Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенности формирования конфессиональных отношений на территории Белоруссии в XVI-XVIII вв. Образование униатской церкви.
Католицизм на территории ВКЛ начинает проникать в XIII в. В его распространении были заинтересованы Ливонский орден, Рижское архиепископство, Ватикан, Польское королевство. Кревская уния нарушила монополию православия. В XIV середине XVI в. расширяет свое влияние западное христианство, но по-прежнему в восточных регионах ВКЛ тон задавало в духовной жизни общества православие, несмотря на то, что его позиции все более потеснялись. К середине XVI в. позиции православия и католицизма уравновесились. Отношения между православием и католицизмом приобрели различные формы: литературная полемика, парламентская и вооруженная борьба. В 1432 и 1436 гг. были приняты два привилея, которые уравняли в экономических правах православную и католическую знать. В XVI в. христианство постиг кризис: в католицизме он проявился Реформацией, в православии ересями. Часть шляхты под влиянием общественно-политического и идеологического движения в Западной Европе начинает критически воспринимать католические культы, политику костелов, выступает за богослужение на родном языке. Особенность Реформации на Белоруси в том, что в отличие от Европы она не стала народной, а охватила только высшие слои общества. Феодальная знать хотела укрепить свое социально-экономическое положение за счет костелов, монастырей. Наибольшее распространение в ВКЛ получилкальвинизм: создается 50 кальвинистских общин, храмы, школы, типографии, приюты. Реформация привела к развитию толерантности в княжестве. В 1564 г.в ВКЛ появилсяорден иезуитов. Правящие круги Речи Посполитой способствовали укреплению позиций католической церкви и оказывали ей все возрастающую поддержку. Интеллектуальную часть белорусско-украинского общества иезуиты привлекали в костелы богословской наукой, хорошо налаженной системой образования. Обновленный и усиленный католицизм вытеснил не только протестантизм, но и православие. Процесс окатоличивания высших слоев, втянутых ранее в Реформацию, приобрел массовый характер. В XVI в. возникают религиозно-культурные организации братства, объединявшие православное население. В них входили ремесленники, купцы, шляхта, частично духовенство. Братства открывали школы, типографии, стремились сохранить чистоту православного учения. Наступление католицизма в Речи Посполитой вылилось в заключениев 1596 г. Брестской церковной унии. В середине ХV в. на Флорентийском соборе провозглашена уния, объединявшая два направления христианства, однако она не была поддержана православным населением ВКЛ. Инициатива со стороны католической церкви была поддержана многими руководителями православной церкви ВКЛ, в частности епископом Ипатием Потеем, ставшим одним из организаторов унии. Подготовка унии продолжалась 5 лет, было подготовлено 8 вариантов текста. В 1595 г. папа римский в Ватикане торжественно провозгласил унию православной и католической церкви. 6-9 октября 1596 г. на церковном соборе в Бресте на основе белорусско-украинского православия было сформировано новое направление в христианстве униатство.Оно сохраняло прежнюю обрядность, юлианский календарь, традиционные праздники, но признавало верховенство католического вероучения. Так началась крупная церковная реформа, которая повлекла за собой переориентацию духовной жизни Белоруссии с Востока на Запад и преобразование многих сторон жизни общества. В конце XVI в. первые десятилетия XVII вв. униатство как новая религия нередко навязывалась силой: закрывались православные церкви и школы, в униатских церквях стали использовать польский язык вместо старобелорусского. Уния не объединила, а разъединила людей. Под влиянием народных волнений правящие круги Речи Посполитой изменили тактику: остановили давление на православную церковь. В дальнейшем униатская церковь действовала медленно, но верно, подменяя в сознании народа религиозные ценности, используя для этого белорусский язык (в т.ч. и на богослужениях), а также сходство обрядности в условиях почти тотальной неграмотности и постоянного давления через два-три поколения белорусские крестьяне уже переставали осознавать смысл происходящего. В результате всех этих причин на рубеже XVII-ХVIII в.в. количество униатов на Белоруссии превзошло число православных, а к концу XVIII в. достигло 2/3 населения, в основном крестьян.
Этническая структура населения Белоруссии в XVI - XVIII вв. Белорусы (русские, русины, (Русь) основная часть населения. Поляки, литовцы, евреи, татары, русские из Московии (в частности, раскольники и перебежчики). В национальной идентификации важную, порой определяющую роль играло вероисповедание человека.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 564. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |