Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Современные тенденции развития средств массовой коммуникации




Наряду с социальными, политическими и экономическими преобразованиями, охватившими мир в последнее десятилетие, на современные средства массовой коммуникации существенное, определяющее влияние оказывает развивающаяся тенденция глобализации, благодаря которой продукты культурной деятельности, особенно распространяемые через СМИ (информация, новости, реклама), получили недосягаемую ранее аудиторию. Многие барьеры перестали существовать, и наметилась мощная тенденция возникновения системы международных и глобальных коммуникаций, свободной торговли и международного диалога.

После почти двадцатилетнего спора между развитыми и развивающимися странами о «новом информационном порядке», в основе которого лежала проблема экспансии различных продуктов культурной деятельности (новостная информация, кино, видеопродукция) из развитых стран Запада в развивающиеся, актуальными стали споры о влиянии глобализации на системы средств массовой информации, отдельные органы СМИ, журналистов и общество. При этом чаще всего обсуждается вопрос о последствиях глобализации, а именно -несет ли она в себе позитивное влияние и либерализацию СМИ или ограничивает коммуникации и доступ к средствам информации тех стран, где рынок коммуникаций в настоящее время менее развит или закрыт по внутриполитическим причинам. Для рекламы положительная сторона такой ситуации заключается в том, что она (ситуация) открывает небывалые возможности для ее распространения.

В реальности правительства не могут более контролировать то, что поступает в страну, не могут остановить и «неизбежное глобальное общение», ставшее возможным вследствие развития новейших коммуникационных технологий и возникновения мирового рынка информации. Именно об этом явлении говорил провозвестник коммуникационной революции канадец Маршалл Маклюэн, предсказывая в середине 1960-х годов возникновение «глобальной деревни». Признаки этой «глобальной деревни», состоящие в том, что любое сообщение достигает отдельных уголков Земли, можно сегодня наблюдать повсюду в лице международных консорциумов СМИ. Перечисленные тенденции стимулировали возникновение глобальных компаний средств массовой информации, как например, «Ньюс корпорейшн» Руперта Мердока, немецкой компании «Бер-тельсман», американского гиганта «Тайм-Уорнер» и других.

В наиболее общем виде эти тенденции могут быть представлены как:

1)       интернационализация СМИ;

2)       концентрация СМИ.

Сегодня трудно найти страну, где нет явления, называемого медиа-империями, или концентрации средств массовой коммуникации, что составляет четко выраженную тенденцию в развитии современных СМИ.

Например, в США газетные концерны, входящие в первую десятку, владеют 1/3 всех американских ежедневных газет. 20 корпораций контролируют почти 60 % годовой прибыли от выпуска журналов.

В Германии группа «Шпрингер» контролирует примерно четверть рынка ежедневных газет.

В Великобритании на четыре издательские группы приходится 90% тиража общенациональных газет.

Современный медиа-бизнес - это непрерывный процесс поглощений, слияний, стратегических альянсов консорциумов СМИ как на национальном, так и на международном уровнях.

В отдельных странах и на международном уровне против концентрации СМИ принимаются меры, содержащие ограничения разного порядка, которые, как правило, касаются:

1)       количества СМИ одного или разного типа в одних руках;

2)       размеров пакетов акций, которые позволено держать той или иной компании в других компаниях;

3)       долей национальных или местных рынков (аудитории, рекламы), приходящихся на одну фирму.

На международном уровне действует экспертиза Совета Европы по вопросам концентрации СМИ, которая может рекомендовать национальным властным структурам проведение антимонопольных мероприятий.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 298.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...