Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенности духовной культуры белорусских земель в ВКЛ (XIV-XVI вв.).
Развитие культуры Белоруссии в XVI начале XVII вв. получило название«белорусское Возрождение». Оно было связано с Ренессансом развитием западноевропейской культуры в период зарождения буржуазного общества. В конце XV XVI вв. на территории Белоруссии сложились предпосылки для развития культуры Возрождения: расцвет городов и превращение их в центры ремесла и торговли, расширение связей со странами Западной и Центральной Европы; развитие книгопечатания, образования. Среди образованных слоев общества распространяются идеи гуманизма. Получает распространение меценатство. Все это способствовало преодолению средневековой схоластики, формированию гуманистической идеологии, развитию светской культуры. В отличие от западноевропейских стран Возрождение в Белоруссии возникло в условиях, когда в экономике отсутствовали ярко выраженные буржуазные проявления. Города и местечки находились в большой зависимости от духовных и светских феодалов. В результате удельный вес светских начал в культуре был меньшим, чем на Западе. Специфика Возрождения на Белоруссии: столкновение западноевропейской и восточно-европейской традиций; наличие определенного времени религиозной толерантности, полилингвизм литературы. Основным идейным течением в культуре этого времени стал гуманизм, яркими представителями которого в Белоруссии были Ф.Скорина и Н.Гусовский. Главные достижения в развитии культуры в первой половине XVI в. было формирование старобелорусского языка в ВКЛ; возникновение белорусского книгопечатания; начало создания общегосударственного законодательства (Статуты 1529, 1566, 1588 гг.). Литературным шедевром стала поэма Н.Гусовского «Песня о зубре», в которой автор раскрыл красоту родной природы и величие ее народа. Первые книги, выпущенные в типографии Ф.Скориной, были адресованы светскому читателю. В предисловии и послесловиях к изданиям книг Библии Ф.Скорина высказал ценные мысли об усовершенствовании общества, воспитании человека, установление достойной жизни на земле. Последователь Ф. Скорины Сымон Будный создает в Несвиже типографию, издает первую белорусскую книгу «Катехизис». В 70-80-е годы XVI в. начал печататься на белорусском языке Василий Тяпинский. В распространении грамотности среди населения сыграли значительную роль начальные и средние братские школы, коллегиумы. В Вильно была открыта иезуитская Академия первое высшее учебное заведение. Во второй половине XVI в. на смену традиционному летописанию пришла историко-мемориальная литература, появляются пародийно-сатирические произведения. В архитектуре органически сочетались национальные и западноевропейские традиции, которые принесли сюда готический, романский стили и стиль барокко. Творчески переосмысливая это наследие, белорусские мастера создали образцы белорусской готики (церкви оборонительного типа в Сынковичах, Мало-Можейкове, Заславле), культовые здания в традициях Ренессанса (костел в Несвиже, собор в Сморгони), в стиле барокко (иезуитский костел в Несвиже). Расширяется строительство замков. Создаются парково-замковые ансамбли в Лиде, Несвиже, Гродно. В изобразительном искусстве наряду с иконописью, фреской получает распространение портретная живопись, гравюра, книжная миниатюра. Белорусская культура XIV-XVI вв. развивалась на собственной основе, обогащалась достижениями соседних народов, активно включалась в общеевропейский культурно-исторический процесс.
Эволюция форм государственного и социально-политического строя на белорусских землях после Люблинской унии. Статуты ВКЛ. В 1569 г. в г. Люблине была подписана уния соглашение о государственно-политическом союзе ВКЛ и Польши. Образовалось государство Речь Посполитая. В переводе с польского языка республика. Причины:1.Внутриполитические противоречия в господствующем шляхетском сословии. Магнаты проводили только свои решения на сейме, а шляхта не имела никакой реальной власти. Такого не было в соседней Польше. Шляхту ВКЛ привлекали польские шляхетские вольности, поэтому она склонялась к союзу с Польшей. 2.Тяжелое внешнеполитическое положение ВКЛ. Московская держава начала Ливонскую войну (1558-1583 гг.). Польша также была заинтересована в унии: многочисленная польская шляхта надеялась получить наделы и должности на территории ВКЛ. 3.Польша была могучим бастионом католицизма в Восточной Европе, а поэтому Ватикан отводил ей главную роль в экспансии западного христианства на восток. В 1569 г. состоялся Люблинский сейм, который продолжался 6 месяцев. Согласно унии: -ВКЛ и королевство Польское объединяются в одно гос-во – в Речь Поспалитую -РП должна иметь единого короля, он выбирался на общем сейме и короны польской, и ВКЛ. -рада и сейм должны быть общими для Польши и ВКЛ -отдельных сеймов для ВКЛ король собирать не должен. -все законы, действовавшие ранее в обоих гос-вах оставались в силе. -для обоих гос-в предусматривалась общая внешняя политика и единая денежная система. Эта уния превратила династическую унию между Польшей и ВКЛ в государственную. Для ВКЛ после унии ничего не изменилось. ВКЛ не перестало существовать, сохранило свою территорию (но без Украины), ВКл имело свою административную систему, органы власти, гос. язык. В концепцию нового гос-ва РП входили вопросы совместной международной политики и совместной обороны. Объединение ВКЛ и Польши повлияло на ход ливонской войны. В 1582 г. между Россией и РП был заключен мирный договор сроком на 10 лет. Теоретически Люблинская уния была добровольным объединением государств. Однако Польша, воспользовавшись критическим положением княжества, претендовала на лидерство в Речи Посполитой. В 70-90-е годы XVI в. в княжестве имели место антилюблинские настроения. Регулярно создавались в ВКЛ свои сеймы. В 1581 г. была создана высшая судебная инстанция Трибунал, а в 1588 Статут, закрепивший суверенитет ВКЛ. Речь Посполитая конституционная, сословная монархия, во главе с выборным королем. Законодательным органом был двухпалатный парламент коронный, т.е. «польский», сейм, который состоял из сената (рады) и посольской избы.В высшую палату сейма сенат входили наиболее знатные светские и духовные феодалы в количестве 150 человек. Первое место в сенате принадлежало примасу католической церкви, арцибискупу гнезненскому. Затем шли бискупы, кастеляне, воеводы и т.д. Сейм избирал королевскую раду на 2 года. Посольская изба состояла из 200 депутатов от шляхетских местных сеймиков. В 1696 г. шляхте ВКЛ, как и польской шляхте, было дано право полного контроля за деятельностью короля. Вальные (общие) сеймы рассматривали и принимали постановления на отдельных заседаниях сената и посольской избы. На общих заседаниях в случае совпадения постановлений они принимались, а затем после утверждения королем приобретали силу закона. Обязательное условие принятия решения на сейме единогласие. Либерум вето (свободное вето) рассматривалось как одна из важнейших «золотых шляхетских вольностей». Во главе исполнительной власти стоял король, при избрании которого тоже сохранялось право вето. Король возглавлял сенат, «посполитое рушение», созывал сеймы, назначал на высшие должности, осуществлял внешнюю политику государства. Власть короля была значительно ограничена «золотыми шляхетскими вольностями».Наряду со свободным вето шляхта заключала с претендентом на польский престол «Пакта конвента» договор, согласно которого король возлагал на себя ряд обязанностей по решению внутренних и внешних проблем и который фактически сводил на нет реальную королевскую власть. Если король действовал против правил, то шляхта могла выступить против него, созвать конфедерацию (союз вооруженной шляхты). Свободное вето и конфедерации были мощным оружием борьбы различных феодальных группировок за власть в государстве, легальной формой феодальной анархии. Речь Посполитая была феодально-крепостническим государством. Это была конституционная сословная монархия, где главную роль играла шляхта. Другие сословия никаких политических прав не имели. Речь Посполитая была федерацией. ВКЛ после Люблина выступило против польской программы создания унитарного государства.ВКЛ и Польша имели относительную самостоятельность, ограниченную деятельностью единого польского короля и сейма Речи Посполитой.Не было общих министров по внутренним и внешним вопросам, единого судебного учреждения. Не была ликвидирована граница между ВКЛ и Польшей, не была введена единая денежная единица. Статут 1588 г. запретил иноземцам приобретать земли и поместья в княжестве, а также должности. Однако шел процесс ополячивания шляхты ВКЛ через приобщение ее к польским шляхетским вольностям. В многонациональной ВКЛ с течением времени сформировалась новая общность народ шляхетский, состоящий из шляхты, объединенной едиными правами и привилеями, единой религией (католицизмом), польским языком. В 1696 г. все официальное делопроизводство в Речи Посполитой было переведено на польский язык, который приобрел статус государственного.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 415. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |