Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 46: Государство и право России после Февральской революции 1917 года. Правотворческая деятельность временного правительства.




После революции февраль-март 1917 года в России ликвидирована монархия, однако вопрос о форме правления и о форме государственного устройства долгое время не был решен, должен был решаться на учредительном собрании. 1 сентября 1917 года Россия была объявлена республикой.

Формально высшим органом власти являлась Гос. дума и Гос. совет. Так же действовали минестерства и Сенат.

В начале марта 1917 года утразднены «старые» царские органы власти: полиция, охранное отделение, жандормерия и Совет Министров.

Новые органы власти:

-Временный комитет членов Государственной Думы. Создан в ходе революции 26 февраля и действовал до октября; .Обладал очень широкими полномочиями: в их руках высшая законодательная и исполнительная власть. 

-Временное правительство. Временное правительство сформировано Временным комитетом.

-Временный совет Российской республики (сентябрь 1917 года). Это был законно-совещательный орган при Временном правительстве. Образован на заседании президиума Демократического совещания. Фактической властью не обладал;

-Всероссийское демократи?ческое совещание (Демократи?ческое совещание) — совещание представителей политических партий и общественных организаций

-Государственное совещание в Москве (известно также как Московское государственное совещание) — всероссийский политический форум, созванный Временным правительством. Проходило 12 (25) — 15 (28) августа 1917 г.

На местном уровне:

- комисары Временного Правительства, совместно с городскими думами и земствами.

- упразднены должности губернаторов и генерал-губернаторов.

А так же:

Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. Создан 27 февраля 1917 года. Орган, контролировавший деятельность Временного правительства. Июнь 1917 года – I Всероссийский Съезд рабочих и солдатских депутатов. На Съезде образован ЦИК.

С точки зрения права, главным правотворческим субъектом было Временное правительство. После революции продолжали действовать практически все дореволюционные правовые акты (Свод законов Российской Империи, Уголовное уложение, Судебные уставы 1864 года, Устав о промышленном труде 1913 года).

Наряду с ними действовали акты временного правительства:

- 3 марта 1917 года – Декларация Временного правительства: провозглашалась политическая амнистия, свобода слова, печати, собраний, союзов и т.п.; отменены сословные и национальные ограничения (Конституционный характер);

- 22 марта. Постановление об отмене вероисповедания и национальных ограничений.

- 25 марта. Постановление об отмене смертной казни

- 12 апр. Постановление о собраниях и союзах

- Временное положение о милиции

- 14 июля Постановление о свободе совести

-30 мая Постановление о судах по административным делам. В России впервые вводилась административная юстиция.

- 21 мая Закон о волостном земстве, по нему ликвидировались земские начальники, органы, сословного крестьянского управления и учредительные земские волостные учреждения и управы, значительно расширялись компетенции земских органов;

- 23 сент. Положение о выборах в Учередительное собрание. Это первый нормативный акт, который официально закрепил демократические выборы (прямые, равные, тайные, всеобщие)

 

Вопрос 47: Образование Советского государства (октябрь 1917). Система органов государственной власти советской России. + Судоустройство.

Советская власть в России была установлена в результате большевистского восстания 24-25 октября 1917 года. В ходе этого переворота было свергнуто образованное в конце февраля 1917 года Временное правительство. Переход всей полноты власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов был официально подтвержден решением II Всероссийского съезда Советов 26 октября 1917 г. с установлением советской власти было связано и образование Советского государства – Республики Советов (РСФСР)

Переход власти к Советам в стране осуществлялся постепенно, в одних регионах мирным, а в других – насильственным путем. Прежний государственный аппарат упразднялся. Основная масса дореволюционных органов была ликвидирована к началу 1918, а полностью они были упразднены в середине 1918 г.

Процесс формирования советской политической системы закреплялся в правовых актах, принимавшихся новой властью:

- «Декрет о власти», принятый II Всероссийским съезда Советов 26 октября 1917 г., Декретом о власти было положено начало формированию нового государственного механизма: для управления страной создавалось рабочее и крестьянское правительство – Совет народных комиссаров, а также органы отраслевого управления – народные комиссариаты.

-Декларация прав народов России, принятая СНК 2 ноября 1917г., В Декларации прав народов России провозглашалось уничтожение национального гнета, право наций на самоопределение, свободное развитие национальных меньшинств и этнических групп.

-Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая ВЦИКом 3 января 1918 г. и утвержденная III Всероссийским съезда Советов, В Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа закреплялись все произошедшие изменения в стране после прихода к власти большевиков. Эти преобразования определялись как основа для построения общества на социалистических началах.

-Декрет ВЦИК и СНК от 11 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов»,

-Декрет СНК от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства».

 Наиболее важным актом, отразившим важнейшие социально-экономические и политические преобразования первых месяцев советской власти, стала Конституция РСФСР. Она была принята 10 июля 1918 года V Всероссийским съезда Советов и вступила в силу с 19 июля 1918 года.

Первая отечественная конституция закрепила следующую систему органов власти в Советском государстве:

1.Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Он являлся высшим органом власти, принимавшим решение по наиболее важным вопросам, при этом съезд был уполномочен принимать на свое рассмотрение любые вопросы. Съезд формировался из представителей нижестоящих советов – городских советов и губернских съездов советов. По конституции съезд должен был созываться ВЦИКом не реже 2 раз в год, допускалась возможность созыва чрезвычайных съездов.

2.Всероссийский Центральный исполнительный комитет. Формировался Всероссийским съездом Советов из его делегатов, был ответственен перед съездом и в период между съездами считался высшей властью в стране. ВЦИК являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. В конституции упоминался и такой орган власти как Президиум ВЦИК (ст.45), однако его правовой статус не регламентировался. Позднее его место было определено VII Всероссийским съездом Советов: должен был вносить проекты декретов на рассмотрение ВЦИК, наблюдать за исполнением его постановлений. В период между заседаниями ВЦИК Президиуму предоставлялось право издавать в порядке управления необходимые постановления от его имени.

3. Совет народных комиссаров РСФСР (СНК). Являлся советским правительством, формировался ВЦИКом. Согласно ст.38 конституции СНК должен был принимать «все меры, необходимые для правильного и быстрого течения государственной жизни», в том числе посредством издания декретов, постановлений, инструкций. СНК был ответственен перед Всероссийским съездом Советов и ВЦИКом.

4.Народные комиссариаты (наркоматы). Формировались ВЦИКом для руководства отдельными отраслями управления. В соответствии со ст.18 конституции выделялось 18 наркоматов, каждый из которых возглавлял народный комиссар. При народном комиссаре создавалась коллегия под его председательством. Народные комиссары и коллегии были ответственны перед СНК и ВЦИКом.

5.Областные, губернские, уездные и волостные съезды советов, городские и сельские советы. Региональные советы обладали самостоятельностью в решении местных вопросов, но при этом должны были действовать в соответствии с актами вышестоящих органов. Они избирали свои исполнительные комитеты, которые занимались проведением в жизнь решений советов и всей текущей работой.

Выборы в органы власти были тайными, но при этом не являлись всеобщими, равными и прямыми.

Система органов власти строилась на принципе демократического централизма. Он предусматривал формирование вертикали власти, при которой нижестоящие советы опирались в своей работе на решения, принятые вышестоящими советскими органами, хотя при этом они обладали достаточно широкими полномочиями для решения вопросов на своем уровне. Также демократический централизм исключал возможность существования принципа разделения властей.

Яркой особенностью советской политической системы являлось отсутствие должности главы государства. Формально функции коллективного руководителя возлагались на постоянно действующий высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган. (ВЦИК)

Также в советский период отсутствовало понятие местного самоуправления. В настоящее время органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В СССР же к государственным органам относились и низовые органы власти.

Отличительной особенностью депутатского статуса в советском государстве был императивный мандат, который предполагал тесную связь депутата и его избирателей. Такой мандат предусматривает обязанность депутата выполнять свои предвыборные обещания, периодически отчитываться перед избирателями, которые при этом вправе отозвать депутата за ненадлежащее выполнение им своих обязанностей.

 Судоустройство:

- народные суды

-Рвтрибуналы

Декреты:

-Декрет о суде №1 - Упразднил все дореволюционнные судебные органы, созданные реформой 1864г. Ликвидировались прокуратура и адвакатур, инстити=ут судебных следователей. Взамен их создавались местные коллегиальные суды, состоявшие из постояного судьи и двух очередных народных заседателей. Состав суда избирался местными Советами. Подсудность местных судов была ограничена кругом менее важных гражданских(сумма иска три тысячи рублей) и уголовных (до двух лет лишения свободы) дел. Обвинителями, защитниками и поверенными в судемогли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами по Конституции. Для обжалования решений местных судов создавались уездные, а в столицах — столичные съезды местных судей. При этом Декрет о суде № 1 отменил апелляционный порядок обжалования судебных дел, предусматривавший их полный пересмотр, и установил только кассационный, согласно которому проверке подлежали судебные приговоры, не вступившие в законную силу.

Для борьбы с контрреволюцией и саботажем учреждались рабочие и крестьянские революционные трибуналы. Они действовали в составе председателя и шести очередных народных заседателей, избиравшихся местными Советами. Деятельность революционных трибуналов, а также перечень применяемых ими репрессивных мер, регулировались Инструкцией Наркомата юстиции от 19 декабря 1917 г. Характерно, что смертная казнь в качестве меры наказания ею не предусматривалась.

- Декрет о суде № 2. Была расширена подсудность местных судов. Для рассмотрения дел, превышающих таковую, но не относящихся к компетенции ревтрибуналов, были учреждены окружные народные суды. Их состав включал трех членов и четырех народных заседателей, которые избирались местными советами.

Окружной суд имел уголовное и гражданское отделения и охватывал несколько уездов. Производство по гражданским делам осуществлялось составом из трех постоянных членов окружного суда и четырех народных заседателей. Уголовные дела рассматривались окружным судом в составе 12 очередных народных заседателей под председательством одного члена суда. Двое заседателей при этом были запасными. Председательствующий в суде, включая вынесение приговора, имел лишь совещательный голос. Народным заседателям предоставлялось право отвода председательствующего на всех стадиях процесса, а также разрешать по существу вопрос не только о факте преступления, но и о мере наказания. При этом они могли снижать наказание по своему усмотрению.

Для предварительного следствия по некоторым категориям дел, относящихся к компетенции окружного суда, воссоздавались следственные комиссии в составе трех лиц, избираемых исполкомами местных советов. Со стадии предварительного расследования допускалось участие защиты в уголовном процессе.

Впредь в качестве официальных обвинителей и защитников могли выступать только члены созданных при местных советах коллегий правозащитников. Кассационной инстанцией для окружных судов служили создаваемые для этого областные суды. Декрет о суде № 2 ввел судопроизводство на местном языке.

- Декрет о суде № 3. Внивь расширена компетенция местных судов (до 10 тыс.руб. ; до 5 лет). Следственные комиссии переподчинялись местным Советам. Кассационные жалобы рассматривалиСоветы местных народных судей, сформированные из постоянных судей нижестоящих судов. В Москве создовался Кассационный суд для расмотрения жалоб на решения и приговоры окружных судов.

- Положение о народном суде РСФСР (ноябрь 1918 г.) унифицировало судебную систему республики. Учереждалась единая форма суда - народный, состоявший из одного народного судьи и нескольких (2 или 6) заседателей.Выбор судьи осуществлялся местными Советами, заседатели утверждались исполкомом местного Совета. Кандидаты должны были пользоваться избирательными правами и иметь опыт политической работы. В своей деятельности суды должны были руководствоваться декретами советской власти и "социалистическим правосознанием". Защиту и обвиненеие осуществляли коллегии при уездных и губернских исполкомах, избираемые Советами. Предварительное следстви проводили следственные комиссии, милиция, либо сами судьи.

Принципами нового судебного права стали:

- коллегиальность в принятии суд. решений

- уменьшение роли судебного профессионализма

- расширение судебного правотворчества

- вторжение в судопроизводство социальных и политических мотивов

-сближение судебной и властноуправленческой деятельности Советов.

 

Вопрос 48: Формирование нового права в первые годы советской власти. Первые советские кодексы 1918г.

Новое право начало формироваться практически "с нуля". Декрет о суде № 1 допускал применение старых правовых норм, если они не противоречили идеям и принципам нового гос-ва, так как имели место пробелы в праве.

ГП:

Гражданское право. В области гражданского права важнейшим обстоятельством было возникновение и развитие института социалистической собственности.Отмена ЧС - цель законодательств, это проявлялось в частной сфере и в сфере где задействовано государство. В первые месяцы началась массовая национализация, которая затронула крупную и среднюю промышленность, банковский сектор.

В основе ее формирования находились: ликвидация частной собственности на землю, леса, недра и воды; национализация заводов, шахт, транспорта, банков, средств связи и т.д. Национализация явилась новым способом возникновения собственности — государственной социалистической. Объекты государственной собственности изымались из гражданского оборота.Государственная социалистическая собственность формировалась также путем правопреемства на дореволюционную государственную собственность.

Частнокапиталистический оборот и регулирование хозяйственной жизни происходили в этот период под влиянием административно-правового регулирования имущественных отношений. Сделки с недвижимостью запрещались, — сначала в городе, а затем в деревне.(Декрет от 14 дек. "о заперщении сделок с недвижимостью")

Государством регулировались отношения купли-продажи также путем установления твердых цен на хлеб и другие важнейшие продукты. Создавались специальные комитеты, регулировавшие цены и осуществлявшие контроль над ними.

Устанавливался новый порядок наследования. Декретом ВЦИК от 27 апреля 1918 г. наследование капиталистической собственности по закону и завещанию отменялось.Наследники могли расчитывать только на часть наследства неболее 10 тыс.руб. Наряду с этим ограничевалось дарение частной собственности (Декрет ВЦИК от 20 мая ) Запрещалось предовать в дар имущество стоимостью свыше 10 тыс.руб.

Так же по Декрету ВЦИК от 20 августа 18 года "об отмене ЧС на недвижимость в городах" была проведена национализация жилых помещений в городах.

Декрет от 29 окт. 18 г "о земле"

 навсегда отменил право ЧС на землю.

 

Трудовое право:

Трудовое право. Первым Советским декретом о труде был декрет СНК от 29 октября 1917 г. «О восьмичасовом рабочем дне». Согласно нему продолжительность рабочей недели не должна была превышать 48 часов. Сверхурочные работы разрешались только в исключительных случаях соответствующими рабочими организациями. Дети до 14 лет к работе не допускались вовсе. Для несовершеннолетних устанавливался шестичасовой рабочий день. Женщины и несовершеннолетние не допускались к сверхурочным и тяжелым работам. Запрещалась работа в ночное время (с 21 до 6)

22 дек. Дикретом ВЦИК был введен отпуск по беремености и родам (8 недель до и после) за счет соц. страхования.

1 ноября 1917 г. было опубликовано правительственное сообщение «О социальном страховании». Таковое стало распространяться на всех рабочих и служащих. Принятые в декабре 1917 г. декреты об отдельных видах социального страхования охватывали случаи потери трудоспособности, а также безработицы. Страховые фонды формировались за счет средств, поступавших от предприятий.

КЗоТ

10 декабря 1918 г. в Собрании узаконений РСФСР был опубликован и, таким образом, введён в действие первый советский Кодекс законов о труде (КЗоТ) — единый систематизированный законодательный акт, предназначенный для регулирования труда лиц, работавших за вознаграждение. Все существовавшие и вновь создаваемые по вопросам труда постановления, а также отдельные договоры и соглашения впредь учитывались лишь при условии, если они не противоречили кодексу.

Кодекс законов о труде.

При составлении Кодекса использовались нормативно-правовые акты, изданные различными государственными органами, документы профсоюзных и иных общественных организаций, тарифные соглашения, также учитывалась практика регулирования трудовых отношений. КЗоТ 1918 г. состоял из введения и 9 разделов («О трудовой повинности», «Право на применение труда», «Порядок предоставления труда», «О предварительном испытании», «О переводе и увольнении трудящихся», «О вознаграждении за труд», «О рабочем времени», «Об обеспечении надлежащей производительности труда», «Об охране труда»), содержащих 137 статей. К Кодексу прилагались правила о порядке установления нетрудоспособности, о выдаче пособий трудящимся во время их болезни, о безработных и выдаче им пособий, о трудовых книжках, о еженедельном отдыхе и праздничных днях.

В первом советском своде законов о труде было установлено участие рабочих организаций в решении вопросов о найме и увольнении; месячный отпуск с сохранением содержания для всех трудящихся, проработавших непрерывно не менее одного года; государственное урегулирование заработной платы на основе тарифов, вырабатываемых профсоюзами; создание органов, обязанных предоставить работу безработным. Впервые в мире было возведено в закон требование об установлении 8-часового рабочего дня, выдвинутое ещё в 1866 г. на Женевском конгрессе I Интернационала.

Семейное право:

18 декабря 1917 г. был принят Декрет «О гражданском браке, о детях и о введения книг актов гражданского состояния». Церковный брак как обязательная форма отменялся и устанавливался гражданский брак, регистрируемый в соответствующих государственных органах. Супруги признавались равноправными. Дети рожденные в браке и вне брака также уравнивались в правах.

19 декабря 1917 г. был принят Декрет «О расторжении брака», который отснял установленные ранее к этому препятствия.

КЗАГС

15 ноября введён в действие второй советский Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (КЗАГС) был утвержден ВЦИК 16 сентября1918 г.

В разделе Кодекса "Брачное право", так же как и в Декрете о гражданском браке, указывалось на признание государством лишь гражданского брака, но в отличие от Декрета Кодекс содержал положения, определявшие судьбу церковных браков, заключенных до опубликования Декрета: они были легализованы, однако по этому вопросу на местах и даже в центре существовали разногласия. Зачастую церковный брак рассматривался лишь как свидетельство фактических брачных отношений. Устранялись такие препятствия для вступления в брак, как разноверие, монашество, обет безбрачия. Кодекс 1918 г. распространял принцип единобрачия на всех граждан России (ст. 68), установил единый возраст для вступления в брак – 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин, причем верхний предел не ограничивался.По Кодексу был расширен круг лиц, между которыми могли заключаться браки, за счет снятия запрета вступать в брак со свойственников и с дальних родственников. Без особых разрешений стали допускаться браки между двоюродными братьями и сестрами, между тетками и племянниками, между дядями и племянницами. Запрет относился лишь к родственникам по восходящей и нисходящей линии, а также к полнородным и неполнородным братьям и сестрам.

Кодекс не требовал от вступающих в брак разрешения родителей, опекунов или попечителей, а лицам, состоявшим на военной или гражданской службе, не было необходимости испрашивать дозволения начальства. В отличие от церковных правил, по которым не допускалось вступление в четвертый брак, гражданский брак мог заключаться последовательно любое число раз. Кодекс по-новому решил вопрос о фамилии супругов, предоставляя возможность выбора или фамилии мужа, или жены, или соединенной фамилии. Равноправие женщины с мужчиной подчеркивалось и решением вопроса о гражданстве супругов. В Кодексе оговаривалось, что перемена гражданства (ст. 103) могла последовать только по специальному желанию жениха или невесты.

В области имущественных отношений супругов Кодекс сохранял принцип раздельной собственности мужа и жены. Кодекс закреплял важный принцип, о котором в первых советских декретах не говорилось: «Основой семьи признается действительное происхождение» (ст. 133). Это означало, что только реальное происхождение ребенка от своих родителей могло порождать права и обязанности детей и родителей, а также братьев и сестер. Внебрачные дети приравнивались к рожденным в браке.

Отцовство устанавливалось местным отделом ЗАГСа, а в случае споров – судом.

Кодекс возложил обязанность по взаимному содержанию не только на родителей, но и на других восходящих и нисходящих родственников, а также на полнородных и неполнородных братьев и сестер. Кодекс законов об актах гражданского состояния отменил институт усыновления, так как под видом усыновления делалась попытка эксплуатации детского труда. В этом свете отмена усыновления была демократическим нововведением. Кодекс 1918 г. явился основным законодательным актом в области семейного права рассматриваемого периода. Он действовал без каких-либо изменений на протяжении 8 лет и содействовал уравнению женщин в правах с мужчинами и развитию их гражданского самосознания.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 550.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...