Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Истоки китаецентризма и его проявление в современной дипломатии Китая.




 

На протяжении веков и даже тысячелетий основой внешней политики Китая являлся китаецентризм, т.е. представление о том, что во всем мире есть только одно идеальное государство — Китай, который находится в центре Вселенной, а все остальные страны населяют варвары, т.к. их экономическое, политическое и культурное развитие стоит на более низком уровне. Поэтому одной из главных целей правителей Китая считалось «преобразование варваров», приобщение их к китайской цивилизации. В течение длительного времени китайскими правящими кругами проводилась целенаправленная политика по укоренению этих представлений среди простого народа. В результате китайцы просто не могли себе представить, что в мире может быть еще хотя бы одна страна, равная Китаю по мощи и развитию, тем более превосходящая его. Выяснению того, на какой почве, в каких исторических условиях возникли и сформировались идеи китаецентризма, посвящено наше сообщение. Начиная с середины II тыс. до н.э. предки древних китайцев перешли от кочевого к оседлому образу жизни. Они расселились в долине среднего течения реки Хуанхэ и занялись земледелием. Постепенно в этом регионе складывается первое китайское государство — Шан-Инь, поэтому главной задачей, которую предстояло решить недавнему вождю родового коллектива, являлась задача легитимизации своей власти и создания механизма управления подданными. Во-первых, нужно было обосновать право правителя на власть; во-вторых, нужно было обеспечить неукоснительное исполнение его указов и распоряжений на всей территории, занимаемой китайцами с разнородным по составу и нравам населением. Для решения этих задач ван и его советники обратились к религиозным верованиям древних китайцев. В условиях становления государственности религия играла особую роль, поэтому необходимо указать на две основные социальные функции: объяснения и закрепления в умах данной общности условий, принципов ее жизни, чем доказывалась законность существования именно такой структуры общества; кроме того, с помощью религии устанавливался контакт коллектива с окружающей природой, со сверхъестественным миром божеств, что гарантировало духовный комфорт обществу. Согласно представлениям древних китайцев высшим из богов, обитавших на Небе, был Шанди. Шанди представлялся как центр космоса, а по сторонам от него располагалась периферия, которая управлялась Фанами-божествами четырех сторон горизонта. Четыре фана и центр во главе с Шанди составляли структуру мира шанских богов. Шанди управлял или отдавал распоряжения всем другим богам, природным стихиям; его воля проявлялась в человеческих делах — от него зависело благополучие семьи, вовремя выпавший дождь, сбор хорошего урожая. Но Шанди был слишком далек от мира людей, и последние не смели прямо обращаться к нему со своими будничными просьбами. Поэтому главным посредником между ними стал глава китайского государства — ван. Считалось, что земная система управления копировала небесную. Подобно тому, как Шанди на Небе был богом над богами, ван на земле оказался богом над людьми. Именно его посредническая роль делала власть вана легитимной в глазах управляемой им общности. Земля, по представлению китайцев, являла собой форму квадрата, в центре которого находится Китай с главным городом Шан. Вокруг центра находились земли, различавшиеся по сторонам света: они признавали верховную власть шанского правителя и составляли территорию Инь. Это земли: бэй-ту — северные земли; нань-ту — южные земли; си-ту — западные земли; дун-ту — восточные земли1. Вокруг земель лежало кольцо племен-фан. Подразумевалось, что близкие и дальние фаны входят неотъемлемой частью в пределы ойкумены, следовательно, подвластны вану. Как уже отмечалось, во главе всей этой схемы стоял китайский ван, исполнявший функции первосвященника и верховного жреца. Фигура вана считалась священной. Правитель участвовал в производственном процессе, причем от его участия зависел успех того или иного дела. Так как он становился носителем сакральной благодати, на него распространялось благословение божественных предков. «Если ван отправится сеять просо — получим урожай; если ван не пойдет сеять просо — не будет урожая»2. В сферу деятельности вана входила постройка новых поселений, создание новых полей, ван заботился не только о текущей жизни населения, но и об его будущем. Эта политика способствовала возвеличиванию правителя. Даже в глазах многочисленного окружения шанцев ван был священной фигурой, через посредство которого людям диктуется воля высших сил. Укреплению представлений о Китае как центре Вселенной, о его правителе как человеке, обладающем божественными силами, способствовало географическое положение Китая. Отгороженный от остального мира естественными преградами (реками, горами), Китай по своему местоположению напоминал Срединное государство. «Центром был плодородный Китай: на севере — голые степи, на востоке — безбрежное море, на западе — величайшая в мире горная система, к югу — тропические джунгли. В таких условиях китайцы создали цивилизацию, которая почти ничего не почерпнула от контактов с каким-либо другим народом и не имела связей ни с одним народом, находящимся с ними на одинаковой стадии развития»3. Учитывая особенности местоположения страны, конфуцианцы выработали учение о неравноценности географического пространства, определявшего характер и способности людей той или иной местности. Земля центра империи противопоставлялась земле пограничных округов как более совершенная. Первая считалась областью гармонии; вторая — дисгармонии. По мнению конфуцианцев, климатические условия, сама земля разделяли людей на отдельные группы, различающиеся по своим качествам, и земля центра была отделена от земель варваров как внутренняя от внешней. Соответственно благотворное влияние китайского государя на внешнюю зону было затруднено естественными преградами. Эта теория подтверждала догму о превосходстве Китая, ибо последний занимал срединное положение и управлялся наиболее благородными мужами. По мере удаления от центра землю населяли нелюди (звери), рожденные в бесплодных землях, не знающие норм поведения, справедливости, долга. Сущность варваров могла измениться, когда они прибывали к правителю Китая на аудиенцию и выражали покорность. Можно сказать, что основы китаецентризма заложила сама природа, а правители древнего Китая их просто развили. К тому же на протяжении многих веков китайцы были окружены кочевниками, которые нуждались в продуктах земледелия, перенимали китайские традиции, обычаи, поэтому возникала мысль о превосходстве собственного государства над остальными и о своей цивилизирующей роли в мире. Такие государства, как Вьетнам, Корея стали вассалами Китая, Япония заимствовала у Китая его искусство и науки. Китай поддерживал торговые отношения с Индией, Персией, Византией, но эти контакты нисколько не поколебали убеждений китайцев об их исключительном месте в мире. Первые посланцы с Запада были людьми такого сорта, что знакомство с ними только укрепляло мнение китайцев о них, как о варварах. Ведь путешествие в Китай было трудным и опасным, например, из 100 экспедиций в Китай достигали цели только 50. Европейцы, с которыми пришлось впервые столкнуться китайцам, являли собою скорее тип предприимчивых авантюристов, но не принадлежали к числу наиболее культурных представителей западной цивилизации. Таким образом, Китай был больше и богаче любого из окружавших его государств, искусство, наука, литература были более развитыми и разнообразными. Система управления Китаем так же превосходила организацию управления у соседей, отличаясь стройностью и строгой иерархичностью. Ее основы были заложены в эпоху Чжоу, когда перед иноплеменниками-завоевателями встал вопрос об управлении захваченным государством и обосновании своего права на господство. Естественно, без опоры на представления иньцев, чжоусцы не смогли бы управлять данной общностью. Для решения первой задачи была создана так называемая система уделов, когда правитель своим ближайшим родственникам и наиболее заслуженным соратникам жаловал земли вместе с их населением. Причем проводилась специальная процедура ввода во владение, называемая инвеститурой. Но даже после инвеституры земля считалась принадлежащей вану; ее владелец не мог без ведома правителя ни продать, ни подарить, ни передать по наследству принадлежащий ему участок. Кроме того, каждый владелец получал специальный титул — гун, хоу, бо, цзы или нань, в зависимости от размеров владения и подносимых податей. Общим, собирательным наименованием владетелей был титул чжухоу. Последние должны были выражать свое почтение и лояльное отношение к власти прибытием на аудиенцию к вану, подношением ему подарков (дани), исполнением необходимых церемоний; в моменты опасности чжухоу вставали во главе собственного войска — выполняя «дело вана». Чжухоу именовали себя перед правителем чэнь (слуга), а чиновники у вассальных князей — нэй-чэнь (вторые слуги, слуги у слуг). Отношения в государстве строились по типу шан-ся, т.е. верхний-нижний. Этот тип отношений так же был копией небесного, только в качестве шан (верхний) — выступал правитель, а ся — подданный; тот же принцип проявлялся в отношениях начальник-подчиненный, он же использовался в семейных отношениях. Причем нижестоящий должен был безропотно выполнять распоряжения вышестоящего. Распространению и закреплению этих отношений в сознании китайцев способствовали древнекитайские произведения — четверокнижие и пятикнижие. На протяжении двух с половиной тысяч лет по этим книгам велось образование и воспитание народа. Среди китайцев целенаправленно формировалось представление о своей стране как срединном государстве, они усваивали нормы взаимоотношений между старшими и младшими, правителем и подданными, соблюдая ритуал, обозначенный в этих книгах. Для решения второй задачи чжоусцы обратились к верованиям шанцев. Функции Шанди как главного регулятора отношений между людьми они перенесли на Небо. Согласно их учению Небо — высшая регулирующая и всеконтролирующая сила. Небо вверило миссию мироустроения во Вселенной китайскому правителю (который с этого момента стал сыном неба), наделило последнего полномочиями верховного властелина всех земель и народов. Правитель, упорядочивая мир, должен был завершить то, что рождают Небо и Земля — человеческую природу, и делал это с помощью наставлений и духовного преображения, умеряя желания людей посредством норм и установлений. Устроение мира начинается с правителя, с его сердца (сердце считалось местонахождением добродетельной силы дэ правителя) и постепенно распространяется все шире: на государев двор, чиновничество, народ, жителей уделов, периферию. Силу императора уподобляли кругам по воде: свое цивилизирующее влияние он оказывал из одной точки во все стороны, сначала на ближних, потом на дальних. «Правитель — основа для подданных. Когда правитель ясно показывает, что должно быть сделано, управление идет хорошо; когда правитель прям и искренен, подданные честны и старательны; когда правитель справедлив и поступает правильно — подданных легко исправить»4. Получая частицу силы дэ монарха, люди испытывают тягу к преобразованию (сян хуа), в силу чего в душе человека появлялось ранее не ведомое качество — искренность (чэн), которое открывало путь к преображению; такому человеку необходимо было как-то выразить свое новое состояние, и он направлялся ко двору китайского правителя выразить свою искренность, покорность, поднести дань. Идеальным считалось положение, когда «десять тысяч земель в состоянии сян хуа». Согласно исследованиям А.М.Решетова5, так называемая дань состояла из продуктов местного производства и особой ценности в экономическом плане для Китая не представляла; в основном она использовалась в ритуальных целях для жертвоприношений. К тому же ответные подарки со стороны китайских правителей в несколько раз превышали ценность поднесенной дани. Это совершалось для того, чтобы показать величие Китая. На приемах у правителя чиновники, послы должны были выполнять предусмотренный традицией ритуал, называемый «Сань-гуй цзю-коу» — три раза встать на колени и девять раз сделать земной поклон. Эта процедура также была взята из отношений Неба и правителя, т.к., совершая молебствования в честь неба, правитель опускался три раза на колени и бил челом об пол. Характерно, что данный ритуал исполнялся как в присутствии, так и в отсутствии правителя. В последнем случае подданные оказывали вану божеские почести, падая перед пустым троном или желтой ширмой с изображением дракона (символа власти). «В провинции чиновники жгут благовония или при получении депеш бьют челом по направлению к Пекину. Пусть трепещут и повинуются — такова заключительная формула всех указаний богдыхана»6. Если, прибыв на аудиенцию, послы не привозили дани или не выполняли предусмотренный церемониал, они не допускались ко двору и могли подвергнуться наказанию; их следовало изменить, просветить. Свой законченный вид система управления страной приобрела в эпоху Хань, когда официальной идеологией Китая стало конфуцианство. Конфуций сводит понятие правления к положению, «когда радуются те, что близко, и приходят те, что далеко». Конфуцианцы создали учение, согласно которому государство — это большая семья, и порядки в нем должны строиться на тех же патерналистских принципах, что в семье. Добродетельный государь — отец подданных, обязанный заботиться о них. Одной из важнейших основ социального порядка было строгое повиновение младшего старшему; любой старший — беспрекословный авторитет для младшего, слепое повиновение его слову, воле, желанию — вот норма поведения для младших. «Сын Неба — отец и мать народа, и потому он является правителем Поднебесной»8. Он самый мудрый, щедрый и великодушный правитель всех народов на земле и заботливый их отец. Поэтому все народы, близкие и далекие, должны быть послушными детьми императора, должны подчиняться его воле. Иначе их ожидало наказание. Перенеся данную доктрину на внешний мир, китайские правители умело использовали ее для оправдания своих завоеваний, жестокостей, применяемых к местному завоеванному населению. Внешнеполитическая функция китаецентризма подкрепляла внутри-политическую. Нередко китайские дипломаты шли на искажение реальных отношений с иноземцами ради подтверждения китаецентристской доктрины. Например, когда позиции Цинской империи на мировой арене были ослаблены, китайские дипломаты скрывали истинное положение от собственного народа, чтобы не вызывать недовольства. Так, когда в 1793г. в Китай прибыло посольство лорда Маккартнея, то на пути посольства в Пекин были вывешены флаги с иероглифами, означавшими, что «едет посол, везущий дань от страны Англии»9. Итак, китаецентризм — это не только мировоззрение, но и политика, проводимая китайскими правителями в целях успешного управления обществом. Доказав свою эффективность, эта политика использовалась на протяжении веков. С развитием общества происходила некоторая трансформация китаецентристских принципов. Но все же его костяк, заложенный в период Шан-Инь, Чжоу оставался да и остается до сих пор неизменным. Одной из его цементирующих основ являлся тезис о верховенстве Китая и величии китайского правителя. Вплоть до середины XIX в. китайцы держались отчужденно, не проявляя интереса к Западу, не желая чему-либо учиться, не веря, что варвары могут передать что-либо ценное. Положение меняется во второй половине XIX в., когда Китай подвергся агрессии западных держав и превратился в полуколонию. Но китайское мировосприятие существенно не изменилось. Оно было лишь модифицировано с учетом принципиально нового соотношения сил в мире. В современных условиях традиции китаецентризма могут подпитывать великодержавные амбиции Китая, возрождающегося в качестве влиятельного и самостоятельного фактора на мировой арене.

 

Китай – СССР/Россия

 

До 1925 года советское правительство оказывало поддержку Гоминьдану и Чан Кайши. Однако по мере продвижения Чан Кайши к власти возник острый конфликт между его сторонниками и коммунистами. В Китае продолжается серия войн и конфликтов, один из которых — Конфликт на КВЖД — задевает интересы СССР.

 

1932 — Между Китаем и СССР на Дальнем Востоке Японией создаётся государство Маньчжоу-го, враждебно настроенное по отношению к СССР. СССР признал Нанкинское правительство

 

1938 — С территории Маньчжоу-го в СССР вторгаются японские войска. 1937—1942 —Советские специалисты, лётчики, военные советники оказывают содействие Китаю в войне против японских захватчиков.

 

1945 — СССР наносит поражение японской Квантунской армии на территории Маньчжурии.

 

1945—1949 — При советской поддержке к власти в Китае приходит Мао Цзэдун и КПК.

 

1949 – 1957 Договор о дружбе, союзе и взаимопомощи (1950). Эк помощь СССР, расцвет отношений. В 1956 наметились идеологические разногласия (20 съезд, развенчание культа

личности Сталина)

 

1958-1966 Свертывание эк сотрудничества с СССР. КНР не приняла советскую концепцию мирного сосуществования. Обвинил СССР в ревизионизме.

 

1966-1969 Разрыв межпартийных связей. Конфликт на о. Даманский (1969)

 

1969-1976 СССР – враг номер 1(закреплено в док-тах 9 и 10 съездов). КНР поддерживает Камбоджу, СССР – Вьетнам

 

1976-1982 Инициатива конструктивного диалога от МСК, отказ КНР от пролонгации договора о дружбе 1950. Борьба против СССР по всем направлениям. 1979 – ввод советских войск в Афганистан – Китай предложил образовать единый междунар фронт против СССР

 

1982-1989 Новая ВП стратегия КНР, тезис о «независимости и самостоятельности». С1982 возобновление полит консультаций с СССР, но Кит требовал, чтобы СССР вывел войска из Афгана, обеспечил вывод вьетнамских войск из Камбоджи и сократил свое военприсутствие на сов-кит границе.

 

Россия и Кита Развитие российско-китайских отношений удобно прослеживать по важнейшим двусторонним документам. Эти документы по-разному определяли наши отношения, причем каждое наименование характеризует место отношений в шкале публичных ВП приоритетов. Этапные документы:(1) Совместная декларация об основах взаимоотношений между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой,18 декабря 1992, Пекин («отношения добрососедства, дружбы и взаимовыгодного сотрудничества»); (2) Совместная российско-китайская декларация о стратегическом взаимодействии в XXI веке, 25 апреля 1996, Пекин («отношения равноправного СССР и Китай

 

доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI веке»);(3) Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, 16 июля 2001, Москва (вступил в силу 28.02.2002) («отношения добрососедства, дружбы, сотрудничества, равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия»).

 

Начальный этап российско-китайских отношений (1992-1996) Новая независимая Россия и КНР испытывали некоторое недоверие друг к другу. Китай опасался, что Россия будет проводить прозападную (тогда это означало антикитайскую) политику. Ау России еще не было конкретной программы ВП. Однако РФ не участвовала в санкциях зап.стран и выразила готовность улучшать отношения с КНР, как политические, так и экономические. В Совместной декларации об основах взаимоотношений (18.12.92,Пекин) стороны прописали, что они рассматривают друг друга как дружественные государства, мы выразили поддержку позиции КНР по Тайваню, стороны обязались продолжить переговоры по границе и о сокращении вооруженных сил вдоль нее, много об экономическом сотрудничестве. Были сняты многие ограничения на торговлю, расцвет челночного бизнеса. Плюсы: ликвидирован острый дефицит ширпотреба на Д.Востоке (и в стране); минусы: удар по отечественной легкой промышленности, Д.Восток экономически теснее связан с Китаем (и Японией), чем с Центром. В этот период в целом завершено договорное оформление российско-китайской границы (май1991 – соглашение о Восточном участке, 1994 – о Западном участке) (осталось несколько островов в районе Хабаровска). Россия, Казахстан, Киргизстан, Таджикистан – выступали единой делегацией (чтоб Китай всех не сожрал поодиночке), отсюда и возникла идея «Шанхайской пятерки». В таком же 5-стороннем формате подготовлено соглашение об укреплении доверия в приграничных районах (см. следующий этап).

 

Этап развития стратегического партнерства (1996-2001) В середине 90-х годов Россия начала отходить от преимущественно прозападной ориентации и больше внимания стала уделять Китаю. Китай же переживал очередное ухудшение отношений с США, вызванное, в первую очередь, Тайваньским кризисом марта 1996 г. (на Тайване прошли президентские выборы, КНР аккомпанировал им учениями, в ходе которых ракеты перелетали через остров, а дело все кончилось очередным вводом 7-го флота США в Тайваньский пролив). По инициативе российской стороны, в Пекинскую декларацию1996 года вписали фразу о «партнерстве и стратегическом взаимодействии» (Совместная российско-китайская декларация о стратегическом взаимодействии в XXI веке,25.04.96, Пекин). Это знаменовало активизацию политического диалога и по глобальному аспекту МО. В ходе государственного визита Цзян Цзэминя в Москву была подписана Российско-китайская совместная декларация о многополярном мире и формировании нового международного порядка (23.04.97). В ней стороны констатировали окончание эпохи биполярности и выразили желание содействовать формированию многополярной структуры МО, осудили гегемонизм как явление международной жизни. Сотрудничество

 

стало выходить на многосторонний и региональный уровень. Так в 1998 году, не в последнюю очередь за счет поддержки Китая, Россия вступила в организацию Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Важную роль в интенсификации российско-китайского взаимодействия сыграла военная операция НАТО в Югославии, проведенная в 1999 В ходе гос.визита Путина в Пекин 18 июля 2000 было сделано Совместное заявление Президента

 

России и Председателя КНР по вопросам ПРО (Договор по ПРО - краеугольный камень глобальной стратегической стабильности; нестратегическая ПРО не должна наносить ущерб третьим странам (ни в коем случае не подключать Тайвань). 1996 г. в Шанхае было подписано Соглашение между Россией, Казахстаном, Киргизстаном, Таджикистаном и Китаем об укреплении доверия в военной области в районе границы (Шанхайская декларация, 26.04.96): на протяжении всей бывшей советско-китайской границы создана полоса пониженной военной активности глубиной 100 км по обе стороны, меры доверия.15.06.2001 в Шанхае подписана Декларация о создании «Шанхайской организации сотрудничества». На конец лета 2003 года запланированы совместные учения (против террористов).

 

Этап зрелого стратегического партнерства (2001-н.в.) 16 июля 2001 в Москве был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой (вступил в силу 28.02.2002, заключен на 20 лет с автопродлением на 5-летние периоды, можно выйти, сказав за год). Стороны постоянно подчеркивают, что их отношения не направлены против третьих стран и не являются союзническими. Согласно официальным заявлениям и официозу, диалог по важным международным проблемам идет, отношения развиваются и т.п., но вот любопытный факт: ни во время визита Путина в Китай (декабрь 2002), ни во время государственного визита Ху Цзиньтао в Россию (май 2003) в совместных заявлениях ни слова, в отличие от прошлых лет, не сказано об осуждении гегемонизма и лишь вскользь– об осуждении политики с позиции силы (только май 2003). Свидетельство вымывания антизападного компонента сотрудничества. После 11 сентября осуждать гегемонизм, вроде как, неприлично. Для Китая 11 сентября принесло положительные результаты: ослабла напряженность в отношениях с США, Америка признала борцов за независимость Синьцзяна террористами. Для нас отношения с США сейчас тоже важны как никогда. Поэтому, если Россия из вежливости и протестовала против действий США в Ираке, то КНР вообще сидела тише воды, ниже травы. Некий диалог идет между Россией и Китаем и в связи с текущим северокорейским ядерным кризисом (начался в ноябре 2002). В феврале 2003 мы даже приняли совместное коммюнике (Иванов в Пекин). Однако реально Китай не заинтересован в нашем участии в разрешении кризиса – не хочет никому уступать роль посредника между США и КНДР.

 

Рос-кит факторы отчуждения:

1) военно-политический вектор направления РФ, европейская ПРО;

2) эк проблема: полит составляющая опережает экономическую;

3) рост воен-полит мощи КНР, демографическое давление на Дальний восток;

4) культурно-цивилиз комплекс: проблема взаимопонимания, идеологические проблемы;

5) потенциальные территор претензии (то, что Корсун говорил).

 

Дополнительно:

 

30 июня-3 июля 2005 года — Официальный визит в Россию председателя КНР Ху Цзиньтао. По итогам встреч была подписана российско-китайская Декларация об углублении стратегического взаимодействия на международной арене.

 

Август 2005 года — первые совместные военные учения Вооруженных Сил Российской Федерации и Народно-освободительной армии Китая (НОАК) «Мирная миссия — 2005»,которые прошли на территории России (.Владивосток) и КНР (Шаньдунский полуостров).

Отдельные аспекты отношений. Граница. В 1991 году подписано советско-китайское Соглашение о границе на ее Восточной части (от Монголии до КНДР), определившее ее прохождение на более чем 98 процентах ее протяжения (около 4200 км) (ратифицировано в 1992); В 1994 году подписано российско-китайское Соглашение о границе на ее Западной части (54 км, от Монголии до Казахстана) (ратифицировано в 1995). Экономика Развитие экономических связей идет довольно динамично. Проблемой для китайцев стало большое положительное сальдо России (т.к. нефть в последнее время дорогая), на что мы им отвечаем, что, на самом деле, проблема надумана, т.к. велик объем неучтенного экспорта из Китая (челноки) Тайвань Позиция России по “тайваньскому вопросу” состоит в том, что существует только один Китай, правительство КНР является единственным законным правительством, представляет весь Китай, а Тайвань неотъемлемая часть Китая. КНР не имеет возражений против осуществления Россией неофициальных связей с Тайванем в торгово-экономической, научно-технической, культурной, спортивной и других областях.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 373.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...