Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 3: Организация власти и управления в государстве.




Древнерусское государство было раннефеодальной монархией. Во главе был Великий князь, которому подчинялись удельные князья. Престол передавался по наследству: сначала по принципу старшинства, а потом по отчине (старшему сыну).

Система управления:

Первоначально была десятичная (численная) система управления, как называл его Владимирский-Буданов, земская. Все население делилось на тысячи, сотни, десятки, во главе стоял ответственный человек – тысяцкий, сотни возглавлял сотский, а десятки – десятский. Они являлись военачальниками, осуществляли административные и судебные функции. Её сменила в X в. дворцово-вотчиновая (центр управления – княжеский двор, во главе с дворецким).Аппарат управления двором князя одновременно распространял свои полномочия и на все государство.  Князь опирался на боярский совет, вече.

Последнее слово в важнейших вопросах государственной жизни принадлежало народным собраниям – вече. Вече нередко само избирало князей на княжения и смещало неугодных ей правителей. Устойчивость положения князя зависело от отношений с народом. Вече также вмешивалось в дела управления: участвовало в назначении и смене княжеской администрации. Тысяцкий председательствовал в отсутствии князя на вече, выполнял полицейские функции, командовал народным ополчением, ведал торговыми делами.

При князе каждой земли был совет из бояр, в принятии важных государственных решений князья не могли обходиться без совета с «боярами думающими». Владимирский-Буданов рассматривал этот орган как постоянный совет с вполне определенным составом и называет его боярской думой, она также участвовала в решении законодательных вопросов. В отдельных случаях на совет приглашались тысяцкие, представители высшего духовенства.

Ослабление (со временем) власти великого киевского князя и рост власти крупных феодальных землевладельцев стали причиной создания такой формы государственно-властного органа как феодальные (княжеские с участием некоторых бояр и православных священников) съезды (свемы). Особенно известен организованный кн. Владимиром Мономахом Любечский съезд 1097 года. Свемы решали наиболее важные вопросы: о военных походах, о принципах взаимоотношений князей друг с другом, о законодательстве.

Судебные органы

Управление и суд князь осуществлял в основном через тиунов. Они занимали неравное положение. Самым влиятельным тиуном был дворецкий, который ведал всем хозяйством. Также существовали ключники, тиуны соколиной охоты и другие. Специализированных судов не существовало,  суд не был отделен от администрации. Для данного периода характерно смешение судебных и государственных полномочий. Судебными полномочиями обладали различные органы:  князь, бояре, церковь, наместник.

Вооруженные силы Киевского государства состояли из профессиональной постоянной части – дружины и народного ополчения – "воев". Ополчение строилось на основе десятичной системы управления: во главе его стоял тысяцкий, более низкими начальниками были сотские и десятские.

 Местное управление осуществляли наместники (город) и волостели (село), которые получали «корм». Органом местного крестьянского самоуправления была вервь – сельская территориальная община, выполнявшая, в частности, административные и судебные функции. Так же местное управления осуществлялось сыновьями князя

Вопрос 4: Источники права в Древнерусском государстве.

Существует немало споров по поводу того, что появилось раньше государство или право?

Ответ зависит от того, что мы понимаем под правом. Дореволюционная наука, например, Егоров считает, что право появилось еще до государства. Возможно, это точка зрения и имеет место быть, но лишь в том случае, если право мы не рассматриваем с юридической стороны, с позиций современности. Обычное право мы не может рассматривать как право современное. (Также Владимирский-Буданов, Капустин)

Я согласна с мнением других ученых, например, Чистяковым, который утверждал, что право появилось вместе с государством. Право служит инструментом проводимой государством политики. Право, с позиции современности, это система общих обязательных НПП, формально выраженных в актах, договорах и иных формах права, обеспеченные мерами государственного и иного воздействия, а также служащее особым регулятором поведения людей, их коллективов, организаций. Считается, что государство – творец права.

Изначально право существовало в устной форме и передавалось из уст в уста.

Источники:

1. В догосударственный период, а потом и с появлением государства на Руси действовало обычное право. Оно вырабатывалось самой жизнью, подчинялось строю жизни, правилам общения. Возникновение Древнерусского государства естественно сопровождалось формированием древнерусского права, исторически первым источником, которого были правовые обычаи - нормы обычаев доклассового общества, санкционированные возникающим государством. Среди них можно встретить кровную месть, принцип талиона -"равным за равное". Совокупность этих норм летописи и иные древнейшие документы называют "Законом русским".

2. О том, каким было древнерусское право, мы узнаем из договоров: договоры с Византией 911, 944, 971. В них переплетаются нормы византийского и русского права. В них закреплялись нормы торговли, нормы уголовного права, нормы гражданского права (формы наследования: по завещанию, по закону). В договорах упоминалась смертная казнь, штрафные санкции, регламентировалось право найма на службу, меры по поимке воров, регистрации отдельных товаров. При этом предусматривалась реализация права кровной мести и других норм обычного права. Нормы договорного права закрепляются не только в договорах с Византией, но и в междукняжеских договорах, договорах с вольным Новгородом. Договоры содержали нормы международного частного,торгового, уголовного и гражданского права.

3. Византийское право (прежде всего, церковные законы). С введением христианства началась рецепция (заимствование) византийского права. Наиболее яркий пример – Номоканон, содержал церковные и светские законы. На его основе были написаны кормчие книги, на которых строился церковный суд.

4. Княжеские (церковные) уставы. Указ Владимира Святого «О десятинах, судах и людях церковных» - первый письменный опыт княжеской законодательной деятельности. Указ князя Ярослава о церковных судах. Они содержали в себе нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против Церкви, нравственности и семьи, также определялась юрисдикция церковных органов и судов. Светское законодательство князей было дополнением к нормам обычного права. Они вытекали из судебных решений и носили казуальный характер.

5. Судебные прецеденты – решения княжеского суда, растолковывающие или уточняющие обычные правовые нормы. Некоторые судебные прецеденты вошли впоследствии в текст Русской правды.

Итогом развития русского права стало принятие в 1 половине 11 века Русской Правды, которая строилась на обычном праве.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 2011.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...