Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ход Отечественной войны 1812 года
Расчет Наполеона сводился к тому, чтобы поодиночке разбить рассредоточенные русские армии у западных границ России. Русское командования в этих условиях решило отвести и объединить первую и вторую армии, подтянуть резервы и подготовится к контрнаступлению. Таким образом 3 августа, после тяжелых боев, армии Барклая де Толли и Багратиона соединились в Смоленске. Если писать о Бородинском сражении кратко, то можно воспользоваться словами Наполеона, который часто повторял, что оно было прекрасным и грозным, в нем французы показали себя достойными победы, а русские заслужили быть непобедимыми. Сражение началось 7 сентября 1812 года в половине шестого утра отвлекающей атакой французской дивизии на Бородино. Через час был нанесен главный удар Наполеона на левый фланг – Багратионовы флеши (полевые укрепления в виде направленных на противника острых углов). Цель Наполеона состояла в том, чтобы прорвать их, зайти в тыл русской армии и заставить ее сражаться «перевернутым фронтом». Несмотря на яростные атаки французов на левый русский фланг, выполнить свой замысел Наполеону так и не удалось. Бородинская битва длилась 12 часов и считается одной из самых кровопролитных однодневных битв. Цель Наполеона разгромить русскую армию не была достигнута, а понесенные потери русской армии не позволили дать новое сражение, поэтому М. И. Кутузов отдал приказ отступать к Москве. Затем М.И. Кутузов принял решение уступить Москву неприятелю, так как она была невыгодной позицией с военной точки зрения. Покинув Москву, русская армия двигалась сначала по Рязанской дороге, а затем круто повернула на запад – на Старокалужскую. По Калужской дороге в 80 км от Москвы был создан знаменитый Тарутинский лагерь, который сыграл решающую роль в войне против Наполеона. Разграбив Москву, Наполеон со своей армией начал двигаться к Калуге, где перегородила путь армия Кутузова. Произошло крупное сражение, в результате которого Наполеон вынужден был повернуть на Смоленскую дорогу. До Смоленска дошло не более половины «Великой армии», а после переправы через реку Березину еще погибла значительная часть отступившей армии. Немаловажную роль в разгроме армии Наполеона сыграло партизанское движение 1812 года.
26.Внутренняя политика Александра I. Восстание декабристов.
Внутриполитическая деятельность Александра I (1801-1812 гг. ) отличалась противоречивостью. Став монархом, Александр I обещал править по закону и сердцу Екатерины II. С детства вынужденный лавировать между отцом и бабкой, он оказался хитрым и изворотливым политиком, умеющим находить выгодные компромиссы. Начало царствования характеризовалось некоторым стремлением к либеральному реформаторству. Однако эти начинания Александра ни в чем не коснулись устоев государства - самодержавия и крепостного права. В 1803 г. он издал указ "О вольных хлебопашцах", который разрешал помещикам отпускать на волю крепостных с наделением их землей за выкуп. Это вызвало недовольство дворян, указ не получил широкого применения, хотя правительство признало им принципиальную возможность освобождений крестьян, законодательно определило условия этого освобождения и права освобожденных. Александр создал Негласный комитет по реформам, состоявший из либерально настроенных дворян и прозванный реакционерами якобинской шайкой. Негласный комитет работал год, но единственным результатом стало создание министерств вместо старых петровских коллегий. Министры подчинялись непосредственно императору. Сенат стал высшим судебным органом империи. Он также контролировал соблюдение законности в стране и деятельность административных органов. В 1810г. учрежден Государственный совет, который должен был стать высшим органом управления, но оказался лишь совещательным органом при царе. Решения совета не имели силы без утверждения их монархом. Он состоял из назначенных императором чиновников. Реформы государственного управления вели к дальнейшей централизации управления, бюрократизации, усилению самодержавной власти.
Восста́ние декабристов — попытка государственного переворота, состоявшаяся в Петербурге, столице Российской империи, 14 (26) декабря 1825 года. Восстание было совершено группой дворян-единомышленников (при поддержке военных частей) и ставило целью либерализацию российского общественно-политического строя и недопущение вступления на трон Николая I. Восстание разительно отличалось от заговоров эпохи дворцовых переворотов своей революционной направленностью и имело сильнейший резонанс в российском обществе, значительно повлиявший на общественно-политическую жизнь последовавшей за ним Николаевской эпохи.
27.Общественная мысль и особенности общественного движения в России XIX века.
Сформировавшуюся в XIX в. российскую общественную мысль и общественное движение принято делить на три основных направления: консервативно-охранительное, которое стремилось к сохранению традиционных государственных структур; либерально-оппозиционное, требовавшее ограничения прав монарха парламентом, установления конституционного строя, предоставления некоторых демократических свобод; радикально-революционное, ставившее в основу насильственные методы решения социально-политических и экономических преобразований. Первое направление принято называть правым крылом общественной мысли (движения). Третье – левым. Между ними второе – центр (центризм). После заграничных походов 1812-1815гг. знакомства со взглядами французских революционеров на формы государственного устройства в европейских странах, в среде молодых дворян-офицеров началась подготовка антиправительственного переворота. С этой целью будущие декабристы (понятие сложилось по восстанию 14декабря 1825г.) создали тайные организации - Северное общество и Южное общество. Согласно программному документу под названием «Русская правда» (автор -П. Пестель, один из руководителей Южного общества) в России предстояло установить республиканский строй с разделением властей: законодательной (Народное Вече), исполнительной (Державная Дума). Обе выборные. Законность блюсти должен был Верховный собор из 120 бояр, входящих в него пожизненно и не подконтрольных обществу. По «Конституции» руководителя Северного общества Н. Муравьева Россия должна была стать федеративным государством по типу Северной Америки. Идеология декабризма о несовместимости крепостничества и самодержавия с гражданскими свободами и человеческими правами положила начало революционному течению в общественном движении России, закрепившему раскол верховной власти и радикально настроенной части дворянства. В 30-40-х годах XIXв. при поддержке императора НиколаяIполучила оформление официальная охранительная государственная идеология, кратко выраженная министром народного просвещения С.С. Уваровым как «Православие, самодержавие, народность». В этой «триаде» Православие -духовная религиозно-нравственная основа единения всех слоев российского общества. Самодержавие мыслилось как исключительное свойство отечественной государственности, обеспечивающее единство царя с его подданными. Идея народности как бы объединяла принципы самодержавия и православия и состояла в утверждении незыблемости исторически сложившихся исконных начал народной жизни. В споре вокруг мировоззренческой концепции Уварова общественность раскололась на два течения: «слявянофилов» и «западников». Первые –(А.С. Хомяков, К.С.Аксаков) утверждали самобытность развития России, допускали реформирование ее, но не нарушающее традиционных основ. Вторые (С.М. Соловьев, Т.Н. Грановский) ставили в пример европейские либеральные преобразования и предлагали на них ориентироваться. В Николаевскую эпоху появилась и радикально-революционная струя общественной жизни, заложенная В.Г. Белинским, пытавшимся в своих взглядах соединить борьбу за социализм с революцией, А.И. Герценом, определявшим путь к социализму через русскую крестьянскую общину. По его мнению, русский крестьянин лишен частнособственнических инстинктов, привык к общественной собственности на землю и ее периодическим справедливым переделам. Поэтому в крестьянской общине Герцен видел готовую ячейку социалистического строя. В середине XIX в. на арене общественно-политической борьбы выступали три основных течения: дворянско-консервативное, буржуазно-либеральное и революционно-демократическое. Консерваторы: обер-прокурор Священного Синода К.П. Победоносцев, редактор популярного журнала «Русский вестник» М.Н. Катков считали, что единство многонациональной страны, раскинутой на огромной территории, может обеспечить только самодержавие, а не представительная власть. Они оказывали большое влияние на политику императора Александра III (1881-1894 гг.). Либерализм российский (либерально настроенные помещики, либерально-монархическая буржуазия, разночинная интеллигенция) объективно отражал интересы капиталистического развития страны. Сосредоточив свою деятельность в земских учреждениях, либералы выступали за осуществление принципа разделения властей, гражданские права, введение в России конституции, отстаивали ориентацию на западный путь развития. Рупором революционно-демократического движения в 60-е годы был журнал «Современник». Н.Г. Чернышевский, ориентируясь на народ как активного деятеля истории, утверждал, что для самодержавной России невозможен мирный, реформистский путь преобразований. Реформу 1861 г. он воспринял как обман народа и призывал его «к топору». Чернышевский развивал теорию о русском общинном социализме. Период с 70-х по 80-е гг. отмечен влиянием на российское общество деятельности революционных народников («хождения в народ», создание организаций «Земля и воля», «Народная воля»). Основными направлениями в идеологии народничества были: пропагандистское Л. Лаврова, анархистское М. Бакунина, заговорщеское П. Ткачева. Многие народники рассматривали террор как единственный способ дезорганизовать правительственные верхи, разбудить низы и подтолкнуть их к революции. В 70-80-х годах в Росси стало стихийно развиваться рабочее движение. Возникшие «Южно-Российский союз» (1875г.) и «Северный союз русских рабочих» (1878-1880гг.) не сумели возглавить борьбу пролетариата. С ростом рабочего класса и рабочего движения в России в 80-е годы началось распространение марксизма. Видную роль в этом сыграла группа «Освобождение труда», созданная под руководством Г.В. Плеханова в 1883 г. в Женеве. В 1895г. на арене идейно-политической борьбы выдвинулся В.И. Ульянов-Ленин, который объединил разрозненные марксистские кружки Петербурга в единый «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Имя Ленина, как исторической личности, воплощение ленинизма в практике большевизма – одна из острых тем отечественной истории. Известно, что Маркс утверждал, что социалистическая революция возможна лишь в промышленно развитой стране с многочисленным рабочим классом. Россияпока оставалась преимущественно крестьянской страной. Однако В.И. Ленин по-своему разрешил эту дилемму. Он выдвинул предположение о том, что социализм может быть осуществлен в России, невзираяна малочисленность рабочего класса. Его модель марксизма строилась на идее союза рабочего класса со всем крестьянством в буржуазно-демократической, а с беднейшим крестьянством -в социалистической революции. Но, тем не менее, стратегический расчет Ленина был ориентирован на зрелость западного пролетариата, единение русской революции с мировой. Можно сказать, что в ленинской идеологии, принципах строения партии смыкались традиции немецкой социал-демократии, взглядов вождей русских революционных демократов и организационного единения народовольцев.
28.Внутренняя и внешняя политика Николая I. Доктрина «Православие. Самодержавие. Народность». Крымская война.
В период правления Николая I, который сознавал необходимость решения крестьянского вопроса для предотвращения революции, было создано более 10 комитетов, пытавшихся решить проблему, не затрагивая основ крепостного строя. Николай издал ряд законов, имевших частный и необязательный характер. Так, согласно указу 1842 года об "обязанных крестьянах", последние при согласии помещика могли получить личные права и за условленные повинности – помещичью землю в пользование. По этому указу было освобождено всего 24 тысячи человек из 10 миллионов крепостных.
Основу теории составила «уваровская троица»: православие – самодержавие – народность. Согласно этой теории, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Особенность заключений С.С. Уварова состояла в признании самодержавия как единственной возможной формы правления в Российском государстве. Крепостное право рассматривалось как неоспоримое благо для народа. Подчеркивался священный характер самодержавия, православие признавалось единственной возможной религией государства, которая отвечает всем запросам народа, обеспечивает нерушимость царской власти. Эти постулаты ставили своей целью доказать невозможность и ненужность коренных социальных изменений в России, объяснить необходимость укрепления самодержавия и крепостного права Народность понималась, как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние. Россия в соответствии с «теорией официальной народности» должна была выглядеть счастливой и умиротворенной. Бенкендорф говорил: «Прошедшее России удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается ее будущего, то оно выше всего, что только может представить себе самое пылкое воображение».
Понятие «народность» рассматривалось С. Уваровым как самобытная черта русского народа, как исконная приверженность к царскому самодержавию и крепостному праву. Сущность уваровского представления о русской жизни состояла в том, что Россия – совершенно особое государство и особая национальность, непохожая на государства и национальности Европы. На этом основании она отличается всеми основными чертами национального и государственного быта: к ней невозможно приложить требования и стремления европейской жизни. Россия не должна повторять западный путь развития, основанный на революционных потрясениях и деспотических режимах, необходимо искать свой путь, исходя из собственного исторического прошлого и особенностей современного состояния России. Руководствуясь этим принципом, в государственной преобразовательной деятельности Уваров выступал как убеждённый сторонник самобытного эволюционного пути России в общем русле мировой цивилизации. Россия имеет свои особые учреждения, с древней верой, она сохранила патриархальные добродетели, мало известные народам Запада. Это касалось народного благочестия, полного доверия народа к властям и повиновения, простоты нравов и потребностей. Крепостное право сохранило в себе много патриархального: хороший помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем могли бы они сами, дает им гарантированное жилье и питание, т. е. по теории С.С. Уварова неоспорим вывод о том, что условия существования русского крестьянина лучше положения западного рабочего. Главной политической задачей является сдерживание наплыва новых идей в Россию. «Устойчивая» крепостная Россия противопоставлялась мятущемуся Западу: «там» – мятежи и революции, «здесь» – порядок и покой. Главное в «формуле» Уварова – указание на необходимость при любом движении вперед, при любой реформе, направленной на дальнейшую модернизацию и европеизацию России, обязательно учитывать самобытность и патриархальность ее уклада, традиции, на которых держится жизнь всего народа, неоспоримость власти монарха.
Крымская война 1853—1856, также Восточная война — война между Российской империей и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства. Причины войны заключались в противоречиях между европейскими державами на Ближнем Востоке, в борьбе европейских государств за влияние на слабеющую и охваченную национально-освободительным движением Османскую империю. Николай I говорил, что Турция - больной человек и его наследство можно и нужно делить. В предстоящем конфликте российский император рассчитывал на нейтралитет Великобритании, которой он пообещал после разгрома Турции новые территориальные приобретения Крит и Египет, а также на поддержку Австрии, в качестве благодарности за участие России в подавлении венгерской революции. Однако расчеты Николая оказались неверны: Англия сама подталкивала Турцию к войне, стремясь таким образом ослабить позиции России. Австрия так же не желала укрепления России на Балканах. Поводом к войне послужил спор между католическим и православным духовенством в Палестине о том, кто будет блюстителем храма гроба Господня в Иерусалиме и храма в Вифлееме. При этом речь не шла о доступе к святым местам, так как ими пользовались на равных правах все паломники. Спор о Святых местах нельзя назвать надуманным поводом к развязыванию войны. Историки иногда называют этот спор одной из причин войны, учитывая «глубокий религиозный менталитет людей того времени". В ходе Крымской войны выделяются два этапа: I этап войны: ноябрь 1853 – апрель 1854гг. Противником России была Турция, а военные действия проходили на Дунайском и Кавказском фронтах. 1853г. русские войска вошли на территорию Молдавии и Валахии и военные действия на суше шли вяло. На Кавказе турки потерпели поражение под Карсом. II этап войны: апрель 1854 – февраль 1856гг. Обеспокоенные тем, что Россия полностью разгромит Турцию, Англия и Франция, в лице Австрии поставили России ультиматум. Они требовали, чтобы Россия отказалась покровительствовать православному населению Османской империи. Таких условий НиколайI принять не мог. Против России объединились Турция, Франция, Англия и Сардиния. Итоги войны: -- 13 (25) февраля 1856 начался Парижский конгресс, а 18 (30) марта был подписан мирный договор. В ходе войны участникам антироссийской коалиции не удалось добиться всех своих целей, но удалось предотвратить усиление России на Балканах и лишить её Черноморского флота.
29.Буржуазные реформы Александра II. Отмена крепостного права. «Контрреформы» в период правления Александра III.
В 1860-70-е годы были проведены следующие реформы: Крестьянская реформа и отмена крепостного права.Крестьянская реформа проводилась в несколько этапов: 1-й этап –1861 год. Отмена крепостного права. Была решена судьба 22 млн. помещичьих крестьян. 2-й этап – начался в июне 1863 года. Была решена участь двух млн. удельных крестьян, живших на царской земле. Царская земля передавалась в собственность общины. 3-й этап – реформа государственных крестьян. Была решена участь 20 млн. государственных крестьян. Государственные крестьяне получили земли больше, чем помещичьи крестьяне. Крестьянская реформа сохраняла общину.Отмена крепостного права.Крепостное право являлось тормозом на пути дальнейшего развития страны. 35% населения страны были крепостными. В 1859-1861 гг. в России сложилась первая революционная ситуация (кризис верхов, резкое ухудшение жизни народа, рост активности масс и т.д.). Возмущение народных масс могло привести к мощной крестьянской войне, предотвратить которую можно было, лишь, отменив крепостное право. Так, в 1857 г. было 192 крестьянских выступления, в 1858 г. – 528, в 1859 г. – 938. Некоторые волнения правительство подавляло войсками. Движение охватило 32 губернии. Во время коронации в 1856 году Александр II заявил дворянам, что лучше отменить крепостное право «сверху», чем ждать отмены «снизу». Правительству были поданы 63 записки от представителей либерального дворянства, которые предлагали отменить крепостное право. Их поддержал Александр II, хотя большая часть помещиков была против отмены крепостного права.Революционная ситуация в России в 1859-1861 гг. не вылилась в революцию. Крепостное право было отменено сверху. 19 февраля 1861 г. в шестую годовщину своего восшествия на престол, Александр II подписал Манифест и законодательные акты об отмене крепостного права. Крестьяне вышли на свободу «ободранные до нитки». Царь сделал все, что можно было сделать для выгоды помещиков. Суть реформы: крестьяне стали лично свободны, перестали быть собственностью помещика. Теперь крестьяне могли покупать землю, заключать сделки, открывать торговые и промышленные дома. Вся земля оставалась собственностью помещиков. Крестьянам предоставлялись в пользование наделы в размере 3,4 десятины земли (1 десятина земли – это чуть больше одного гектара) на душу, а требовалось минимум 10 десятин, чтобы не умереть с голоду. Кроме того, крестьянам отрезали самые плохие земли. Эти наделы крестьяне должны были выкупить. Таким образом, в результате реформы 1861 года крестьяне получили личную свободу с маленьким участком земли за выкуп. До тех пор, пока крестьянин не выкупит свой надел, он оставался в положении «временнообязанного» – отбывал барщину и платил оброк. В результате даже через 20 лет после отмены крепостного права большая часть бывших крепостных оставалась в положении временнообязанных, так как не имела денег, чтобы выкупить землю. Кроме того, крестьянам не хватало земли, и они арендовали землю у помещика за высокую плату или в долг. Крестьяне – общинники не могли продать свои наделы и уйти жить в город. Эта реформа вызвала крестьянские волнения. Особенно сильным было волнение крестьян в селе Бездна Спасского уезда Казанской губернии в апреле 1861 г. Крестьяне ждали волю с землей. Правительство ответило на волнения расстрелом. О бездненских событиях стало известно даже за границей. В журнале «Северная пчела» и в газете «Колокол» были опубликованы материалы об этих событиях. Всего волнений насчитали 1649. Через 20 лет после отмены крепостного права правительство решило помочь крестьянам.Поскольку большинство крестьян не имело денег для выкупа земли, то в роли посредника выступило государство. Оно решило выкупить землю у помещиков. Но правительство заплатило помещикам только 80% выкупной суммы. 20% от выкупной суммы крестьяне должны были выплачивать помещикам сами. Теперь крестьяне должны были выплачивать долг государству (так называемые «выкупные платежи») в течение 49 лет. Примерно через 25 лет, к 1905 году стало известно, что крестьяне уже переплатили государству и помещикам 1,5 млрд. рублей. Крестьяне начали требовать отмены выкупных платежей. Это был главный вопрос первой русской революции. Выкупные платежи были отменены в 1907 году (в ходе революции).Крестьянские наделы находились в коллективной собственности общины. Крестьяне не могли продать свои наделы без разрешения общины, и тем самым прикреплялись к месту жительства. Традиционный уклад жизни общины оставался в неприкосновенности. Это было выгодно для государства, так как община отвечала за сбор налогов. Сохранялась круговая порука. Реформа не ликвидировала телесные наказания для крестьян (их отменили перед самой революцией в 1904 году). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 591. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |