Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема Тайваня: история и современность




 

Тайвань вместе с Пескадорскими о-вами (о-ва Пэнху) и о-вом Рюкю был передан Японии по условиям Симоносекского договора, завершившим китайско-японскую войну 1894-1895. Японцы ввели на острове свой язык, усовершенствовали средства коммуникации и транспорт, систему здравоохранения, методы ведения сельского хозяйства и использование энергетических ресурсов. Во время Второй мировой войны остров служил опорной базой Японии для проникновения в южные регионы Тихого океана, в связи с чем подвергался бомбардировкам со стороны союзников. В 1945 остров был возвращен Китаю.

Так называемая “тайваньская проблема” возникла с момента образования КНР в 1949 году, когда потерпевший поражение в гражданской войне Гоминьдан провозгласил на острове Тайвань фактически независимое государство – Китайскую Республику. В 1950 году одновременно с началом корейской войны США направили на Тайвань и в Тайваньский пролив свой 7-й флот, а в 1954 году правительство США подписало с тайваньскими властями “Договор совместной обороны”. Фактически признав Республику Китай полноправным членом международного сообщества, США тем самым спровоцировали возникновение так называемой “проблемы двух Китаев”, искусственно создав ситуацию разделения между Тайванем и материком Китая.

До 1971 года Тайвань представлял Китай в ООН, затем это право было передано коммунистическому Китаю.

В 1972 США заявили, что вопрос о будущем Тайваня должны решать сами китайцы.

В 1979 США установили дипломатические отношения с КНР, отозвав своих дипломатических представителей с Тайваня.

Действие договора о взаимной безопасности было прекращено, однако в том же году был принят Закон о взаимоотношениях с Тайванем – внутренний нормативный документ США, в котором, в частности, указывается, что Соединенные Штаты будут оказывать тайваньскому режиму помощь в укреплении обороноспособности страны, а также выступать гарантом его безопасности.70-е и 80-е годы – период, в течение которого вокруг отношении тайваньской проблемы ситуация складывалась достаточно стабильно: США рассматривали остров как фактор сдерживания, КНР решала другие задачи, не имея сил и амбиций на решение проблемы.

90-е гг. – новая активизация вокруг замороженного конфликта.1992г. – принятие т.н. «консенсуса 92г.» - «стороны обязуются по отдельности и в устной форме изъявить свою приверженность принципу «одного Китая», с оговоркой со стороны Тайваня в «разных интерпретациях». Более решительные меры президента Ли Дэнхуэя по проведению сепаратистского курса. 1995г. – его визит в Корнельский университет в США – рассматривался Пекином как провокация. 1996г. – крупные военные учения КНР в проливе, проход через пролив кораблей 7 флота США.Заявления Ли Дэнхуэя о том, что отношения Пекин – Тайбэй являются «особыми межгосударственными отношениями».

2000-2008гг.2000г. победа на през. выборах кандидата от Демократической прогрессивной партии Чэнь Шуйбяня. Продолжение им проведения ограниченных шагов по дистанцированию от материка. Отказ от формулы «одного Китая». Президент начал планомерно наделять политическую систему острова новыми признаками суверенности. В 2003 году в тайваньское законодательство был введен такой атрибут независимого демократического государства как закон о референдуме. Более того, закон был опробован в 2004г., хотя сам референдум провалился из-за недостаточной явки. Также в 2003 году было принято решение о добавлении к надписи «Китайская Республика» на заграничных паспортах слова «Тайвань». Еще одним шагом в реализации курса на независимость острова стала политика президента Тайваня по формированию новой идентичности жителей страны. По инициативе Чэнь Шуйбяня была начата подготовка реформы образования, в ходе которой, в частности, предусматривался выпуск новых учебников истории. Тема самобытности и даже культурной обособленности Тайваня стала широко освещаться в средствах массовой информации, ей стали посвящаться множественные события, мероприятия, выставки, научные исследования. Значительные силы и средства были затрачены ДПП для привития новому поколению тайваньцев идеи обособленности от материка не только в политическом или экономическом, но и в моральном и культурном планах. Деятельность данного рода была названа властями КНР культурным сепаратизмом. В 2006г. Чэнь Шуйбянь объявил о прекращении деятельности Совета по национальному объединению и о лишении силы Программы национального объединения. Два этих атрибута взаимодействия между двумя берегами Тайваньского пролива носили, безусловно, чисто формальный характер и не представляли собой каких-либо эффективных механизмов, однако их упразднение тайваньским президентом стало еще одним поводом для обострения отношений на официальном уровне. Однако, Сразу после победы на президентских выборах 2000г. Чэнь Шуйбянь публично отказался от попыток провозглашения независимости острова или увеличения политической дистанции между Тайванем и материком. В общем, пакет обязательств по сохранению статус-кво, данных тайваньским президентом, получил название «пяти нет»:

-«нет» изменению официального названия государства

-«нет» включению в Конституцию Тайваня определения взаимоотношений между берегами Тайваньского пролива как «особых межгосударственных»

-«нет» проведению референдума об изменении статус-кво

-«нет» роспуску Совета по национальному объединению

-«нет» завершению Программы национального объединения (последние два принципа нарушены).

2005 г. – визит на материк председателя партии Гоминьдан Лянь Чжаня и председатея партии Циньминьдан Сун Чуюем.Эти встречи стали значительным успехом китайской дипломатии. Ему предшествовал период длительной работы, проводимой руководством КНР с политическими силами Тайваня, находившимися в оппозиции. После того, как новый президент Республики Китай Чэнь Шуйбянь официально отказался от «принципа одного Китая» и «консенсуса 1992 года», руководство материкового Китая вынуждено было обратиться к партии Гоминьдан с целью совместного выражения своей приверженности «принципу одного Китая» для того, чтобы продемонстрировать, что сепаратистский курс, проводимый руководством Тайваня во главе с Чэнь Шуйбянем, разделяют не все политические силы острова и, соответственно, не все население Тайваня. Важнейшим достижением по итогам встречи руководителей КПК и Гоминьдан стало совместное коммюнике, основой которого послужили пять пунктов совместной работы, а именно:

-содействие скорейшему возобновлению переговоров между берегами ради блага народов на обоих берегах- содействие прекращению враждебной обстановки, достижению мирного соглашения

-содействие всестороннему экономическому обмену между двумя берегами, созданию механизма экономического сотрудничества

-содействие проведению консультаций по вопросам участия тайваньского народа в международной деятельности

-создание платформы для регулярных межпартийных контактов

 

Вооружение Тайваня. Последние поставки оружия – 2005 – 2006 гг. эсминца класса «Кидд», американские амфибийные средства, значительное количество ракет и противолодочных торпед. Закон об этом подписан был еще в 2001г. Военный бюджет Тайваня в указанный период постоянно урезался от первоначально указанных цифр из-за разногласий в Законодательном Юане и значительном давлении оппозиции. С 2006 г. откладывается подписание президентом пакетов предложений по поставкам вооружений. В 2008 г. было официально объявлено о «заморозке» поставок вооружений на Тайвань. Военный бюджет острова вновь упал с 10,5 миллиардов в 2008 до 9,5 миллиардов в 2009.

Нынешняя ситуация. Активное сближение. Прошло два раунда переговоров между главами посреднических организаций двух сторон – председателем правления Фонда развития связей между двумя сторонами Тайваньского пролива Цзян Бинкунем и председателем Ассоциации по связям через Тайваньский пролив Чэнь Юньлинем. В результате 13 июня было подписано соглашение о регулярном выполнении прямых чартерных пассажирских авиарейсов между двумя сторонами пролива с в периоды с пятницы по понедельник. Во время их второй встречи 4 ноября в Тайбэе было подписано соглашение о расширении формата связей: установление ежедневного прямого сообщения с охватом 21 крупнейшего города КНР, а также установление прямых почтовых и морских связей и создание специального механизма по контролю над продовольственной безопасностью. В целом, помимо важного прикладного значения, которое несут результаты вышеупомянутых встреч, значителен и символический смысл: возобновление институционализированного механизма контактов между двумя берегами Тайваньского пролива свидетельствует о сближении КНР и КР.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 557.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...