Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Памятный знак на месте расстрела рабочих в Новочеркасске




Власти ответили на выступления суровыми наказаниями. Над участниками событий был устроен ряд закрытых судов и два показательных открытых процесса, на которых 9 мужчин были осуждены на смертную казнь, а 2 женщины были приговорены к 15 годам заключения в лагерях. Всего же было осуждено 112 человек.

Внутрипартийная демократизация

Наибольший размах либерализация в период правления Хрущева получила внутри коммунистической партии. Успеху Хрущева во внутрипартийных схватках способствовало то, что он аккумулировал чаяния большинства партийного аппарата, опасавшегося репрессий и ненавидевшего сталинскую систему власти, где контроль над КПСС осуществляли и органы госбезопасности. Отстранив от власти Молотова и его сподвижников, а также ликвидировав угрозу со стороны маршала Жукова, Хрущев установил внутри КПСС своего рода ограниченную демократию. Несмотря на то что руководящая роль партии осталась неизменной, фактически в самой партии появилась возможность для создания блоков и группировок, лоббистских объединений, боровшихся за власть как в центре, так и на местах. Эта система оказалась куда более гибкой, чем прямое диктаторское правление Сталина, однако куда менее управляемой с самого «верха».

Новый импульс развитию внутрипартийной демократии был придан XXII съездом КПСС. Принятый на этом съезде Устав КПСС требовал систематического обновления партийных органов: низшее звено, от первичных парторганизаций до райкомов включительно, на каждых выборах должно было обновляться наполовину, на республиканском и областном уровне — не менее чем на одну треть, а состав ЦК КПСС и Президиума ЦК должен был обновляться на одну четверть. Избираться одному и тому же человеку в состав одного и того же партийного комитета устав разрешал не более определенного числа раз. Постоянная ротация должна была затронуть большинство партийных работников, однако для высших руководителей делалось исключение.

Н.С. Хрущев среди руководителей партии и государства

Непредсказуемая политика, слишком сильно зависящая от эмоционального настроя и личных взглядов Хрущева, стала тревожить многих руководителей страны. Постепенно против лидера Советского государства оформилась группировка недовольных, во главе которой встал Л.И. Брежнев, второй человек в государстве (председатель Президиума Верховного Совета СССР — советского парламента). Его поддержали главный идеолог партии этого времени секретарь ЦК КПСС М.А. Суслов, секретари ЦК КПСС Н.В. Подгорный и А.Н. Шелепин, председатель КГБ В.Е. Семичастный и др.

Опираясь на все большее недовольство в КПСС деятельностью Хрущева, а также зная о падении его авторитета как среди интеллигенции, так и среди простого народа, заговорщики приготовились к решительным действиям — к созыву пленума ЦК и отстранению первого секретаря ЦК КПСС от власти.

 

Билет 16

1)реформы Александра II сущность . этапы и последствия

2)Смена власти и политического курса в 1964 г в Нарастании кризисных явлений в Политической и социальной экономической жизни общества

 

1вопрос реформы Александра II сущность . этапы и последствия

Великие реформы Александра II: цели, содержание, результат, значение.

Проигранная Крымская война показала полную несостоятельность политической и экономической системы Николая I . Россия потеряла авторитет у передовых европейских держав и оказалась в международной изоляции. Александру II была ясна невозможность для России претендовать на роль ведущей европейской державы и при этом оставаться крепостнической.

В 1856 г.Александр II возглавил особый секретный комитет «для рассмотрения предложений о крепостном праве».

В1857 г. – ликвидация военных поселений; учреждение Секретного комитета для подготовки крестьянской реформы.

18 февраля 1864г. – «положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» и «Манифест» об освобождении крестьян.

Основные положения крестьянской реформы:

1. Крестьяне получали личную свободу (без выкупа) и установленный земельный надел (за выкуп).

2. До выкупа крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику, платил оброк и обрабатывал барщину.

3. Величина земельных наделов устанавливалась для каждой местности с учетом различных факторов. Если дореформенный земельный крестьянский надел превышал пореформенный, то излишек отходил помещику. Эти «отрезки» составили 1/5 прежних крестьянских наделов.

4. взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «Уставными грамотами».

5. Крестьяне получили право заниматься предпринимательством, вступать в любые правовые отношения, переходить в другие сословия.

- Реформа стала результатом компромисса меду помещиками, крестьянами и правительством.

- Условия освобождения крестьян изначально заключали в себе будущие противоречия и источник постоянных конфликтов между ними и помещиками.

- Реформа предотвращала массовые выступления крестьян, хотя локальные имели место.

- С освобождением крестьян уходил в прошлое старый административный строй, основанный на крепостном праве и преобладании дворянства.

Основная цель последующих реформ привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой крестьянство получило свободу.

Развитие системы государственных учреждений.

В ноябре 1861 г. для рассмотрения вопросов, касающихся намечаемых реформ, был утвержден Совет министров. Государственный Совет (в 60 – 70 гг. проводил большую работу по рассмотрению проектов законов и подготовке их для утверждения императором) был заменен Комитетом министров.

В экономической сфере:

1865г. – Министерство путей сообщений (вместо управления путей сообщений и публичных зданий). В составе министерства финансов было создано Главное выкупное учреждение (для контроля за своевременной выплатой крестьянских кредитов), а также Департамент торговли и мануфактуры, руководивший государственными и принадлежащими царю предприятиями и оказывающий финансовую помощь частным предприятиям.

Принципы судебной реформы 1864 г.:

- бессословность суда;

- равенство всех подданных перед законом;

- независимость суда от администрации;

- создание суда присяжных заседателей и института присяжных поверенных (адвокатов);

- на судебные заседания допускалась публика и представители прессы.

Утверждены и стали законом акты судебной реформы: Учреждения судебных установлений; Устав уголовного судопроизводства; Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Вместо громоздкой системы сословного суда создавались два типа судов: местные (для рассмотрения мелких преступлений и проступков, мелких гражданских исков; волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей) иобщие (окружные суды и судебные палаты, при которых состояли судебные следователи, судебные приставы и прокуратура).

Верховным судом, а также высшим органом судебного надзора являлся Сенат, в составе которого было создано двакассационных департамента – гражданский и уголовный. В 1872 г. в составе Сената было образовано Особое присутствие для суждения о государственных преступлениях и противозаконных сообществах – высший политический суд России.

Земская реформа 1864 г.

Земства вводились в уездах и губерниях (в 33 из 50 российских губерний), и каждое из них имело распорядительные (земские собрания) и исполнительные (земские управы) органы. Председателем Земского собрания был предводитель дворянства. Земские собрания каждые три года проводили выборы земских управ. В основу избирательной системы положены выборное, имущественное (ценз) и сословное начала. В земских органах преобладали помещики и дворяне. Земства ведали хозяйственными делами, касающимися «польз» и «нужд» губернии или уезда; занимались устройством благотворительных учреждений, здравоохранением и народным образованием.

Значение земской реформы в том, что во-первых с учреждением земств была предпринята попытка создать новую систему местного самоуправления, основанную на всесословном представительстве. Во-вторых, земские учреждения вскоре стали центрами либеральной оппозиции правительству.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 271.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...