Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 43: Гражданское законодательство России на рубеже XIX-XX веков.




Гражданское право на рубеже 19-20 веков.

Основные моменты

1.        После реформ 60-х годов Александра 2 вследствие развития капитализма, буржуазных отношений, гражданское законодательство в значительной степени совершенствуется. Это выразилось в следующем: развитие получило коммерческое законодательство (предпринимательская деятельность), в его рамках были приняты Торговый Устав, Биржевой Устав, Вексельный Устав, Устав о торговой несостоятельности, Ремесленный Устав. Всё вместе это – Коммерческое законодательство. Получило развитие законодательство о юридических лицах, прежде всего о коммерческих юридических лицах.Закон разделял все юридические лица на публичные, частные, соединения лиц, учреждения. С 1881 года началась работа по подготовке гражданского Уложения. Слово кодекс не использовалось до революции. До этого гражданское право не было кодифицировано. Работа велась долго привлекались специалисты-практики – Шершеневич, Победоносцев. Проект гражданского Уложения в итоге был разработан, но не был утверждён, и так и остался проектом. Таким образом, до Революции не было отдельного законодательного акта (Кодекса) в сфере гражданского права. Законодатель посчитал, что Россия ещё не готова для применения прогрессивных правил в Уложении, и первый гражданский кодекс был принят в СССР.

2.        С точки зрения семейного права, в 1902 году был издан закон о внебрачных детях, который ввёл некоторые послабления в предыдущие правила. Допускалось усыновление детей и этот статус признавался законно, незаконнорожденные – внебрачные.

3.        В 1914 году был принят закон, по которому супруги получили право жить раздельно.

Вещное:

 Вещи по закону делились на движимые и недвижимые, родовые и благоприобретенные. (Особую группу недвижимостей составляли заповедные и майоратные земли. Заповедные земли могли принадлежать только потомственным дворянам и иметь соответствующие размеры; они не отчуждались ни в какой форме, не облагались налогами, на них не распространялись сроки давности, они не могли дробиться; с 1899 г. появилась новая категория недвижимости –временно заповедные земли.) Закон давал определение собственности: "Власть, установленная гражданскими законами, исключительная и независимая от лиц посторонних, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и постоянно". Право собственности защищалось исковой давностью, срок которой устанавливался в десять лет. Практика также знала ряд ограничений, налагаемых на право собственности. Прежде всего, это были сервитуты ("право участия общего", или личные сервитуты). В 1895 г. крестьянским обществам было запрещено отдавать свои надельные земли в залог частным лицам, решением Сената 1895 г. было определено, что усадебная оседлость является не личной, а мирской собственностью. При отсутствии завещания супруги получали седьмую долю, сестры при братьях - четырнадцатую часть недвижимого и восьмую часть движимого имущества. Усыновленные наследователи получали только благоприобретенное имущество, не законнорожденные вовсе устранялись от наследства. Ближайшие родственники устраняли от наследства последующих, нисходящие - боковых, первые нисходящие (дети) - вторых (внуков). Имущество крестьянского двора могли наследовать только члены семьи.

Обязательственное:

Основаниями для возникновения обязательств служили: договор, "как бы договор"(промежуточная форма), правонарушение, "как бы правонарушение", "прочие факты". Практика и закон знали большое число договоров: подряда и поставки, казенного подряда, имущественного найма (допускалась аренда предприятий на срок до тридцати шести лет), займа и ссуды(допускалась шестипроцентная ссуда), товарищества(полного, на вере, на паях). В 1870 г. принимается положение об акционерных компаниях, о страховании, личном найме(правила, регулирующие этот договор, были разбросаны по разным актам), доверенности или поручительстве. Обеспечение обязательств осуществлялось посредством задатка залога, неустойки, поручительства. Специфическими договорами, известными русскому праву, были договор запродажи и мировая сделка. Договоры могли заключаться в разных формах: крепостным порядком, засвидетельствованием "у крепостных дел" или "у дел маклерских", домашним порядком. Закон стремился преодолеть установленные ранее традиции и порядки: запрещалась средневековая по своему характеру мена недвижимости и безвозмездные сделки с нею. Родовые недвижимости теряли свой сословно-дворянский характер: из них выделялись крестьянские наделы, на них строились фабрики и заводы. Формулируется понятие вечной собственности. Появляются новые виды договоров: комиссии, страхования, товарищества (новые виды его), издательский. В 1861 г. принимается положение "О найме рабочих для казенных и общественных работ". В 1870-1874 гг. разрабатывается проект закона о найме рабочей силы, новых принципах трудового права. В ходе контрреформ (в 1886 г.) издается особое положение о найме на сельские работы, включавшее некоторые архаичные элементы: заключение договора по особой форме (договорные листы выдавались волостными правлениями), использование полиции для розыска самовольно ушедших рабочих. В 1882, 1886 и 1897 гг. издаются новые законы о фабричных рабочих; в 1886 г. для регулирования фабричных порядков создаются специальные губернские присутствия. Быстро развивалось коммерческое законодательство.

 


Вопрос 44: Изменения, произошедшие в государственном строе Российской Империи, в период революции с 1905-1907 гг.

Совета министров (ИВ)

Признаком реформирования государственного строя стало введение Указом от 19 октября 1905 г. «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств» объединенного правительства — Совета министров. Указ завершил процесс объединения министерств, ввел пост председателя Совета министров, который занял С.Ю. Витте. Однако заключенная в нем новая государственно-правовая форма, установившая исключительное право царя на назначение министров и председателя, а также ответственность правительства перед царем, а не перед законодательной Думой, созыв которой предстоял, оставляла исполнительную власть под контролем самодержца.

20 февраля 1906 г. было издано «Учреждение Государственной думы», которое определяло пятилетний срок ее полномочий. Однако царь мог распустить Думу досрочно и назначить новые выборы. Он же определял и длительность сессий думы (обычно Дума заседала семь-восемь месяцев в году). Первые выборы в Думу состоялись весной 1906 г.

Дума и Гос.совет (ЗВ)

Дума:

Другим важнейшим направлением государственных реформ был пересмотр Положения о выборах в думу от 6 августа 1905 г. 11 декабря 1905 г. императором был подписан Указ «Об изменении Положения о выборах в Государственную думу». Согласно избирательному закону 11 декабря выборы оставались куриальными и многостепенными (сначала избирались выборщики, а затем из их числа — депутаты), неравными, непрямыми, не всеобщими. При этом один выборщик приходился на 90 тыс. рабочих, 30 тыс. крестьян, 4 тыс. горожан и 2 тыс. землевладельцев. Сохранялись запрет на участие в выборах женщин и военнослужащих, а также возрастной ценз (25 лет).

Состав Государственной думы разных созывов менялся, но в целом он являлся более демократическим, чем состав Государственного совета, который имел аристократический характер и должен был служить надежным буфером между Думой и верховной властью, солидным корректором излишне горячных действий Думы. Двухпалатная система означала, что любая реформа могла быть осуществлена только в условиях обоюдного согласия законодательных палат.

Гос. Совет:

В связи с созданием законодательной Государственной думы был преобразован Государственный совет. Его правовое положение определялось «Учреждением Государственного совета», изданным 20 февраля 1906 г.

Из законосовещательного органа, все члены которого назначались царем. Государственный совет становится верхней законодательной палатой, получившей право утверждать или отклонять законы, принятые Думой. Изменен был и состав Государственного совета. Численность его членов увеличивалась втрое (до 190 человек). Он формировался наполовину из членов, назначаемых царем (включая председателя Совета), а наполовину — из выборных членов.

Полномочия Государственного совета и Думы были в принципе схожими. Оба органа созывались и распускались императором, он же определял время работы и отдыха (каникул). Думе и Государственному совету принадлежало право законодательной инициативы, если дело не касалось издания Основных государственных законов. Обе палаты имели право запроса министрам о незакономерных действиях администрации. Право запроса служило средством контроля действий исполнительной власти. В компетенцию этих органов входили вопросы законодательства (требующие издания, изменения или отмены законов) и финансов (утверждения бюджета, штатов и смет государственных ведомств, разрешения государственных займов, постройки железных дорог и крупных предприятий казной).

 

17 октября Николай II утвердил "всеподданнейший" доклад Витте и подписал манифест "Об усовершенствовании государственного порядка". Этим манифестом правительство даровало России буржуазные свободы (слова, печати, личности, совести, собраний и союзов), пообещало привлечь к участию в Государственной думе ("по мере возможности") те классы населения, которые были совсем лишены избирательных прав (подразумевался, прежде всего, рабочий класс), а Государственная дума признавалась как законодательное учреждение.

 

Процесс реформирования государственного строя получил завершение в новой редакции «Основных законов Российской империи» от 23 апреля 1906 г.

 

По сравнению с редакцией 1832 г. содержание Основных законов 23 апреля 1906 г. было дополнено тремя новыми разделами, определявшими прерогативы монарха, регламентировавшими права, свободы и обязанности российских подданных, закреплявшими правовое положение органов народного представительства. «Основные законы» подтвердили незыблемость самодержавия, заменив слово «неограниченная» при определении прерогатив императорской власти на «верховная». Вопрос о царском титуле был поднят самим Николаем II, заявившим, что его «мучает чувство», имеет ли он перед своими предками право отказаться от самодержавия. Царь желал объявить свою власть неограниченной, однако никто из участников обсуждения на это не согласился. «Следует только слово исключить, а власть сохранить», — советовали императору министры.

 

Император сохранил всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство. Он руководил внешней политикой, армией, флотом, имел право издавать законы в виде чрезвычайных указов в перерывах между сессиями Думы в чрезвычайных обстоятельствах, «в видах предотвращения грозящей государственному порядку опасности» (ст. 87 Основных законов). Эта мера послужила источником для формирования «чрезвычайно-указного» права. Однако действие чрезвычайного указа прекращалось, если соответствующий законопроект не вносился в Государственную Думу в течение первых двух месяцев после возобновления ее занятий.

 

Произошло некоторое ограничение власти царя в законодательной сфере. Законодательную власть император делил с Государственным советом и Думой, окончательно утверждая законопроекты, принятые этими органами. Между тем император сохранил полноту исполнительной власти, которая осуществлялась им через Совет министров, министерства и губернаторский корпус. Судебная власть осуществлялась от имени императора, хотя была достаточно самостоятельной.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 477.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...