Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Выбор и согласование темы курсовой работы




Выбор темы курсовой работы – первый этап подготовки курсовой работы. При выборе темы необходимо руководствоваться правилом её соответствия направлению и профилю обучения. Примерный перечень тем курсовых работ разрабатывается руководителем согласно учебной нагрузке. Студенты вправе либо выбрать тему из рекомендуемого списка, либо предложить свою тему, согласовав её с руководителем курсовой работы. При выборе темы необходимо учитывать её научное и практическое значение. Речь идёт о том, в какой степени выполненная тема может быть использована в научных, учебных и практических целях.

Закрепление за студентом темы курсовой работы осуществляется приказом директора Института технологий (филиала) ДГТУ в г. Волгодонске. После утверждения темы студенту выдаётся задание на выполнение курсовой работы, которое составляется руководителем.

 

Отбор и изучение литературы

Для выполнения курсовой работы студент использует материалы из различных источников. Основными источниками являются:

· Учебники, учебные и учебно-методические пособия. Целесообразно использовать те учебники, учебные и учебно-методические пособия, которые рекомендованы для студентов или являются классическими по теме курсовой работы. Эти материалы служат основой для подготовки теоретической части курсовой работы.

· Специальная литература – научные публикации (книги, статьи) по выбранной теме. Могут подбираться студентом самостоятельно, а также рекомендоваться руководителем;

· Публикации в специализированных периодических изданиях;

· Электронные ресурсы. Рекомендуется использовать материалы из сайтов электронных версий журналов, научной литературы и т.д. Запрещается использование готовых работ из сети Интернет.

При подборе материалов студент должен обращать внимание на то, что в литературе могут содержаться несовпадающие, а иногда и противоположные точки зрения по одному и тому же вопросу. В этом случае студент проводит анализ имеющихся публикаций, ссылаясь на источники, отражает свою точку зрения по данной проблеме, обосновывает этот вывод.

Составление плана курсовой работы

На основе предварительного ознакомления с литературой должен быть тщательно продуман и составлен план курсовой работы. Студент самостоятельно решает вопрос о том, сколько разделов и подразделов будет в составе теоретической, и практической частях и как они будут называться. План работы должен соответствовать цели и задачам курсовой работы, отражать основную идею работы, раскрыть её содержание и характер. Подготовительный рабочий план согласовывается с руководителем курсовой работы.

Пример

Тема курсовой работы: Организация проектной деятельности по духовно-нравственному воспитанию младших дошкольников.

План курсовой работы по данной теме:

  ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические аспекты проектной деятельности младших дошкольников 1.1 Психофизическое развитие младших дошкольников 1.2 Духовно-нравственное воспитание как направление педагогической деятельности в ДОУ   6 9   16
2 Практика организации проектной деятельности в ДОУ 22
  2.1 Дошкольная образовательная организация как субъект проектной деятельности 2.2 Организация проектной деятельности по духовно-нравственному воспитанию младших дошкольников ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Приложение А Проект по духовно-нравственному воспитанию младших дошкольников «Что такое хорошо и что такое плохо?» 22     27 33 36 40

 

Написание курсовой работы

Курсовая работа должна в краткой и чёткой форме раскрывать творческий замысел работы, постановку задачи, выбор и обоснование принципиальных решений, содержать описание методов исследования, проведённого эмпирического исследования, анализ результатов работы и выводы. Курсовая работа включает в себя текстовой материал, схемы, таблицы, диаграммы, рисунки и должна быть объёмом 30–40 листов. Материал в пояснительной записке размещают следующим образом:

· титульный лист;

· задание;

· содержание;

· введение;

· основная часть, включающая изложение разделов, предусмотренных заданием;

· заключение;

· список использованных источников;

· приложения.

Формулировка темы курсовой работы на титульном листе и в задании должна точно соответствовать её формулировке в приказе на темы курсовых работ по кафедре.Оформленные бланки задания выдаются студентам до начала написания курсовой работы.

Элемент СОДЕРЖАНИЕ, включает введение, номера и наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование), заключение, список использованных источников, наименования всех приложений с указанием номеров страниц, с которых они начинаются. Слово «СОДЕРЖАНИЕ» записывают в виде заголовка (симметрично тексту).

1 Наиболее формализованная часть работы – ВВЕДЕНИЕ. Объем введения около 4-5 страниц. Введение имеет устоявшуюся структуру.

Актуальность темы исследования. В этой части введения дается обоснование того, зачем и почему изучается именно эта тема, проблема. Актуальность важно формулировать максимально конкретно, в рамках выбранной темы исследования. Раскрывая актуальность исследования, следует показать, какие задачи стоят перед теорией и практикой, перед педагогической наукой в аспекте избранного направления в конкретных социально-экономических условиях, отразить, что уже сделано предшествующими учеными и исследователями и что еще не до конца изучено, какой новый ракурс проблемы раскрывается в работе.

Актуальность темы курсовой работы достаточно выразить в понимании контекста исследования, аргументации интереса к избранной теме, проблематизации темы исследования.

Актуальность темы педагогического исследования определяется теоретическими и практическими ее аспектами.

После того, как кратко и в то же время детально описана актуальность исследования, формулируетсястепень разработанности проблемы исследования.

Пример

Степень разработанности проблемы исследования: основы разработки проблемы духовно-нравственное воспитание дошкольников в нашей стране связаны с трудами таких выдающихся ученых, как Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Т.А.Маркова, В.Г. Нечаева.  Они рассматривали теоретические аспекты нравственного воспитания, его в формировании личности.

Исследование духовно-нравственного воспитания личности базируется на принципах личностно-деятельностного подхода А.Н. Леонтьева, И.В. Ильенкова, личностно-ориентированного подхода Н.А. Алексеева, Э.Ф. Зеера, аксиологического подхода Т.И. Бабаевой, С.А. Смирнова, Н.Л. Худяковой.

Психологические аспекты духовно-нравственного воспитания описываются в трудах Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной и др.

Активно исследуются проблемы, касающиеся общих вопросов нравственного воспитания, духовности, нравственных ценностей.

Затем определяется цель исследования.

Цель исследования– представляемое и желаемое будущее событие или состояние, идеальное представление результата нашего действия. С целью сообразуются средства, необходимые для ее достижения. Цель – это то, что исследователь намерен достигнуть в процессе работы; то, что мы хотим в исследовании разъяснить. Например, «Цель исследования – выявление, обоснование и экспериментальная проверка условий...». Чем конкретнее цель, тем понятнее, что, как и какими средствами планируется достичь в работе. Также возможна фраза «Решение данной проблемы и составило цель исследования», что позволит избежать повторения -«перевертыша» проблемы.

Возможные цели педагогического исследования: выявление особенностей и специфики педагогических явлений; выявление и анализ педагогических закономерностей, условий; определение наиболее эффективных методик и особенностей педагогического исследования; разработка педагогических технологий формирования чего-либо; выявление и экспериментальная проверка социально-педагогических условий развития…; особенности воспитания, обучения … и т.д.

Затем определяются теоретические и эмпирические задачи исследования.

В исследовании задачи – это конкретные вопросы или действия, разрешение или совершение которых приближает к раскрытию проблемы исследования и достижению цели работы. Осмыслению задач способствует поиск ответов на вопрос: что нужно сделать, чтобы достигнуть цели, решить проблему исследования? Формулируя задачи, следует помнить, что, решая их, фактически задается программа исследования: дать описание, определить теоретические основы исследования, выявить, дать характеристику, раскрыть специфику феномена, провести теоретико-методологический анализ, выявить причинно-следственные связи и корреляции.

Пример

Теоретические задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ исследования проблемы организации проектной деятельности по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

2. Охарактеризовать психофизическое развитие младших дошкольников.

 3. Теоретически обосновать значение духовно-нравственного воспитания дошкольников для формирования личности.

Эмпирические задачи:

1. Описать и проанализировать практику организации проектной деятельности в ДОУ

2. Рассмотреть особенности организации проектной деятельности по духовно-нравственному воспитанию младших дошкольников.

3. Разработать проект по духовно-нравственному воспитанию младших дошкольников «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Затем определяется теоретико-методологическое основание исследования.

Предмет исследования – это отдельные стороны, свойства, характеристики объекта; та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные для исследования признаки объекта.Формулируя предмет исследования, автор проясняет вопрос: что исследуется?

Предмет – более узкое понятие по сравнению с объектом исследования. Размышляя над предметом исследования, студент определяет, какие отношения, свойства, аспекты, функции объекта раскрывает данное исследование. Предмет исследования должен быть созвучен теме исследования.

Объект исследования – это, как правило, область или сфера явлений, реальные педагогические процессы, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию. Определяя объект исследования, автор обозначает поле исследования.

Затем формулируетсягипотеза исследования.

Гипотеза исследования – научное предположение, допущение, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией. Формулировка гипотезы – наиболее сложный и важный этап проектирования исследования. Гипотеза во многом выстраивает «авторскую» логику проведения исследования.

Гипотеза содержит предположительный ответ на тот вопрос, который представлен в виде формулировки цели исследования.

Гипотеза – научно обоснованное предположение о структуре предмета исследования, о характере его элементов и их связей, о механизме функционирования и развития. Гипотеза содержит в себе факторы, которые детерминируют то или иное явление. Гипотезы должны быть проверяемы в ходе исследования, но они могут быть, как подтверждены, так и опровергнуты.

Гипотеза не должна содержать не уточненных понятий; не должна допускать ценностных суждений; не должна включать много ограничений и допущений; должна быть проверяема при помощи наличной техники или методов.

Существуют различные виды гипотез:

1. Описательные:

● структурные – предположение о характерном наборе элементов в изучаемом объекте;

● функциональные – предположение о форме связей между элементами изучаемого объекта.

2. Объяснительные – предположение о причинно-следственных связях в изучаемом объекте, требующих экспериментальной проверки.

Гипотезы также можно разделить на:

● общие – для объяснения всего класса явлений, выведения закономерного характера из взаимосвязей во всякое время и в любом месте;

● частные – для выяснения причин возникновения закономерностей у некоторого подмножества элементов данного множества;

● единичные – для выявления закономерностей единичных фактов, конкретных событий или явлений;

Теоретико-методологическое основание – одна или несколько взаимосвязанных концептуальных идей, в русле которых выстраивается собственное исследование. Методологической основой не может быть простой перечень фамилий ученых или теорий, которые обсуждаются в работе. Не стоит в качестве методологической основы выдвигать идеи из противоречащих друг другу научных парадигм или концепций. Методологическая основа исследования – заявленная позиция, исходя из которой будут пониматься и трактоваться частные вопросы исследования.

Пример










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 176.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...