Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Коллективизация сельского хозяйства СССР (1928-32 гг.).




Сначала были огранич. возм-ти крест. продаж с/х прод-и через частный сектор и кооперацию, и их место стали заним. гос. заготовит. органы в виде АО «Хлебопродукт». Распростр. контрактация. И если в 20-х гг. в усл. НЭПа происход. возрождение и расширение сбыотвого и потребит. крест. кооперирования, тотеперь ставка была сделана на произв. кооперацию. В 1930 принято постан. политбюро ЦК ВКП(б) о темпах кол-ции. Сев. Кавказ, Нижнее и Ср. Поволжье подлежали сплошной кол-ции к осени 1930, в 1931 должны были быть кол-ны др. зерновые р-ны, а к 1932—вся страна. Эти сроки треб. безусловного исполнения и диктовали принудит. меры. Земля навечно закрепл. за колхозом. Вышедший из колхоза превращ. в безземельного хозяина. Кол-ция проходила одноврем. с раскулачиванием. Под опред. «кулацких» попадала и большая часть середняцких хоз-в. Их имущество конфиск., а их самих репрессировали. Т.к. в наличии у колхозом оказ. меньше орудий и скота (кр-яне предпочит. зарез. лошадб, чем передав. в чужие руки), то со 2-ой 5-летки нач. исп-ся с/х машины. Для их примен. были созд. моторно-тракт. станции МТС—гос. предприятия, кот. по договорам с колхозами обрабат. их поля. Но их не хват., поэтому повсеместно преоблад. ручной труд. В 1933 устан. новая сист. налогооблож.: 1) обязат. поставки—натур. налог. Они устан. стоявшими над колхозами парт/сов. органами, независ. от экон. показателей колхозного хоз-ва. 2) натуроплата МТС. Гос. органами опред-сь, какая доля урожая должна идти на оплату МТС. 3) гос. закупки должны были произв. только после вып-я обязат. поставок и натуроплаты МТС, за счет колхозных излишков, кот. почти не остав. В 1930-х созд. 2-масштабная сист. цен. Заготовит. цены на с/х прод-ю, поступ. непоср. в потребление и в виде сырья в пищ. и легкую пром-ть, были очень низкие. А цены в розничной торг. очень высокие – доп источник привлечение денег в фин аппарат

 

23. Экономика СССР в период Великой Отечественной войны (1941-45 гг.)..

С началом ВОв СССР пришлось перестраивать нар. хоз-во на воен. лад. 30 июня 1941 был образ. Гос. Комитет Обороны (ГКО) во главе со Сталиным. ГКО сосредот. всю полноту власти. Под его рук-вом раб. Госплан СССР, наркоматы и ведомства, все хоз. организации страны. Через неделю после нач. войны ГКО утвердил 1-ый план воен. времени—Мобилизац. нар-хоз. план на 3-ий квартал 1941. Задача увелич. произв-во воен. техники. Предусм. частичная или полная консервация второстеп. строек. Осн. ресурсы перераспред. в пользу воен. пром-ти. 16 авг. 1941 принят Военно-хоз. план. Задача эвакуир. крупные предпр. на вост. и созд. там базу военно-пром. произв-ва. В 1-ый период войны СССР потерял ряд необход. густонасел. хоз. районов с развитой пром-тью и продуктивным с/хоз-вом. Особенно это кас-ся тяж. пром-ти. Оккупирован Донбасс—осн. топливная база. Во врем. оккупации наход. Кривой Рог—гл. железорудная база ю. мет-гии. С приближ. фронта усилив. бомбардировка заводов, и ценное оборуд. вывоз. в глубь страны. Врем. потеря важнейших экон. р-нов причин. огромный урон эк-ке СССР, особ. пром-ти. Большой ущерб был причиню и с/х. Потер. объем с/х прод-и было нечем компенсир. Оккупир. р-ны имели насыщ. ж/д сеть. Все эти факторы увелич. превосх. врага. Перестройка нар. хоз-ва на воен. лад предусм.: коренное измен. структуры матер. произв-ва, переключ. на нужды войны значит. чачти ресурсов, развитие и подъем воен. произв-ва путем исп-ния гражд. объектов, мобилизация всех ресурсов, их строгая центр-ция в распред. и нормировании, эвакуация предпр. Обстановка осложн. тем, что зап. союзники затягивали вып-ние своих обязательств о поставках в СССР боевой техники. Со 2-ой пол. нояб. 1941 воен. пром-ть стала повыш. объем вып. прод-и. К весне 1942 большинство перебазир. на вост. предпр. наладили массовый вып. прод-и для фронта. СССР, преодолев огр. трудности, вступил в период быстрого роста всех отраслей нар. хоз-ва. В 1943-44 воен. хоз-во продолж. наращ. темпы произв-ва. В 1944 впервые валовый прод. превыс. предвоен. уровень на 4%. В возраст. масштабах велось капит. строит-во. Снабж. продовольствием и пром. товарами также было подчин. первоочередному обеспеч. нужд фронта. Поэтому сущ. проблема снабж. гражд. насел. С июля 1941 введена карт. сист. на продукты, а в янв. 1942-на пром. товары. За вып. и перевып. норм выработки устан. на предпр. доп. питание. В 1944 введ. коммерч. торговля товарами с повыш. ценами по карт. Значит. увелич. доля поступл. от насел. в Госбюджете (налоги, займы, Добров. взносы в Фонд обороны) и сниз. поступл. от прибыли. Для фин-ния воен. расходов была исп. ден. эмиссия.

 

24. Восстановление народного хозяйства СССР в 1946-50 гг. Отмена карточной системы и денежная реформа 1947

Победа в ВОв была достигнута очень выс. ценой. Людские потери превыс. 27 млн чел. и коснулись наиб. активной части насел. В руинах лежало множ. городов и поселков, сел и деревень. Разруш. 31850 предпр. Прямой мат. ущерб сост. 1/3 всего нац. богатсва. Сов. народ ожидал измен. к лучшему в своей жизни. Но сталинское руков-во восприняло победу как подтвержд. правильности политики 30-х. Возрожд. довоен. концепция приоритетного развития неск. базовых отраслей тяж. пром-ти за счет легкой, с/х и жизн. уровня насел. Этому способств. холодная война. ГКО был упразднен, ф-ции хоз. рук-ва перешли к СНК СССР, кот. был потом преобраз. в Совет Мин. СССР. Основу прогр. восстан. сост. план 4-ой 5-летки. Задача—восстан. пострад. р-нов, довоен. уровня пром-ти и с/х, чтобы превзойти его. Почти половина всех гос. инвест. напр. в тяж. пром-ть. Осущ. след. меры: част. реэвакуация предпр. в центр, перевод пром-ти на вып. гражд. прод-и, привлеч. демобилизац. в произв-во, восстан. норм. раб. режима (8-час. раб. день, выходные, отпуска). За эти годы было восст. и заново постр. 6200 пром. предпр. Наиб. влож. были сделаны в машиностр., ч. мет-гию, угольную, нефт. пром-ть. В э/энергетике восстан. старые станции (Днепрогэс) и стр. новые. Произв-во средств произв-ва выросло на 105%, а вып. предм. потребл. увелич. только на 23%. Отставание пищ. и легкой пром-ти, кроме недост. кап. влож., было вызв. и тяж. полож. в с/х. Восстан. транспорт. Осн. его видом остав. ж/д, на разв. и а/м. Рост грузооборота был вызв. судами, получ. в кач-ве репараций. Но в целом развитие транспорта отстав. от темпов роста пром-ти. В худшем полож. было с/х. Была подорв. его матер. база., уменьш. парк тракторов. В 1946 была сильная засуха. Кроме того, 10% зерна шло на экспорт. Не хватало кап. влож., гос-во поставляло в осн. технику, были низкие заготовит. цены. За год колхозник получ. даже меньше денег, чем раб. за мес. Идет отток сельск. насел. в город, особ. молодежь. В 1947 провед. ден. реформа и отмена карт. сист. Стар. деньги обмен. на новые как 10:1. Мет. монета остав. в обращ. по номиналу. Ставки з/п и др. доходы насел. не мен. Стар. облигации обмен. на новые как 3:1. В осн. реформа ударила по квалифиц. раб., технич. интеллигенции. Для обмена денег была дана 1 неделя. У магазинов выстр. очереди. До реформы было 2 вида цен—пайковые (для тов-в по карт.) и выс. коммерч. (в коммерч. магазинах). В 1947 введ. единые гос. розничные цены. Реформа привела к сниж. покупат. способности, т.к. цены были выше в 3 раза уровня 1940, а ср. з/п повыс. лишь на 93%. Поэтому розничн. цены периодич. сниж., росла з/п 5 пятилетка(1951-1955) не учит введение новшеств НТР –упадок в сх

 

25. Аграрная политика Н.С. Хрущева

50-е годы иногда называют золотым веком административной системы. К этому времени хозяйственные руководители страны добились определенной сбалансированности массы денег в обращении и массы товаров. Предприятия увеличивали производство. Национальных доход увеличивался. Производительность труда в промышленности значительно выросла.

Однако именно в это время, время относительного благополучия, были сделаны первые попытки исправить хозяйственный механизм, преодолеть недостатки административной системы. Стало очевидно, что невозможно административными методами только из центра регулировать хозяйственные пропорции, необходимо увеличить хозяйственную самостоятельность местных руководителей. Было решено перенести основные функции управления из центра на места.

В 1957 году страна была разделена на экономические административные районы во главе с совнархозами. Совнархозы и стали главными органами управления. Они стали органами планирования (планировали развитие своего экономического района).

Реформа оказалась неудачной. Она не изменила методов управления. Она заменила центральные органы местными, но тоже административными. Но при этом единое хозяйство страны раздробилось на части.

Эта разобщенность мешала планировать производство в масштабах страны, регулировать его структуру. Она препятствовала специализации предприятий и стала тормозить технический прогресс. Поэтому в 1965г. При проведении экономической реформы были ликвидированы совнархозы и восстановлены промышленные министерства

 

26. . Попытки экономической реформы в СССР 1960-х гг. (реформа А.Н.Косыгина и аграрный курс 1965 г.).

В 1959 году, когда принимался семилетний план на 1959-1965 гг., впервые была поставлена и научно обоснована задача интенсификации производства. Интенсификация – рост производства за счет увеличения производительности труда, за счет технического прогресса.

Отставание СССР от передовых стран по техническому уровню промышленности увеличивалось. Поэтому в 1965 году было принято решение о проведении экономической реформы – о переходе от административных методов к экономическим методам управления хозяйством. Экономические методы – это использование экономических законов, рыночных отношений, материальной заинтересованности. Материальная заинтересованность заключалась в том, что предприятие хотело получить больше от государства, от общества, но меньше дать. Административная система управления была построена таким образом, что интересы предприятия были противоположны интересам общества. Чтобы исправить это, надо было связать благосостояние предприятия с результатами его работы, т.е. восстановить принцип хозрасчета. По новому положению прибыль предприятия стали делить на две части. Одна отдавалась государству, другая оставалась в распоряжении предприятия и расходовалась на обновление оборудования, на повышение заработной платы. На первый план в оценке деятельности предприятий были выдвинуты два показателя: 1. реализованная продукция, 2. рентабельность.

Эти показатели требовали увеличение хозяйственной самостоятельности предприятий, поэтому было принято «Положение о социалистическом предприятии», которое несколько расширяло их права.

Таковы были основные направления экономической реформы 1965г. Она не обеспечила переход к экономическим методам хозяйствования т.к. сохранялся стереотип: социализм – это план, капитализм – это рынок. Хозрасчетные, товарно-денежные отношения были приняты лишь как дополнение к административному планированию. По-прежнему план определял объем продукции и другие показатели, и только сверхплановая продукция подпадала под действие рынка.

Суть «косыгинских реформ» состояла во введении прогрессивных элементов рыночных отношений (хозрасчет) в плановую экономику СССР. Восьмая пятилетка, которая прошла под знаком экономических реформ Косыгина, стала самой успешной в советской истории и получила название «золотой». По прогнозам экономистов, дальнейшее внедрение инициатив Премьер-министра в промышленности и сельском хозяйстве могло бы иметь эффект, равный «Четырем модернизациям» Дэн Сяопина в Китае. Однако позиция Суслова и других консервативных членов Политбюро, а также открытие огромных месторождений нефти и газа в Западной Сибири, привели к сворачиванию «косыгинских реформ». 21 октября 1980 освобожден от работы на основании поданного заявления в связи с ухудшением состояния здоровья.

Строго говоря, с точки зрения экономической теории, ничего принципиально нового она не содержала. Польские и венгерские экономисты подобные мысли высказывали еще в 1956 году. Главным в ней было предложение сделать критерием деятельности предприятия не вал, а прибыль. Тем самым, по замыслу, должен был установиться баланс спроса и предложения. Также предлагалось усилить материальные стимулы для повышения производительности труда. Говоря современным языком, идея заключалась во внедрении элементов рынка в народное хозяйство, при сохранении в целом планового характера экономики. Либерман получил статус консультанта Алексея Косыгина, а саму реформу иногда даже называют «реформой Косыгина—Либермана», Сентябрьский 1965 года пленум ЦК партии оповестил о принятии «новой системы планирования и экономического стимулирования». Кстати, именно тогда большинство советских трудящихся перешло на пятидневную рабочую неделю (при удлинении на час рабочего дня).

Реформа тихо провалилась, хотя никаких официальных «похорон» провозглашенного курса не было. Сегодня есть много мнений, почему так случилось.

 

 

27. Нарастание кризисных явлений в экономике СССР в 1970-1980-х гг. и попытка их реодоления в период «перестройки».

Проблемы совершенствования социалистической модели экономики, находившейся в СССР в предкризисном состоянии, придание ей динамизма и эффективности являлись ключевыми для пришедшего к власти в партии и государстве в середине 1980-х гг. нового руководства во главе с М. С. Горбачевым.

К этому времени мощный научно-технологический потенциал страны, созданный за послевоенный период, в значительной степени был исчерпан. Уже с начала 80-х гг. в экономику Советского Союза прекратился обильный приток “нефтедолларов” (в связи с падением цен на энергоносители на мировом рынке), а афганская “авантюра” и традиционный затратный механизм ведения хозяйства в сочетании с валовым принципом промышленной политики, стремительно. увеличивали бюджетный дефицит, отмечалось неуклонное падение промышленного производства. Широко разрекламированная “Продовольственная программа” (1982) к 1985 г. также оказалась фактически проваленной (валовой сбор зерновых в стране за 1978—1984 гг. упал с 237 до 173 млн т). Низкая эффективность производства, отсутствие материальной заинтересованности в производительном труде, господствующая уравниловка, а также растущий голод на основные потребительские товары — вплоть до введения талонной системы распределения, способствовали созданию в СССР тех явлений, которые впоследствии будут названы застоем и механизмами торможения. В стране из-за падения рождаемости за 10 лет (с середины 70-х гг.) в 4 раза — с 12 до 4 млн человек сократилась доля молодежи в общественном производстве, а женщины среди рабочих и служащих составляли более половины от всех занятых (тогда как даже в первые послевоенные годы этот показатель не превышал 47%). Острейшей социальной проблемой в “обществе реального социализма” являлось пьянство: в СССР только официально зарегистрированных алкоголиков насчитывалось более 21 млн человек.

По мере вступления советской экономики в полосу стагнации все заметнее стала развиваться так называемая теневая экономика. Это явление, возникшее в условиях тотального огосударствления и плановой централизации хозяйства, давало некоторую возможность перераспределять продукцию и доходы населения в соответствии с нуждами потребления. Теневая экономика в СССР включала как различные виды индивидуальной трудовой деятельности и подпольные цеха по производству дефицита, так и изготовление неучтенных товаров на госпредприятиях и махинации в сфере финансовой отчетности. По приблизительным подсчетам,* в Советском Союзе к середине 80-х гг. в теневом бизнесе было занято до 15 млн человек, а объем выпускаемой неофициальной продукции народного потребления повышенного спроса уже, составлял до 25 % от всего товарооборота. Происходило формирование новой социальной группы подпольных предпринимателей — “цеховиков”, которые, как правило, были тесно связаны с наиболее прагматичной частью правящей в стране партийно-государственной номенклатуры. Фактически начался процесс их сращивания, что впоследствии создало особую прослойку класса “советских предпринимателей”, получивших позднее на Западе название “новых русских”.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 572.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...