Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общественно-политическое движение во второй половине XIX-начале XX века в Беларуси: народники и формирование политических партий
Во второй половине XIX века в общественно-политическую жизнь Беларуси активно включились представители третьего сословия-разночинцы, получившие название народников. Их идеология сформировалась как протест крестьянства и других низших слоев населения против пережитков крепостничества и развивающегося капитализма. Центральное место в учении народников занимал вопрос о капитализме и его судьбе в России. Народники считали капитализм в России не естественным и необходимым процессом, а случайностью, не имеющей прочных корней, уклонением страны с предписанного ей исторического пути развития. Поэтому они считали необходимым переход России от феодализма к социализму путем крестьянской революции. В народничестве сложились 3 программы осуществления социалистической революции: бунтарская(Бакунин), пропагандистская( Лавров), заговорщическая( Ткачев). С возникновением в Петербурге организации «Земля и воля» (1876) народническое движение в Беларуси развивалось под ее непосредственным влиянием. Центром движения стал город Минск, где наиболее активно действовал кружок Веллера, созданный в 1877 году. В 1879 году произошел раскол «Земли и воли» на две организации: «Чёрный передел» и «Народную волю». Отказавшись от политической борьбы, народники считали главной целью своей деятельности осуществить передел земли помещиков между крестьянами. «Народная воля» отстаивала необходимость усиления политической борьбы против самодержавия за индивидуальный террор. Особенно повысился авторитет «Народной воли» после 1 марта 1881 года, когда бомбой, брошенной уроженцем Минской губернии Гриневицким, был убит Александр II. В начале 1884 года с инициативой объединения в общую организацию всех кружков Беларуси выступила группа «Гомон». Члены группы( Марченко, Ратнер и др.) признавали программу «Народной воли», но считали необходимым объединить все революционные силы России для свержения самодержавия. Гомоновцы впервые в истории общественной мысли Беларуси заявили о существовании белорусской нации. Но создать единую организацию всей Беларуси гомоновцы не смогли. Это было обусловлено тем, что белорусское народничество переживало кризис, уступало дорогу марксизму. Много для распространения марксизма в Беларуси сделала польская партия «Пролетариат» и группа «Освобождение труда», в работе которой участвовали белорусские народники Трусов, Левков и др. Во второй половине 80-х- начале 90-х годов в Беларуси были организованы марксистские кружки и группы. Основной задачей они считали подготовку из числа рабочих пропагандистских кадров. В конце апреля- начале мая 1896 года в Вильно состоялся съезд представителей нееврейских социал-демократических групп и кружков Вильно, Минска, Сморгони, на котором была создана Литовская социал-демократическая партия. Программа ЛСДП носила марксистский характер. Содержание программы-минимум исчерпывалось требованием провозглашения Литовской демократической республики, основанной на добровольной федерации с Польшей, Беларусью и Украиной. Конечной целью партии провозглашалось построение социализма. В мае 1896 года Трусевич создал «Рабочий союз Литвы». Программа «Рабочего союза Литвы», принятая в 1896 году, была строго социал-демократической и интернационалистической. В 1985 году на первомайском собрании еврейских социал-демократов в Вильно Мартов высказал мысль о необходимости создания «специальной еврейской социал-демократической организации». 25 сентября 1897 года прошел I съезд представителей еврейских социал-демократических организаций, на котором было принято решение о создании Бунда- «Всеобщего еврейского рабочего союза в Литве, Польше и России». Съезд провозгласил, что новый союз будет включать в себя весь еврейский пролетариат, широко открывая двери каждому рабочему, который желает бороться за лучшую жизнь. Сразу же после съезда в Беларуси развернулась агитация за присоединение к Бунду рабочих организаций. Противники Бунда в Минске вскоре объявили о создании Рабочей партии политического освобождения России(РППОР). На съезде 13 марта 1898 года в доме Румянцева была провозглашена рабочая социал-демократическая партия (РСДРП) на основе объединения всех существовавших в это время социал-демократических организаций России. 36. Культура Беларуси во второй половине XIX- начале XX в. Национальное возрождение и газета «Наша Нива»Культура Беларуси в начале века развивалась в сложных, противоречивых условиях. Она была тесно связана с национально-освободительным движением, общедемократическим подъемом, поиском путей общественного прогресса. Белорусская культура, не теряя своей самобытности и оригинальности, развивалась под влиянием демократических идей русской культуры, тесной связи с культурами украинского, польского и литовского народов. В начале XX в. в Беларуси происходили заметные изменения. Расширилась сеть средних специальных учебных заведений. Учительские семинарии работали в Молодечно, Полоцке, Несвиже и Свислочи. В 1909-1915 гг. новые семинарии были открыты в Рогачеве, Гомеле. В Орше и Борисове в это время стали работать женские семинарии. В 1914 г. работало 5 сельскохозяйственных средних школ. Фельдшеров и акушеров готовили Могилевская, Витебская и Гродненская медицинские школы. В Гомеле было открыто железнодорожное училище. В 1912-1914 гг. в Минске, Витебске и Могилеве функционировали учительские институты. Высших учебных заведений в Беларуси не было. Высшее образование молодежь получала в Москве, Петербурге и других городах России. Несмотря на рост числа учебных заведений, в 1911 г. в школах обучалось только 18,4% детей школьного возраста. В 1907 г. на съезде учителей в Вильно был создан «Белорусский учительский союз». Он добивался перестройки народного образования на демократических началах, введения преподавания на родном языке. В 1906-1908 гг. были созданы первые учебники на белорусском языке, авторами которых были Я. Колас и Э. Пашкевич (Тетка). В начале века были открыты библиотеки в Минске, Витебске, Орше, Полоцке и Бобруйске. Всего в Беларуси в 1914 г. работала 851 библиотека, а их книжный фонд насчитывал 423 тыс. экземпляров. Либеральная и демократическая интеллигенция создавала разные культурно-просветительные и научные товарищества. Всего на территории Беларуси в 1900-1914гг. действовало 54 товарищества. Наиболее известными были «Минское товарищество любителей искусств», «Товарищество минских врачей». Возникали товарищества, ставившие целью изучение истории, языка, культуры и этнографии Беларуси. В 1910 г. был создан Северо-Западный отдел Русского географического товарищества, который опубликовал 12 работ. Вопросами истории, быта и культуры Беларуси занимались исследователи Е. Романов, М. Федоровский, Н. Никифоровский, М. Довнар-Запольский , В. Ластовский и др. Основатель белорусской философии Е. Карский подготовил и частично опубликовал фундаментальную работу в 3-х томах «Белорусы». В работе доказывалась национальная самобытность белорусов как самостоятельного славянского этноса, им была составлена карта расселения белорусов.Ведущее место в культуре белорусского народа заняла литература. В это время проявился талант Я. Купалы, Я. Коласа, М. Горецкого, Э. Пашкевич (Тетки), А. Гаруна, З. Бядули и др. Главными идеями и образами литературы были идеи социального и национального освобождения, борьба против самодержавия, идеи возрождения. Наиболее известными произведениями этого периода являются сборники стихов «Жалейка», «Гусляр», «Дорогой жизни», поэма «Курган» Я. Купалы, сборники стихотворений «Песни печали» и прозы «Родные образы» Я. Коласа, драматическое произведение «Модны шляхцюк» К. Каганца и др.Значительным событием в культурной жизни Беларуси в начале XX в. была печать. До 1905 г. в пяти западных губерниях издавалось 15 правительственных газет. Революция 1905-1907 гг. оказала влияние на расширение гласности. В 1913 г. издавалось уже 109 газет и журналов. На белорусском языке - 3. Наиболее популярной была газета «Северо-Западный край». С 1906 г. стали издаваться первые легальные газеты «Наша доля» и «Наша нива». Газете «Наша нива» принадлежит выдающаяся роль в развитии белорусской культуры. На ее страницах публиковались труды всех славных писателей -классиков. Начиная с 1910 г. редакция «Нашей нивы» стала издавать «Белорусский календарь», журналы «Соха», «Крапива», «Лучынка». Возникли белорусские издательства «Заглянет солнце в наше оконце», «Наша нива», «Наша хата». Издавались книги на белорусском языке. «Наша нива» — массовая легальная газета общедемократического направления, предназначенная главным образом для крестьян и провинциальной интеллигенции. Выступала против социального и национального гнёта, отстаивала право белорусского народа на самостоятельное национально-историческое развитие. Однако в решении основных вопросов общественно-политической жизни «Наша нива» занимала просветительские, либерально-реформистские позиции. Как единственная легальная газета на белорусском языке была центром литературной жизни Белоруссии. На её страницах печатались Я. Купала, Я. Колас, М. Богданович, З. Бядуля, Т. Гартный, Ш. Ядвигин и др. белорусские писатели. В начале XX в. в Беларуси оживилась театральная жизнь. Зритель мог познакомиться с театральным искусством братских славянских народов. Русские, украинские театры и труппы гастролировали в Минске, Витебске и других городах. Любительские театральные кружки работали в Минске, Орше, Могилеве. Получили распространение так называемые «белорусские вечеринки», где выступали хоры, танцевальные группы, декламаторы-чтецы и т.п. Вскоре появилась и «Первая белорусская труппа» под руководством И.Буйницкого , которая в 1910 г. превратилась в профессиональный театр. Труппа гастролировала по Беларуси, выступала в Петербурге и Варшаве. Созданный в Вильно Белорусский музыкально-драматический кружок в 1913 г. осуществил первую постановку «Павлинки» Я. Купалы. Получила значительное развитие и белорусская музыкальная культура. Создавались хоровые кружки, оркестры, товарищества любителей музыки. В начале века в Беларуси работали известные мастера живописи, графики, скульптуры: Ю. Пэн, Ф. Рушчиц, Я. Кругер, Л. Альперович, К. Каганец, О. Краснопольский и др. Произведения этих художников несли в себе большой социально-политический смысл, реалистично отображая действительность.Таким образом, культура Беларуси дала высокие образцы литературы и театра, архитектуры и живописи. Произведения белорусских деятелей заняли достойное место в копилке культур славянских народов. №37 Беларусь в период революции 1905-1907 гг. Деятельность БСГ. Конец XIX – начало ХХ вв. – время создания и становления политических партий. На II съезде РСДРП (1903 г.)принята программа: самодержавия, установление демократической республики, а позже – и диктатуры пролетариата путем социалистической революции. На съезде партия раскололась на большевиков (сторонников В.И. Ульянова (Ленина) и меньшевиков (сторонников Ю. Мартова). Большевики выступали за проведение буржуазно-демократической и сразу социалистической революции и установление диктатуры пролетариата. Меньшевики считали, что в России должна победить буржуазно-демократическая революция и страна будет развиваться по буржуазному пути, а затем путем реформ перейти к социализму. В январе 1904 г.- Полесский комитет РСДРП. Март 1904 г. создан Северо-Западный комитет. В конце 1901 – начале 1902 гг. была создана партия социалистов-революционеров. эсеры выступали за демократическую республику, проведение социализации земли; средством достижения цели считали террор. С 1901 г. Бунд провозгласил себя единственной национальной партией еврейского пролетариата. Начало ХХ. в. отмечено подъемом белорусского национального движения. Начало ХХ. в. отмечено подъемом белорусского национального движения. В 1902 г. в Петербурге студенты из Беларуси Антон и Иван Луцкевичи создали Кружок белорусского народного просвещения культуры, который пропагандировал национальную культуру, вел поиск путей ее возрождения. В 1903 г. на первом съезде партия была переименована в Белорусскую социалистическую громаду (БСГ). Этот съезд принял программу партии, которая декларировала необходимость ликвидации самодержавия и капиталистического строя. БСГ выступала за переход всех основных средств производства, земли в общественную собственность, право каждого человека на обработку земли без использования наемного труда, восьмичасовой рабочий день, бесплатную медицинскую помощь. В политической области она требовала равноправия людей, прямого, всеобщего, равного избирательного права с тайным голосованием, свободы печати, слова, собраний и т. д. БСГ выступала за национальную свободу, признание прав всех народов на автономию, создание независимых демократических республик. Наиболее активно о себе заявили РСДРП, Бунд, эсеры Причины первой русской революции:наличие остатков феодально-крепостнической системы, отсутствие политических свобод, жестокая эксплуатация рабочих, неспособность царских властей решить ряд социальных и национальных проблем+ поражение в русско-японской войне. События 9 января 1905 г. в Петербурге, когда по приказу царя была расстреляна мирная демонстрация рабочих, всколыхнули всю Россию. Мощная волна стачек и демонстраций прокатилась по всей стране Инициаторами и руководителями революционных выступлений в Беларуси стали организации РСДРП, Бунда, партии эсеров, БСГ, ППС в Литве. Среди партий социалистической ориентации (социал-демократы, Бунд, социалисты-революционеры, БСГ) не было единства. Большевики выступали за свержение царизма и установление революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства путем вооруженного восстания, за перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую. Усилила активность БСГ. Она издала листовку под названием «Царское жниво». Летом 1905 г. наблюдался подъем рабочего и крестьянского движения. В августе царь опубликовал закон о созыве совещательной Думы. В октябре 1905 г. страну охватила всероссийская стачка. В Беларуси в результате стачки была парализована вся железная дорога. В разгар этой стачки, 17 октября 1905 г., царь подписал манифест, в котором народу были обещаны свобода слова, собраний, союзов, а также созыв законодательной Думы. В это же время власти перешли к репрессиям. 18 октября по согласованию с губернатором П. Курловым в Минске на привокзальной площади был расстрелян двадцатитысячный митинг. В результате до 100 человек было убито, около 300 ранено. После манифеста 17 октября либеральная буржуазия стала активно поддерживать царизм. В конце 1905 г. была создана партия «Союз 17 октября» («октябристы»). . В ноябре 1905 г. либералы создали Конституционно-демократическую партию (кадеты). Союзницей кадетов выступала Конституционно-католическая партия Литвы и Беларуси, которая была создана в конце 1905 г. по инициативе виленского католического епископа Э. Роппа. Манифест 3 ноября 1905 г., в соответствии с которым прекращалось взимание выкупных платежей, не успокоил крестьян. В ноябре-декабре 1905 г. отмечен подъем крестьянского движения: в октябре зарегистрировано 54 выступления крестьян, в ноябре – 154, в декабре – 286. В это же время произошли волнения в армии. Отступление революции сопровождалось карательными экспедициями, расстрелами, увольнениями. Для отвлечения внимания от революционных событий были использованы выборы в Государственную Думу. 11 декабря 1905 г. был опубликован новый избирательный закон, по которому преимущество на выборах было обеспечено помещикам и буржуазии. Белорусская социалистическая громада на II съезде в январе 1906 г. приняла новую программу. Конечной целью громады была замена капитализма социализмом, частной собственности – общественной. Дума приняла постановление, в котором подчеркивалось, что она от принудительного отчуждения частных земель не отступит. В связи с этим 9 июля 1906 г. Николай II издал указ о роспуске I Думы и созыве II Думы 20 февраля 1907 г. Указом Николая II от 3 июня 1907г. II Государственная Дума была распущена. В сентябре 1906 г. в Вильно начала выходить первая легальная газета на белорусском языке «Наша доля». Официальными редакторами стали руководители БСГ И. Луцкевич, Ф. Умястовский. Всего вышло 6 номеров.Ноябрь 1906-Наша нива.Издательство «Заглянет солнце и в наше оконце»-основано Эпимах-Шепилой в Петербурге в 1906. Несмотря на поражение, первая русская революция ускорила политическое размежевание всех общественно-политических сил, и стало серьезным испытанием для основных партий, которые приобрели необходимый опыт политической борьбы. Были сделаны определенные шаги в преобразовании самодержавия в конституционную монархию. Однако глубоких демократических реформ осуществить не удалось. № 38 Столыпинская аграрная реформа в Беларуси и завершение проведения буржуазных реформ. После революции 1905 – 1907 гг. царское правительство стремилось нейтрализовать оппозиционное движение. организатором преобразований в аграрном секторе выступил премьер-министр П. Столыпин. Провозглашенная царским указом от 9 ноября 1906 г. реформа крестьянского надельного землевладения предусматривала ликвидацию общины, переход земли в личную собственность, переселение части крестьян в Сибирь и на Дальний Восток. В политическом плане эта реформа позволяла расслоить деревню, ускорить образование зажиточного слоя крестьян, который мог бы стать опорой самодержавия. Каждому крестьянину разрешалось выйти из общины и закрепить в личную собственность свой земельный надел. Разрешалось также требовать выделения земли на одном участке-отрубе, перенеся на который дом, он мог бы создать свой хутор. Для проведения реформы создавались губернские и уездные землеустроительные комиссии. Для переселенцев выделялись средства на проезд, краткосрочные кредиты и безвозмездные денежные субсидии, формировались специальные поезда, готовились пункты приема и распределения переселяющихся, нарезались участки земли. За восемь лет (1907 – 1914 гг.) из Беларуси переселилось в Сибирь 335366 человек. За этот период 36544 человека вернулось назад. Столыпинская аграрная реформа в целом содействовала подъему сельского хозяйства,промышленности.Реформа затронула Могилевскую и Витебскую губернии. в 1911 г. царизм решился на введение земств в западных губерниях в 1911 г. царизм решился на введение земств в западных губерниях. Местные партии социалистической ориентации находились в кризисном состоянии. Социал-демократические организации сократились в 15 раз. Эсэры распались. Главным в деятельности газеты Наша Нива стала борьба против национального гнета, за признание белорусской нации и культуры. Признаки оживления рабочего движения появились после расстрела в апреле 1912 г. рабочих на Ленских приисках. Демонстрации, стачки состоялись в большинстве городов. За семь месяцев 1914 г. в Беларуси произошло 500 крестьянских выступлений. Тридцать из них закончились столкновением с полицией. Дальнейшее развитие классовой борьбы было прервано первой мировой войной. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 477. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |