Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правоохранительные органы периода становления Советского государства в 1917 - 1921гг.




В соответствии с принятым СНК РСФСР в ноябре 1917 г. Декретом о суде № 1 были полностью ликвидированы все дореволюционные суды, а также прокуратура, адвокатура и следственные органы. Судебные функции возлагались на избиравшиеся Советами местные коллегиальные суды (один судья и два очередных народных заседателя), а предварительное следствие единолично осуществляли судьи. Обвинителем и защитником мог быть любой гражданин. Местные суды рассматривали гражданские дела с суммой иска до трех тысяч рублей и уголовные преступления, по которым могло применяться наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет. В качестве кассационной инстанции выступали уездные и столичные съезды местных судей. В своей деятельности суды могли руководствоваться не только декретами ВЦИК и СНК, но и революционным правосознанием, а также дореволюционными законами (уже в ноябре 1918 г. ссылки на старые законы были запрещены).
В феврале 1918 г. ВЦИК принял Декрет о суде № 2, предусмотревший наряду с местными судами создание окружных судов. Гражданские дела они рассматривали в составе трех постоянных судей и четырех народных заседателей, а уголовные дела - в составе одного судьи (председатель) и двенадцати заседателей.
При окружных судах действовали следственные комиссии. Образовывались коллегии правозаступников, члены которых поддерживали обвинение и осуществляли защиту интересов сторон в суде.
Согласно принятому СНК Декрету о суде № 3 (июль 1918 г.) расширялась подсудность местных судов: они могли рассматривать гражданские дела с суммой иска до десяти тысяч рублей и уголовные преступления, по которым могло применяться наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет. Создавался Кассационный суд для рассмотрения жалоб на решения и приговоры окружных судов.
В конце ноября 1918 г. ВЦИК утвердил Положение о народном суде РСФСР, которое значительно упростило систему общих судов. Вместо многочисленных судебных органов основной судебной инстанцией стал единый народный суд в составе одного народного судьи и двух или шести заседателей. Выборы судей' осуществлялись местными Советами, заседатели утверждались исполнительными комитетами местных Советов. Защиту и обвинение осуществляли избираемые Советами коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон. Члены коллегии считались должностными лицами (до 1920 г.), получая за свой труд заработную плату. Предварительное следствие проводили следственные комиссии либо сами судьи, а с 1920 г., когда было издано новое Положение о народном суде РСФСР, вводился институт единоличных следователей, которых избирали местные Советы.

 Вместо общих судов и трибуналов в 1922 г. создавалась единая судебная система, состоявшая из народных судов в уездах, губернских судов и Верховного суда. Народный суд разбирал основную массу уголовных и гражданских дел и действовал в составе одного судьи или судьи с двумя заседателями. Губернский суд являлся первой инстанцией по некоторым важнейшим делам, кассационной инстанцией для народных судов, а также выполнял функции упраздненных губернских отделов юстиции по руководству народными судами. Верховный суд выступал в качестве первой инстанции по особо важным делам и в качестве кассационной инстанции для губернских судов, а также осуществлял судебный контроль над всеми судами, давал разъяснения по вопросам судебной практики.

 114. Право Советской России в 1917 - 1921гг.

Одновременно с созданием советского государства началось формирование советского права. Его особенности в годы революции и Гражданской войны:

1. Отсутствие единой судебной системы (судебные функции выполняли суды, ревтрибуналы, ЧК и ряд других органов).

2. Многообразие и мягкость наказаний в первые месяцы советской власти (высшей мерой наказания были 4 месяца тюремного заключения, другие наказаниями – внушение, общественное порицание, бойкот, принудительное изучение курса политграмоты и т.п.) и их резкое ужесточение с середины 1918 г., когда после объявления «красного террора» универсальным наказанием стал расстрел.

3. Ликвидация дореволюционных демократических институтов процессуального права – суда присяжных, адвокатуры и т.д.

4. Отсутствие разработанной системы права (в годы революции и Гражданской войны были приняты только три кодекса – Кодекс законов о труде и Кодекс законов об актах гражданского состояния – в 1918 г., Руководящие начала по уголовному праву РСФСР – в 1919 г., остальные появились только в 1922 – 1926 гг.).

5. Произвол и беззаконие.





Образование СССР. Конституция СССР 1924г.

Причины образования СССР:необходимо было объединить экономические ресурсы республик для успешного восстановления, разрушенного войнами, народного хозяйства и осуществления нэпа;

объединение республик обеспечивало бы их независимость и позволило бы успешнее решать внешнеполитические задачи, как оборонные, так и дипломатические.

Политической предпосылкой образования СССР являлось наличие в республиках диктатуры пролетариата. Экономической предпосылкой являлась общественная собственность на средства производства.Предпосылки образования СССР:На территории, где к 1922 г. была установлена власть Советов, этнический состав, несмотря на изменение границ, оставался очень пестрым. Здесь проживало 185 наций и народностей (по переписи населения 1926 г.). Правда, многие из них представляли либо "рассеянные" национальные общности, либо недостаточно определившиеся этнические образования, либо специфические ответвления других этносов. Для объединения этих народов в единое государство, бесспорно, существовали объективные предпосылки, имеющие глубокие исторические, экономические, политические и культурные основания. Образование СССР не было только навязанным сверху актом большевистского руководства. Это одновременно был процесс объединения, поддерживаемый "снизу".

В декабре 1922 г. Первый съезд советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, подписанные четырьмя республиками: РСФСР, Украиной, Белоруссией и ЗСФСР. Общесоюзная конституция была утверждена Вторым съездом советов СССР в январе 1924 г. и включила Декларацию обобразовании СССР и Договор об образовании СССР. Разработка конституции началась еще в январе 1923 г., после того как I съезд Советов Союза ССР сформировал ЦИК СССР, который поручил своему Президиуму разработать акты конституционного характера. Были сформированы 6 комиссий (комиссию по созданию положений о СНК, СТО и наркоматах СССР; бюджетную комиссию; комиссию по разработке положения о Верховном Суде СССР и ОГПУ; комиссию по утверждению государственного флага и герба СССР; комиссию по выработке положения о ЦИК СССР и его членах; комиссию по персональному составу наркоматов и коллегий). В период подготовки проекта Конституции СССР шли оживленные споры, борьба мнений, ожесточенная борьба с предложениями, носящими характер великодержавного шовинизма и местного национализма. Вновь вносились предложения, которые были отвергнуты в процессе создания СССР.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 306.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...