Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Оригенистические споры при Юстиниане




Еще в 399 г. Феофил, еп. Александрийский, осудил заблуждения Оригена и до 300 монахов-оригенистов, придерживавшихся нецерковных мнений Оригена, изгнал из Египта. Большая часть их ушла в Палестину, где средоточием оригенистов сделалась новая лавра, основанная монофизитским монахом Романом.

Оригенизм особенно усилился в Палестине, когда в начале V в. начались споры о мнениях и учении Оригена. Юстиниан приблизил к себе некоторых настоятелей оригенистских монастырей, благодаря их учености и красноречию, и вскоре по их влиянию на епископские кафедры в Палестине стали назначать оригенистов. Последние при поддержке монахов-оригенистов стали выгонять из монастырей православных игуменов и монахов, те оказывали сопротивление, и дело доходило до кровавых схваток.

Православные посоветовали императору составить сочинение против Оригена. В 543 г. Юстиниан издал эдикт против оригенистов, перечисляя все отступления Оригена, а Константинопольскому патриарху поручил созвать домашний синод из епископов и настоятелей столичных монастырей и обязать их анафематствовать Оригена.

Спор о трех главах

Между тем, Феодора продолжала вести интриги в пользу монофизитов. По ее проискам на Римскую кафедру был поставлен диакон Вигилий, давший еще в бытность в Константинополе обещание с подпиской помогать монофизитам. Партией монофизитов был подготовлен план, как обмануть императора, чтобы монофизитство восторжествовало. Именно, Юстиниану представили, что монофизиты тогда только могут быть присоединены, когда православная Церковь осудит учителя несторианства Феодора Мопсуетского и его друзей — блаж. Феодорита Кирского и Иву Эдасского.

Император не понял этой хитрости, состоявшей в том, что, осудив блаж. Феодорита и Иву Эдесского, он выступит против постановлений Халкидонского собора, на котором оба эти учителя были признаны православными.

И в 544 г. Юстиниан действительно издал эдикт о трех главах. В нем осуждался Феодор Мопсуетский и некоторые сочинения блаж. Феодорита и Ивы, но в то же время прибавлялось, что это не противоречит Халкидонскому собору, и кто будет думать иначе — подвергается анафеме. Этот эдикт должны были подписать все епископы. После некоторого сопротивления восточные епископы вынуждены были подписать эдикт, хотя не все, западные же епископы решительно отказались.

Пятый Вселенский Собор

Для окончательного решения вопроса о трех главах Юстиниан решился созвать в 553 г. в Константинополе Пятый Вселенский собор. На соборе присутствовало 165 епископов. Собором осуждены были Феодор Мопсуетский и его сочинения, сочинения блаж. Феодорита в защиту Нестория против св. Кирилла и сочинение Ивы Эдесского. Соборные определения подписал и Римский папа Вигилий, находившийся в Константинополе, но не присутствовавший на соборе (Вигилий выступал против эдикта Юстиниана о трех главах, а поэтому был взят Юстинианом в плен, в котором пребывал 7 лет). После этого Вигилий был отпущен домой. По дороге, впрочем, он умер.

Сам император Юстиниан представил собору докладную записку о соединении Божества и человечества в Лице Иисуса Христа в виде молитвы “Единородный Сыне”, которая вошла в состав литургии.

Постановления Пятого Вселенского собора были приняты и новым Римским папой, хотя многие западные церкви еще долго не признавали этого собора Вселенским и лишь в VI в. при папе Григории Великом все признали его.

На соборе были осуждены мнения Оригена о предсуществовании душ, раскаянии дьявола и прочие заблуждения Оригена.

Юстиниан известен строительством храмов. При нем построили выдающийся памятник византийского строительства — Софию Константинопольскую. При Юстиниане введено новое летосчисление — от сотворения мира, а не от основания Рима.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 336.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...