Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вклад Казахстана в победу над фашистской Германией.




На территории Казахстана не происходило боевых действий, но казахстанцы активно участвовали и в войне, и в обеспечении Советской Армии всем необходимым для разгрома врага. Следует отметить, что как часть СССР, Казахстан располагал значительными ресурсами, в первую очередь, человеческими, для участия в войне.

Уже в первые 5 месяцев войны были оккупированы районы, где проживало 40% населения страны, производилось 68% чугуна, 58% стали и алюминия, 65% угля, 40% железнодорожного оборудования. Исход войны зависел от того, как быстро удастся наладить «военную экономику», перебазировать производительные силы на Восток.

О вкладе Казахстана в общую победу говорит и то, что в годы Великой Отечественной войны на территории Казахстана формировались воинские подразделения: 12 стрелковых дивизий, 4 кавалерийские дивизии, 7 стрелковых бригад, около 50 отдельных полков и батальонов. В их числе были и национальные соединения – 3 кавалерийские дивизии и 2 стрелковые бригады. На фронт было мобилизовано 1 млн. 200 тыс. казахстанцев. В Казахстане проводилось обучение воинским специальностям (около 2 млн. чел). Казахстанцы участвовали во всех важнейших событиях войны. Пяти дивизиям было присвоено звание гвардейских. Героями Советского Союза стали около 500 казахстанцев, Орден Славы трех степеней получили 110 казахстанцев.

Казахстан принимает эвакуированные предприятия (220 предприятий). Низшая точка падения производства – 1 половина 1942 г. За годы войны в Казахстане построено 460 фабрик, заводов, рудников, шахт. Республика производила 85% свинца, 30% меди, 70% полиметаллических руд. В целом же промышленное производство за 1941-1945 г.г. выросло на 37%. На военные нужды было переориентированы предприятия легкой и местной промышленности.

В восточные регионы переместился центр тяжести по продовольственному обеспечению армии и населения. В сельском хозяйстве самой сложной была проблема кадров: к концу войны до 70-80% всех работающих в сельском хозяйстве составляли женщины. В западных районах Казахстана было размещено около 370 тыс. голов скота из оккупированных районов. Собственное поголовье также было сохранено. Использовался отгонный способ содержания скота. Всего за годы войны Казахстан дал 5.8 млн. тонн хлеба и 734 тыс.тонн мяса.

Народное образование и культура Казахстана в годы войны .

В годы войны республика приняла 149 детских учреждений и 19 тыс. детей, эвакуированных из западных регионов СССР, увеличилось количество детских домов. Быстро развивалась система профессионально-технического и среднего специального образования. В 1940г. в Казахстане было организовано 35 профессиональных учебных заведений, в годы войны ежегодно обучалось в фабрично-заводских училищах более 26 тыс. человек. В конце 30-х годов в республике было 120 средних специальных учебных заведений, выпустивших более 5 тыс. специалистов.

Продолжалось развитие высшего образования. В 1936 г. были приняты постановления, упорядочившие порядок поступления в вузы, вводившие единое учебно-методическое руководство. В 1938 г. при КазГУ была открыта первая в Казахстане аспирантура. В годы войны количество вузов республики увеличилось.

В 1943 г. был открыт педагогический институт иностранных языков, в 1943 г. - Чимкентский технологический институт строительных материалов, в 1944 г. - Консерватория и Женский педагогический институт в Алма-Ате. В послевоенное время появились Карагандинский медицинский (1950), Семипалатинский зооветеринарный (1951). Карагандинский горный институт (1953). Научно-педагогические кадры этих вузов комплектовались как за счет эвакуированных, так и репрессированных ученых и педагогов.
Быстрый рост науки и научных учреждений Казахстана начинается в послевоенный период. 1 мая 1946 г. состоялось торжественное открытие Академии наук Казахстана. Ее первым президентом стал выдающийся ученый К. Сатпаев. И. Бардин, С. Вавилов, И. Мещанинов, В. Обручев были избраны почетными членами Академии. В ее состав вошло 14 академиков и 16 членов-корреспондентов.

В 1942 г. была поставлена опера Е.Брусиловского "Гвардия, алга!", в 1944 - опера А. Жубанова и Л. Хамиди "Абай". В 1940 г. появляется первый казахский балет "Коктем". В годы войны балет Казахского музыкального театра возглавила Г. Березова, на сцене выступили артисты ведущих театров. В июне 1942 г. в Алма-Ате состоялся дебют Г. Улановой.
В республике появляется ряд новых театров. В 1937 г. в Кызыл-Орде был организован Корейский музыкально-драматический театр, в 1944 г. - Театр для детей и юношества (ТЮЗ).



Дискуссионные проблемы истории Великой Отечественной войны в исторической науке.

Дискуссионность данной темы очевидна. Достаточно посмотреть различные книги и статьи по этой проблеме. Это мнения историков Хоффмана, Мельтюхова, Якушевского, Левандовского, Суворова, Юровицкого и многих других. Они спорят, сыпля названиями частей и дивизий, обширными статистическими данными, пытаются разобраться, кто был прав во взглядах на эту войну, а кто нет. Но в целом дискуссия ведется вокруг нескольких проблем. Это проблема экономической и промышленной готовности, расстановки сил и перевооружения армии, дискуссия о том кто хотел напасть первым и когда, разговор о факторе внезапности в наступлении Германии, о том, что понимал Сталин под наступательной войной.

Туркестанский легион. М. Шокай.

Туркестанский легион— подразделение Вермахта, состоящее из представителей тюркских народов CCCР и Центральной Азии (казахи, узбеки, туркмены, киргизы, уйгуры, татары и т. д.), основатель — Мустафа Шокай. Движущей идеей объединения туркестанцев (тюрков Туркестана) и их борьбы против СССР заключались в общности цели освобождения Туркестана от русского гнёта. Источником пополнения Туркестанского легиона являлись военнопленные Советской Армии, а также эмигранты и беженцы, осевшие в европейских странах и в Турции, в том числе потомки из интеллигентских семей. 

Солдатам Туркестанского легиона обещалось создание Туркестанского государства — Большого Туркестана — под протекторатом Германии. При этом оно должно было включать, помимо Средней Азии и Казахстана, еще и Башкирию, Поволжье, Азербайджан, Северный Кавказ и Синьцзян. Элиту будущего государства должны были составить наиболее ариизированные поволжские татары.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 725.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...