Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классификация информационных систем




Все современные информационные системы можно классифицировать по следующим признакам:

1) тип решаемой задачи (признак структурированности задач);

2) вид решаемой задачи (функциональный признак);

3) уровень управления (иерархический признак);

4) степень автоматизации ИС;

5) характер использования информации;

6) сфера применения.

 

В соответствии с признаком структурированности задач информационные системы делятся на:

· ИС для решения структурированных задач;

· ИС для решения частично структурированных и неструктурированных задач;

Структурированная задача – это такая задача, для которой всегда можно построить математическую модель и найти точный алгоритм решения, потому что известны все ее элементы и взаимосвязи между ними.

Обычно данные задачи приходиться решать на практике многократно, поэтому использование компьютерной техники значительно облегчает процесс нахождения решения задач. Причем участие человека в таких ИС сводиться к минимуму.

Неструктурированная задача – это такая задача, для которой невозможно создать математическую модель и, соответственно, получить точный алгоритм решения, так как для данной задачи невозможно установить ее элементы и взаимосвязи.

Поэтому создание ИС для решения неструктурированных задач в настоящее время является затруднительным. Однако на практике часто встречаются частично структурированные задачи.

Частично структурированная задача – это такая задача, для которой существуют специальные методы построения модели и используются специальные методики решения. В такой задаче известны только часть элементов и связей между ними. Отличительной особенностью алгоритмов решения таких задач является то, что они могут давать или несколько решений или давать хороший, но не самый лучший результат.

В ИС, используемых для решения частично структурированных задач, человек или непосредственно участвует в процессе решения или управляет этим процессом.

В свою очередь ИС для решения частично структурированных задач подразделяются на:

· системы автоматизации решения;

· модельные системы;

· экспертные системы.

ИС автоматизации решения используются, как правило, для обработки данных (поиск, сортировка, фильтрация) и создания различных отчетов. В модельных ИС могут использоваться математические, статистические, финансовые и другие модели, с помощью которых осуществляется выработка и оценка альтернативных решений. В экспертных ИС осуществляется выработка и оценка альтернативных решений с помощью специальных алгоритмов на основе имеющейся базы знаний.

 

В соответствии с функциональным признаком информационные системы делятся на:

· производственные системы;

· системы учета кадров;

· системы маркетинга;

· финансовые и учетные системы;

· вспомогательные и прочие системы.

Производственные системы применяются для планирования объемов работ и разработки календарных планов, для оперативного контроля и управления производством, для управления работы складами, для анализа работы оборудования и т.д.

Системы учета кадровприменяются для анализа и прогнозирования потребности в трудовых ресурсах, для анализа и планирования подготовки кадров и т.д.

Системы маркетинга используются при исследовании рынков для прогнозирования продаж, для выработки рекомендаций по производству новой продукции, для выбора ценовой политики фирмы и т.д.

Финансовые и учетные системыпозволяют управлять портфелями заказов, управлять кредитной политикой организации или предприятия, разрабатывать финансовые планы, вести бухгалтерский учет и расчет зарплаты.

Вспомогательные и прочие системы позволяют решать задачи, связанные со специфической деятельностью предприятия или организации.

 

В соответствии с иерархическим признаком информационные системы делятся на:

· информационные системы оперативного уровня;

· информационные системы специалистов;

· информационные системы для менеджеров среднего звена;

· стратегические информационные системы.

ИС оперативного уровня одни из самых распространенных, так как они используются для поддержки большого числа специалистов-исполнителей, обрабатывая непосредственные данные в ходе работы (счета, накладные, зарплата, поток сырья и материалов и т.д.).

ИС специалистов ориентированы на персонал организации, который работает с исходными данными, например, инженеров, проектировщиков, технологов и пр. Основная задача таких ИС – это интеграция новых сведений в организацию и помощь в обработке бумажных документов. В настоящее время данный вид ИС является одним из самых быстроразвивающихся.

К этому классу информационных систем относятся ИС офисной автоматизации и ИС обработки знаний. ИС офисной автоматизацииобычно используются бухгалтерами, секретарями, менеджерами. Их основная задача заключается в обработке данных, повышение эффективности работы сотрудников, упрощение канцелярского труда. ИС обработки знаний оказывают помощь инженерам, юристам, ученым при разработке или создании нового продукта (изделия).

Информационные системы для менеджеров среднего звена используются для мониторинга текущего состояния в организации или на производстве, контроля, принятия решений и администрирования.

К данному классу ИС относятся управленческие информационные системы и системы поддержки принятия решений. Основное назначение управленческих ИС – это отслеживание ежедневных операций в организации и периодическое формирование сводных типовых отчетов. Системы поддержки принятия решений помогают в решении частично структурированных задач, результаты которых трудно спрогнозировать заранее. Данные системы могут использоваться различными специалистами, которые сталкиваются с решением данного вида задач, например, таких как покупать или взять складские помещения в аренду, покупать или продавать акции и пр.

Стратегические информационные системы обеспечивают поддержку принятия решений по реализации стратегических целей и задач развития организации. Данные ИС помогают высшему звену менеджеров организации решать неструктурированные задачи и осуществлять долгосрочное планирование.

В настоящее время данных вид ИС еще слабо развит из-за их высокой сложности и соответственно стоимости.

 

По степени автоматизации ИС разделяются на:

· ручные;

· автоматические;

· автоматизированные.

В ручных ИС обработка информации осуществляется вручную, без использования современных вычислительных средств. Автоматические ИС выполняют полностью обработку информации без участия человека. В автоматизированных ИС в процессе обработки информации участвует человек и современные вычислительные средства (компьютеры). В настоящее время большинство ИС относится именно к данному виду информационных систем, поэтому уделим им несколько больше внимание.

В зависимости от характера используемой информации автоматизированные ИС делятся на информационно-поисковые и информационно-решающие системы. Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение и выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. Например, данные системы могут использоваться в библиотеках, железнодорожных кассах и т.д.

Информационно-решающие системы осуществляют переработку большого объема исходной информации по заранее заданному алгоритму. В качестве исходной информации могут использоваться либо конкретные данные, либо база знаний.

Далее автоматизированные системы по сфере применения делятся на:

· ИС организационного управления, которые осуществляют управление целыми предприятиями;

· ИС управления технологическими процессами, которые используются на производстве;

· ИС автоматизированного проектирования, так называемые САПР;

· корпоративные ИС, которые охватывают весь спектр функций фирмы, например, от проектирования до сбыта продукции.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 288.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...