Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Постепенное формирование классового общества у восточных славян.
Во второй половине I тысячелетия н. э. главным божеством восточных славян был Перун, бог молнии, грозы, войны, оружия. С. М. Соловьев, выдающийся историк XIX в., считал, что Перун носил еще и другое имя — Сварог; некоторые исследователи называют Сварога богом неба или небесного огня. Сварог породил двух сыновей, двух Сварожичей: Солнце и Огонь. В Ипатьевской летописи сказано: «И по сем (т. е. после Сварога) царствовал сын его, именем Солнце, его же называют Даждьбог...» Братом Солнца, сыном Свароговым называют также и огонь: «Огню молятся, зовут его Сварожичем». Сварог-Перун в народном воображении представлялся божеством-воителем, оружие которого было направлено против злых духов; вероятно, действию злых духов приписывали сгущение атмосферы, прекращавшееся после грозы. Народные обычаи оказались настолько сильны, что еще в XIX в. многие люди, особенно в сельской местности, во время грозы затворяли окна, опрокидывали вверх дном сосуды (например чайные чашки и рюмки), веря, что злые духи, гонимые молнией, стараются спрятаться в каком-нибудь отверстии. На связь Сварога-Перуна с оружием указывает обычай клясться перед Перуном, положив рядом оружие
Культура Киевсок Руси. По форме правления Киевская Русь была раннефеодальной монархией, которая держалась на системе военно - и державнослужилого землевладения. По форме устройства это была федерация земель, а по политическим режимом - автократия. Она объединяли 20 народностей, т.е. была многонациональной. Высшая законодательная, судебная, военная и административная власть в государстве принадлежала великому князю киевскому из династии Рюриковичей. Его законодательная власть заключалась в издании уставов судных грамот, заключении международных соглашений, в кодификации норм права. Князь возглавлял судебную систему и его суд был высшей судебной и апелляционной инстанцией. Как администратор он устанавливал административный Подол, назначал администраторов (посадников, воевод, удельных князей). Силовой структурой было войско - жена и военные округа во главе с воеводами. В распоряжении князь имел многочисленный аппарат чиновников как в центре (он назывался княж-двор -тиуны, мечники, ябедники, огнищане, подъездные т.д.), так и на местах. Совещательным органом исполнительной власти при князе была рада бояр (боярская совет) из ближайшего аристократического окружения князя и местной знати. Государственные функции выполняла также христианская церковь с ее разделением на епархии во главе с епископами и приходы, которые возглавляли священники. На рубеже XI и XII вв. созывались съезды князей(1097, 1100, 1103 pp), которые издавали законы.
26.предпосылки создания Древнерусского государства_Киевской Руси. Ки́евская Ру́сь или Древнеру́сское госуда́рство (ст.-слав. Рѹ́сь, др.рус. Русь, Рускаӕ землѧ, греч. Ρωσία [1], лат. Ruscia, Russia, Ruthenia[2], др.-сканд. Garðar, Garðaríki[3]) —средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения восточнославянских племён под властью князей династии Рюриковичей. Перед образованием государства на территории будущей Киевской Руси проживали: а) восточнославянские племена- предки украинцев - древляне, поляне, северяне, волыняне (дулибы), тиверцы, белые хорваты; б) восточнославянские племена – предки белорусов - дреговичи, полочане; в) восточнославянские племена - предки русских - кривичи, радимичи, словене, вятичи. Основные предпосылки образования восточнославянской государственности: - на начало VIII в. в целом завершился процесс расселения славян и создания территориально определенных больших и малых союзов племен; - наличие в восточнославянских союзах племен определенных локальных различий в культуре и быту; - постепенное перерастание союзов племен в племенные княжества - догосударственные объединения более высокого уровня, предшествовавшие появлению восточнославянского государства; - формирование на рубеже VIII-IX в. вокруг Киева первого восточнославянского государства, которое специалисты условно называют Киевским княжеством Аскольда . Можно выделить следующие главные этапы процесса объединения восточных славян в одно государство: а) создание княжества (государства) со столицей в Киеве; в состав этого государства вошли поляне, русы, северяне, дреговичи, полочане; б) захват власти в Киеве новгородским князем Олегом (882 г.), под властью которого до этого находилась часть славянских племен; в) объединение почти всех восточнославянских племен в единое государство Киевскую Русь. Образование Древнерусского государства. Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаруживавшие черты ранней государственности. Широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины ? свидетельства формирующейся государственности. Славяне освоили Восточно-Европейскую равнину, взаимодействуя с местным балтийским и финно-угорским населением. Военные походы антов, склавен, русов на страны более развитые, прежде всего на Византию, приносили дружинникам и князьям значительную военную добычу. Все это способствовало расслоению восточно-славянского общества. Таким образом, в результате экономического и социально-политического развития у восточно-славянских племен начала складываться государственность. Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Г.-Ф. Миллером и Г.-З. Байером, приглашенными для работы в Россию в XVIII в. Горячим противником этой теории выступал М. В. Ломоносов. Сам факт пребывания варяжских дружин, под которыми, как правило, понимают скандинавов, на службе у славянских князей, их участия в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные взаимные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько-нибудь заметного влияния варягов на экономические и социально-политические институты славян, а также на их язык и культуру. Историки обладают убедительными доказательствами, что есть все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Государственные институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следовательно, факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит не столько о возникновении русской государственности, сколько о происхождении княжеской династии. Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского общества того времени. Образование государства Русь (Древнерусского государства или, как его называют по столице, Киевской Руси) ? закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно-общинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути ?из варяг в греки?. Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытно-общинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточно-славянского общества.
26. ОЛЕГ (882 - 912) После установления власти в Киеве князь Олег в 883 г. 28.
ОЛЬГА (945 - 964) Когда погиб князь Игорь, его сыну Святославу было три года, поэтому власть перешла к вдове Игоря - княгини Ольги. Став правительницей Киевской Руси, она по обыкновению кровавой мести наказала древлян за убийство своего мужа: расправилась с послами древлян, пытавшихся сватать Ольгу за древлянского князя Мала, а затем сожгла древлянскую столицу г. Искоростень и уничтожил часть его жителей. СВЯТОСЛАВ (964 - 972) Сын княгини Ольги и князя Игоря вошел в историю как князь-завоеватель. Главной целью походов Святослава было укрепление Киевского государства, обеспечения свободной торговли со странами Востока и Византией, ликвидация внешней угрозы на границах со стороны кочевников.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 251. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |