Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Культура Беларуси во второй половине 17-18 вв. Эпоха Просвещения
Развитие культуры Беларуси во второй половине 17-18 веков происходило в чрезвычайно сложных условиях. Находясь в составе РП, Беларусь вместе с ней переживала затяжной кризис. Научные знания объявлялись грешными и несовместимыми с христианством. Основными предметами изучения в Виленской академии и многочисленных иезуитских коллегиях были теология, латинский язык и философия. Философия рассматривалась как подготовка для усвоения «высшей мудрости» т.е богословия. Не в лучшем состоянии находились и науки прикладного характера. Ученые-медики, например, боясь обвинений, стремились обойти спорные проблемы. Считалось, что с болезнями необходимо бороться прежде всего при помощи молитв и заклинаний, которые являются более эффективными, чем другие средства. Однако через философский взгляды пробивались искры свободомыслия и материализма. В 80-е годы воспитанник местной иезуитской коллегии, Казимир Лыщинский написал на латинском языке трактат « О несуществовании бога». По мнению автора, бог является плодом человеческой фантазии. Философ отрицал бессмертность души и провозглашал разум высшим авторитетом в вопросах познания. Католические инквизиторы жестоко расправились с белорусским мыслителем. В 1689 году он был сожжен на костре в Варшаве. Во второй половине 17 века в Беларуси начали распространятся идеи раннего Просвещения. Их сторонники призывали проводить государственные реформы, считали свободу мышления обязательным условием развития науки. Наиболее яркие ранние просветители: Симеон Полоцкий, Андрей Белобоцкий, Илья Копиевич. Но из-за преследования иезуитов они вынуждены были покинуть пределы Беларуси. В середине и во второй половине 18 века в результате оживления социально-экономической жизни, внедрения капиталистического способа производства идеи Просвещения получили наиболее широкое распространение. К наиболее видным представителям просветительской мысли этого времени относят Нарбута, Добшевича, Почобута-Одляницкого, Карповича и др. Многие из них считали, что положение дел в обществе можно изменить путём постепенных реформ, а для этого достаточно только изменить взгляды людей, воспитать в человеке высокие гражданские чувства. В неблагоприятных условиях в Беларуси во второй половине 17-18 веков развивалось и образование. Постоянные гонения православных братств, их погромы привели к сокращению количества братских школ. Наиболее широкую сеть школ имели иезуиты. На протяжении 16-17 веков они открыли в Беларуси около 20 коллегий. Такая система образования просуществовала до половины 18 века. Но она уже не могла удовлетворить нужды развивающейся экономики. Необходима была реорганизация школьного дела, и она была проведена. В 1773 году для ее проведения была создана эдукационная комиссия. Из школы изгонялась схоластика и пустое заучивание, запрещалось преподавание теологии. Большое значение придавалось изучению физики, математики, природоведению, нравственности, физическому воспитанию. Особый интерес вызывают школы, открытые в Гродно и Поставах в 70-е годы 18 века меценатом Тизенгаузом. Это были первые в истории РП профессиональные школы, где готовили врачей, акушеров, ветеринаров, артистов театров, финансовых контролеров, художников и чертёжников. В них обучались перимущественно дети крепостных крестьян. Ликвидация ордена иезуитов и более широкое распространение идей Просвещения в последней четверти 18 века положительно сказались на развитии высшего образования и научных знаний. Виленская иезуитская академия была реорганизована в Главную школу ВКЛ, первое высшее светское учебное заведение в Литве и Беларуси. На территории Беларуси в конце 18 века широкую известность получили идеи физиократов, которые выступали в защиту равенство людей и критиковали крепостное право. Большой популярностью пользовался философ и церковный деятель Георгий Конисский. Он широко ценил природоведческие науки и их роль в познании. Расширение идей Просвещения содействовало развитию печатно-издательского дела. Во второй половине 18 века в Беларуси уже действовало 11 типографий, светская литература стала преобладать. Литература второй половины 17-18 веков носила переходный характер. В ней отживали средневековые идеи и художественные формы и утверждались новые. Вместо традиционного летописания появились песенно-интимная лирика, комедии, интермедии,сатирическая проза, поэзия и другие жанры, а основным художественным направлением стало барокко. Наиболее характерными произведениями литературы переходного периода были « Речь Мелешки» и « Послание к Обуховичу». В них осуждалось положение, в котором очутилось ВКЛ после Люблинской унии 1569 года. В переходный период появились интермедии. Во второй половине 18 века утонченное борокко сменилось неоклассицизмом и сентиментализмом. Но литературные произведения в это время писались, в основном, на польском языке. Во второй половине 17-18 веков в Беларуси дальнейшее развитие получило театральное искусство. Особенно быстрыми темпами развивался школьный театр. Его возникновение было связано с деятельностью иезуитов. Стремясь расширить своё влияние, окатоличить местное население, иезуиты широко использовали театральные представления. Продолжал развиваться и кукольный театр- батлейка. Уникальным явлением белорусского искусства второй половины 18 века стали крепостные театры. Первый в Беларуси крепостной театр был основан ещё в 40-е годы 18 века в Несвиже. Во второй половине 17 века в связи с развитием школьного театразначительных успехов достигло многоголосное хоровое пение. Господствующим стилем в архитектуре Беларуси во второй половине 17-первой половине 18 века было барокко. К 30-м годам 18 века сложилась своеобразная архитектурно-художественная система, получившая название «виленское барокко». Его расцвет связан с творчеством выдающегося архитектора Глаубица, который много лет работал в Беларуси. Оригинальным памятником «виленского барокко» являются костел в Столовичах, Спаская церковь в Могилеве, униатская церковь в Борунах Ошмянского района и др. В 60-70 года 18 века в архитектуре начал утверждаться новый стиль-классицизм, характеризующийся монументальностью форм, симметричностью планировки. В стиле классицизма в это время были созданы дворцово-парковые ансамбли в Щорсах, Святске, Деречине, Ружанах, Гомеле, Шклове. Впервые в Беларуси начала вестись и типовая жилищная застройка: городская в Гродно и сельская в Ворнянах Ошмянского уезда. Графика Беларуси в это время развивалась в двух направлениях- книжной и станковой гравюры Высокого расцвета во второй половине 17-18 веков в Беларуси достигло народно-прикладное искусство. Огромную ценность имеют слуцкие пояса, особенно «литые», созданные в 50-60-е годы 18 века под руководством Яна Моджарского. Они делались из шелковых и золотых нитей и украшались разноцветным орнаментом, отличались удивительным сочетанием линии и цвета, четкостью композиции. Высоким художественным уровнем отличались ковры, гобелены, шпалеры и скатерти, ткавшиеся в Мире, Кореличах, Гродно. Подводя итоги, следует отметить, что культура второй половины 17-18 веков развивалась в очень сложных условиях, но, тем не менее, достигла высокого уровня развития. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 414. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |