Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИЗМЕНЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ




Послевоенный период связан с изменениями методов регу­лирования рыночного хозяйства. Рынок оказался уже не в со­стоянии играть роль единственного автоматического регулято­ра экономики (вне кризисов и войн государство считалось «ночным сторожем» при рынке). В послевоенное время, пожалуй, глав­ным средством экономической политики на Западе стала наци­онализация. С одной стороны, она представляла собой как бы естественное продолжение небывалой милитаризации экономики в период войны, когда всем практически распоряжалось госу­дарство. С другой, считалась самым простым методом изыска­ния средств для ускоренной модернизации экономики. Наконец, победа Советского Союза породила в мире социалистические иллюзии.

В 1940—1960 гг. собственностью британского государства ста­ла угольная, металлургическая, энергетическая, в значитель­ной степени электротехническая и автомобильная промышлен­ность, а также банковская система. Еще более решительно прохо­дила национализация во Франции, отказавшейся после войны от политики международного ростовщичества. В конце 1950-х гг. государству принадлежали почти полностью угольная, газовая, авиационная и автомобильная отрасли, частично нефтяная, оборонная, железнодорожный транспорт, банки и пр. В общем, го­сударство владело около 40% национального богатства и произ­водило на своих предприятиях 13% ВВП.

Создание обширного госсектора экономики не могло не по­влечь за собой применение государственного средне - и долго­срочного народнохозяйственного планирования. Пальма первенства принадлежала Франции, осуществившей в 1947—1980 гг. семь народнохозяйственных планов. Если госсектор этих государств (как в СССР ) получал прямые плановые задания, то планиро­вание частного сектора потребовало косвенных мер (фиксирова­ние цен, предоставление сырья и кредитов, нормирование ино­странной валюты, а также разнообразные меры финансового контроля). Вот как, например, осуществлялись инвестиции в экономику Франции согласно планам 1960-х гг.: государство ин­вестировало электроэнергетику (примерно наполовину), сельс­кое хозяйство (около 1/5), транспорт (на четверть), сферу об­разования и быта (на треть). Остальные инвестиции представля­ли собой среднесрочные банковские кредиты, средства различ­ных фондов, ценные бумаги и пр. В отличие от директивного социалистического планирования (план — это закон!) данный вид экономических программ носил индикативный, необяза­тельный, взаимовыгодный характер и являлся формой государ­ственного вмешательства в экономику при полном сохранении его демократической сути. При помощи индикативного планирования страны Западной Европы восстановили и существенно модернизировали экономику после Второй мировой войны.

В Америке планово-регулирующая роль государства состояла как в государственном предпринимательстве — перманентном создании и столь же перманентной приватизации госсектора (его доля в ВВП 1950—1960 гг. превышала 20%), так и в государ­ственных заказах и закупках промышленной и сельскохозяйствен­ной продукции на сотни миллиардов долларов (особенно боль­шое значение принадлежит государственной платной консерва­ции фермерского хозяйства страны в случае перепроизводства.)

Огосударствление хозяйства стран Запада положительно ска­залось на их социально-экономическом развитии в первом после­военном двадцати пятилетии. Но понижение темпов экономичес­кого роста и повышение уровня инфляции с середины 70-х гг. показали, что данное направление экономической политики подлежит замене. Смены курса требовала и развернувшаяся на­учно-техническая революция, создавшая условия для кардиналь­ного изменения технологической базы. Повышение эффектив­ности хозяйства подразумевало новый подход к управлению про­изводством, в первую очередь, серьезное сокращение государст­венного регулирования. Для этого главные капиталистические страны в 1970—1980 гг. провели широкую приватизацию — пе­редачу права собственности на капитал государственного пред­приятия частным лицам или акционерным обществам. Особая сложность приватизации состоит в том, что ее проведение тре­бует определенного времени, поскольку необходим капитал и решение проблемы занятости на тот период, когда частные соб­ственники смогут выйти на рынок со своей конкурентоспособ­ной продукцией. Функции государства сосредоточиваются глав­ным образом в сфере регулирования финансов и кредита, нало­говой системы. В результате приватизации укрепляется малый и средний бизнес (в ФРГ в конце 1980 гг. в малом и среднем биз­несе было занято 2/3 работающих). Можно утверждать, что про­цесс приватизации явился «палочкой-выручалочкой», выведшей мир из тупика, в который его привела национализация. Поэто­му приватизация быстро охватила не только развитые страны, но и государства «третьего мира». К концу 1980 гг. ее осуществили в более чем 80 странах всех частей света. В большинстве слу­чаев либерализация экономики, возвращение к частной соб­ственности привели к экономическому росту и повышению бла­госостояния людей.

В странах, проигравших войну — Германии, Японии — пос­левоенная модернизация экономики происходила под началом американской военной оккупации. Здесь было либерализировано народное хозяйство, находившееся в тисках тоталитарного управления немецкого нацистского и японского императорско­го государств. Поэтому главное условие господства свободного предпринимательства состояло п демократизации государства и социальной жизни. Гарантируемая оккупационными властями демократизация обеспечила не только гигантский скачок («эко­номическое чудо») Германии и Японии из военной разрухи на самый верх мировой экономики, но и определенные сдвиги в психологии особенно новых поколений немцев японцев, ко­торые представляют собой не рабов своих военных империй, а свободных доброжелательных людей.

Новые критерии

Окончание «холодной войны» и интеграционные процессы в экономике и политике целых континентов поставили, в первую очередь, перед промышленно развитыми странами вопрос от­носительно целей и перспектив дальнейшего экономического развития. Производство для производства не бывает, экономика, сколь не важна она для жизни людей, смыслом жизни служить не может. В мире все более ширится представление о необходи­мости введения специального критерия развития, выраженного в количественной форме, для сопоставления уровня благосос­тояния различных стран. В специальном докладе ООН подчер­кивается, что подобным критерием не может быть уровень про­мышленного развития, ВВП или количество и качество воору­жений. Критерии ООН — это состояние окружающей среды, здравоохранения, санитарных условий, а также наиболее низкий процент детей до трехлетнего возраста, имеющих вес ниже нормы; родов без медицинской помощи; детей, не посещающих школу; женской неграмотности.

Первая пятерка стран по данным критериям почти полнос­тью совпадает с перечнем наиболее экономически развитых стран: 1. Канада. 2. США. 3. Япония. 4. Голландия. 5. Норвегия.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 252.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...