Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие капиталистических отношений в Беларуси во второй половине XIX-начале XX в.




В результате промышленной революции произошли коренные изменения в технике и организации производства, совершен гигантский скачок в росте производительности труда, создана соответствующая капитализму материально-техническая база. Характерной чертой промышленного развития Беларуси в пореформенный период было то, что вместе с относительно быстрым ростом фабрично-заводского производства широкое распространение имели ремесло и мануфактура, основанные на ручном труде, высоким оставался длительное время удельный вес мелких фабрично-заводский предприятий. В первые пореформенные десятилетия в промышленности Беларуси преобладали мелкие ремесленные предприятия. Это было связано с широким распространением домашних промыслов в дореформенный период. Кроме мелких крестьянских промыслов и ремесленного производства, в городах и местечках Беларуси на протяжении всех пореформенных десятилетий действовали мелкие капиталистические предприятия, на которых работали от 5 до 16 наемных рабочих и которые не имели паровых двигателей. Отрицательно сказывались на развитии крупного промышленного производства в Беларуси ее соседство с высокоразвитыми в промышленном отношении районами России, т.к их продукция заполняла белорусский рынок. Помимо мелкотоварного производства, в Беларуси в пореформенные десятилетия развивалась капиталистическая мануфактура. К мануфактурам обычно относят предприятия, на которых работало не менее 16 рабочих, не было паровых двигателей и где уже существовало четкое разделение труда. В пореформенное время мануфактуры создавались в основном купечеством, иногда разбогатевшими ремесленниками или владельцами крупных крестьянских кустарных мастерских. К 1890 году их уже насчитывалось в Беларуси около 760. Переход от мануфактурной к фабрично-заводской системе производства в Беларуси начался еще в дореформенный период. Завершилась промышленная революция в Беларуси в 90-е годы. Ведущее место в фабрично-заводской промышленности пореформенной Беларуси занимали предприятия, связанные с переработкой сельскохозяйственного сырья, минералов и древесины. Важное место в промышленности Беларуси во второй половине 19 века занимали предприятия по переработке древесины. Первоначально ведущую роль играли лесопильные заводы. Бумажно-картонная промышленность Беларуси была сконцентрирована главным образом в Могилевской и Витебской губерниях. Самой крупной в этой отрасли была Добрушская фабрика с суммой производства более 1,5 млн. рублей. В 80-е годы начали возникать крупные кожевенные предприятия, центром которых был город Сморгонь. В Гродненской губернии наиболее широкое развитие получила табачная промышленность. В Гродно находилась крупнейшая табачная фабрика купцов Шерешевских. В 1870-1890 годах в связи со строительством железных дорог в Беларуси на крупнейших железнодорожных узлах были построены мастерские по ремонту подвижного состава. В 1877 году начало действовать «Гродненское общество водообеспечения и эксплуатации водопроводов»- первое акционерное общество в Беларуси, положившее начало концентрации капитала. В 1873 году был основан Минский коммерческий банк, в 1871- Азово-Донский и др. В результате их деятельности накапливались значительные капиталы, которые вкладывались в развитие промышленности и торговли. Укрепляющим фактором развития промышленности в Беларуси было железнодорожное строительство. Первой железной дорогой, которая прошла через территорию Беларуси, была Петербургско-Варшавская железная дорога. Необходимо отметить, что с началом строительства железных дорог начала падать роль ярмарочной торговли. Все большее значение приобретали лоточные и магазинная торговля.Укреплению экономических связей Беларуси с другими регионами Российской империи, Украины, Прибалтики и Польши содействовали водные пути сообщения. Развитие промышленности и торговли содействовало увеличению численности городского населения. На протяжении второй половины XIX века оно увеличилось почти вдвое. Население белорусских городов росло за счет крестьян, которые по разным причинам теряли свои связи с деревней и пополняли ряды наемных рабочих.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 371.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...