Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие культуры Беларуси в первой половине XIX в.




Культура Беларуси в первой половине XIX века находилась под сильным влиянием польской и в меньшей степени русской культуры. Это объясняется объективными условиями- длительным нахождением Беларуси в составе РП и непродолжительным- в составе Российской империи. В основе развития культуры лежало народное образование. Начало переменам положила Адукационная комиссия, созданная в 70-е годы XVIII века, еще во времена РП. В 1802 году началось проведение школьной реформы. В 1803 году Главная литовская школа была преобразована в Виленский университет. В соответствии с реформой в каждом учебном округе создавалось несколько типов учебных заведений. Самой низшей ступенью в этой системе были одноклассные приходские училища, предназначенные для детей низших сословий. Ступенью выше были уездные 4-классные училища, а среднее образование давали гимназии, где обучались преимущественно дети чиновников и шляхты. Кроме того, в Беларуси в первые десятилетия XIX в. существовали школы и училища при католических и униатских монастырях, духовные семинарии. В первой четверти XIX века система просвещения в Беларуси, особенно в западной ее части, работала по-польски. Польский язык являлся основным языком преподавания во всех типах учебных заведений. Учащиеся изучали, в основном, польскую историю и литературу. Это было связано с тем, что царизм искал в лице местной шляхты союзника и сознательно поддерживал полонизацию. Ситуация начала меняться только после раскрытия в 1823 году тайных обществ в учебных заведениях Виленского учебного округа. С этого времени начало вводиться преподавание русского языка как отдельного предмета, польская история заменяется историей России. 1 мая 1832 года указом царя за участие студентов в восстании был закрыт Виленский университет. Продолжали работать только медицинский факультет, который был преобразован в Медико-хирургическую академию, и теологическое отделение морально-правового факультета, на базе которого была создана Римско-католическая духовная академия. В 1840 году было основано Гори-Горецкое земледельческое училище. В 1848 году оно было реорганизовано в земледельческий институт-первое в России высшее сельскохозяйственное учебное заведение. Большой вклад в развитие математики и астрономии внес Ян Снядецкий, который долгое время был ректором Виленского университета. Большое влияние на формирование исторической науки в Беларуси и Литве в это время оказал профессор университета И.Лелевель. Он создал ряд фундаментальных работ по истории Польши, Литвы, всеобщей истории и вспомогательным историческим дисциплинам. Гори-Горецкий земледельческий институт выделялся довольно высоким уровнем химических и биологических исследований. В 1843-1863 гг. здесь работал Шмидт- один из родоначальников химической науки в Беларуси, организатор первой химической лаборатории. Братья Тышкевичи внесли большой вклад в развитие белорусского музееведения. Ефстафий Тышкевич основал в 1855 году в Вильно первый в Литве и Беларуси историко-археологический музей, которому подарил лично собранные коллекции документов и археологические материалы. Константин Тышкевич большую часть своей жизни провел в Лагойске. Там он создал музей древностей, собрал большой архив древних рукописей, коллекцию художественных произведений и богатую библиотеку. Отличительной чертой культурной жизни Беларуси первой половины XIX века было развитие литературы и журналистики. В литературе XVIII- первом десятилетии XIX веков важным направлением был классицизм, однако во втором десятилетии он начал сменяться романтизмом. Наиболее сильно он проявлялся в творчестве Мицкевича, Чечота, Одинца, Зана. Крупнейшим поэтом Беларуси того времени был Адам Мицкевич. В своих ранних произведениях он использовал темы и образы, связанные с белорусским фольклором, с белорусской историей и обычаями белорусского народа. Огромный вклад в развитие белорусской литературы в это время внес талантливый писатель, поэт и драматург Викентий Дунин-Марцинкевич. Первыми литературными произведениями писателя были пьесы «Рекрутский еврейский набор», «Соревнование музыкантов», «Чудодейственная вода». Эти пьесы, написанные на польском языке, были поставлены на минской сцене. В 1846 году Дунин-Марцинкевич издал в Вильно пьесу « Крестьянка», где впервые в монологах и диалогах прозвучал живой белорусский разговорный язык. Знаменательным явлением литературной жизни 40-50-х годов было создание целого ряда анонимных произведений, имевший социальную и политическую направленность. Самой известной поэмой являлась «Тарас на Парнасе». В середине 40 –х годов в Беларуси была проведена театральная реформа. Она ставила цель упорядочить театральную жизнь и перевести ее под надзор местных властей, содействовать переводу театральных представлений на русский язык. Среди композиторов того времени наиболее известным стал Михаил Клеофас Огинский. Самыми популярные его произведения: « Прощание с Родиной», « Письма о музыке». Творчество Станислава Монюшко также связано с музыкой. Он писал музыку к пьесам Дунина-Марцинкевича и др.Некоторое время работал дирижером и директором оперного театра. В первой половине XIX в. в связи с экономическим подъемом началась активизация строительной деятельности: велась регулярная застройка городов, строились банки, учебные заведения, больницы, многочисленные общественные здания. В это же время впервые возникли типовые проекты гражданских и жилых зданий. Крупнейшим архитектором, оставившим заментый след в искусстве архитектуры Литвы и Беларуси, был Кароль Подчашинский. Его перу принадлежит трехтомный труд «Основы архитектуры для студенческой молодежи», по его проектам были построены многие архитектурные памятники. Воспитанниками Виленской школы живописи были десятки талантливых художников. Среди них такие как Горецкий и Орда. Как видно, культура Беларуси в первой половине XIX века достигла значительных успехов. Несмотря на длительную полонизацию и начавшуюся русификацию, белорусский народ смог сохранить свое этническое лицо.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 363.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...