Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос 3.Территориально-пограничный вопрос в истории дипломатии КитаяСтр 1 из 8Следующая ⇒
Вопрос 1 Периодизация КНР, «социалистич. разв-е» 53-57 – 1.пятилетка - успешна 58-60 – коммунизация деревни, большой скачок 61-65 – период урегулирования, левацкий курс во внешней политике 65-69 – культурная революция 69-76 – борьба в руководстве 76-78 – реформы – клика Дэн Сяопина 1978 - III Пленум ЦК КПК (декабрь 1978г.). Программа „четырех модернизаций". 1982 – 12 съезд КПК – борьба с гегемонизмом 1992 - XIV съезд КПК о строительстве "социализма с китайской спецификой". 1997 - XV съезд КПК о радикализации экономических реформ.
Экономическая реформа КНР. Старая экономическая система: высокоцентрализованная, жесткая плановая, категорически отрицалась роль рыночного регулирования, экономическая деятельность целиком определялась директивными планами, предприятие не имело право на предпринимательство. => Конец 70-х гг.: острая необходимость реформирования экономики. => Отказ от приоритетов идеологических доктрин, осознание невозможности дальнейшего развития в условиях сохранения административно-командной, тоталитарной системы => необходимо демонтировать командную экономику. Был провозлашен трехэтапный план на период до середины XXI века, включающего в себя: 1) Удвоение на первом этапе (до 1990 года) валовой продукции индустрии и сельского хозяйства плюс решение трудности обеспечения населения страны продовольствием и одеждой. 2) Утроение на втором этапе (1991-2000) валового государственного продукта, что, согласно расчетам, обязано сделать в КНР общество 3) Достижение на третьем этапе (до 2050 года) государственным валовым продуктом мирового уровня среднеразвитых государств и, в основном, завершение комплексной модернизации народного хозяйства. Первый этап реформы (1978-1984 гг.): упор на сельские районы, т.к. большая часть китайского населения - крестьяне, многие из которых жили на грани нищеты. Отмена народной коммуны, переход к системе "дворового" ("семейного") подряда и единой коллективной собственности. Крестьяне получили в аренду землю на длительный срок (15 лет и более, а в ряде случаев до 50-100 лет с правом наследования), а также получили право на свободное сельскохозяйственное производство. В основном отменена система госзаготовок, освобождены цены на большинство видов сельскохозяйственной продукции. => Возрождение чувства хозяина, реальное распоряжение получаемой продукцией - мощные стимулы к труду. С 1979 г. Китай переходит к политике "открытых дверей", т. е. к политике широкого, всестороннего сотрудничества с зарубежными странами, привлечения иностранного капитала, "открытия" ряда территорий для внешнеэкономической деятельности. В Китае создаются "специальные зоны". 4 города (Шэньчжэнь, Чжухай, Сямынь, Шаньтоу) были объявлены специальными экономическими зонами, 14 приморских городов стали открытыми экономическими зонами. Все эти города и районы получили различные инвестиционные и налоговые льготы для привлечения иностранного капитала и технологий, заимствования эффективных методов управления у иностранных партнеров. Быстрое развитие их экономики способствовало эффективному росту в масштабе страны. Второй этап реформы. 1984 г. - 3-й пленум ЦК КПК двенадцатого созыва - впервые выдвинул концепцию плановой товарной экономики; принятие постановления "О реформе хозяйственной системы". Реформа предусматривала создание плановой системы, в основе которой сознательное использование закона стоимости, и ставила целью развитие социалистической товарной экономики, установление рациональной системы цен путем обеспечения свободы действия экономических рычагов при усилении руководящей роли коммунистической партии. Реформа начала проводиться в городах. Резко расширилась самостоятельность предприятий.: получили право распоряжаться своими средствами производства, планировать свою деятельность, осуществлять сбыт продукции, выбирать поставщика сырья, материалов, полуфабрикатов, закупать их, выпускать акции и облигации, быть держателем государственных облигаций и акций других предприятий, создавать дочерние предприятия, объединяться с другими и т. д.; разрешалось продавать дополнительно произведенную продукцию, не включенную в план предприятия, а иногда и часть плановой продукции. Из части прибыли, остающейся у предприятия, формировались фонды поощрения. Постепенно предприятия должны стать самостоятельными самофинансирующимися экономическими субъектами и выходить на рынок непосредственно в качестве товаропроизводителей. На предприятиях введен налог на прибыль вместо старой системы сдачи части прибыли, установлена система ответственности за результат предпринимательства на основе подряда, преобразована система планирования и ценообразования в целях усиления рыночных рычагов. Разрешалась деятельность небольших частных и коллективных предприятий, кустарных мастерских, преимущественно в сфере торговли и обслуживания. Закон о государственном предприятии - передача функций производственного и хозяйственного руководства от парткома к директору - "директорскую ответственность". Закон о банкротстве позволил решить коренным образом проблему убыточности предприятий, т.о. произошло формирование механизма более гибкого приспособления к потребностям рынка Реформа цен на товары (1978-88 гг.): Были пересмотрена цены на товары, введены двойные цены (могут продавать либо по рыночным, либо по своим), после чего переход к свободным ценам на некоторые товары. Т.о. в итоге произошел переход от установления цен на все виды продукции в соответствии с планом до установления цен на товары производителем в соответствии с изменениями рыночного спроса и предложения. Но в 1989-91 гг.: перегрев экономики, стремительный рост цен => меры «упорядочивания». С 1992 г. - этап формирования системы рыночных цен. Результат: цены на большинство видов продукции стали свободными, отменены официальные и рыночные курсы иностранных валют и введены единые плавающие курсы, регулируемые рынком. По итогам двух этапов: Были созданы новые отрасли промышленности: производство металлургического и шахтного оборудования, авиационная, автомобильная, станкостроение, цветная металлургия, ядерная и космическая энергетика, производство схем и ЭВМ. В экономической жизни произошли 3 основные изменения: 1) в с/х призошел переход от коллективного хозяйствования народных коммун к семейному хозяйствованию, что значительно расширило пределы использования денег; 2) начали развиваться под вдиянием рынка негосударственная торговля и промышленность, в которых производилось самостоятельное ведение хозяйства: 3) расширилось право государственных предприятий на самостоятельно управление движением капитала. => усиление важности банков как финансовых посредников, с сер. 80-х гг. ускоряется ход финансовой реформы. Но это приводит к финансовым беспорядкам. Усиливается инфляция 1992-93 гг. 1994 г. - финансовая реформа, включает реформу банковской системы (основной пункт) и развитие финансового рынка. Создана двухступенчатая банковская система через разделение функций центрального и низовых государственных банков. Одновременно выделены банки, проводящие в жизнь экономическую политику центрального правительства. Остальные кредитно-финансовые институты переходят на коммерческую основу. Преобразованы налоговая, банковская, валютная и инвестиционная системы. Введены налоги на добавленную стоимость, единый подоходный налог для предприятий, система распределения налогов между центральным правительством и местными администрациями. На долю центра при этом приходится большая часть налоговых поступлений. Получив возможность использовать разнообразные рычаги для регулирования макроэкономики, государство сократило прямое регулирование посредством административных директив, увеличив косвенное с использованием экономических инструментов (налоги, процентные ставки, валютные курсы, денежная масса), а также законодательства. Началось образование групповых предприятий, ставших основными участниками рынка. В соответствии с принципом "Чжуа Да Фан Сяо" ("держать в руках большие предприятия, отпустить маленькие") многие мелкие госпредприятия получили право изменить не только механизм хозяйствования, но и форму собственности. Это позволило государству сосредоточить силы на улучшении положения крупных предприятий. В деревне сформировалась двухслойная хозяйственная система на основе сочетания коллективной собственности и семейного подряда. Образуется структура распределения, соединившая принцип распределения по труду с другими его видами. Началось создание системы социального обеспечения населения. В результате: Образовалась многоукладная экономика. Госпредприятия - 48,3% промышленной продукции, коллективные - 38,2%, частные (в т.ч. с иностранным участием) - 13,5%. На долю государственной торговли приходится 41,3% общего розничного оборота, коллективной - 27,9, частной - 30,8%. После начала преобразований темпы роста заметно ускорились. В 1978-1995 гг. среднегодовой прирост ВВП составлял 9%, при этом в 1991-1995 гг. - 11%. Эти показатели значительно опережали средний мировой уровень. Третий этап (1992-97 гг.). Курс на построение рыночной экономики и на дальнейшее формирование многоукладной экономики. Доля государства в экономике снизилась с 51% до 28%. Четвертый этап (1997-2002 гг.): Продолжение реформирования государственного сектора. 11 декабря 2001 года Китай вступил в ВТО. Пятый этап с 2002 года. Реформа, начатая Дэн Сяопином за 30 лет сделала из Китая одну из ведущих стран мира. Китай продолжает занимать 1-е место в мире по выпуску цемента, хлопчатобумажных тканей, угля. Страна вышла на 1-е место по производству зерна, хлопка, рапсовых семян, мяса, яиц, 2-е - химических удобрений, 3-е - сахара, 4-е - электроэнергии, 5-е - сырой нефти. По объему ВВП Китай находится на втором месте в мире. По данным Госстата КНР его доля в мировом ВВП выросла до 9,5%.
Вопрос 3.Территориально-пограничный вопрос в истории дипломатии Китая 1 в Китае издавна существовала концепция, согласно которой земли, некогда входившие в состав Китайского государства или находившиеся в любой степени зависимости от него, считались частью его территории. Если в процессе исторического развития они приобретали самостоятельность или входили в состав других государств, они рассматривались как «утраченные» территории. 2, КНР, как правопреемник Китайской Республики, получила от нее только ту территорию, которой владела последняя, исключая о. Тайвань, а Гоминьдан был приемником Цинской империи, которая развалилась после Синьхайской революции 1911 г (минус Монголия и Тибет). 3, рубежи КНР были определены и оформлены не полностью (лишь половина): часть границы с Кореей (по р. Ялуцзян), граница с Монголией и памирский участок советско-китайской границы, границы Китая с Афганистаном, спорным Кашмиром, Индией, Непалом, Бутаном, Сиккимом, частично с Бирмой. 4, исключая англо-кит. соглашение 1941 г. о южном спорном участке границы между Китаем и Бирмой, все договорные документы были заключены еще в цинский период. Ввиду запущенности, произошла деформация границы (утеря погранстолбов и т.д), и помимо договорной возникла фактическая граница. Монголия признана Нанкинским правительством в 1946 г., а Тибет присоединен в 1950-51, было восстановлено «единство континентального Китая». Публикация в 1951 году карты Китая, которая включала части территорий сопредельных государств в качестве терр. КНР. В ответ на обеспокоенность нек. государств Пекин азявлял, что китай будет консультироваться с заинтересованными странами для определения новых границ КНР. В целом вина за пограничные проблемы была возложена на «империалистические государства». В 1957 г. премьер Чжоу Эньлай признал, что между КНР и многими соседними странами существуют вопросы неполного определения границ. 4 типа: 1) договорно определенные, но с тех пор не подвергавшиеся проверке границы; 2) существующие заменяющие границы демаркационные линии (для сохранения статус-кво); 3) на протяжении веков существовавшие т.н. «традиционные границы», не определявшиеся договорно и не обозначавшиеся на местности; 4) существовали договорные документы, легитимность которых китайская сторона отказывалась признавать. В 1960 гг – Китай пытался позиционировать себя как миролюбивое государство (ответственность за пограничные конфликты – на СССР и Индии). Осуществлялись регулярные вылазки на территории сопредельных стран, расселение и хозяйственное освоение приграничных районов сопредельных стран (Вьетнам, Лаос, Монголия, СССР). Тактика Китая в разрешении терр. Вопроса – ведение дип. переписки, создание видимости хода урегулирования, при полном отсутствии каких-либо результатов, затягивание процесса. Напр, китайско-бирм. Переговоры 1955-1960 гг. Провал «большого скачка» - недовольство внутри страны, конфликт на границе с Индией в 1959-61 отвлек внимание (война за Аксайь Чин в 1962) – недоверие к Китаю. Дип Усилия Пекина по урегулированию «кампания пограничных урегулирований»: 1960 –Бирма, 1961 – Непал, 1961 – Монголия, 1963 – Пакистан (Кашмир) и Афган. Отказ Пекина от притязаний. Культурная революция – поиск контактов с США, обострение с СССР – 1969 – пограничные столкновения. КНР рассматривала большинство договоров, делимитировавших сов-кит границы «неравноправными». 1964 восточный участок границы был почти согласован, но китай отказался от предложений, к проекту вернулись лишь в 80-х. присущий китайской дипломатии принцип «отложенного спора» при решении территориальных вопросов. Индия.Плато Аксай Чин (под контролем КНР по результатам войны 1962), штат Аруначал Прадеш («Южный Тибет») – требование КНР. Обе территории – «линия Макмагона», размежевание между брит. Индией и цинской империей, Симлская конференция 1914 – не признана КНР. Также участки границы со штатами Химчал-прадеш и Уттаранчал. Участки границы сБутаном. Казахстан. В 1997-м была решена судьба двух спорных районов в Алма-Атинской и Восточно-Казахстанской областях. Казахстан оставил за собой 56 процентов этих участков, Китаю перешли остальные 44 процента, что составляет около 530 квадратных километров. Летом 1998 года стороны подписали новый договор о прохождении границы. Казахстан согласился на компромиссный вариант раздела спорного участка границы. 24 сентября 1997 г. было подписано дополнительное соглашение между Республикой Казахстан и КНР о государственной границе, завершившее процесс ее окончательной делимитации. Казахстан пошел на уступки по территориальным пограничным спорным районам, в результате чего 537 кв. км отошло Казахстану и 407 кв. км получил Китай. Примечательно, что при этом Казахстан пошел на ликвидацию значительных инженерно-фортификационных сооружений на границе. Любопытно также и то, что Казахстан вынужден был уступить Китаю одну из своих национальных святынь - горный пик Хан-Тенгри, связанный с традиционным вероисповеданием казахов – тенгрианством Соглашения, подписанные Китаем с Киргизиейи Таджикистаном, являются, по существу, всего лишь документами, подтверждающими русско-китайскую договоренность 1894 г. о сохранении статус-кво в районе Памиров, ни на йоту не продвигая вопрос о прохождении границы к урегулированию. Парасельские о-ва были поделены в первой половине 20 в. между французским Индокитаем и Китаем. Но в 1974г китайцы силой захватили все о-ва, что не устраивает Вьетнам и противоречит МП. Оспариваются Тайванем и Вьетнамом. Тонкинский залив - Вьетнам претендует на значительную часть шельфа залива. КНР исходит из того, что разграничение шельфа должно происходить на основе линии равного отстояния. В состоянии «отложенного спора» пребывают вопросы, связанные с притязаниями Китая на о-ва Сенкаку (Япония) в Восточно-Китайском море и о-ва Спратли в Южно-Китайском море (Тайвань, Малайзия Филиппины, Бруней, Вьетнам). Остаются открытыми вопросы в связи с китайско-корейской .границей, причем часть ее - по р. Ялу (Амноккан) -продолжает оставаться без договорно-правового оформления. К 2008 году пограничный вопрос полностью урегулирован лишь с Россией (о. Тарабаров. О. Большой уссурийский) |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 318. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |