Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Постепенное формирование классового общества у восточных славян.




 Во второй половине I тысячелетия н. э. главным божеством восточных славян был Перун, бог молнии, грозы, войны, оружия. С. М. Соловьев, выдающийся историк XIX в., считал, что Перун носил еще и другое имя — Сварог; некоторые исследователи называют Сварога богом неба или небесного огня. Сварог породил двух сыновей, двух Сварожичей: Солнце и Огонь. В Ипатьевской летописи сказано: «И по сем (т. е. после Сварога) царствовал сын его, именем Солнце, его же называют Даждьбог...» Братом Солнца, сыном Свароговым называют также и огонь: «Огню молятся, зовут его Сварожичем». Сварог-Перун в народном воображении представлялся божеством-воителем, оружие которого было направлено против злых духов; вероятно, действию злых духов приписывали сгущение атмосферы, прекращавшееся после грозы. Народные обычаи оказались настолько сильны, что еще в XIX в. многие люди, особенно в сельской местности, во время грозы затворяли окна, опрокидывали вверх дном сосуды (например чайные чашки и рюмки), веря, что злые духи, гонимые молнией, стараются спрятаться в каком-нибудь отверстии. На связь Сварога-Перуна с оружием указывает обычай клясться перед Перуном, положив рядом оружие

 

Культура Киевсок Руси.

По форме правления Киевская Русь была раннефеодальной монархией, которая держалась на системе военно - и державнослужилого землевладения. По форме устройства это была федерация земель, а по политическим режимом - автократия. Она объединяли 20 народностей, т.е. была многонациональной.

Высшая законодательная, судебная, военная и административная власть в государстве принадлежала великому князю киевскому из династии Рюриковичей. Его законодательная власть заключалась в издании уставов судных грамот, заключении международных соглашений, в кодификации норм права. Князь возглавлял судебную систему и его суд был высшей судебной и апелляционной инстанцией. Как администратор он устанавливал административный Подол, назначал администраторов (посадников, воевод, удельных князей). Силовой структурой было войско - жена и военные округа во главе с воеводами. В распоряжении князь имел многочисленный аппарат чиновников как в центре (он назывался княж-двор -тиуны, мечники, ябедники, огнищане, подъездные т.д.), так и на местах.

Совещательным органом исполнительной власти при князе была рада бояр (боярская совет) из ближайшего аристократического окружения князя и местной знати. Государственные функции выполняла также христианская церковь с ее разделением на епархии во главе с епископами и приходы, которые возглавляли священники. На рубеже XI и XII вв. созывались съезды князей(1097, 1100, 1103 pp), которые издавали законы.

 

26.предпосылки создания Древнерусского государства_Киевской Руси. Ки́евская Ру́сь или Древнеру́сское госуда́рство (ст.-слав. Рѹ́сь, др.рус. Русь, Рускаӕ землѧ, греч. Ρωσία [1], лат. Ruscia, Russia, Ruthenia[2], др.-сканд. Garðar, Garðaríki[3]) —средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения восточнославянских племён под властью князей династии Рюриковичей.

Перед образованием государства на территории будущей Киевской Руси проживали:

а) восточнославянские племена- предки украинцев - древляне, поляне, северяне, волыняне (дулибы), тиверцы, белые хорваты;

б) восточнославянские племена – предки белорусов - дреговичи, полочане;

в) восточнославянские племена - предки русских - кривичи, радимичи, словене, вятичи.

Основные предпосылки образования восточнославянской государственности:

- на начало VIII в. в целом завершился процесс расселения славян и создания территориально определенных больших и малых союзов племен;

- наличие в восточнославянских союзах племен определенных локальных различий в культуре и быту;

- постепенное перерастание союзов племен в племенные княжества - догосударственные объединения более высокого уровня, предшествовавшие появлению восточнославянского государства;

- формирование на рубеже VIII-IX в. вокруг Киева первого восточнославянского государства, которое специалисты условно называют Киевским княжеством Аскольда .

Можно выделить следующие главные этапы процесса объединения восточных славян в одно государство:

а) создание княжества (государства) со столицей в Киеве; в состав этого государства вошли поляне, русы, северяне, дреговичи, полочане;

б) захват власти в Киеве новгородским князем Олегом (882 г.), под властью которого до этого находилась часть славянских племен;

в) объединение почти всех восточнославянских племен в единое государство Киевскую Русь.

Образование Древнерусского государства. Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаруживавшие черты ранней государственности. Широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины ? свидетельства формирующейся государственности. Славяне освоили Восточно-Европейскую равнину, взаимодействуя с местным балтийским и финно-угорским населением. Военные походы антов, склавен, русов на страны более развитые, прежде всего на Византию, приносили дружинникам и князьям значительную военную добычу. Все это способствовало расслоению восточно-славянского общества. Таким образом, в результате экономического и социально-политического развития у восточно-славянских племен начала складываться государственность. Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Г.-Ф. Миллером и Г.-З. Байером, приглашенными для работы в Россию в XVIII в. Горячим противником этой теории выступал М. В. Ломоносов. Сам факт пребывания варяжских дружин, под которыми, как правило, понимают скандинавов, на службе у славянских князей, их участия в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные взаимные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько-нибудь заметного влияния варягов на экономические и социально-политические институты славян, а также на их язык и культуру. Историки обладают убедительными доказательствами, что есть все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Государственные институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следовательно, факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит не столько о возникновении русской государственности, сколько о происхождении княжеской династии. Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского общества того времени. Образование государства Русь (Древнерусского государства или, как его называют по столице, Киевской Руси) ? закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно-общинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути ?из варяг в греки?. Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытно-общинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточно-славянского общества.

 

 

26. ОЛЕГ (882 - 912) После установления власти в Киеве князь Олег в 883 г.
покорил древлян, а два года спустя - уличей. Он восстановил языческую религию,
за что волхвы прозвали его вещим. Олег также жестоко расправился с населением Новгорода,
что начало против присоединения Киева: город был обложен данью, определены сроки ее уплаты.
Олег укрепил границы Руси. 907 г. он совершил поход против Византии и заставил ее подписать с Русью
выгодный для последней договор, который открывал широкие возможности для торговли русских купцов
(Право на беспошлинную торговлю, их проживание вблизи Константинополя течение 6 месяцев со снабжением
продовольствием и всем необходимым для перехода через Черное море). 911 г. был составлен новый договор,
который также свидетельством военных и дипломатических успехов Киевского государства. Удачно воевал с Хозарией.
Его жена захватила хазарские гавани на Каспийском море. К концу правления Олега его государство
занимала обширную территорию: от причерноморских степей до Балтийского моря.

28.
ИГОРЬ (912 - 945) 912 г. после смерти Олега, киевским князем стал Игорь Рюрикович. Он продолжил политику своих предшественников, направленную на усиление княжеской власти и объединения всех восточнославянских земель. 913-914 гг Игорь воевал с древлянами, не желавших признавать его превосходства. 915 и 920 годах он выступил против печенегов, совершали набеги на Русь, воевал с уличами, стремясь укрепить позиции Руси на торговых путях. Игорь совершал походы на Закавказье: 912-919 гг русские дружины напали на Абесгун и Саре, а 945 г. одержали город Бердаа. 941 г. Игорь отправился с войском против Византии. Но поход закончился поражением, поскольку русские корабли были уничтожены византийцами с помощью «греческого огня». Новый поход на Византию, более удачный, он совершил 944 г. Тогда греки предложили выкуп и заключили с Русью новый договор, но не такой выгодный, как предыдущие соглашения. Русь потеряла владения на побережье Черного моря и у устья Днепра, а также обязывалась оказывать Византии военную помощь, а русские купцы должны были платить пошлину торгуя с Византией. 945 г. князь Игорь при сборе дани спровоцировал восстание древлян. Его жена попала в засаду, и князь, оказавшись в плену, был убит древлянами.

 

ОЛЬГА (945 - 964) Когда погиб князь Игорь, его сыну Святославу было три года, поэтому власть перешла к вдове Игоря - княгини Ольги. Став правительницей Киевской Руси, она по обыкновению кровавой мести наказала древлян за убийство своего мужа: расправилась с послами древлян, пытавшихся сватать Ольгу за древлянского князя Мала, а затем сожгла древлянскую столицу г. Искоростень и уничтожил часть его жителей.
Княгиня Ольга отказалась от войн и укрепляла государство мирным путем. Она сама объездила все свои владения, была даже в Новгороде и Пскове, закладывала новые города, наставляла в них чиновников. Ольга впервые в истории Киевской Руси навела порядок в сборе дани и ее размерах, определив нормы налогов и место их сбора. Это было сделано для того, чтобы не повторялась история, в которую попал ее погибший человек. Сама она приняла христианство и приложила много усилий к распространению новой религии. В ее времена в Киевском государстве появилось немало христианских проповедников. Княгиня стремилась укрепить и международное положение своего государства. 957 г. она с дипломатической миссией посетила столицу Византии - Константинополь и заключила новый договор с Византией.
Ольга и дальше, когда ее сын был уже совершеннолетний, продолжала заниматься делами своего государства.

СВЯТОСЛАВ (964 - 972) Сын княгини Ольги и князя Игоря вошел в историю как князь-завоеватель. Главной целью походов Святослава было укрепление Киевского государства, обеспечения свободной торговли со странами Востока и Византией, ликвидация внешней угрозы на границах со стороны кочевников.
Святослав покорил вятичей и тем самым завершил объединение восточнославянских племен вокруг Киева. Затем он осуществил поход на Северный Кавказ, разгромил ясов (осетин) и
касогов (черкесов) и присоединил к своему государству Прикубанья. Переправившись на Керченский полуостров, захватил г. Тьмутаракань. Святослав совершил удачные походы против волжских булгар. 965 г. он разгромил Хазарский каганат и овладел важным путем по Волге.
Достигнув победы на Востоке, Святослав перенес военные действия на Балканы. Византийцы пригласили Святослава завоевать для них Болгарию, здобрившы свою просьбу щедрыми дарами князю. 967 г. он разгромил болгарское войско и овладел восточной Болгарией, но не передал ее византийцам. Нападение подкупленных ими печенегов заставил его прервать поход и спешно возвращаться на родину, чтобы отогнать врагов, осадили Киев.
В следующем году Святослав вернулся на Балканы, мысля даже перенести свою столицу в Подунавье к основанного им города Переяславец. И второй поход оказался неудачным. Против войска Святослава объединились силы византийского императора Иоанна Цимисхия и болгарского царя Бориса. Поэтому русичи были вынуждены отступить и в конце концов были окружены в крепости Доростол. После трехмесячного обороны в Доростоле Святослав вынужден был подписать мир с Византией, отрекшись своих владений на Балканах. 972 г., возвращаясь на родину, на острове Хортица княжеское войско попало в печенежскую засаду и полностью погибло. Погиб и сам князь.
Деятельность Святослава способствовала росту могущества Киевской Руси, единению восточнославянских племен и укреплению границ государства.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 251.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...