Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Эти реформы не имели успеха, и лишь к 50-м годам удалось выйти на довоенный уровень производства сельскохозяйственной продукции. ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Послевоенная обстановка потребовала от правительства проведения в жизнь демократических принципов устройства государства. В 1945 г. упразднен Государственный Комитет Обороны.Прошли перевыборы Советов всех уровней и участились их созывы и сессии. Увеличено количество постоянных комиссий. Возобновлена работа общественных и политических организаций В 1946 г. Совет Народных Комиссаров преобразован в Совет Министров, а наркоматы - в министерства. В соответствии с Конституцией проведены прямые и тайные выборы народных судей. Состоялся 19-й съезд партии. С 1946 г. началась разработка проекта новой Конституции СССР. Произошли изменения в науке и культуре.С 1952 г. вводится обязательное семилетнее образование, открываются вечерние школы. Образована Академия художеств и Академия наук с ее филиалами в республиках. Во многих вузах открыты аспирантуры. Началось регулярное вещание телевидения. На фоне положительных сдвигов в области науки и культуры началось активное вмешательство в их развитие. Правительство и партия стали ориентировать научные исследования историков, философов, филологов. Историческая наука основывалась исключительно на «Курсе истории ВКП(б)».Жестокому разгрому и репрессиям подверглись исследования и научные руководители таких областей науки, как кибернетика, генетика, психоанализ, волновая механика.Объектами гонения и критики со стороны партии стали композиторы Прокофьев, Хачатурян, Мурадели и др. В 1948 г. за создание «одиозных» произведений они были исключены из Союза композиторов. В 1948 г. начались преследования «космополитов». Были введены запреты на контакты и браки с иностранцами. По стране прокатилась волна антисемитизма.
Реформы Хрущева включали в себя ряд блоков: Аграрная реформа - Реформы Хрущева: Военная реформа - Реформы Хрущева: Социальная реформа - Реформы Хрущева: Реформа управления - Реформы Хрущева: Реформа школы - Реформы Хрущева:
Начальной точкой «хрущёвской оттепели» послужила смерть Сталина в 1953 году. К «оттепели» относят также недолгий период, когда у руководства страны находился Георгий Маленков и были закрыты крупные уголовные дела («Ленинградское дело» , «Дело врачей») , прошла амнистия осуждённых за незначительные преступления. С укреплением у власти Хрущёва «оттепель» стала ассоциироваться с осуждением культа личности Сталина. На XX съезде КПСС в 1956 году Никита Хрущёв произнёс речь, в которой были подвергнуты критике культ личности Сталина и сталинские репрессии, а во внешней политике СССР был провозглашён курс на «мирное сосуществование» с капиталистическим миром. Хрущёв также начал сближение с Югославией, отношения с которой были испорчены при Сталине. В целом, новый курс был поддержан в верхах партии и соответствовал её интересам, так как ранее даже самым видным партийным деятелям, попавшим в опалу, приходилось бояться за свою жизнь. Другим мотивом были огромные административные и военные издержки, которых требовал тоталитарный контроль сталинского типа над странами социалистического лагеря. Во время периода десталинизации заметно ослабла цензура, прежде всего в литературе, кино и других видах искусства, где стало возможным более открытое освещение действительности. Главной платформой сторонников «оттепели» стал литературный журнал «Новый мир» . Некоторые произведения этого периода получили известность и на Западе, в том числе роман Владимира Дудинцева «Не хлебом единым» и повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» . Другими значимыми представителями периода оттепели были писатели и поэты Виктор Астафьев, Владимир Тендряков, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко. Основные кинорежиссеры оттепели - Марлен Хуциев, Геннадий Шпаликов, Георгий Данелия, Эльдар Рязанов. Основные фильмы - "Карнавальная ночь", "Застава Ильича", "Я шагаю по Москве", "Человек-амфибия". Многие политические заключённые в СССР и странах социалистического лагеря были выпущены на свободу и реабилитированы. Было разрешено возвращение на родину большинству народов, депортированных в 1930-е — 1940-е гг. Домой были отправлены десятки тысяч немецких и японских военнопленных. В некоторых странах к власти пришли относительно либеральные руководители, такие как Имре Надь в Венгрии. Была достигнута договорённость с западными державами о государственном нейтралитете Австрии и выводе всех оккупационных войск. В 1955 г. Хрущёв встретился в Женеве с президентом США Дуайтом Эйзенхауэром и главами правительств Великобритании и Франции.
45.Внешняя политика СССР в период «холодной войны». Карибский кризис.
Карибский кризис 1962, был вызван агрессивными действиями американского империализма против Кубы. Победа Кубинской революции 1959 и проведение революционным правительством радикальных мероприятий, затронувших интересы американских монополий, встретили резко враждебное отношение со стороны правящих кругов США. С первых же месяцев 1959 они организовывали политический и экономический нажим на Кубу, экономическую блокаду, засылку диверсантов, бомбардировку городов Кубы с целью ликвидации революционного очага на американском континенте. В апреле 1961 эти враждебные действия вылились в вооруженное вторжение наёмников в районе Плая-Хирон, которые были быстро разгромлены вооруженными силами Кубы. Но и после этого правящие круги США не отказались от планов удушения революции. В феврале 1962 Куба была исключена из Организации американских государств. В 1961—62 участились вторжения в воздушное и морское пространство Кубы. Ввиду явной угрозы новой интервенции кубинское правительство приняло меры по укреплению обороноспособности страны и, в частности, заключило с правительством СССР соглашение о размещении на Кубе оружия стратегического назначения. Ссылаясь на это, правительство США к концу октября 1962 установило военно-морскую блокаду Кубы и сконцентрировало в районе Карибского моря крупные силы военно-морского флота, авиации и морской пехоты для вторжения на Кубу. В этой обстановке серьёзнейшего международного кризиса Советское правительство предприняло ряд внешнеполитических мер, направленных на ликвидацию угрозы вторжения на Кубу. Оно осудило агрессивные действия правительства США, призвало народы мира преградить путь агрессорам (см. Заявление Советского правительства, «Правда» , 1962, 24 октября, с. 1) и одновременно приняло решение о проведении в СССР мероприятий военного характера. Предпринятые Советским Союзом шаги и твёрдая решимость кубинского народа, которая нашла отражение в программе обеспечения безопасности в районе Карибского моря, выдвинутой кубинским правительством, заставили правительство США более трезво оценить создавшуюся обстановку. В конце октября — начале ноября 1962 состоялись советско-американские переговоры при участии представителей Кубы и Генерального секретаря ООН об условиях урегулирования кризиса. В результате переговоров советское стратегическое оружие было вывезено с территории Кубы, а правительство США сняло блокаду Кубы, отозвало из Гуантанамо (американская военная база на территории Кубы) дополнительно введённые туда во время К. к. войска, а также демобилизовало резервистов, отменило военные приготовления во Флориде и подтвердило гарантии о ненападении на Кубу.
46.Внутренняя политика Л.И. Брежнева. Конституция 1977 года. Деятельность Леонида Ильича Брежнева на первом этапе его руководства страной имела явно положительный характер. Были свернуты все неразумные начинания в экономическое сфере, введенные во времена Хрущева, прекратился массовый снос православных храмов. По экономической реформе, начатой Косыгиным, была расширена самостоятельность предприятий, сокращено количество плановых показателей, введены зачатки рыночного оборота сверхплановой продукции, материальное стимулирование и хозяйственный расчет. Темпы роста произведенной продукции в начале правления Л.И. Брежнева поднялись относительно «хрущевских», хотя и продолжали оставаться ниже «сталинских». Смена политического курса. Тенденции развития С отставкой Н.С. Хрущева завершился процесс либерализации общественно-политической жизни, окончились начатые им преобразования. К власти пришло новое руководство. Первым секретарем ЦК КПСС (с 1968 г. Генеральным секретарем) стал Л.И. Брежнев, находившийся в течение многих лет на партийной работе. Именно он был одним из инициаторов и организаторов смещения Н.С. Хрущева. Человек осторожный, консервативный, он более всего стремился к стабильности общества. Главой правительства был назначен А.Н. Косыгин, руководивший в разные годы Госпланом СССР, министерствами финансов, легкой и текстильной промышленности. Часть новых руководителей, в том числе А.Н. Косыгин и секретарь ЦК партии Ю.В. Андропов, считали необходимым дальнейшее развитие страны, опираясь на решения XX съезда партии. Они полагали нужным продолжать реформаторский курс в экономике и дальнейшую либерализацию общественно-политической жизни, с тем чтобы укрепить существующую систему. В то же время они выступали противниками радикальных преобразований в обществе. Более консервативный путь развития отстаивали Л.И. Брежнев, М.А. Суслов, А.Н. Шелепин и некоторые другие работники партийно-государственного аппарата. Достижение стабильности общества они связывали с пересмотром политического курса последних лет, с отказом от политики десталинизации и реформ. Противоборство мнений по вопросу о выборе путей дальнейшего развития общества завершилось поворотом от реформаторства периода хрущевской "оттепели" к умеренно-консервативному курсу в политике и идеологии. Идейно-теоретической основой деятельности нового руководства была разработанная в конце 60-х годов концепция "развитого социализма". В официальных документах "развитой социализм" трактовался как обязательный этап на пути продвижения советского общества к коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органического соединения всех сфер общественной жизни. Концепция не подвергала сомнению теоретические положения о коммунистической перспективе, содержащиеся в партийных документах предшествующих лет, в частности в Программе КПСС. Вместе с тем эта концепция концентрировала внимание на необходимости решения текущих задач одного из этапов построения коммунизма этапа "развитого социализма". Существовавшие в обществе недочеты и кризисные явления рассматривались как результат неизбежных в процессе его развития противоречий. Устранению недостатков должна была способствовать политика "совершенствования" социализма. Активными проводниками концепции "развитого социализма" были Л.И. Брежнев, сменивший его на посту главы КПСС Ю.В. Андропов и преемник последнего К.У. Черненко. Две тенденции развития В общественно-политической жизни 60-х 70-х годов происходили сложные и противоречивые процессы. Под видом борьбы с волюнтаризмом Н.С. Хрущева свертывались начатые им преобразования. В конце 1964 г. состоялось объединение промышленных и сельских партийных организаций. Позднее была упразднена территориальная система управления народным хозяйством. Устранялись искривления, допущенные в аграрной сфере, в частности по отношению к личному приусадебному хозяйству. Начался отход от курса десталинизации. В печати прекратились критика культа личности И.В. Сталина, разоблачение беззаконий сталинского режима. Вновь была ужесточена цензура. Как и прежде, ограничивался доступ к источникам научной информации отечественной и зарубежной для исследователей. Эта мера повлекла за собой тяжелые последствия дня развития науки. В начале 70-х годов Л.И. Брежневым было заявлено о том, что в СССР достигнуто равенство республик по уровню экономики и культуры и что национальный вопрос в стране решен. Утверждалось также о складывании новой исторической общности советского народа. Однако ни в этот период, ни позднее полного фактического равенства республик достигнуто не было. Более того, в межнациональных отношениях возникали новые проблемы, требующие незамедлительного разрешения. Представители республик требовали расширения сети школ с преподаванием на родном языке. Усилилось движение в защиту окружающей среды, за сохранение исторических памятников и национальных традиций. Но руководство страны не уделяло должного внимания нарастающим конфликтам в национальной сфере. Рост национального самосознания народов, выступления в защиту национальных интересов рассматривались как проявление местного национализма. В развитии общественно-политической жизни все более четко прослеживались две тенденции: демократическая и антидемократическая. Они проявлялись, в частности, в сфере управления производственными и государственными делами. В 70-х начале 80-х годов интенсивно росла численность общественных объединений на предприятиях и в учреждениях. Создавались организации народного контроля и технического творчества, постоянно действующие производственные совещания (ПДПС). В их составе насчитывались сотни тысяч рабочих, специалистов, служащих. Деятельность массовых объединений, руководили которыми партийные организации, создавала иллюзию участия в управлении общественным производством широких масс населения. Принципиальные вопросы развития экономики, форм и методов ее управления рассматривались на партийных съездах XXIV (1970 г), XXV (1975 г), XXVI (1980 г). На съездах принимались планы народнохозяйственного развития (девятой, десятой и одиннадцатой пятилеток). Намечались меры "совершенствования" хозяйственного механизма, которые не устраняли, однако, чрезмерной централизации и командно-приказных методов управления. Увеличилась численность административного аппарата. За два десятилетия количество общесоюзных министерств выросло с 29 до 160. В 1985 г. в них работали около 18 млн. чиновников. Нарастание трудностей и негативных явлений в экономике не осознавалось руководством страны. Общественные объединения из представителей различных категорий населения действовали при местных Советах. Но социальный состав самих Советов, соотношение в нем рабочих, колхозников и интеллигенции определялись партийными органами. Под партийным контролем находилась повседневная работа всех структур государственной власти в центре и на местах.
Конституция СССР 1977 г. В октябре 1977 г. внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла новую Конституцию. Предварительно проект Основного Закона был опубликован в центральной и местной печати. На предприятиях, в колхозах, в учебных заведениях прошло обсуждение конституционного документа. Широкое, свободное рассмотрение проекта Основного Закона расценивалось как доказательство преимуществ советской демократии перед буржуазной. В основу новой Конституции была положена концепция "развитого социализма". Его характеристика содержалась в преамбуле документа. Главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа. Закреплялась утвержденная прежними конституциями политическая основа государства Советы. Все Советы народных депутатов Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, краевые, областные и другие Советы составляли единую систему органов государственной власти. Во главе системы находился двухпалатный Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Союза и Совета Национальностей. Его обязанностями являлись: принятие и изменение общесоюзной Конституции, включение в состав Союза новых республик, утверждение государственных бюджетов, планов социального и экономического развития. В перерывах между сессиями Верховного Совета СССР его функции выполнял Президиум. Повседневная управленческая деятельность осуществлялась при помощи системы государственного управления, которую возглавлял Совет Министров СССР. Ядром политической системы общества "развитого социализма" называлась Коммунистическая партия. Статья шестая Основного Закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества, определяющей генеральную перспективу его развития, линию внутренней и внешней политики. Подтверждалась основа экономической системы социалистическая собственность на средства производства в двух ее формах: государственной и кооперативно-колхозной. Отдельные разделы Конституции были посвящены вопросам социального развития и внешней политики. Был зафиксирован принцип социалистического интернационализма в отношениях СССР с социалистическими странами и государствами, освободившимися от колониальной зависимости. Сохранялись основные положения Конституции 1936 г. о национально-государственном устройстве. В одной из глав освещались права и обязанности советских граждан, гарантируемые экономическими, политическими и правовыми средствами.
47.Политика «перестройки» М.С. Горбачева. Социально-экономические, политические и культурные преобразования. — Внешняя политика СССР во второй половине 1980-х гг. [35] За годы своего правления Горбачёв выдвинул множество мирных инициатив. Была достигнута договоренность о ликвидации в Европе советских и американских ракет средней и малой дальности. Правительство СССР в одностороннем порядке объявило мораторий на испытание ядерного оружия. Однако миролюбивость иногда расценивалась как слабость. — Внешняя политика СССР во второй половине 1980-х гг. [35] Вывод войск из Афганистана, падение Берлинской стены, победа демократических сил в Восточной Европе, распад Варшавского Договора и вывод войск из Европы — всё это стало символом «проигрыша СССР в холодной войне».
ПЕРЕСТРОЙКА ГОРБАЧЕВА К началу 1980-х годов Советский Союз серьезно отставал от передовых стран Запада. Крайне медленно развивались гражданские отрасли экономики, при этом миллиарды рублей тратились на гонку вооружений и содержание армии. Устаревшая политическая система тормозила развитие страны. В 1985 году Советский Союз возглавил молодой и энергичный руководитель Михаил Сергеевич Горбачев. Он объявил о начале перестройки. Предполагалось ускорить экономический рост за счет освоения новых технологий, укрепления дисциплины и заинтересованности людей в результатах своего труда. Народ поддержал политику нового лидера и поверил в него. Во внешней политике Горбачев высказался в поддержку нового курса, получившего название «новое мышление». СССР отказывался от противостояния с Западом и предложил закончить «холодную войну». США. Были проведены переговоры с президентом США Рональдом Рейганом. В ходе них были достигнуты договоренности о разрядке международной напряженности и сокращении ядерных запасов. Горбачев (или «Горби», как его звали на Западе) стал самым популярным мировым политиком. Однако внутренняя политика Горбачева отличалась противоречивостью, многие планы были не продуманы и нереалистичны. В ходе антиалкогольной кампании были уничтожены ценнейшие виноградники. Не выполнялись обещания, данные народу (каждой семье по отдельной квартире к 2000 году). Тяжелым ударом по перестройке стала авария на Чернобыльской атомной электростанции в 1986 году. Радиоактивному загрязнению подверглись территории трех республик (Украины, Белоруссии, России). Тысячи людей вынуждены были бросить свои дома и переселиться из 30-ти километровой зоны в более безопасные районы. Для Советского Союза обычной практикой было сокрытие информации об авариях и несчастьях. Получалось так, что в СССР не горели заводы, не падали самолеты, не тонули подводные лодки. Но Чернобыльская авария была такой огромной, что скрыть ее не удалось. Горбачеву и его окружению пришлось объявить о переходе к политике гласности. Желая ускорить ход реформ, Горбачев с конца 1980-х гг. начал процесс демократизации политической системы. В 1989 году в СССР (впервые с 1917 года) прошли свободные выборы. Ведущие публицисты («прорабы перестройки») в изданиях, выходивших миллионными тиражами вскрывали преступления советских руководителей. Однако гласность и демократизация поставили под сомнение монополию КПСС на власть, которая была основой советского государства. Экономические реформы (создание кооперативов, коммерческих банков) были не последовательны, часто вызывали резкое неприятие у общества. Из магазинов стали исчезать самые необходимые продукты и товары, на улицах больших и малых городов вытянулись огромные очереди. К началу 1990-х годов доверие к политике перестройки и популярность Горбачева были подорваны. Главная причина — падение жизненного уровня основной массы населения. Политика перестройки зашла в тупик. С распадом СССР она потерпела поражение, но привела к формированию основ рыночных отношений, значительно расширила гражданские свободы.
48.Внешняя политика М.С. Горбачёва. Подрыв социалистической системы Варшавского договора и развал СССР.
Концепция «нового политического мышления» и ее реализация.Внешняя политика во времена перестройки сыграла роль ускорителя внутренних преобразований; в эти годы изменения во внешнеполитическом курсе становились как бы обоснованием необходимости внутренних преобразований. Идеологической базой проводившегося М. Горбачевым внешнеполитического курса стала концепция «нового политического мышления», в основе которой лежала идея взаимозависимости и целостности мира, провозглашался отказ от решения проблем с применением силы, вместо традиционного баланса сил провозглашался баланс интересов при приоритете общечеловеческих ценностей. В июле 1985 г. место главы внешнеполитического ведомства страны занял бывший первый секретарь ЦК Компартии Грузии Э. Шеварднадзе. Были заменены десять из двенадцати заместителей министра, большинство начальников управлений. Во внешней политике «горбачевского периода» условно можно выделить два этапа: 1985-1988 и 1989-1991 гг. Первый характеризовался сближением и демонстрацией максимальной открытости между Западом и СССР, налаживанием мостов и достижением первых договоренностей, которые воспринимались как результат окончания «холодной войны». Второй совпал с распадом социалистической системы, ликвидацией Организации Варшавского Договора и Совета Экономической Взаимопомощи, характеризовался фактически односторонними уступками Советского Союза. Новый внешнеполитический курс был официально утвержден на XXVIIсъезде КПСС, на котором было заявлено, что отныне приоритетными являются глобальные проблемы экономики, экологии, сохранения мира; принципы социалистического интернационализма уступают место общечеловеческим ценностям. М. Горбачев определил три основных направления деятельности: преодоление конфронтации между Востоком и Западом, с которым ставилась задача достичь партнерских отношений; урегулирование региональных конфликтов; признание существовавшего миропорядка и отказ от идеологических предпочтений в отношениях с другими государствами. За время своего руководства страной М. Горбачев как никакой другой руководитель государства в мире совершил множество зарубежных поездок. Важнейшее значение имели его встречи с президентом США Р. Рейганом в Женеве в ноябре 1985 г., в Рейкьявике в октябре 1986 г., в Вашингтоне в декабре 1986 г., в Москве в июле 1988 г. 8 декабря 1987 г. в результате интенсивных консультаций была достигнута договоренность о ликвидации в Европе советских и американских ракет средней и малой дальности. Советский Союз взял на себя обязательства уничтожить 1752 ракеты, США - 869. Это соглашение было дополнено установлением системы взаимного контроля. СССР помимо этого ликвидировал часть своих ракет средней и малой дальности, размещавшихся в Сибири и на Дальнем Востоке. С военной точки зрения Советский Союз пошел на значительные односторонние уступки США. По инициативе советского руководства были также уничтожены ракеты малой дальности «Ока», не попадавшие под условия договора. На переговорах в течение 1985-1987 гг. СССР настаивал на отказе США от развертывания системы противоракетной обороны космического базирования, известной как СОИ (стратегическая оборонная инициатива). Однако в конце концов СССР снял свои возражения, не получив при этом никаких гарантий от США в том, что они не попытаются осуществить эту программу в будущем. Значительно улучшились отношения с Китайской Народной Республикой. В мае 1989 г. состоялся первый за последние 30 лет визит главы СССР в КНР. Развивались отношения со странами Юго-Восточной и Южной Азии, с государствами Латинской Америки, ЮАР. В то же время СССР продолжал оказывать помощь странам, заявлявшим о своей приверженности «социалистическим идеалам» - Алжиру, Анголе, Эфиопии, Ираку, Сирии. В отношениях с социалистическими странами Восточной Европы наметились существенные перемены. Руководство этих стран фактически лишилось поддержки Советского Союза. В 1989-1991 гг. произошли фундаментальные изменения во внешнеполитическом положении СССР. В феврале 1988 г. М. Горбачев объявил о выводе войск из Афганистана, который начался 15 мая. В феврале 1989 г. последний советский солдат покинул Афганистан, война, продолжавшаяся почти десять лет, закончилась. Вывод войск свидетельствовал о том, что СССР уже не мог обеспечивать свое силовое присутствие в других регионах мира. В этот период практически во всех социалистических странах к власти пришла оппозиция. Польша, Чехословакия и Румыния заявили о сокращении своих обязательств в Организации Варшавского Договора. Произошло резкое снижение торгового оборота между СССР и восточноевропейскими странами. Экономическое сотрудничество между вчерашними социалистическими партнерами сократилось вследствие переориентации экономик на западные страны и отказа от прежней политики заниженных цен. Военное сотрудничество совсем прекратилось. В марте 1991 г. официально перестала существовать Организация Варшавского Договора. В течение 1990 - начале 1991 г. СССР заключил соглашения со всеми восточноевропейскими государствами о выводе своих войск с их территории, который осуществлялся в спешном порядке. Важнейшим событием этого периода стало объединение Германии. В ноябре 1989 г. рухнула берлинская стена, около тридцати лет разделявшая немецкий народ. К власти в ГДР пришла христианско-демократическая партия, поставившая своей целью скорейшее объединение страны. СССР согласился на объединение Германии и обещал вывести свои войска в течение 4 лет, получая взамен экономическую помощь в размере 10 млрд. немецких марок, которые должны были пойти на обустройство выводимых из Германии войск и обещание, что на территории ГДР не будут размещены войска НАТО. В октябре 1990 г. ГДР перестала существовать. Летом 1989 г. неожиданно для многих стран Ирак оккупировал соседний Кувейт. Коалиция западных государств во главе с США при поддержке со стороны СССР и других тогда еще социалистических стран, с согласия ООН силой оружия заставила Ирак уйти с оккупированных территорий. По решению ООН против Ирака были применены экономические санкции. Фактически СССР отказался от поддержки своего старого партнера, с которым до этого имел тесные экономические связи. Ирак был должен СССР несколько миллиардов долларов. Введенное ООН по инициативе США экономическое эмбарго против Ирака особенно больно ударило по экономическим интересам СССР. Внешняя политика СССР конца 80-х годов была полностью ориентирована на установление тесных связей с Западом. Советское руководство стремилось к развитию экономических связей с капиталистическим гигантами, рассчитывая на помощь в разрешении внутренних экономических проблем. Однако Запад обусловливал оказание такой поддержки обязательными внутриполитическими изменениями в СССР. В 1990 г. США предоставили СССР режим наибольшего благоприятствования в торговле, но не сняли ограничения на поставку в СССР высокотехнологичного оборудования, прежде всего компьютеров большой мощности. Оказывая экономическую помощь СССР, западные страны исходили из своих долгосрочных целей. К концу 1991 г. в мире произошли огромные перемены, суть которых сводилась к распаду некогда могучего социалистического содружества и глобальному ослаблению позиций СССР.
1989 г. стал переломным и в отношениях между СССР и странами «социалистического содружества», руководители которых не приняли «нового политического мышления», считая, что оно приведет к изменению общественно-политического строя. Курс советского руководства вызвал резкое падение авторитета правящих партий социалистических стран, которые длительное время ориентировали свои государства и народы на тесный экономический и военно-политический союз с СССР. Всплеск антисоветских и антикоммунистических настроений перерос в серию восточноевропейских революций, в ходе которых компартии были отстранены от власти (вторая половина 1989 г. — начало 1990 г.). Инициатором процесса стала Польша (август 1989 г.). Пришедшие к власти национально-демократические силы стран Восточной Европы взяли курс на сближение со странами НАТО, выразив готовность вступить в НАТО и Общий рынок, одновременно потребовав ускорить вывод советских войск со своих территорий. Что касается бывшего «форпоста социализма» в Европе — ГДР, то как государство она вообще перестала существовать, войдя в 1990 г. в состав ФРГ. Политическому обострению отношений внутри содружества способствовало ослабление экономических связей между социалистическими государствами, свертывание процесса экономической интеграции соцстран. Решающим шагом на этом направлении стал перевод взаиморасчетов с рублевой на свободно конвертируемую валюту. Это серьезно сказалось как на дестабилизации рубля, так и на всей системе «экономической взаимопомощи». Весной 1991 г. был официально оформлен роспуск СЭВ и ОВД. Границы стран Восточной Европы оказались открытыми для массированного проникновения западноевропейских товаров и капиталов. В обмен на грандиозные односторонние уступки администрация Горбачева расчитывала на «добрую волю» стран Запада в политической и финансовой сферах. Однако Запад не спешил компенсировать Советскому Союзу его политические и экономические потери. Ухудшение внутриэкономического положения заставило руководителей СССР в 1990-1991 гг. обратиться за финансовой и экономической помощью к ведущим странам мира, прежде всего, странам «семерки» (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония). В 1990-1991 гг. они оказали Советскому Союзу «гуманитарную» помощь (главным образом продовольствием, медикаментами и медоборудованием). Серьезной финансовой помощи не последовало. Страны «семерки» и Международный валютный фонд (МВФ), обещая такую помощь, летом 1991 г. отказали в ней, ссылаясь на неустойчивое внутриполитическое положение в СССР. Распад СССР явился логическим следствием ряда процессов. 1. Сформировавшаяся в 20-30-е гг. система, по сути, все эти десятилетия оставалась нетронутой. Между тем, Союз втянулся в соревнование с экономически более эффективной социальной системой – Западом. Существовавший там строй в XX в. значительно трансформировался, но КПСС оценивала его в категориях середины XIX в., когда сформировался марксизм. КПСС не смогла аккумулировать накопленный западными странами позитивный социально-экономический и политический опыт, не смогла реально оценить место СССР в международных экономических и политических отношениях. 2. Как коммунистическая партия, КПСС не могла не обещать более высокого, чем на Западе, уровня жизни. Но выполнить это обещание она была не в состоянии. До введения политики «гласности» о быстро увеличивающемся разрыве в уровне жизни между СССР и Западом советский народ не знал. В условиях гласности и демократизации этого скрыть было уже невозможно. 3. История СССР представляла собой трагическую попытку создания антизападной социальной системы. В.И. Ленин и И.В. Сталин, В.М. Маленков и Н.С. Хрущев, А.Н. Косыгин и Ю.В. Андропов, М.С. Горбачев искренне хотели построения более совершенного, чем на Западе, общества. Между тем, существовавшая с 1918 г. по 1991 г. советская система являлась логичным продолжением российской социальной системы. Это единство состояло в отсутствии гражданского общества, что требовало сильной государственной власти. Никто из руководителей СССР этого не понимал, но в силу необходимости каждый из них по-своему решал эту проблему: В.И. Ленин преодолел противоречие между демократической системой Советов и политическими реалиями (отсутствием гражданского общества) путем устранения Советов от власти и передачи ее в руки РКП (б). Но одновременно ему и его партии пришлось лгать, будто власть находится в руках народа (хотя вряд ли он это делал осознанно, скорее всего, он не успел понять, какие политические процессы породил большевизм), в 30-е – первой половине 50-х гг. противоречие между демократическими социалистическими декларациями и отсутствием гражданского общества, без которого эти лозунги не могли быть претворены в жизнь, преодолевалось путем репрессий. Это был тупик, из которого не было выхода: для того, чтобы обеспечить функционирование системы власть должна была на уровне государственного руководства отбросить демократию, но на уровне идеологии требовалось сохранять ей верность. В результате в основе идеологической деятельности КПСС оказалась ложь. В условиях гласности это было осознано и привело к утрате партией авторитета. 4. Основой государственного строя в СССР была КПСС. Но даже после того, как в 1977 г. в Конституцию СССР был введен пункт о ключевой политической роли КПСС, юридически такой основой считались Советы депутатов трудящихся. Власть КПСС во многом была незаконной. Поэтому в результате быстрой передачи власти от КПСС и Советам весь государственный аппарат оказался парализованным. 5. Партийно-государственное руководство устранило общество от принятия решений даже на местном уровне. В условиях роста численности образованных слоев населения и постоянного утверждения, что «власть в стране принадлежит народу», узурпация власти этим руководством всех раздражала. 6. Катализатором развала СССР явились сепаратистские движения национальной коммунистической бюрократии, которая могла сохранить за собой власть только путем развала СССР.
Варша́вскийдогово́р 1955 года (Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи) — документ, закрепляющий создание военно-политического союза социалистических государств. Договор на проходившем 14 мая 1955 года Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе подписали представители 8 государств социалистического лагеря — СССР, Албании, Болгарии, Венгрии, ГДР(Германская Демократическая Республика), Польши, Румынии и Чехословакии. Военный союз социалистических государств, сложившийся на основе Варшавского Договора получил название Организация Варшавского Договора (ОВД).
49.Внутриполитические преобразования начала 1990‑х годов. Революция августа 1991 годаи антиконституционный переворот сентября-октября 1993 года.
Политическая система России в начале 90-х годов базировалась на двухступенчатой основе органов представительной власти — Съезд народных депутатов РФ и двухпалатный Верховный Совет. Главой исполнительной власти являлся избранный всенародным голосованием президент Б. Н. Ельцин. Он же был Главнокомандующим Вооруженными Силами. Высшей судебной инстанцией являлся Конституционный Суд РФ. Преобладающую роль в высших структурах власти играли бывшие депутаты Верховного Совета СССР. Из их числа были назначены советники президента — В. Шумейко и Ю. Яров, председатель Конституционного суда В. Д. Зорькин, многие главы администраций на местах. Деятельность государственного аппарата протекала в условиях жесткой конфронтации законодательной и исполнительной власти. Состоявшийся в ноябре 1991 г. V Съезд народных депутатов предоставил президенту широкие полномочия для проведения экономических реформ. Большинство депутатов российского парламент в этот период поддерживали курс на складывание рыночной экономики в России. В конце 1991 г. правительство, возглавляемое ученым-экономистом Е. Т. Гайдаром, разработало программу радикальных реформ в области народного хозяйства. Предлагавшиеся программой меры «шоковой терапии» нацелены были на перевод экономики на рыночные методы хозяйствования. Важное место в программе реформирования экономики занимала либерализация цен — освобождение их из-под контроля государства. Переход на свободные (рыночные) цены и тарифы был начат с января 1992 г. За государством сохранялось регулирование цен лишь на некоторые товары и продукцию производственно-технического назначения. Либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции. За год потребительские цены в стране выросли почти в 26 раз. Снизился уровень жизни населения: в 1994 г. он составлял 50% от уровня начала 90-х годов. Обесценились и были прекращены выплаты гражданам их денежные сбережения, хранившиеся в Госбанке. Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватизации (разгосударствлению) собственности. Ее результатом должно было стать превращение частого сектора в преобладающий сектор экономики. Приватизация госсобственности охватила прежде всего предприятия розничной торговли, общественного питания и службы быта. В результате политики приватизации в руки частных предпринимателей перешли ПО тыс. промышленных предприятий. Ваучерная[i] приватизация 1992—1994 гг. и последующие приватизационные акты привели к потере государственным сектором ведущей роли в экономике. Однако изменение формы собственности не повысило эффективности экономики. В середине 1993—1994 гг. падение промышленного производства составляло 21%, в том числе в машиностроении — 31%, в производстве предметов широкого потребления — 30%. Свыше половины товаров российского рынка приходилось на долю импортной продукции. Одним из последствий приватизационной политики явился распад энергетической инфраструктуры. Во второй половине 90-х годов большинство крупных и средних предприятий России превратились в частные, коммерческие и акционерные общества. Возникли и активно действовали многочисленные коммерческие банки, фондовые биржи и торговые дома. Все это привело к окончательной потере государством возможности управлять новыми производственными и финансовыми структурами с помощью прежних административных методов. Однако теперь в руках государства находились значительные пакеты акций заводов и фабрик, играющих ведущую роль в российской экономике. Велась разработка системы управления этими пакетами акций с целью воздействия на деятельность предприятий негосударственного сектора. Программа экономических реформ включала серьезные преобразования в сельском хозяйстве. 90-е годы стали временем интенсивного развития новых форм хозяйствования. В агросекторе экономики преобладающую роль играли открытые и закрытые акционерные общества, товарищества с ограниченной ответственностью, сельскохозяйственные кооперативы. В 1999 г. их удельный вес в структуре сельскохозяйственных предприятий составлял 65,8%. Экономический кризис тяжело отражался на состоянии аграрного сектора. Не хватало минеральных удобрений, автомашин и сельхозтехники. В 1996 г. предприятия сельхозмашиностроения произвели 14 тыс. тракторов, в 1998 г. — 9800, зерноуборочных комбайнов — соответственно 2500 и 1000. В последующие годы их выпуск продолжал уменьшаться. Недостаток сельхозтехники, особенно для фермерских хозяйств, организационная перестройка форм хозяйствования повлекли за собой падение уровня урожайности. Объем сельскохозяйственного производства в середине 90-х годов упал на 70% в сравнении с 1991—1992 гг. На 20 млн. голов уменьшилось поголовье крупного рогатого скота. К концу 90-х годов число убыточных хозяйств в государственном секторе составляло, по официальным данным, 49,2%, в частном — 57,9%. Радикальные преобразования в российской экономике обернулись значительными потерями.
Государственный переворот 21 сентября - 4 октября 1993 года в России - кровавая бойня, устроенная Ельциным и его сообщниками. Заключалась в разгоне Верховного Совета и прекращение деятельности советов всех уровней. Также известна под названиями "расстрел белого дома", "чёрный октябрь", "разгон верховного совета России", "кровавый ельцинский переворот", "расстрел советской власти"
К 1993 году в России уже были проведены приватизация, «шоковая терапия», был расчленен СССР, резко выросла преступность. Были разорены тысячи предприятий, обесценены деньги, разваливалась наука и культура, закрывались учебные заведения. В этих условиях Верховный Совет занял принципиальную позицию оппозиции либеральному курсу Президента РФ и правительства.
Съезд народных депутатов и Верховный совет пытались противостоять политике Ельцина и его правительства, в частности Беловежским соглашениям, политике «шоковой терапии», приватизации. В 1992 году Съезд народных депутатов трижды отказался ратифицировать Беловежское соглашение и исключить из текста конституции РСФСР упоминания о конституции и законах СССР. В декабре 1992 года Съезд не утвердил на посту Председателя Совета Министров кандидатуру крайнего либерала Егора Гайдара, предложенную Ельциным. В марте 1993 года Съезд попытался объявить импичмент Президенту Ельцину, но решение требовало квалифицированного большинства и голосов не хватило. В сентябре 1993 года Ельцин издал антиконституционный указ №1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», предписывавший Съезду народных депутатов и Верховному Совету Российской Федерации прекратить свою деятельность. Конституционный суд России объявляет указ незаконным, а Верховный Совет на основании решения Конституционного суда отрешает Ельцина от должности. 3-4 октября 1993 года сторонники Верховного совета захватывают здание московской мэрии и пытаются захватить телецентр в Останкино. В ответ Ельцин объявляет в Москве чрезвычайное положение и отдает приказ на штурм Белого дома. Танками Таманской дивизии Белый дом был обстрелян. Отряд «Альфа» принудил защитников Белого дома сдаться. Участники сопротивления оказались в Матросской Тишине.
Итогом кровавого Ельцинского переворота стало прекращение деятельности советов всех уровней, окончательное установление в нашей стране буржуазной власти и конституции. На Россию обрушилась новая волна безработиц, приватизаций, кризисов, дефолтов.
50.Социально-экономическое и политическое развитие Российской Федерации конца ХХ века. Конституция 1993 года.
В результате экономического развития в пореформенный период окончательно сложилась система российского капитализма. Это выражалось в росте предпринимательства и капиталов, совершенствовании производства, увеличении количества наемной рабочей силы. Одновременно с другими капиталистическими странами в России происходила вторая техническая революция, совпавшая с индустриализацией. Из отсталой аграрной страны Россия в начале ХХ века стала аграрно-индустриальной державой. По объему промышленной продукции она вошла в пятерку крупнейших государств (Англия, Франция, США и Германия) .
Конституция Российской Федерации 1993 года – Основной закон суверенного Российского государства, принятый на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. Она впитала основные достижения первой правовой науки .Однако, будучи принятой в условиях жесткого политического противоборства законодательной и исполнительной властей, она не лишена недостатков и, вероятно в дальнейшем будет нуждаться в изменениях и дополнениях. Одной из особенностей Конституции РФ 1993 года является ее гуманистическая направленность . Права и свободы человека и гражданина закреплены в ней в качестве высшей ценности. Их признание, соблюдение и защита – главная обязанность государства. Кроме этого, Конституция РФ 1993 года закрепила смешанную форму правления – президентско – парламентскую с заметным акцентом властных полномочий в сторону исполнительной власти: президента, премьер-министра и правительства. Конституция РФ выполняет ряд функций : 1) Политическая функция Конституции состоит в том, что она определяет правила политической борьбы и обеспечивает политическим силам равные условия в борьбе за государственную власть. Государство не вмешивается в дела гражданского общества и его организаций : политических партий, общественных организаций, объединений ; 2) Правовая функция выражается в том, что, выступая ядром правовой системы, Конституция устанавливает общие правовые принципы, которые являются исходными для различных отраслей права . Обладая высшей юридической силой, Конституция обеспечивает надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне не противоречивых актов государства; 3) Гуманистическая функция Конституции определяется тем, что в ней нашли отражение общепризнанные нормы и общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы человека. На государство возложена обязанность обеспечения достойных условий существования человека. Как основной закон Конституция 1993 года имеет правовые признаки, которые отличают ее от иных нормативно-правовых актов: · Конституция обладает юридическим верховенством, ей присуща высшая юридическая сила по сравнению с другими нормативно-правовыми актами, которые не должны ей противоречить; · Закрепляя основополагающие принципы организации государства и общества, а также правовой статус личности, Конституция является базой текущего законодательства; лишь конкретизирует основные начала, закрепленные в Конституции; · Конституцию отличает прямое действие ее норм, которые не требуют никакого дополнительного законодательного разъяснения или дополнения; Конституцию характеризует особый порядок принятия и изменения. Она была принята на референдуме. В обычном порядке могут вносится изменения в гл. 3-8 . За них должны проголосовать не менее 2/3 общего числа депутатов обеих палат Федерального Собрания. Предложение о пересмотре гл. 1,2,9 должно быть поддержано 3/5 голосов общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Затем созывается Конституционное Собрание, которое решает, изменять Конституцию или нет. Структура Конституции Российской Федерации 1993 года. Конституция Российской федерации состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав, 137 статей. Содержание преамбулы Конституции не имеет правового характера. В ней выражены намерения о целях принятиях Конституции . Среди них следует отметить приверженность демократии, правам человека, возрождения российской государственности.
51.Внешняя политика в период правления Б.Н. Ельцина. Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические и экономические связи с внешним миром. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации выдвигала приоритетными задачами сохранение территориальной целостности и независимости, обеспечение благоприятных условий для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество. Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курса реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами. Внешнеэкономические связи рассматривались как одно из средств преодоления хозяйственного кризиса в стране. Россия и страны дальнего зарубежья. После августовских событий 1991 г. началось дипломатическое признание России. Для переговоров с российским президентом прибыл глава Болгарии Ж. Желев. В конце того же года состоялся первый официальный визит Б.Н. Ельцина за рубеж - в ФРГ. О признании суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявили страны Европейского Сообщества. В 1993-1994 гг. были заключены соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией. Правительство России присоединилось к предложенной НАТО программе "Партнерство во имя мира". Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Ей удалось договориться с крупнейшими банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды. Европейские государства поддерживали действия России, направленные на ее интеграцию в мировую экономику. Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России. Разрушение народнохозяйственных связей между республиками бывшего СССР и распад Совета Экономической Взаимопомощи вызвали переориентацию внешнеэкономических связей. После долгого перерыва России был предоставлен режим наибольшего благоприятствования в торговле с США. Постоянными экономическими партнерами являлись государства Ближнего Востока и Латинской Америки. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участии России строились тепло- и гидроэлектростанции (например, в Афганистане и Вьетнаме). В Пакистане, Египте и Сирии возводились металлургические предприятия и сельскохозяйственные объекты. Но главной внешнеполитической проблемой для России с конца 1996 г. стало расширение НАТО на восток. Именно в ходе дипломатической борьбы вокруг этой проблемы России была наглядно продемонстрирована ее слабость и вполне определенно дано понять, что рассчитывать на равноправное партнерство с Западом она не может. С расширением НАТО внешнеполитический этап подчеркнуто дружественных отношений с США может закончиться. В 1995 г. в НАТО заговорили о необходимости начать практические мероприятия по подготовке к приему новых членов — бывших социалистических государств Восточной и Центральной Европы. Россия выдвинула предложение вместо расширения Североатлантического блока повысить уровень полномочий Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в обеспечении военной безопасности и политической стабильности на континенте. СБСЕ» впервые созванное в 1975 г. в Хельсинки для политического закрепления военной «разрядки» в отношениях между социалистическим Востоком и капиталистическим Западом, в 1990 г. на парижской конференции было преобразовано в постоянно действующую организацию со своим механизмом периодических встреч на «высшем уровне» и регулярных консультаций. «Подтекст» российского предложения заключался в том, что каждое государство-член СБСЕ имеет право «вето» на принятие решений. Инициатива России не встретила позитивного отклика. В сентябре 1996 г. в Детройте президент США Б. Клинтон заявил, что будет происходить двуединый процесс: НАТО будет расширяться на восток, и одновременно будут развиваться дружественные отношения с демократической Россией. Президент США утверждал, что с окончанием «холодной войны» характер Североатлантического альянса изменился, он больше не угрожает безопасности России. В то же время необходимость расширения блока мотивировалась опасной непредсказуемостью внутриполитической ситуации в России (в частности, событиями октября 1993 г. и началом чеченской войны в декабре 1994 г.) Предполагалось, что НАТО и дружественная Россия вместе могли бы противостоять экспансии исламских террористических государств. Россия не согласилась с таким подходом, утверждая, что она не опасается военного нападения НАТО, но считает сосредоточение мощной военной группировки вблизи своих границ потенциально опасным. Главное же — расширение НАТО при неучастии в нем России означает вытеснение ее из Европы, политическую изоляцию от общеевропейского процесса. Общий вывод: расширение НАТО нарушает баланс сил, а значит и стабильность а Европе, ущемляет национальные интересы России и может серьезно повлиять на характер взаимоотношений России и западных стран. Первоначально Россия хотела получить право «вето» во всех вопросах деятельности НАТО, в этом ей было твердо отказано, но обещано предоставить голос в обсуждении политических, а отчасти и военных вопросов, возможно, в рамках специального консультативного совета «Россия — НАТО». Затем российская дипломатия сосредоточила усилия на том, чтобы добиться принятия обязательного для всех стран НАТО документа, в котором были бы зафиксированы гарантии ее безопасности. В частности, Россия требовала нераспространения ядерного оружия на территорию вновь принимаемых стран, неувеличения уровня обычных вооружений НАТО и права России в одностороннем порядке пересмотреть договор 1990 г. об обычных вооружениях в Европе, неиспользования натовскими военными инфраструктуры, оставшейся от Варшавского договора, запрета многосторонним военным формированиям НАТО передвигаться через национальные границы и т. д. США предложили расширить сферу доверия и сотрудничества НАТО и России: обещали приглашать российские вооруженные силы на все натовские учения в Европе, давать спутниковую информацию об изгибах линии обороны НАТО, предлагали создать совместную бригаду для реагирования на кризисные ситуации на континенте и т.д. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 568. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |