руси - длительный сложный процесс, растянувшийся во времени на много веков нашей эры, пройдя в своем развитии несколько важных стадий: спонтанного проникновения христианских идей и ценностей доязичницького среды, борьбы христианства и других мировых религий за сферы влияния, провозглашение христианства государственной религией Киевской Руси, противостояние языческого общества новой идеологии.
Крестить Киевскую Русь и провозгласить христианство государственной религией пришлось князю Владимиру. Придя к власти с помощью варяжской дружины и языческой элиты, Владимир ради их интересов ввел языческий пантеон богов. На месте старого капища, где стоял идол Перуна, появляются 6 разноплеменных богов - Перун, Даждьбог, Хорс, Стрибог, Симаргла, Мокошь.
Но чуть позже Владимир убедившись, что для укрепления государства и его престижа нужно новой веры (Киевское государство) поддерживала тесные отношения с Византией - самой богатой, мощной и наиболее культурно влиятельным государством того времени. Так он решил принять христианство и окрестить весь свой народ.
Крещение произошло во времена ослабления внутриполитического положения в Византийской империи. Во второй половине (80-х гг) Х в. взрывается крайне опасное антиправительственное восстание на востоке империи, возглавляемое Вардой Фокой и поддержанное населением Таврии. Затруднительное положение, в котором оказался император Византии, заставило его обратиться в Киев с просьбой о военной помощи. Условия, по которым Киев соглашался помочь Византии, продиктовал Владимир. За ними киевский князь обязывался помочь императору подавить восстание, а за это он должен был отдать за Владимира свою сестру Анну (т.е. он получал права на трон) и способствовать крещению населения Киевского государства. При этом сначала получил отказ и только восхищение им византийской колонии Херсонес (Корсунь) заставило Византию заключить сделку.
О том, откуда пришла иерархия в Украину, есть разные теории. Первая, что иерархия пришла из Византии (Е. Голубинского, М. Грушевский, И. Пелеш, М. Миллер, Ф. Дворник). Вторую теорию (Рим.) отстаивают Банимгартен, Жюжи и М. Коробка. Никоновская летопись говорит о посольствах к Владимиру от папы (988, 991, 1000) и к папе от Владимира (994, 1001). Третью теорию (Охридскую или македонский) выдвинул М. Приселков, а с украинским ее поддерживают историки Т. Коструба, С. Томашивский, из русских А. Карташов, Е. Шмурло, Г. Федотов, П. Ковалевский, немец Г. Кох. Она основывается на сходстве языка. («Номоканон» пришел в Украину в болг. Ред.) Четвертую теорию (Тмутороканский) выдвинул Ю. Вернадский и за ним М. Чубатый. Оба автора являются той мысли, что в пределах Киевского государства во времена крещения Владимира уже существовала иерархия в Тмутаракани.
После официального крещения киевлян в 988 г. христианство становится государственной религией Киевской Руси. Христианизация Руси шла постепенно по водным путям, сначала ее приняли большие ячейки, позднее провинция. Не везде этот процесс происходил без сопротивления, как в Киеве. Гл. сопротивление оказывали служители языческого культа «волхвы», влияние которых на юж. землях Руси было незначительным. Зато на сев. в Новгороде, Суздале, Билоозерьи они подстрекали население к открытым выступлениям против христ. свящ. Еще долго сосуществовали между собой некоторые элементы языческой веры, преимущественно обрядов, с христ. (Т.н. двоеверие).
Для нормирования церк. жизнь в своем государстве Владимир издал Устав, назначив десятину на содержание церкви, и определил права духовенства: Владимир пытался дать структурное оформление новой религии, вроде византийского. Первое упоминание о митр. на Руси известна с 1037, хотя - ранее Он должен архиеп, который присматривал за русской церковью. Первым митр, который упоминается, был грек Теотемпт (см. Киев. Митрополия). Христианство, проповедуя милосердие и христ. любовь - устои цивилизованного и мирной жизни, объединившее религиозное великую державу Владимира и положительно повлияло па мораль руководящей верхушки и населения.
С принятием христианства на Руси распространилась письменность. Владимир закладывал школы, строил церкви сначала в Киеве, а впоследствии по другим городам. Учителями были свящ. из Корсуня, которые знали слов. язык. Факт, что с принятием христианства не пришло к непосредственному полет, овладение Руси Византией, а открыто новой христианизированные сообществу связи с дальнейшими и близкими соседями, следует считать положительным результатом акта крещения Руси и слов. Востока.

 

31. К концу правления Владимира Святославича
возникла серьезная угроза единства Киевской Руси. Против него открыто выступил сын Святополк, а
второй сын - Ярослав отказался, сидя в Новгороде, платить Киеву дань. Владимир готовился к походу на Новгород, но 1015 г. умер.
Между сыновьями Владимира Ярославом, Борисом, Глебом, Святославом, Мстиславом и Святополком началась кровавая борьба за единоличную власть в государстве. В ней вышли победителями Ярослав и Мстислав.
По соглашению 1026 братья поделили Русь на отдельные владения вдоль Днепра: Ярослав стал княжить в Киеве, а Мстислав - на Левобережье с центром в Чернигове. Братья совместными усилиями выгнали поляков из Червенской Руси, вновь присоединив ее к Киевской Руси. Этот поход состоялся 1031 А 1036 г., после смерти Мстислава, Ярослав стал править единолично. Ярослав прилагал много усилий для укрепления единства и централизации государства. Он продолжал строительство защитных сооружений против кочевников, крепостей вокруг Киева. 1036 печенегам был нанесен окончательное поражение, после чего они прекратили свои набеги на Русь.
При Ярославе, которого прозвали Мудрым, Русь достигла зенита своего развития. Появились новые города, ставшие центрами торговли и ремесла, увеличилось земельная собственность бояр и дружинников. Рос и международный авторитет Киевского государства, свидетельством чего были династические браки дочерей Ярослава с влиятельными обладателями Европы: они стали венгерском, норвежском и французском королевами. Сам Ярослав женился на шведской принцессе, а его сестра стала женой польского короля.
Важнейшим актом государства времен Ярослава было составление в единый сборник законов государства - «Русскую Правду», которую потом дополнили статьями и положениями сыновья Ярослава. «Русская Правда» закрепила те общественные отношения, сложившиеся в Киевском государстве в то время. ее статьи закрепляли неравенство людей разных слоев населения. Крупнейшими правами, разумеется, пользовался князь. Часть штрафов, накладывались на преступников, шли в его пользу. Денежные наказания были различными в зависимости от социального положения пострадавших. «Русская Правда» охраняла частную собственность и ее владельца.
При Ярославе много внимания уделялось культурному развитию государства: было открыто школы, библиотеки, началось летописание и переписывание книг монахами. При монастырях основана первая больнице.
Именно тогда усилилось и значение Киевской митрополии: высшую церковную должность - митрополита - начал занимать уже не грек, как раньше, а рус. Им стал Илларион.

 

32. Смерды были свободными и экономически самостоятельными, они передавали свое хозяйство по наследству, могли выступать в суде свидетелями, однако закон рассматривал смердов как низкую, неполноправные группу населения. Смерды не были единственной слоем сельского населения. экономическим и правовым положением. Заметное место занимали такие группы, как рядовичи и закупы.
Рядович - обедневший крестьянин. Он заключал договор (ряд) с феодалом о предоставлении ему какой-то помощи и брал на себя определенные обязанности по феодала, признавал свою зависимость от феодала. Типичным разновидностью рядовичи был закуп. Это название происходит от древнего слова «куча» - заем. Закупам могли быть и обанкротившиеся купцы, ремесленники, обедневшие феодалы. Закуп должен отрабатывать долг в хозяйстве феодала, часто со своим инвентарем, пока не отрабатывал кучи с соответствующими процентами. В это время он подпадал под юрисдикцию феодала. Но как лицо, находилась во временной зависимости, он имел определенные права и в определенных случаях мог жаловаться на своего господина. Если же закуп убегал от кредитора, он становился рабом.

Хотя формально, юридически закупы считались зависимыми временно, феодалы имели множество способов закабалить закупа, превратить временную зависимость на постоянную.

Кроме рядовичей и закупов в Киевской Руси были еще и другие группы феодально зависимого населения: нравы, прощенникы, заведение-ники, душная люди, изгои и т.д.

Наряду с феодально зависимым и свободным населением существовали рабы или холопы, которых часто называли челядью. Они не были единой массой. Так, в отдельных случаях рабы выполняли всевозможные сельскохозяйственные работы, имели в пользовании участки земли, инвентарь и т.д. и отдавали феодалу часть урожая. Такие холопы постепенно сливались с феодально зависимым крестьянством. Другая часть жила на княжеском или боярском дворе и обрабатывала землю господским инвентарем, доставая за это содержание натурой. Однако чаще рабов использовали как домашних слуг, поваров, ключников, дворовых ремесленников. Рабы были также ценным товаром в торговле с восточными странами.

 

33. Любеческий съезд (1097) — съезд русских князей, состоявшийся в городе Любече (на Днепре) с целью договориться о прекращении междукняжеских распрей из-за уделов и сплотиться против разорявших Русь половцев. На Любечском съезде (по «Повести временных лет») присутствовало 6 князей.

Святополку Изяславичу, как старшему, был оставлен Киев с Туровом и Пинском и титул великого князя;

Владимиру Мономаху — Переяславское княжество, Суздальско-Ростовская земля, Смоленск и Белоозеро;

Олегу и Давиду Святославичам — Чернигов и Северская земля, Рязань, Муром и Тмутаракань[1];

Давиду Игоревичу — Владимир-Волынский с Луцком;

Васильку Ростиславичу (с братом) — Теребовль, Червень, Перемышль.

Любечский съезд провозгласил принцип наследования князьями земель своих отцов. Это решение констатировало наличие нового политического строя на Руси, основой которого было сложившееся крупное феодальное землевладение. Однако Любечский съезд не мог дать реальных гарантий выполнения своих постановлений. Сразу же после Любечского съезда Давид Игоревич с согласия Святополка ослепил Василька Ростиславича, что повлекло за собой новые войны между князьями.

Любечские решения не могли полностью предотвратить междоусобные столкновения. Практически сразу же они были нарушены Давыдом Игоревичем и Святополком, которые попытались отобрать владения у Василько Ростиславича. Причём последний был вероломно взят в плен и ослеплён. Такой поступок вызвал возмущение остальных князей и для урегулирования конфликта потребовался новый съезд, состоявшийся в 1100 году в Уветичах. В итоге князьям удалось примириться и добиться важного перелома в борьбе с половецкими набегами. В 1103 г. объединенные дружины Святополка киевского, Владимира Мономаха и других князей в сражении при Сутени разгромили орды кочевников. Погибли 20 половецких ханов. В 1111 г. в верховьях Северного Донца Владимир Мономах с союзниками нанес новое тяжелое поражение половцам. В результате наступательный порыв половецких ханов стал иссякать. Стороны все чаще строили свои взаимоотношения на договорных началах, нередко скрепляя их династическими браками.

 

33. Причины политической раздробленности Руси и ее последствия.

В XII в. на территории Руси начинается период политической раздробленности, закономерный исторический этап в развитии феодализма. Удельный период полон сложных, противоречивых процессов. С одной стороны, - расцвет и усиление отдельных земель, например, Новгорода, Владимира, с другой стороны, - явное ослабление общего военного потенциала, усиливавшееся дробление княжеских владений. Если в середине XII в. на Руси было 15 государств, в начале XIII в. - около 50, то в XIV в., когда уже начался процесс консолидации, количество государств достигло 250.

Указанный процесс был закономерен не только для истории Руси. Аналогичные процессы имели место и в Европе, например, распад империи Каролингов.
Реальная власть киевских князей уже в середине XII в. ограничивалась пределами самого Киева. Попытка Ярополка, ставшего киевским князем после смерти Мстислава, самовольно распоряжаться «отчинами» других князей была решительно пресечена. Несмотря на утрату Киевом общерусского значения, борьба за обладание им продолжалась до монгольского нашествия. Киевский стол переходил из рук в руки в зависимости от соотношения сил между соперничавшими княжескими и боярскими группировками. Вскоре правители сильнейших княжеств, ставшие в своих землях «великими», начали сажать на киевский стол зависимых князей - «подручников». Усобицы превратили Киевскую землю в арену частых военных действий, в результате чего города и села разорялись, население угонялось в плен. Все это предопределило постепенный упадок Киева.

Комплекс причин, породивший раздробленность, охватывал практически все сферы жизнедеятельности общества:
господство натурального хозяйства;
отсутствие прочных экономических связей между различными частями Киевской Руси;
особенности передачи княжеской власти не от отца к сыну, а старшему в роду, раздел территории между наследниками;
междоусобицы князей;
рост городов;
ослабление центральной власти, т. е. киевского князя;
укрепление аппарата управления в каждом феодальном владении;
рост экономической и политической независимости местных княжеских династий, рост политического сепаратизма; развитие крупного землевладения, активное развитие ремесел, усложнение социальной структуры, зарождение дворянства;
потеря Киевом исторической роли в связи с перемещением торговых путей из Европы на Восток.
В 1097 году Любеческий съезд установил: «каждо да держит отчину свою». Это был переход к новой политической системе.

Среди наиболее известных государственных образований выделялись: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Киевское, Полоцкое, Смоленское, Черниговское княжества, а также боярские республики: Новгородская и выделившаяся из нее несколько позже Псковская.
Особенностью новой эпохи стало то, что в названных образованиях по мере их дальнейшего хозяйственного и политического развития процесс дробления, выделения новых владений, уделов не прекращался.

Феодальная раздробленность Руси имела следующие последствия:
подъем хозяйства и культуры отдельных княжеств и земель;
дробление княжеств между наследниками;
конфликты между князьями и местным боярством;
ослабление обороноспособности Руси.

 

35. Галицкое княжество — русское княжество на юго-западной окраине Руси, существовавшее в XII веке.

Территория изначально относилась к Волынскому княжеству. После утверждения на этих землях потомков старшего Ярославича, Владимира, и его сына Ростислава (1085), по которому получила своё название первая галицкая династия, были образованы Перемышльское (Перемышль, Звенигород) и Теребовльское (Теребовль, Галич) княжества. Первым галицким князем был сын Василька Теребовльского Иван Василькович (с 1124).

По смерти Ивана (1140) Владимир Володаревич переехал из Перемышля в Галич, княжества объединились (в Звенигороде до 1144 года княжил Иван Ростиславич Берладник), что считается моментом основания Галицкого княжества.

В период правления Владимира Володаревича (до 1153) киевские князья Всеволод Ольгович и Изяслав Мстиславич предприняли несколько походов на Галич, добились частных успехов, но не смогли удержать княжество под своей властью. К концу 1150-х годов соотношение сил кардинально изменилось, и когда киевский князь Изяслав Давыдович поддержал претензии Ивана Берладника на галицкий престол, галицкий князь Ярослав Осмомысл, по выражению автора «Слова о полку Игореве», «отворил ворота Киеву», послав помощь волынскому князю Мстиславу Изяславичу, и тот привёл на киевское княжение своего дядю Ростислава Мстиславича Смоленского в 1159 году. Возвращение Изяслава на киевский престол вызвало новый аналогичный поход и привело к его гибели.

Галицкие князья состояли в династических связях с мощнейшими князьями Руси. Ярослав Осмомысл был женат на дочери Юрия Долгорукого, а Владимир Ярославич — на дочериСвятослава Черниговского. Галичане (как и черниговцы) были одними из немногих, кто не участвовал во взятии Киева войсками Андрея Боголюбского и его союзников в 1169 году. В 1173 году галицкие войска способствовали приведению на киевское княжение Ярослава Изяславича Волынского.

К 1173 году относится конфликт Ярослава Осмомысла с галицким боярством, в ходе которого князь был арестован, его любовница Настасья сожжена, а их сын Олег Ярославич изгнан. Смерть Ярослава (1187) и его завещание в пользу незаконнорожденного Олега повлекли за собой борьбу за власть, в которой участвовали венгры, поляки, император Фридрих I Барбаросса, волынский князь Роман Мстиславич, тесть Владимира Ярославича Святослав и дядя Владимира Всеволод Большое Гнездо. В ходе этой борьбы погиб сын Ивана Берладника Ростислав Иванович, приглашённый галицкими боярами. Утверждившийся на галицком престоле в 1189 году Владимир Ярославич признал своего дядю Всеволода своим покровителем.

Со смертью Владимира в 1199 году пресеклась династия галицких Ростиславичей, хотя сыновья Владимира в 1218 году упоминались в Венгрии и, возможно[1], являлись претендентами на галицкий престол. На галицкое княжение пришёл Роман Волынский (на дочери которого был женат старший из Владимировичей, Василько), что считается моментом объединения двух княжеств и основания Галицко-Волынского княжества (с 1254 года — королевство).

После гибели Романа (1205) его вдове и сторонникам не удалось сохранить престол за его несовершеннолетними сыновьями, но спустя десятилетие они укрепились на Волыни, в то время как за Галич продолжалась борьба между ведущими русскими княжескими союзами и венграми. В течение 1230-х годов Даниилу Романовичу удалось утвердиться в Галиче, в 1245 году онодержал окончательную победу над своими внутриполитическими противниками.

Особенностью политической жизни Галицкого княжества был значительное влияние на управление княжеством местных бояр. В отличие от бояр других земель, где они в основном происходили из княжеской дружины, галицкое боярство развилось прежде всего с местной родоплеменной знати. Свои имения они получили не от киевского князя, а путем захвата общинных земель. Придя сюда, первые Рюриковичи встретили сопротивление местной знати, что видела в них чужаков и любыми средствами отстаивала свои интересы, часто опираясь на Польшу и Венгрию.

36. Волы́нское кня́жество или Владимиро-Волынское княжество — русское княжество в северной части Юго-Западной Руси, существовавшее с X по XII век. Столицей был город Владимир-Волынский. В XII веке в состав княжества входили такие города, как Кременец, Луцк, Бужск, Дорогобуж, Берестье, Белз, Червен, Шумск, Пересопница.

Первым волынским князем был Всеволод, сын Владимира Святославича Святого. В конце XI века в Перемышле и Теребовле утвердилась старшая линия потомства Ярослава Мудрого(Первая галицкая династия). В 1154 году Волынское княжество обособилось от киевских князей под властью старшей линии потомства Владимира Мономаха[1], основателем династии былИзяслав Мстиславич. Его сыновья Мстислав и Ярослав княжили соответственно во Владимире-Волынском и Луцке. Центры уделов сыновей Мстислава находились также в Белзе, Червне и Берестье, Ярослава — в Пересопнице, Дорогобуже и Шумске.

В 1199 году князь Роман Волынский (сын Мстислава Изяславича) был приглашён на престол Галицкого княжества и объединил его со своим, в результате чего образовалось Галицко-Волынское княжество. В течение десятилетия после гибели Романа (1205) его сыновьям удалось укрепиться на Волыни, которую они объединили в своих руках после смерти своего двоюродного дяди, последнего сына Ярослава Изяславича Мстислава Немого (1227) и изгнания своего двоюродного брата Александра Белзского (1230). Опираясь в борьбе против венгров ичерниговских Ольговичей на ресурсы Волынского княжества, Даниилу Романовичу удалось окончательно утвердиться в Галиче в 1239 году.

После смерти сына Василька Романовича бездетным (1288) Волынь отошла во владение потомков Даниила. С 1320 года Волынь находилась в зависимости от Великого княжества Литовского. Любарт Гедиминович, женатый первым браком на дочери Андрея Юрьевича, на протяжении многих лет княжил на Волыни. В результате войны за галицко-волынское наследство(1340—1392) произошёл раздел волынских земель между Польшей и Литвой, Фёдор Любартович лишился владений на Волыни и стал наместником Витовта в Северщине.

37.объединение галицкого и волынского княжеств в единое государство .Роман Мстиславович

Вначале существовало около полутора десятка княжеств, к началу XIII в . – до 50. Самыми крупными из них были: Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское и Новгородская республика. Вначале Галицкое княжество. Особых успехов добился Ярослав Осмомысл . В конце XII в. – объединение с Волынским княжеством, которым правил князь Роман Мстиславич . Наивысший расцвет при Данииле Романовиче (прав .: 1238 – 1264 гг.) (пытался бороться с монголами, опираясь на поддержку Запада, его политика способствовала подчинению Юго-Восточной Руси Западу, что облегчило последующий переход под власть Литвы).
Характерная черта социально-политического развития княжества: особая мощь боярства, особо острая борьба его с княжеской властью.
Владимиро-Суздальское княжество.
Стало независимым при Юрии Долгоруком (прав .: 1125 – 1157 гг.).
Вторая половина XII в . – Андрей Боголюбский (прав.: 1157 – 1174 гг.) (захватил Киев и провозгласил себя великим князем).
Наивысший расцвет при Всеволоде Большое Гнездо (прав .: 1176 – 1212 гг.).
Особенности социально-политического развития: особая роль великокняжеской власти.
Новгородская республика.
В 1136 г. Новгород освободился от власти Киева, изгнав князя Всеволода Мстиславича .
Особенности социальной структуры: огромная роль боярства.
Политическая структура: вече избирало посадника, тысяцкого и архиепископа. Эти должностные лица составляли своего рода правительство – «совет господ». Князь с дружиной приглашался как военачальник, не имел права управления и не мог жить в городе.

 

38. После гибели Романа Мстиславича его сыновьям Даниилу и Васильку пришлось вести длительную борьбу за восстановление единства Галичины и Волыни под своей властью. Эта борьба завершилась их победой 1238 Заняв в Галичине, Данило отдал брату Васильку в управление Волынь. Но несмотря на такое разделение, оба княжества продолжали существовать как одно целое под главенством старшего и деятельными Даниила.
Начало правления Даниила Романовича Галицкого пришелся на период монголо-татарского нашествия на Русь. 1241 захватчики разрушили и его владения. Сам Даниил скрывался тогда в Польше. Вернувшись оттуда он начал отстраивать государство. Возрождались разрушенные города и села. Одновременно велась борьба против боярской произвола, вновь набрала силы. 1245 под Ярославом полки Романовичей наголову разгромили силы лидера боярства Ростислава Михайловича, венгерских и польских князей. Победа под Ярославом укрепила положение Даниила и Василька, которые в своей политике опирались на недовольных действиями бояр служилых бояр и торговый и ремесленный люд. Власти Романовичей вновь распространилась на удаленные земли. Галицко-Волынское государство снова возродилась в старых границах.
Усиления Галицко-Волынского государства беспокоило Золотую Орду. Чтобы предотвратить это, Батый осенью 1245 приказал Даниилу Галицкому появиться в Орду и признать от нее свою зависимость. Даниил вынужден был выполнить унизительную требованию хана, но удержал за собой княжеский престол. Это позволило ему начать подготовку к освобождению Руси от захватчиков. Для укрепления международного авторитета государства князь создал галицкую митрополию,
назначил его митрополитом своего сторонника «печатника» Кирилла. Вместе с тем он заключил союз против Орды со своим зятем князем владимиро-суздальским, а также польскими, литовскими князьями и с венгерским королем и сблизился с Папой Римским. Но после разгрома 1252 владимиро-суздальского князя Андрея Ярославича ордынцами Галицко-Волынская держава осталась фактически один на один с Золотой Ордой.
Несмотря на такое положение, Даниил Галицкий не отрекся от своих планов. Он укреплял свои владения, основал в честь старшего сына Льва г. Львов, а столицу перенес из ненадежного Галича к неприступного Холма. Одновременно происходила реорганизация войска. Ударной силой в нем стала тяжеловооруженные жена, а также крестьянское и мещанское ополчения. Началось освобождение Галичины и Волыни от татарских отрядов. 1252 галичане и волыняне совместными усилиями выгнали татарскую орду хана Куремсы за Днестр. В течение 1254-1255 гг жены Даниила и Василька Романовичей и Льва Даниловича освободили земли вдоль Буга, Случи и Тетерева. Но 1259 на границах Волыни появилось объединенное татарское войско, посланное ханом, чтобы наказать восставших. Чтобы сохранить государство от разгрома, Даниил должен выполнить требования хана об уничтожении городских укреплений и пограничных крепостей, вновь признать свою зависимость от Орды. Его попытки создать новый антитатарских союз потерпели неудачу. 1264 Даниил Романович Галицкий умер.

После смерти Даниила Галицкого его государство продолжало сохранять полузависимая положение от Золотой Орды. Василек до своей смерти 1270 княжил на Волыни, сыновья Данила: Лев - в Галичине, Мстислав - в Теребовле, Шварно - в Холме.
Во второй половине XIII в. часть знати стремилась освободить край от ордынской зависимости с помощью союза с Литвой. Сторонником этого был Варна Данилович, который помог занять отцовский престол в Литве князю Вайшалгасу, а тот в свою очередь сделал Шварна своим наследником на том основании, что тот - был женат на его сестре. Но этот союз длился недолго. Лев Данилович, опасаясь литовцев, 1267 г. убил Вайшалгаса и в Литве пришло к власти антигалицкая группировки, усилило наступление на Волынь.
Зато Лев, взаимопонимания с татарами, вместе с ними ходил на Польшу, получив Люблин, Литву, присоединил к своим владениям Закарпатья. В конце своего правления (1264-1301) он смог восстановить укрепления, разрушены его отцом Даниилом по приказу Орды.
Между тем Волынское княжество после смерти Василька унаследовал 1270 его сын Владимир. Но не имея наследников, он завещал свой удел Мстиславу Теребовлянском.
После смерти Льва его сын Юрий И (1301-1308) вновь стал правителем единой Галицко-Волынского государства, ибо Мстислав Теребовлянский также не оставил наследника. Столицей государства Юрий И сделал Владимир-Волынский. При нем она пережила свой подъем: быстрый рост городов и сел, развитие культуры и торговли. Сам князь принял королевский
титул, последние галицко-волынскими князьями рода Романовичей сыновья Юрия И Андрей и Лев II. Они хоть и разделили между собой территорию княжества, но в политике всегда действовали сообща. Князья поддерживали дружеские отношения с западными государствами, стремились обрести независимость от Золотой Орды, которая начала слабеть. 1323 погибли во время одной из войн против татар. После их смерти не осталось наследника по мужской линии династии Рюриковичей.
Галицкие бояре пригласили на княжеский стол сына сестры Андрея и Льва Мазовецкого князя Болеслава, который принял православие и получил имя Юрия II. Однако выбор оказался неудачным. Юрий-Болеслав был близоруким и эгоистичным правителем. Он приглашал в Галицию немецких и чешских колонистов, благосклонно относился к католической церкви, чем вызвал недовольство местных бояр и православного духовенства.
Непоследовательной была и внешняя политика Юрия-Болеслава. Хотя он урегулировал отношения с Ордой и Литвой и даже отдал свою дочь за сына литовского князя Гедимина, но такое сближение поссорил его с поляками и венграми. 1337 он осуществил совместно с татарами неудачный поход на Люблин и под угрозой польско-венгерского вторжения в ответ вынужден был в Вышеграде подписать соглашение, согласно которому завещал галицкий престол польскому королю Казимиру III. Когда об этом стало известно, галицкие бояре отравили князя, совершив 1340 переворот. С этого времени галицкие земли становятся ареной борьбы соседних государств - Литвы, Польши и Венгрии и теряют свою независимость.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 307.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...