Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Киевская Русь – это было раннефеодальное государство. Просуществовало с конца 9 до начала 12 века (примерно 250 лет).




ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»

 

1.Предмет отечественной истории.Сущность, формы, функции исторического знания.

Сущность История рассматривается, с одной стороны, как процесс развития природы и человечества, а с другой, как система наук, изучающих прошлое и настоящее природы и общества.

Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических источниках. Историческая наука пытается дать целостное представление об историческом процессе в единстве всех его характеристик.

История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупностью общественных наук с привлечением данных естественных и технических наук.

 

Функции

1. Познавательная функциязаключается в выявлении закономерностей исторического развития. Она способствует интеллектуальному развитию обучаемых и состоит в самом изучении исторического пути стран и народов, в объективном отражении, с позиции историзма, всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

2. Воспитательная функцияспособствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.

3. Прогностическая функциязаключается в возможности предвидения будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего.

4. Функция социальной памятизаключается в том. что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности.

5. Практически-рекомендательнаязаключается в том. что на основе исторических знаний возможна выработка иаус;но обоснованного политического курса.

 

 

2.Методы и источники изучения отечественной истории: понятие и классификация исторических источников.

 

3.Методология и принципы исторического исследования.

 

Все существующие типы философии истории включают в свой теоретико-концептуальный аппарат группы вопросов, которые традиционно принято называть методологическими, ибо они связаны с проблемой исторического метода, т.е. с анализом определенных способов и приемов исторического исследования.

Метафизическая (онтологическая) модель философии истории основное внимание уделяет методологии познания исторического бытия, способам его реконструкции.

Эпистемологическая модель философии истории в качестве центральных методологических проблем исторического исследования рассматривает логико-гноселогические вопросы исторического творчества, ремесла историка.

Антропологическая модель философии истории концентрирует свое внимание на методах организации исторического исследования, ведущих к реконструкции и раскрытию человеческого содержания исторических феноменов и процессов (19 – 32,33).

«В одной из методологических дискуссий, проходившей в 1970-е годы, были высказаны следующие три точки зрения:

· методология истории – часть исторической науки, и поэтому ее основное содержание определяется историографической практикой;

· методология истории – часть философии, и ее нецелесообразно выделять в особую дисциплину…;

· методология истории тесно связана и с исторической наукой и с философией, но существует при этом в качестве специальной, относительно самостоятельной дисциплины.

Тогда большинство участников высказалось в пользу третьей позиции» (19-62,63).

«Существуют различные определения научной методологии. Резюмируя их, сущность методологии можно выразить следующим образом. Методология есть теория научно-познавательной деятельности, направленная на изучение и разработку методов научного познания. В гноселогии методология выступает какучение о методах познания, т.е. как теорияметодов, ибо именно она, опираясь на онтологическое и гносеологическое знание, преобразуя и перенося его в исследовательскую сферу, определяет и характер постановки проблем, и выбор адекватных путей (подходов) и принципов ее решения, и перевод этих принципов в систему нормативных и регулятивных требований» (5- 45).

«Таким образом, методология выступает как теория методов научного познания. Но в методе теория приводится в действие посредством методики, которая принципы и требования методологии переводит в логические правила и процедуры» (5-48).

Существуют различные подходы к определению предмета методологии истории. Одно из них дано Б.Г.Могильницким: «Методология истории изучает природу, принципы и методы исторического познания» (7-4).

К вопросам природы исторического познания относятся следующие:

· определение «специфики исторического познания в отличие от естественно-научного или художественного, а также самого предмета исторической науки, взаимосвязи истории и современности и социальных функций исторической науки

· проблемы, характеризующие структуру исторического исследования, своеобразие исторических источников и их познавательные возможности, а также принципы и методы исторического познания» (7-7).

«Методология истории раскрывает основные понятия науки и показывает их роль в процессе познания. К этим основным понятиям относятся категории и принципы.

Категориями называются наиболее общие понятия, концентрирующие знания о важнейших отношениях, свойствах и связях окружающего мира (историческое время, исторический факт, локально-исторический и т.д.» (7-7,8)

«В качестве принципов выступают исходные понятия науки, определяющие основные способы решения научной проблемы» (историзма, объективности, ценностный подход). «Содержание того или иного принципа выражается в определенных требованиях, которыми должен руководствоваться каждый исследователь в своей области науки» (7-8).

«Методология истории тесно связана с эпистемологией, занимающейся проблемами познания в науке в целом. Поэтому изучение историком методологических проблем своей науки требует глубокой подготовки в области философии и социологии. В первую очередь это вызывается необходимостью разработки целого ряда понятий, актуальных для всех социальных наук.

Существуют тесные связи методологических и историографических исследований. Методологический и историографический подходы отражают два пути в изучении значения и функций исторического познания. Первый – со стороны его внутренней структуры и особенностей в сравнении с другими формами познания. Второй – конкретные этапы развития исторического знания в связи с общественной эволюцией. Плодотворное решение методологических проблем может быть успешно осуществлено только на солидной историографической базе. Точно так же методология сотрудничает с источниковедением в решении вопросов, касающихся гносеологических функций источника и методов работы с ним» (7-9,10).

Существуют разные определения понятия методология исторического исследования. Нам кажется наиболее технологичным определение И.Д.Ковальченко.Методология – это совокупность основополагающих подходов и принципов (т.е. тех же идей) изучения объекта познания, на основе которых вырабатываются или избираются конкретные методы исследования, включающие в себя кроме этих принципов и подходов еще и определенные правила и процедуры его проведения (методики исследования) и соответствующие материальные и духовные орудия и инструменты (техника исследования) (1- 457).

Разработка методологии начинается на основе теорий, предлагаемых философией истории и макросоциологией, при наличии определенной источниковой базы. Содержанием методологии выступают следующие составные элементы:

· Проблема( постановка проблемы в рамках определенной процедуры)

· Теория(принципы): - выбор подходов и принципов решения проблемы; - определение основной идеи теории, принципов, категорий (с применением эпистемологии)

· Методика(методы): - перевод принципов в нормативные требования (логические правила и процедуры методов); - определение методики (выбор конкретно-проблемных методов под специфику объекта с использованием методологии источниковедения)

· Технология– создание технологии (необходимые приемы, материальные и духовные орудия и инструменты для использования методов, оформления хода и результатов научного исследования); - реализация общей теории (подхода), методики и технологии.

Специфика и сложность методологии заключается в том, что это система теоретических, мировоззренческих положений, с одной стороны, проистекающих из требований научного анализа, а, с другой, выступающих как средства познания конкретной действительности (система законов, понятий, выводов используемых учеными в качестве познавательных принципов, идей в научно-исследовательской работе).

Важную роль в формировании теоретической концепции исследования играют принципы объективности и историзма, а также ценностный подход. В историографическом плане объективность как теоретический принцип требует всестороннего анализа исторических фактов, событий, процессов.Его познавательные функции –

· Правильно определить предмет исследования, его место среди других вопросов

· Реконструировать объект как целое, единое явление, включающее его прошлое и настоящее. Элементы целостности сами достигаются состоянием зрелости, развитости, отражая и воплощая в себе процессы, свойственные системе в целом.

Принцип историзмаввели представители историографии романтизма в начале Х1Х века, сегодня он является общеметодологическим. Формулировка этого принципа содержится в работе В.И.Ленина «О государстве»: «Самое надежное в вопросе общественной науки и необходимое для того, чтобы действительно приобрести навык подходить правильно к этому вопросу и не дать затеряться в массе мелочей или громадном разнообразии борющихся мнений, - самое важное, чтобы подойти к этому вопросу с точки зрения научной, это – не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление вистории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь» (Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т.39.С.67).

В теоретико-познавательном отношении историзм связан с конкретным анализом явлений общественной жизни, он обеспечивает возможность применения общенаучной истины для характеристики именно данных, а не каких-либо иных социальных явлений, к которым вполне применима эта истина. Принцип историзма требует конкретного изучения общественных явлений в их развитии и изменении, всестороннего исследования связей и взаимодействия каждого из этих явлений с другими и проверки сделанных выводов и оценок «уроками истории».

Следует отметить, что с точки зрения марксистско-ленинской методологии важнейшим методологическим принципом был принцип партийности, который по своему значению превосходил все иные. Утверждалось, что принцип партийностиотражает социальное, классовое содержание общественно-исторического познания; предполагает определенную оценку изучаемых явлений и процессов и обеспечивает последовательное научное описание истории. В сравнении с этим принципом объективность виделась лишь как буржуазный объективизм.

Сегодня это утверждение выглядит как определенная идеологическая установка, не имеющая ничего общего с научным познанием. Однако в нем есть важный компонент, который следует учитывать в историческом исследовании. Он позволяет проследить влияние на исторический процесс и его оценку субъективной установки исследователя, а также любого человека – объекта исторического исследования, связанного с интересами определенной социальной группы, класса, партии, историографического направления, школы. По своему содержанию и функциям принцип партийности соответствует объективности и поэтому может специально не выделяться исследователем.

 

 

4.Основания и принципы периодизации исторического процесса.
В советский период, особенно в 30—50-е годы, историческая наука в нашей стране испытала сильное влияние коммунистической идеологии, что обусловило узость взглядов и определенную необъективность оценок как исторических событий, так и исторических трудов, а также наличие многих белых пятен, т.е. запрещенных тем в изучении отечественной истории. Русский ученный Л.И. Мечников (1838—1888) установил периодизацию истории по степени развития водных путей сообщения: речной период (древние цивилизации), средиземноморский (средние века), океанический (новое и новейшее время).

 

5.Модели и концепции исторического развития.

Историки не только изучают исторические события, накапливают факты, но стремятся их систематизировать, раскрыть общие закономерности исторического развития. Существуют десятки исторических школ и направлений, но все существующие концепции исторического развития можно более или менее условно разделить на два направления: всемирно-историческое и культурно-историческое (цивилизационное).Всемирно-историческая концепцияисходит из следующих основных положений:

- история всего человечества – это единый процесс поступательного развития от низшего к высшему. Все народы, одни раньше, другие позже, неизбежно проходят через одни и те же, ступени развития;

- история подчиняется определенным законам, и законы эти, как и законы природы в принципе познаваемы.

Подобным образом история рассматривалась в Vвеке до н.э. Большой вклад внесли ученыеXVIIIвека. Широкое распространение на Западе, а в последнее время и у нас, получили воззрения на историю немецкого социолога Макса Вебера. Вебер выделяет лишь два типа общества: традиционное, основанное на традициях и обычаях, и рациональное, построенное согласно требованиям разума. Широкое распространение получили также взгляды французских историков, составлявших школу «Анналов» М.Блок, Л.Февр, Ф.Бродель. Они исходили их того, что культура также является самостоятельным фактором, развивается по собственным законам, а не детерминируется экономикой и во многом определяет развитие общества. Они ввели в понятие «менталитет» (образ мыслей, мироощущение). Он определяется совокупностью культурных, религиозных, нравственных ценностей, обычаев данного общества. В последнее время у нас в стране широкое распространение получиламодернизационная концепция.Согласно этой теории, развитие общества определяется уровнем развития науки и техники. Модернизация - это всеобщее мировое явление при переходе стран от традиционного общества к индустриальному.

Вторая концепция, «культурно-историческая» или «цивилизационная», исходит из следующих положений:

- История человечества представляет собой не однонаправленный линейный процесс, а историю отдельных цивилизаций. История не есть развитие единого человечества, а развитие сосуществующих или сменяющих друг друга культур.

- Каждая цивилизация имеет завершающийся цикл развития: она рождается, достигает расцвета и гибнет.

Впервые идея о локальных цивилизациях, переживающих сходные фазы в своем развитии, была выдвинута русским философом Н.Я. Данилевским. Н.Я. Данилевский выделил тринадцать культурно-исторических типов». Длительность «жизненного цикла» каждой культуры составляет 1500 лет. За это время каждый «культурно-исторический тип» проходит стадии: этнографическую, создания государства, творческую – и приходит к естественному концу. Наивысшего развития культурно-историческая концепция достигла в трудах О.Шпенглера. В нём исследуются пять живых цивилизаций (западная, православно-христианская, исламская, индуистская, дальневосточная) и тридцать две мёртвые. Каждая цивилизация имеет свой жизненный цикл, проходит в своем развитии фазы - возникновения, роста, надлома и распада.

Следует заметить, что всемирно-историческая и цивилизационная концепция противоречат друг другу лишь на первый взгляд. Применительно к современному миру, всё человечество переходит от традиционного общества к индустриальному, но каждая цивилизация осуществляет переход по-разному, в зависимости от особенностей своего развития.

 

6.Образование древнерусского государства.Социально-политическое и экономическое развитие Киевской Руси.
Государство Киевская Русь было создано в конце 9 века.

О возникновении государства у восточных славян сообщает летопись «Повесть временных лет» (XII в.). В ней рассказывается, что славяне платили дань варягам. Затем изгнали варягов за море и встал вопрос: кто будет править в Новгороде? Ни одно из племен не желало установления власти представителя соседнего племени. Тогда решили пригласить чужеземца и обратились к варягам. На приглашение откликнулись три брата: Рюрик, Трувор и Синеус. Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус на Белоозере, а Трувор - в г. Изборске. Через два года Синеус и Трувор умерли, и вся власть перешла к Рюрику. Двое из дружины Рюрика – Аскольд и Дир отправились на юг и стали княжить в Киеве. Они убили правивших там Кия, Щека, Хорива и их сестру Лыбедь. В 879 году Рюрик умер. Править стал его сородич Олег, так как сын Рюрика - Игорь был пока еще малолетним. Через 3 года (в 882 г.) Олег с дружиной захватывает власть в Киеве. Таким образом, под властью одного князя объединились Киев и Новгород. Так рассказывается в летописи. Были ли два брата - Синеус и Трувор на самом деле? Сегодня историки считают, что их не было. «Рюрик сине хуструвор» означает в переводе с древнешведского языка «Рюрик с домом и дружиной». Летописец принял непонятно звучавшие слова за личные имена, и написал, что Рюрик приехал с двумя братьями.

Существует две теории происхождения древнерусского государства: норманнская и антинорманнская. Обе эти теории появились в XYIII веке, через 900 лет после образования Киевской Руси. Дело в том, что Петр I - из династии Романовых, очень интересовался откуда появилась предыдущая династия – Рюриковичей, кто создавал государство Киевская Русь и откуда произошло это название. Петр I подписал указ о создании в Петербурге Академии наук. Для работы в Академии наук были приглашены немецкие ученые.

Норманнская теория. Основоположниками ее являются немецкие ученые Байер, Миллер, Шлецер, приглашенные еще при Петре I для работы в Петербургской Академии наук. Они подтвердили призвание варягов и сделали предположение, что имя Российской империи скандинавского происхождения, и что само государство Киевская Русь создано варягами. «Русь» с древнешведского переводится как глагол «грести», русы – гребцы. Возможно «русь» – это название варяжского племени, из которого происходил Рюрик. Сначала русами называли варягов-дружинников, а затем это слово постепенно перешло на славян.

Призвание варягов подтвердилось в более позднее время данными археологических раскопок курганов под Ярославлем, близ Смоленска. Там обнаружены скандинавские погребения в ладье. Многие скандинавские предметы были изготовлены явно местными – славянскими мастерами. Значит, варяги жили среди местных жителей.

Но немецкие ученые преувеличили роль варягов в становлении древнерусского государства. В итоге эти ученые договорились до такой степени, что якобы, варяги – это выходцы с Запада, а значит - это они - немцы - создали государство Киевская Русь.

Антинорманнская теория. Она появилась также в XYIII веке, при дочери Петра I - Елизавете Петровне. Ей не понравилось заявление немецких ученых о том, что российское государство было создано выходцами с Запада. К тому же при ней была 7-летняя война с Пруссией. Она попросила Ломоносова разобраться в этом вопросе. Ломоносов М.В. не стал отрицать факт существования Рюрика, но стал отрицать его скандинавское происхождение.

Антинорманнская теория усилилась в 30-е годы ХХ века. Когда в Германии в 1933 году к власти пришли фашисты, они пытались доказать неполноценность восточных славян (русских, украинцев, белорусов, поляков, чехов, словаков), что они не способны были создать государства, что варяги – это немцы. Сталин дал задание опровергнуть норманнскую теорию. Так появилась теория, по которой южнее Киева на реке Рось проживало племя рось (россы). Река Рось впадает в Днепр и именно отсюда происходит название Руси, так как якобы россы занимали ведущее место среди славянских племен. Полностью отвергалась возможность скандинавского происхождения названия Руси. Антинорманнская теория пытается доказать то, что государство Киевская Русь было создано самими славянами. Эта теория проникла в учебники по истории СССР, и была там преобладающей до конца «перестройки».

Государство появляется там и тогда, когда в обществе появляются противоположные, враждебные друг другу интересы, классы.Государство регулирует отношения между людьми, опираясь на вооруженную силу. Варягов пригласили на княжение, следовательно, эта форма власти (княжение) славянам была уже известна.Не варяги принесли на Русь имущественное неравенство, деление общества на классы.Древнерусское государство – Киевская Русь - возникло в результате длительного, самостоятельного развития славянского общества, не благодаря варягам, но при их активном участии.Сами варяги быстро ославянивались, свой язык не навязывали. Сын Игоря, внук Рюрика – уже носил славянское имя – Святослав.Сегодня часть историков считает, что имя Российской империи скандинавского происхождения и княжеская династия начинается с Рюрика, и называлась Рюриковичи.

Древнерусское государство называлось Киевская Русь.

2. Социально-экономический и политический строй Киевской Руси



Киевская Русь – это было раннефеодальное государство. Просуществовало с конца 9 до начала 12 века (примерно 250 лет).

Главой государства был великий князь. Он был высшим военачальником, судьей, законодателем, адресатом дани. Вел внешнюю политику, объявлял войну, заключал мир. Назначал чиновников. Власть великого князя ограничивалась:

· Советом при князе, в который входили военная знать, старейшины городов, духовенство (с 988 г.)

· Вече – народным собранием, в котором могли принимать участие все свободные. Вече могло обсуждать и решать любой вопрос, его интересовавший.

· Удельными князьями - местной родовой знатью.

Первыми правителями Киевской Руси были: Олег (882-912), Игорь (913-945), Ольга - жена Игоря (945-964).

Главным содержанием деятельности первых киевских князей было:

1. Объединение всех восточнославянских и части финских племен под властью великого киевского князя.

2. Приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана торговых путей, которые вели к этим рынкам.

3. Защита границ русской земли от нападений степных кочевников (хазар, печенегов, половцев).

Важнейшим источником доходов князя и дружины была дань, выплачиваемая покоренными племенами. Ольга упорядочила сбор дани и установила ее размер.

Сын Игоря и Ольги – князь Святослав (964-972) совершил походы на дунайскую Булгарию и Византию, а также разгромил Хазарский каганат.

При сыне Святослава – Владимире Святом (980-1015) в 988 году было принято христианство на Руси.

Социально-экономический строй :

Главная отрасль хозяйства - пашенное земледелие, скотоводство. Дополнительные отрасли: рыболовство, охота. Русь была страной городов (более 300) – в XII веке.

Своего расцвета Киевская Русь достигла при Ярославе Мудром (1019-1054). Он породнился и дружил с виднейшими государствами Европы. В 1036 г. он разгромил печенегов под Киевом и надолго обеспечил безопасность восточных и южных границ государства. В Прибалтике он основал г. Юрьев (Тарту) и утвердил там позиции Руси. При нем на Руси распространяется письменность и грамотность, открываются школы для детей бояр. Высшая школа располагалась в Киево-Печерском монастыре. Самая крупная библиотека была в Софийском соборе, построенном также при Ярославе Мудром.

При Ярославе Мудром появился первый свод законов на Руси – «Русская Правда», который действовал на протяжении XI-XIII вв. Известны 3 редакции «Русской Правды»:

1.Краткая правда Ярослава Мудрого

2.Пространная (внуков Яр.Мудрого – Вл.Мономаха)

3.Сокращенная

«Русская Правда» закрепляла складывающуюся на Руси феодальную собственность, устанавливала жесткие наказания за попытки посягательства на нее, защищала жизнь и привилегии членов господствующего класса. По «Русской Правде» можно проследить противоречия в обществе и классовую борьбу. «Русская Правда» Ярослава Мудрого допускала кровную месть, но статья о кровной мести ограничивалась определением точного круга близких родственников, имеющих право мстить: отец, сын, брат, двоюродный брат, племянник. Тем самым ставился предел бесконечной цепи убийств, истребляющих целые семьи.

В Правде Ярославичей (при детях Яр.Мудрого) кровная месть уже запрещена, а взамен введен денежный штраф за убийство в зависимости от социального положения убитого от 5 до 80 гривен.

 

 

7.Культура Киевской Руси. Принятие христианства.

Киевская Русь объединила под своей властью обширные территории, населенные восточнославянскими, финно-угорскими и балтскими племенами. В 882 г. новгородский князь Олег (879 – 912 гг.) хитростью захватил Киев, затем подчинил древлян, северян и радимичей. Объединение под властью одного князя Киева и Новгорода было важнейшим этапом развития древнерусской государственности. С этого времени традиционно ведется отсчет лет Древнерусского государства с центром в Киеве.

В истории Киевской Руси выделяют три основных периода:

1. X в. Формирование государства во время правления первых русских князей (Игоря, Ольги, Святослава, Ярополка).

После Олега (879-912) княжил Игорь, которого называют Игорем Старым (912-945) и считают сыном Рюрика. После его гибели во время сбора дани в земле древлян в 945 г. остался сын Святослав, которому в это время было четыре года. Регентшей при нем стала вдова Игоря княгиня Ольга, которую летописи характеризуют как мудрую и энергичную правительницу. Около 955 г. Ольга совершила поездку в Константинополь, где приняла христианство. Этот визит имел также и большое политическое значение.

Святослав (957-972), прежде всего, был князем-воином, стремившимся приблизить Русь к крупнейшим державам тогдашнего мира. Вся его короткая жизнь прошла почти в непрерывных походах и сражениях: он разгромил Хазарский каганат, нанес сокрушительное поражение печенегам под Киевом, совершил два похода на Балканы.

После гибели Святослава великим князем стал его сын Ярополк (972-980). В 977 г. Ярополк поссорился со своим братом, древлянским князем Олегом, и начал против него военные действия. В итоге дружины князя Олега были разбиты, сам он погиб в бою, а древлянские земли были присоединены к Киеву.

2-й период. Конец X - первая половина XI в. Время наивысшего расцвета государства при Владимире I и Ярославе Мудром;

В княжение Владимира Святославича к Древнерусскому государству были присоединены червенские города — восточнославянские земли по обе стороны Карпат, земля вятичей. Созданная на юге страны линия крепостей обеспечила более действенную защиту страны от кочевников-печенегов.

Владимир стремился не только к политическому объединению восточнославянских земель. Он хотел подкрепить это объединение единством религиозным, унифицировав традиционные языческие верования. Однако языческая реформа, получившая название первой религиозной реформы, не увенчалась успехом. Кроме того, она никак не отразилась на международном престиже Древнерусского государства. Христианскими державами языческая Русь воспринималась как варварское государство. Давние и прочные связи Руси и Византии в конечном итоге привели к тому, что Владимиром в 988 г. было принятохристианство в православном его варианте.

Крещение Руси и его последствия. Давние и прочные связи Руси и Византии в конечном итоге привели к тому, что Владимиром в 988 г. было принято христианство в православном его варианте. Проникновение христианства на Русь началось задолго до признания его официальной государственной религией. Христианами были княгиня Ольга и князь Ярополк.

В 988 г. была крещена Русь. Прежде всего были крещены сыновья Владимира и многие бояре, а затем в назначенный день произошло массовое крещение киевлян. Вслед за Киевом христианство стало насаждаться в других землях Киевской Руси. Идолы старых богов сжигались или сбрасывались в реки. На их местах начали строиться христианские церкви. Таким образом, при князе Владимире в конце X в. христианство стало государственной религией Древнерусского государства. Однако прошло более столетия, прежде чем христианство прочно утвердилось на Руси.

Последствия принятия Русью византийского христианства:

1. политические: укрепление княжеской власти; укрепление и более высокий уровень связей Руси с другими странами; введение на Руси византийской церковной организации

2. культурные: смена духовных и нравственных приоритетов в развитии страны и мировоззрении населения; распространение славянской письменности и литературы; влияние византийского искусства на становление древнерусского каменного зодчества, изобразительного и прикладного искусства

В 1035 г. князем Киевской Руси стал Ярослав. В его правление продолжалось успешное развитие Руси: политическое, экономическое, культурное.

Признаки расцвета Руси:

· Киевская Русь стала одним из сильнейших государств Европы, к союзу с которым стремились самые могущественные государи

· начало строительного бума (города, дороги, храмы)

· расцвет культуры, церковного просвещения (монастыри как центры культуры), рост грамотности населения

· совершенствование законодательства (принята Русская Правда – сборник законов).

3-й период. Эпоха Ярославичей – потомков Ярослава Мудрого.

Вторая половина XI – начало XII в. Складывание предпосылок для территориально-политической раздробленности.

Летописи в большинстве своем дают восторженную оценку княжению и личности Владимира Всеволодовича Мономаха (1113-1125), называя его образцовым князем. Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю Русскую землю. После его смерти единство Руси еще держалось при его сыне Мстиславе Великом (1125-1132), после чего Русь окончательно распалась на отдельные самостоятельные земли-княжества.

 

 

8.Социально-политическое и экономическое развитие русских княжеств периода феодальнойраздробленности. Татаро-монгольское нашествие.
Феодальное дробление русских земель продолжалось около четырех столетий. Вместо прежнего единого государства образовались княжества: Владимиро-Суздальскоя, Полоцко-Минское, Турово-Пинское, Смоленское, Киевское, Галицко-Волынское, Переяславское, Черни-говское, Тмутараканское, Муромское, Рязанское и две городские республики – Новгородская и Псковская. Первоначально это было прогрессивное явление ибо соответствовало изменениям в экономическом базисе общества.

С образованием самостоятельных княжеств возникли новые центры политической и куль-турной жизни. Происходило развитие производительных сил, о чем говорят распространение в сельском хозяйстве трехполья, высокий уровень сельского и городского ремесла, расширение торговли. Росли русские города.

В период феодальной раздробленности утвердилась иерархическая структура землевладе-ния и система вассальных отношений. Во главе княжества стоял старейший князь. В княжестве жили феодалы, непосредственно зависевшие от старшего князя. Они считались вассалами, но в то же время могли иметь вассалов, зависевших от них самих. Старший князь обычно передавал вассалу в условное владение часть своей земельной собственности и защищал имущественные и другие интересы его, а вассал за это обязан был оказывать ему помощь и, прежде всего, воен-ную. Такая система обеспечивала феодалам власть над крестьянами. Каждый крупный земле-владелец был полновластным господином по отношению к населению, живущему на его территории. Он издавал для него законы, творил суд и расправу. Владетельные князья с целью расширения своих владений и политического влияния вели постоянные междоусобные войны, опустошавшие целые местности и ослаблявшие обороноспособность страны.

Причины феодальной раздробленности на Руси:

1. Упадок Киевской земли от набегов степняков, междоусобиц и падение значения пути «из варяг в греки».

2. Борьба князей за лучшие территории.

Самостоятельность князей в своих землях. Каждый князь имел своё войско и ополчение.

4. Господство натурального хозяйства, которое приводило к тому, что торговые связи между центром и вотчинами были слабыми.

5. Усиление политического и экономического могущества княжеств — центров княжеско-боярской власти.

6. Изменения в хозяйственной жизни: основой богатства бояр являются уже не дань и раздел военной добычи, а эксплуатация зависимого населения внутри вотчин. Бояре всё реже участвуют в военных походах, предпочитая заниматься внутренними делами.

7. Дальнейшее дробление земель: великие князья раздавали земли сначала в форме столов-кормлений (с правом сбора податей), а затем в виде поземельных пожалований.

8. Отсутствие твёрдого порядка престолонаследия.

9. Окончательный упадок власти Великого князя и падение значения Киева.

Последствия феодальной раздробленности Руси: Отрицательные аспекты: слабая центральная власть, самостоятельность местных князей и бояр, распад целостного государства на отдельные земли, уязвимость для внешних врагов.

Положительные аспекты: рост городов, ремесленных городов, торговли; развитие архитектуры и живописи; складывание новых центров летописания.

Суздальское княжестворасполагалось в междуречье Оки и Волги. Его территория была хорошо защищена от внешних вторжений лесами и реками, имела выгодные торговые пути по Волге со странами Востока, а через верховье Волги — к Новгороду и в страны Западной Европы. Экономическому подъему способствовал и постоянный приток населения

Галицко-Волынское княжествозанимало северо-восточные склоны Карпат и территорию между реками Днестр и Прут. Выгодное географическое положение (соседство с европейскими государствами) и климатические условия способствовали экономическому развитию, сюда же (в более безопасные районы) направлялся и второй миграционный поток из южнорусских княжеств. Здесь селились также поляки и немцы.

Подъем Галицкого княжества начался при Ярославе I Осмо-мысле (1153 — 1187), а при волынском князе Романе Мстиславиче в 1199 г. произошло объединение Галицкого и Волынского княжеств. В 1203 г. Роман захватил Киев. Галицко-Волынское княжество стало одним из крупнейших государств в феодально-раздробленной Европе, установились его тесные связи с европейскими государствами, на русскую землю начало проникать католичество.

Новгородская боярская республика. Новгородская земля — важнейшая составная часть древнерусского государства. В период феодальной раздробленности она сохраняла свое политическое значение, экономические и торговые связи с Западом и Востоком, охватывала территорию от Ледовитого океана до верховьев Волги с севера на юг, от Прибалтики и почти до Урала с запада на восток. Огромный земельный фонд принадлежал местному боярству. Последнее, используя восстание новгородцев в 1136 г., сумело победить княжескую власть и установить боярскую республику. Высшим органом стало вече, где решались важнейшие вопросы жизни и избиралось новгородское управление. Фактически хозяевами на нем были крупнейшие бояре Новгорода. Главным должностным лицом в управлении стал посадник.

Появление во второй половине XI в. — первой трети XIII в. новых политических центров способствовало росту и развитию культуры. В период феодальной раздробленности возникло одно из величайших творений древнерусской культуры «Слово о полку Игореве». Его автор, прикоснувшись к обстоятельствам поражения новгород-северского князя Игоря Святославича в будничном столкновении с половцами (1185 г.), смог превратить его в трагедию общенационального масштаба. «Слово о полку Игореве» стало пророческим предостережением от опасности княжеских усобиц, прозвучавшим за четыре десятка лет накануне сокрушительного татаро-монгольского нашествия.

 

 

9.Политическое развитие Пскова и Новгорода. Борьба с западноевропейскими завоевателями. Деятельность Александра Невского.Ледовое побоище.
Ледовое побоище на Чудском озере произошло 5 апреля 1242 года. Оно стало известно как одна из важнейших в истории страны побед. Дата этой битвы поставила точку в притязаниях Ливонского ордена на русские земли. Но, как часто бывает, многие факты, связанные с событием, произошедшим в далеком прошлом, являются для современных ученых спорными. Да и достоверность большинства источников может быть поставлена под сомнение. В результате, современным историкам не известно точное число войск, участвовавших в сражении. Этой информации нет ни в Житии Александра Невского, ни в летописях. Предположительно количество русских воинов, принявших участие в сражении равно 15 тысячам, ливонские рыцари привели с собой около 12 тысяч воинов, большей частью ополченцев.

Выбор в качестве места для битвы Александром льда Чудского озера (недалеко от Вороньего камня), имел важное значение. Прежде всего, позиция, занятая воинами молодого князя позволяла перекрыть подступы к Новгороду. Наверняка, Александр Невский помнил и о том, что тяжелые рыцари более уязвимы в зимних условиях. Итак, Ледовое побоище кратко можно описать следующим образом.

Ливонские рыцари выстроились в хорошо известный боевой клин. Тяжелые рыцари разместились на флангах, а воины с легким вооружением - внутри этого клина. Русские летописи называют такое построение «великой свиньей». Но, о том, какое построение избрал Александр Невский современным историкам ничего не известно. Это вполне мог быть «полчный ряд», традиционный для русских дружин. На наступление по открытому льду рыцари решились, даже не имея точных данных ни о количестве, ни о расположении войск противника.

Схема Ледового побоища отсутствует в дошедших до нас летописных источниках. Но, ее вполне можно реконструировать. Рыцарский клин атаковал сторожевой полк и двинулся дальше, довольно легко прорвав его сопротивление. Однако, наступавшие встретили на дальнейшем пути немало препятствий совсем неожиданных. Вполне можно предположить, что этот успех рыцарей был заранее подготовлен Александром Невским.

Клин оказался зажат в клещи и практически полностью потерял маневренность. Атака засадного полка окончательно склонила чашу весов на сторону Александра. Рыцари, облаченные в тяжелые доспехи, были совершенно беспомощны, стащенные со своих коней. Тех, кто смог спастись после битвы новгородцы преследовали, по сообщениям летописей «до Соколиного берега».

Александр победил в Ледовом побоище, чем принудил Ливонский Орден к заключению мира и отказу всех территориальных притязаний. Воины, плененные в бою, обеими сторонами были возвращены.

Стоит отметить, что битва на Чудском озере является по-своему уникальной. Впервые в истории пешее войско смогло одержать победу над тяжеловооруженной конницей. Безусловно, важную роль сыграли погодные условия, рельеф местности, и внезапность.

Благодаря победе Александра Невского была устранена угроза захвата северо-западных русских территорий Орденом. Так же, это позволило новгородцам сохранить торговые связи с Европой.

 

 

10.Специфика формирования единого российского государства (XIV-XV вв.). Возвышение Москвы. Иван Калита и Дмитрий Донской. Куликовская битва.

 

Формирование Русского государства было объективным и закономерным процессом дальнейшего развития государственных форм на территории Восточно-Европейской равнины. На основе предгосударственных структур восточных славян — суперсоюзов в XI-XII вв. — складывается новая форма территориальных образований — города-государства. Города-государства представляли собой следующий этап в становлении русской государственности. Дальнейшее их развитие обусловило монголо-татарское нашествие, приведшее, в частности, к изменениям в органах власти: усилению в ней монархических единовластных начал в лице князей. Этот фактор был одним изсоставляющих сложного, противоречивого и многогранного процесса зарождения и развития новой государственной формы — единого Русского государства. Другими причинами явились экономические, социально-экономические и социальные изменения, а также внешнеполитический фактор: необходимость постоянной обороны от врагов. Последнее объясняет и то, что промежуточной формой от городов-государств к единому государству стало военно-служилое государство. В начале в рамках уделов, а затем в масштабе всех объединенных русских земель.

Территория и население в XIV-XVI вв. В результате монголо-татарского нашествия и последующих вторжений, а также возникновения на западных границах Руси в XIII-XIV вв. Великого княжества Литовского часть русских земель оказалась в его составе или под властью Польши, Венгрии, Молдавии. На этой территории возникает украинская и белорусская народности. И тем не менее, земли великорусской народности охватили огромную территорию от побережья морей Ледовитого океана на севере до среднего и нижнего течения Оки на юге, от района Пскова на западе до Нижнего Новгорода на востоке.

В XIII-XVI вв. русское население продолжает осваивать северо-восточную территорию. Продвижение происходит двумя потоками: из Новгородской земли и из Ростово-Суздальской Московской. Другие направления — восточное, в Поволжье и на юг от Оки. Проникновения сюда особенно усиливаются во второй половине XVI в.

В первой половине XVI в. территория Московского государства увеличивается с присоединением русских земель Литвы: Чернигово-Северских и Смоленских. Таким образом, к середине XVI в. складывается основная территория Русского государства.

Социально-экономическое развитие в XIV-XV вв.

Конец XIII-XIV вв. — время роста крупного землевладения. Первые вотчины княжеские, церковные, боярские появляются еще в Киевской Руси. В последующее время этот процесс продолжается. Однако вопрос о путях возникновения частной земельной собственности вызывает в науке споры. Одни видят возможность ее появления снизу, когда наиболее состоятельный общинник превращает свой надел в собственность аллод, начинает эксплуатировать менее состоятельных крестьян, становясь постепенно мелким вотчинником. Другой путь — сверху, когда боярские вотчины образовывались путем пожалования великим князем земли. Наконец, была возможна и покупка земли у общины на средства, полученные от неземледельческих доходов например, торговли. Последняя была характерна для Новгородских земель. Однако как бы то ни было, складывающиеся боярские вотчины были первоначально невелики. В условиях господства натурального хозяйства для феодала было в равной степени не нужно производство сельскохозяйственных продуктов на рынок и необходимо личное село, избавлявшее от закупок зерна и мяса, масла и молока. Повседневный, да отчасти, и праздничный стол феодал XIII-XIV вв. должен был поневоле сам себя обеспечивать; лишь заморские деликатесы и виноградные вина представляли здесь покупную провизию. Первоначально более крупная вотчина просто была не нужна. Количественно боярские вотчины также были в это время немногочисленны. Более быстро крупным землевладельцем становится церковь. Возможность ее развития, в частности, была связана с веротерпимостью монголо-татар, поэтому церковные земли освобождались от даней. С середины XIV в. в монастырях происходит переход с келиотского устава к общежитийному. В первом случае монастырь состоял из ряда обособленных келий, а жившие в них монахи имели свое хозяйство, и, таким образом, монастырь в целом не являлся собственником. Во второй половине XIV в. Сергий Радонежский проводит реформу. Согласно общежитийному уставу монахи должны были отказаться от личной собственности, а монастырь становится общиной с коллективной собственностью, получает возможность широко приобретать имущество, в том числе земли. Монастырям начинают жаловать земли князья. Именно этим путем создается первоначальное богатство большинства монастырских вотчин. Со временем, обретя экономическое могущество, церковь станет соперником великих князей а потом и царей в борьбе за государственную власть. Но, несмотря на свой рост, крупное частное землевладение в XIV-XV вв. не являлось господствующим. В северо-восточной Руси не говоря о Севере преобладало свободное общинное крестьянское землевладение. Община в XIV-XV вв. называлась волостью, или черной волостью. Отсюда название — черносошные крестьяне сам термин крестьяне, обозначавший сельских земледельцев, появляется в конце XIV в.. Вопрос о социальной природе собственности в черной волости — сложный и спорный. Ряд исследователей полагают, что черные земли находились в полной собственности крестьянских общин их аллодиальные владения. Другая точка зрения исходит из существования на Руси в XV в. государственного феодализма. Следовательно, крестьяне считаются феодально-зависимыми от государства в целом, а налоги рассматриваются как форма феодальной ренты. Наконец, третьи говорят о черных крестьянах как собственниках своих земель наряду с государством. Спор этот далек от завершения, но ясно одно: положение черносошных крестьян было легче, чем частновладельческих.Впрочем, частновладельческие крестьяне не были однородной массой. Они делились на следующие основные категории: половники и серебряники. Половники представляли собой безземельных крестьян, получавших на обзаведение своим хозяйством определенную денежную ссуду, которую были обязаны погашать половинной долей урожая. Они являлись резервом длявовлечения в зависимость свободного крестьянства. Серебряники — это крестьяне, которым господин давал в долг деньги серебро с условием последующей уплаты с процентами серебро ростовое или же работы за проценты серебро издельное. Уровень эксплуатации в XIV-XV вв. был слабым. Основной формой эксплуатации был натуральный оброк: крестьяне за пользование землей обязаны были платить необходимыми продуктами сельскохозяйственного производства. С конца XV-начала XVI в. натуральный оброк постепенно заменяется денежным. В виде отдельных повинностей существовала отработочная рента: крестьяне обязаны были, например, ловить рыбу, варить пиво, молотить рожь, прясть лен, косить траву. Если они принадлежали монастырю, то еще и работать на пашне, заниматься ремонтом построек и т.д. Что касается наиболее тяжелой повинности крестьян — барщины — то она появляется в конце XV-начале XVI.

 



Иван Калита

Этим воспользовался московский князь Иван Данилович Калита (1325-1340). Он присоединился к карательной экспедиции, организованной ордынцами. В результате этой меры Тверская земля подверглась такому погрому, что надолго вышла из политической борьбы. Князь Александр Михайлович бежал сначала в Псков, а позже в Литву. Правившие в Твери младшие сыновья Михаила Тверского Константин и Василий не могли бороться с сильным и хитрым московским князем. С 1328 г. ярлык на великое княжение вновь оказался в руках московского князя. Кроме ярлыка, Иван Калита получил право сбора ордынского выхода (дани), система басмачества была окончательно отменена. Право сбора дани давало московскому князю значительные преимущества. По образному выражению В.О.Ключевского, не будучи мастером, бить свою братию, князей, мечом, Иван Калита получил возможность бить ее рублем.

Сбор дани великим князем делал регулярными связи между русскими княжествами. Союз русских княжеств, возникший первоначально как подневольный и финансовый, со временем расширил и свое политическое значение и послужил основой для объединения различных земель. Сын Ивана Калиты Семен Гордый (1340-1353) помимо сбора дани обладал уже и определенными судебными правами в отношении русских князей.

При Иване Калите продолжалось территориальное расширение Московского княжества. В это время оно происходило путем покупки князем земель в различных частях страны. Иван Калита приобрел в Орде ярлыки и на целые удельные княжества — Углич, Галич, Белоозеро. В течение всего своего

княжения московский князь поддерживал самые тесные контакты с ордынскими ханами; исправно платил выход, посылал хану, его женам и вельможам подарки, сам часто ездил в Орду. Эта политика позволила обеспечить Московскому княжеству длительную мирную передышку. Почти 40 лет оно не подвергалось нападениям. Московские князья не только могли укрепить свое княжество, но и накопить значительные силы. Эта передышка имела и огромное морально-психологическое значение. Выросшие за это время поколения русских людей не знали страха перед ордынцами, страха, который часто парализовывал волю их отцов. Именно эти поколения вступили при Дмитрии Донском в вооруженную борьбу с Ордой.

Мудрая политика Ивана Калиты создала ему такой авторитет в Орде, что его сыновья Семен Гордый и Иван Красный (1353-1359) не имели конкурентов при получении ярлыка на великое княжение.

Дмитрий Донской

Последний сын Калиты Иван Красный умер, когда его наследнику Дмитрию исполнилось 9 лет. Малолетством московского князя поспешил воспользоваться суздальско-нижегородский князь Дмитрий Константинович (1359-1363). Однако кроме московских князей в закреплении великого княжения за московской династией была заинтересована еще одна сила — московское боярство. Существовавшее при малолетнем князе боярское правительство во главе с митрополитом Алексием путем дипломатических переговоров в Орде и военного нажима на суздальско-нижегородского князя добилось от него отказа от великого княжения в пользу князя Дмитрия Ивановича (1363-1389).

Князь Дмитрий Иванович и боярское правительство успешно укрепляли могущество Московского княжества. Свидетельством возросшего экономического и политического значения Москвы стало строительство в 1367 г. белокаменной крепости — Кремля.

В конце 60-х гг. XIV в. начинается новый этап московско-тверской борьбы. Соперником московского князя выступает сын Александра Михайловича Тверского Михаил. Однако Тверское княжество уже не могло в одиночку противостоять Москве. Поэтому Михаил Александрович привлек в качестве союзников Литву и Орду, что способствовало потере тверским князем авторитета среди русских князей. Два похода на Москву литовского князя Ольгерда 1368 и 1370 гг. закончились безрезультатно, так как литовцы не смогли взять каменных московских стен.

В 1371 г. Михаил Александрович получает в Орде ярлык на великое княжение. Однако ни московский князь Дмитрий, ни жители русских городов не признали его великим князем. В 1375 г. князь Дмитрий Иванович организовал поход на Тверь. Этот поход уже не был только московским: в нем принимали участие отряды суздальских, стародубских, ярославских, ростовских и других князей. Это означало признание ими верховенства московского князя в северо-восточной Руси. Жители Твери также не поддержали своего князя, потребовав от него заключения мира. Согласно докончанию (договору) 1375 г. между Дмитрием Ивановичем Московским и Михаилом Александровичем Тверским, тверской князь признавал себя "братом молодшим" московского князя, отказывался от притязаний на великое княжение, от самостоятельных сношений с Литвой и Ордой. С этого времени титул великого князя Владимирского становится достоянием московской династии. Свидетельством возросшей роли Москвы стала победа русских войск во главе с князем Дмитрием Ивановичем над татарами на Куликовом поле в 1380 г.

Москва была признана как территориальный и национальный центр складывающегося Русского государства. С этого времени в его формировании прослеживаются два процесса: централизация и концентрация власти в руках великого князя внутри Московского княжества и присоединение к Москве новых земель, принявшее в скором времени характер и значение государственного объединения.

 

Куликовская битва (кратко)

Знаменитое сражение в 1380 г. войска московского князя Дмитрия и его союзников с одной стороны против полчищ татаро-монгольского хана Мамая и его союзников – с другой получило название Куликовской битвы.

Краткая предыстория Куликовской битвы такова: отношения князя Дмитрия Ивановича и Мамая начали обостряться еще в 1371 году, когда последний дал ярлык на великое владимирское княжение Михаилу Александровичу Тверскому, а московский князь тому воспротивился и не пустил ордынского ставленника во Владимир. А спустя несколько лет, 11 августа 1378 года войска Дмитрия Ивановича нанесли сокрушительное поражение монголо-татарскому войску под предводительством мурзы Бегича в битве на реке Воже. Потом князь отказался от повышения уплачиваемой Золотой Орде дани и Мамай собрал новое большое войско и двинул его в сторону Москвы.

Перед выступлением в поход Дмитрий Иванович побывал у святого преподобного Сергия Радонежского, который благословил князя и все русское войско на битву с иноземцами. Мамай же надеялся соединиться со своими союзниками: Олегом Рязанским и литовским князем Ягайло, но не успел: московский правитель, вопреки ожиданиям, 26 августа переправился через Оку, а позднее перешел на южный берег Дона. Численность русских войск перед Куликовской битвой оценивается от 40 до 70 тысяч человек, монголо-татарских – 100-150 тысяч человек. Большую помощь москвичам оказали Псков, Переяславль-Залесский, Новгород, Брянск, Смоленск и другие русские города, правители которых прислали князю Дмитрию войска.

Битва состоялась на южном берегу Дона, на Куликовом поле 8 сентября 1380 года. После нескольких стычек передовых отрядов перед войсками выехали от татарского войска – Челубей, а от русского – инок Пересвет, и состоялся поединок, в котором они оба погибли. После это началось основное сражение. Русские полки шли в бой под красным знаменем с золотым изображением Иисуса Христа.

Кратко говоря, Куликовская битва закончилась победой русских войск во многом благодаря военной хитрости: в расположенной рядом с полем боя дубраве спрятался засадный полк под командованием князя Владимира Андреевича Серпуховского и Дмитрия Михайловича Боброка-Волынского. Мамай основные усилия сосредоточил на левом фланге, русские несли потери, отступали и, казалось, что победа близка. Но в это самое время в Куликовскую битву вступил засадный полк и ударил в тыл ничего не подозревающим монголо-татарам. Этот маневр оказался решающим: войска хана Золотой Орды были разгромлены и обратились в бегство.

Потери русских сил в Куликовской битве составили порядка 20 тысяч человек, войска Мамая погибли почти полностью. Сам князь Дмитрий, впоследствии прозванный Донским, поменялся конем и доспехами с московским боярином Михаилом Андреевичем Бренком и принимал в сражении активное участие. Боярин в битве погиб, а сбитого с коня князя нашли под срубленной березой без сознания.

Это сражение имело большое значение для дальнейшего хода русской истории. Кратко говоря, Куликовская битва, хотя и не освободила Русь от монголо-татарского ига, но создала предпосылки для того, чтобы это произошло в будущем. Кроме того, победа над Мамаем значительно усилила Московское княжество.

 

11.Социально-экономическое развитие Русского государства в XV‑XVI веках.

К концу 16в территория России увеличилась почти вдвое по сравнению с серединой века. В нее вошли земли Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, Башкирия.

Население России в конце 16в насчитывало около 9 млн. человек, которые расселялись весьма неравномерно. Наиболее густо были заселены центральные районы: земли по берегам волги от Твери до Нижнего Новгорода, Новгородско-Псковская земля. Не более 2% населения проживало в городах.

Экономика страны носила традиционный характер, основанный на господстве натурального хозяйства. Боярская вотчина оставалась господствующей формой землевладения.

В 16в в структуре феодальной собственности на землю произошли важные изменения: заметно возросла доля поместного землевладения.

Общая тенденция социально-экономического развития страны в 16в – это укрепление феодально-крепостнических порядков. Экономической основой крепостничества была феодальная собственность на землю в 3 видах:

· Поместная

· Вотчинная

· Государственная

По своему социальному положению крестьяне делились на 3 основных группы:

· Владельческие (крепостные) – принадлежали феодалам: боярам, дворянам

· Дворцовые – находились во владении ведомства московских великих князей

· Черносошные (государственные) – были обязаны выполнять повинности в пользу государства.

В начале 16в в России было около 100 городов. К концу 16в – примерно 220 городов. Крупнейшим городом была Москва. Население столицы составляло около 100тыс.

В 16в в городах развивались ремесла и торговля. В Москве появились первые казенные предприятия: Оружейная палата, Пушечный двор, Суконный двор. По всей стране велось крупное по тем временам комплексное строительство. Из различных слоев общества формировалась богатая прослойка купечества. В Москве были созданы привилегированные объединения: гости, гостиная и суконная сотни. В правовом отношении они в значительной степени были уравнены с феодалами – землевладельцами. За это купечество должно было нести государеву службу, способствуя обеспечению государства доходами и товарами.

Центром приморской торговли в 16в стал Архангельск (основан в 1584г).

Вывод: Анализ социально-экономического развития России в 16в показывает, что в стране происходил процесс укрепления традиционной феодальной экономики. Рост мелкотоварного производства и торговли не привели к созданию базы для буржуазного развития.

 

 

12.Централизация русских земель. Московское царство. Внешняя и внутренняя политика царя Ивана III.Доктрина «Москва – Третий Рим».

 

Главной целью в жизни Иван III стало создание единого русского государства под верховной властью одного правителя, государства настолько сильного, чтобы существовать во враждебном мире. Именно на достижение этой цели были направлены все его действия как внутри страны, так и за ее пределами. Мы, таким образом, не можем провести резкой границы между его национальной и внешней политикой. Когда он стал великим князем московским, Великороссия еще оставалась раздробленной, и традиции киевского периода были живы. Не только правители местных великих княжеств, таких, как Тверское, Рязанское или Новгородская земля, но даже сами младшие московские князья не желали признавать верховной власти Ивана III.Важную роль в дипломатии Ивана III (и на Востоке и на Западе) играли коммерческие интересы. Казань и Крым являлись значительными центрами международной торговли и ежегодно привлекали большое количество русских купцов. Московское правительство прилагало значительные усилия, чтобы поддержать их и сохранить торговые пути открытыми. У ханов Золотой Орды оставалась возможность перекрывать дорогу из Москвы в Крым по Дону, когда бы они этого ни пожелали, что они фактически и делали довольно часто. Московским купцам тогда приходилось добираться в Крым западным путем, через территорию Среднего Днепра, который находился под контролем Литвы. Собственно говоря, контроль над этими путями играл заметную роль в столкновениях Москвы с Золотой Ордой и Литвой. В борьбе между римским католицизмом и греческим православием Иван III выступал в роли защитника православия и решительного противника римского католицизма. Как мы видели выше, благодаря этой позиции он сумел подорвать единство новгородцев. Она также привлекла к нему симпатии некоторых западнорусских князей, что служило его интересам в столкновениях с Литвой.


Доктрина:
Основная его мысль — преемство наследования московскими государями христианско-православной империи от византийских императоров, в свою очередь наследовавших её от римских. Ход развития этой идеи можно представить в следующем виде. Величие древнего Рима, мощный рост и обширные размеры его территории, вместившей почти все известные тогдашнему миру страны и народы, высокая степень культуры и успехи романизации породили в современниках убеждение в совершенстве и незыблемости созданного порядка (Рим — вечный город, urbsaeterna). Христианство, восприняв от языческого Рима идею единой вечной империи, дало ей дальнейшее развитие: кроме задач политических, новая христианская империя, как отражение царства небесного на земле, поставила себе задачи религиозные; вместо одного государя явились два — светский и духовный. Тот и другой связаны органически неразрывными узами; они не исключают, но взаимно дополняют один другого, будучи оба двумя половинами одного неделимого целого. Так, в обновленной форме священной римской империи возродилась в средние века идея древнего мира; языческийorbisterrarum превратился в totachristianitas. По вопросу о том, кому принадлежит право быть носителем светской и духовной власти, возникло разногласие: в Зап. Европе признавали таковыми римского (немецкого) императора и папу; на греческом Востоке — византийского императора и патриарха (точнее: собор духовных лиц) . Названия западной и восточной империи — лишь обозначение реальных фактов, но не идейных, ибо и та, и другая империя считала только себя единою, всемирною, исключая возможность существования другой. Отсюда раскол политический и церковный, противопоставление православного Востока латинскому Западу. Императоры византийские видели в Карле Великом бунтовщика, дерзкого узурпатора; ни за Оттонами, ни за Гогенштауфенами они не признавали прав на императорскую корону; германо-романский мир платил им тою же монетою; параллельно этому, представители церквей слали проклятия один другому. Обе стороны были искренно убеждены в собственной справедливости и в этом смысле воспитывали людей своего круга. Таким образом католические народы восприняли мысль, что «Священная Римская империя германской нации» , с папой и императором во главе, есть настоящая законная представительница истинного царствия на земле; народы православные, наоборот, видели в византийском императоре своего верховного главу, а в патриархе константинопольском, совместно с другими — истинного представителя вселенской церкви.

Нравится Пожаловаться

 

 

13.Внешняя и внутренняя политика Ивана IV Грозного. Сословно-представительная монархия. Централизаторская политика опричнины.

 

Внешняя и внутренняя политика Ивана Грозного характеризуется как весьма прогрессивная. Как известно, в то время Россия была в условиях постоянных сражений с Литвой и Польшей. Кроме того, внутри страны время от времени происходили народные волнения, восстания. Государству была необходима крепкая армия. В 1550 году было сформировано Стрелецкое войско. Оно являло собой мощную силу, оказывающую поддержку власти государства. Первый Военный Устав был выпущен в 1556 году. В результате военной реформы, на исходе 16 века русская армия насчитывала больше 100 тысяч солдат. Преобразования Ивана Грозного значительно укрепили военную позицию государства. Внешняя политика Ивана Грозного проводилась по трем главным направлениям. В первую очередь царь боролся за путь к Балтийскому морю на западе. На Востоке шла борьба с Астраханским и Казанским ханством. На юге же Иван Грозный отстаивал границы и защищал русскую территорию от вторжения крымских татар.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 421.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...