Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Соподчинение частей в целом. Группировка.




В произведении художественном все части связаны между собой и с целым. Целое представляет собой совокупность связанных между собой частей, где подчиненность частей друг другу вполне очевидна. Чтобы целое было воспринято, необходима определенная последовательность в вос-приятии частей. Эта последовательность обеспечивается благодаря группировке родственных или контрастирующих элементов. Части целого составляют группы, связанные друг с другом по признакам подобия или по контрасту. Тот же принцип повторяется и внутри каждой из групп (подобие или контраст), возникает ритм, пронизывающий насквозь все произведение. Все эти группы перекликаются между собой всеми своими элементами, так, что целое повторяется в его частях, а часть в целом. Благодаря группировке элементов и частей происходит последовательное восприятие частей целого, и в тоже время целое воспринимается единовременно и цельно.

Принцип динамизма.

Известно, что движение в картине не присутствует реально, а воспринимается сознанием, являясь реакцией зрительного аппарата, движением глаз, вызванным теми или иными зрительными впечатлениями. Даже если на картине изображено статическое состояние, симметричная композиция, устойчивая и неподвижная, в ней есть движение, ибо детали, элементы художественной формы всегда выражают движение их цветовые и тоновые отношения, взаимодействие линий и форм, контрасты, напряженность вызывают сильные зрительные импульсы, а следовательно, ощущение движения, жизни. Композиционные приемы обладают способностью направлять и усиливать это ощущение движения в картине, в изображении. Композиционное построение произведения изобразительного искусства может быть представлено в виде схемы из линий, показывающих направление движения в картине - по диагонали, по кругу, лучевое, S -образное. Движение в композиции имеет организованный характер, ритмизовано. С его помощью осуществляется гармония целого.

Принцип равновесия.

Уравновешенность частей в картине - первостепенное требование композиционного построения - означает расположение изобразительного материала вокруг воображаемой оси симметрии таким образом, чтобы правая и левая стороны находились в равновесии. Это требование к композиции восходит, как уже говорилось прежде, к всеобщему закону тяготения, определяющему психологическую установку в восприятии равновесия.

Принцип гармонии.

Внесение гармонического начала в композиционное построение и в моделировку формы означает не одно только соблюдение количественных отношений, обеспечивающих соразмерность, пропорциональность, равновесие. Гармония осуществляет связь между всеми элементами произведения - примиряет противоречия между формой и содержанием, между материалом и формой, между предметом и пространством и прочими элементами формы, сводя все воедино в единое композиционное целое.

Литература: Е. А. Грегорян. Основы композиции в прикладной графике

 

Структура картинного поля

Картинное поле делится на следующие элементы:
1-ый, 2-ой, 3-ий план
вертикаль
горизонталь
диагональ
S - образный мотив
модуль: функционирует в виде прямоугольной сетки, как правило делится на порядки


источники информации:
http://politeh.debesi.ru/files/IvshinCOMPOSITIONhtml/2.html
http://www.akland.ru/arhiv/arhiv2/renessans/pages/txt/8_hronolog.htm

 

6 билет

 

1. Исследователи образно-художественного языка иконописи византийского ареала отмечали совершенство композиционных решений, колористической гаммы, построенной на символически понимаемом цвете, сложнейшей системы трансформации пространства (обратная перспектива). Но в искусстве иконы пртсутствует и нечто, понимаемое искусствоведческой наукой в качестве закономерного продукта профессиональных усилий поколений иконописцев - универсальный ритмический строй и упорядоченность всех элементов, вне зависимости от конкретного содержания изображения, не сводимые к элементарной центральноосевой симметрии и монотонной повторяемости, что свойственно механическому корректированию композиционной схемы. Трудно поддающееся словесному определению воздействие архитектонической организации иконы вызывало у знатоков ассоциации с музыкальной гармонией прекрасно устроенного Богом мира, Космоса или духовного храма будущего века (М.Алпатов, Е.Трубецкой).

Композиционные схемы икон византийского ареала демонстрируют единство приемов построения и ритмизации сакрального пространства. Математическая выверенность композиционной структуры аналитически обнаружена уже в ранних произведениях иконописи и представляет собой логическую систему гармонизации частей и целого. Согласно новейшим расчетным данным в иконописи VI-ХVI веков существовал корпус математических закономерностей, регулирующий основные количественные показатели композиции. Форма, очертание иконы, величины семантически значимых зон, узлов, интервалов и элементов, в том числе и циркульных, являются цельной ритмизованной структурой, основанной на гармоническом единстве зависимостей пропорциональных связей функций квадрата, со стороной, равной ширине иконы. В последовательно иерархическую систему композиционных расчетов оказались вовлеченными принятые в античной, в том числе, неоплатонической, традиции мистическая символика круга, квадрата и их сочетания; символика центра, середины; рациональных и иррациональных чисел и их соединения; символика совершенных чисел и пифагоровская пропорция строения мира. Совокупность приемов внутреннего "геометрического чертежа" иконы последовательно охватывает все этапы графического начертания сакрального изображения, от разделния сфер "небесного"и "земного"до размещеня кодекса священного писания. Выполняя и техническую, вспомогательную роль глубинного организующего принципа, внутренний чертеж иерархической последовательностью построения и использованием освященных христианско-неоплатонической традицией математических символов и пропорциональных отношений сакрализует иконное изображение уже на стадии композиционного плана. Как известно, параллель подобному слиянию конструктивной и символической функций сакрального пространства являет византийский храм. Не исключено, что "сочинение" иконы отцами церкви, закрепленное на Никейском соборе 787 года, помимо детальной разработки библейского сюжета включало в себя и эту, скрытую от непосвященных, науку тектонической символики. То, в чем Плотин вслед за Платоном видел предназначение чисто духовного искусств - воплощение в геометрически правильных формах и

 

числовых отношениях неизменяемой красоты вечных идей - вероятно, с наибольшей полнотой оказалось осуществленным в скрытом "внутреннем чертеже" греко-славянской православной живописи.

 

 

Это для доп чтения:

 

 

При рассмотрении иконы важнейшее значение имеют иконография и стиль. Под иконографией понимается состав изображения: сюжет, лица и их действия, предметы и окружение, композиционное решение.

Не только в храмах - в отдельных иконах, где группируются многие святые - есть некоторый композиционный центр, который совпадает с центром идейным. И вокруг этого центра обязательно в одинаковом количестве и часто в одинаковых позах стоят с обеих сторон святые. В роли композиционного центра, вокруг которого собирается этот многоликий собор являются Спаситель или Богоматерь, или София- Премудрость Божия. Иногда, соответствуя идее симметрии, центральный образ раздваивается. Так на древних изображениях Евхаристии (Благой жертвы) Христос изображается вдвойне, с одной стороны дающим апостолам хлеб, а с другой стороны святую чашу. И к нему с обеих сторон движутся симметричными рядами однообразно изогнутые и наклоненные к нему апостолы.

Архитектурность иконы выражает одну из центральных и существенных ее мыслей. В ней мы имеем живопись, по существу, соборную: в том господстве архитектурных линий над человеческим обликом, которая в ней замечается, выражается подчинение человека идее собора, преобладание вселенского над индивидуальным. Здесь человек перестает быть самодовлеющей личностью и подчиняется общей архитектуре целого.

В отдельных школах древнерусской иконописи не было строгой регламентации цвета. Но определенные правила все же существовали: независимо от сюжета краски должны были составлять нечто целое и этим давать выход тому, что каждой из них присуще. В иконах часто выделяется центр композиции, устанавливается равновесие между ее частями, краски же вливаются в единую живописную ткань. В творчестве Дионисия и мастеров его круга краски обладают одним драгоценным свойством: они теряют долю своей насыщенной яркости, приобретая свечение. Здесь происходит окончательный разрыв с византийской традицией. Краски становятся прозрачными - подобие витража или акварели. Сквозь них просвечивает белый левкас (название грунта, представляющего собой меловой или гипсовый /алебастровый порошок, размешанный на животном или рыбьем клею. Наносится несколькими слоями на специально подготовленную доску).

.Н.Волков, называя композицион­ный центр живописного произведения композиционным узлом, так характе­ризовал его значение: «Композицион­ным узлом картины мы называем главную часть картины, связывающую по смыслу все другие части. Это глав­ное действие, главные предметы (в натюрморте), цель главного прост­ранственного хода или собирающее цветовой строй главное пятно б пейза­же. Если образно представить себе картину как поле сил, это источник распространяющейся до контура рамы энергии.

Положение композиционного узла в кадре в связи с функцией рамы само по себе может стать причиной его выделения. Конечно, не случайно положение композиционного узла в центре картины и в русской иконе, и з композициях раннего итальянского Ренессанса, и в позднем Ренессансе, и в Ренессансе Северном и дальше. Так как картина при любом способе изобра­жения пространства строится внутри рамы (слоями, кулисами или ракурса­ми, по законам центральной перспек­тивы или иначе), совпадение цент­ральной зоны с первой и основной зоной внимания совершенно естест­венно. Отталкиваясь от рамы, мы стремимся охватить прежде всего центральную зону. В этом — конструк­тивная простота центральных компо­зиций. Центральные композиции в силу тех же причин почти всегда -композиции приближенно симметри­ческие относительно вертикальной оси. Таковы, например, различные варианты ветхозаветной «Троицы» в русской и западной иконописи. Тако­вы многие варианты «Тайной вечери», в частности, в живописи итальянского Ренессанса. (…)

 

Классические примеры совпадения композиционного центра с геометри­ческим центром мы видим в русской иконописи, в произведениях итальянс­кого Ренессанса, например в «Тайной вечере» Леонардо да Винчи. Подобным образом обычно построены и однофигурные композиции.

Символика круга и овала, которая обычно трактуется как идея совершен­ства и завершенности, часто использо­валась в русской иконописи. Компози­ция «Троицы» А.Рублева вписана в близкий к кругу, но вертикальный овал, символизирующий гармонию, возвышенность, совершенство, объеди­нение. Группа ангелов вписана в вертикальный овал с доминирующей в группе приподнятой средней фигурой как главной. В данном случае овал помимо функции эмоциональной символики выполняет конструктив­ную функцию выделения главной фигуры и объединения остальных фигур, выражая таким образом идею триединства.

Часто в живописи функцию геометризированных форм выделения, рас­членения и объединения элементов изображения, акцентирования компо­зиционного центра произведения выполняют фоновые элементы компо­зиции, части живописной среды -природного пейзажа или архитектуры. В русской иконописи часто приме­нялся прием членений плоскости обобщенными природными формами и элементами архитектурных форм, которые несли смысловую нагрузку для прочтения сюжета и выполняли конструктивную функцию организа­ции композиции произведения, выяв­ления композиционного центра. Во многих вариантах изображения ветхо­заветной Троицы над каждой из фигур ангелов располагался какой-либо атрибут: дом Авраама, мамврийский дуб и гора, которые служили конструк­тивными элементами членения плос­кости и знаками сюжетного прочтения содержания произведения.

2.Основные законы зрительного восприятия

 

Восприятие зависит от общего состояния личности, от ее индивидуального, психологического типа, мотивации и ценностных установок, но все же существуют основные законы восприятия, которые могут быть применены ко всем типам личности [3. С 32].

Первый закон восприятия – закон подобия. Если различные образы или объекты подобны друг другу, похожи по какому-нибудь качеству, например, то они будут восприниматься как одно целое.

Второй – закон общности. Множество объектов или образов, которые движутся с одной и той же скоростью, воспринимаются как один образ или объект.

Третий – закон близости. Те объекты или образы, которые расположены ближе друг к другу, воспринимаются как одно целое те, которые несколько удалены от них, воспринимаются в качестве отдельных объектов.

Четвертый – закон стремления к целостности. Незавершенные объекты или образы «стремятся» к завершенности. В качестве примера психологи приводят круг, нарисованный с помощью точек, который человек воспринимает как целостный образ круга. Такие образы привлекают внимание и запоминаются лучше.

Пятый – закон простоты и удобства. Образ, который человек складывает из незавершенных объектов, должен быть удобным или привычным для восприятия. Известно, например, что среди геометрических фигур более привычным является треугольник, потом – круг, а потом – квадрат.

Шестой – закон структурности. Суть его заключается в том, что отдельные элементы всегда стремятся стать частью какой-либо структуры. Структурное восприятие сильнее и ярче восприятия отдельных элементов.

Седьмой – закон исключения взаимовлияния. Если два объекта или образа расположены рядом или следуют непосредственно друг за другом, они мешают восприятию друг друга. В результате один образ или объект накладывается на другой, информация деформируется.

Восьмой – закон начала и конца. Несколько образов или объектов, расположенных в пространстве, восприятие «распределяет» от первого к последнему. Для зрительного восприятия важны следующие моменты:

- распределение происходит слева направо,

- те образы или объекты, которые расположены вначале, воспринимаются лучше и сохраняются в памяти дольше отнесенных восприятием к «крайним».

Девятый – закон выпадения из ряда. Если в ряду элементов или предметов, появляется элемент, чем-то отличающийся от остальных, он «выпадает из ряда» и запоминается лучше, независимо от своего расположения: в начале, в конце или посередине.

Десятый – закон реминисценции. Повтор образа или предмета, улучшает его восприятие. Второе повторение должно быть вскоре после первого, третье - спустя некоторое время.

билет 7
1)Ритмичное построение композиции
2)Проблемы формы и содержания в композиции
3)Демонстрация практических работ

 

1) Важным средством приведения разнообразных форм и их элементов к гармоничному единству является ритм. Ритм (греч. гЫШтов — течение) — чередование соизмеримых элементов ка-кого-либо целого, совершающееся с закономерной последовательностью и частотой.

I Ритмичность присуща различным явлениям и формам природы: смене времен года, дня и ночи, расположению листьев на ветке дерева, полос и пятен в окраске животных и т. п. Она существует во всех произведениях искусства: музыке (чередование звуков), поэзии (чередование рифм), архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве (разнообразное повторение и чередование форм на плоскости или в пространстве).

В эпоху Возрождения ритмичное расчленение плоскости считалось одной из трех главных задач композиции наряду с перспективой и точкой зрения. В последующие эпохи Продолжается дальнейшее развитие ритмических построений в композиции произведений искусства.

Ритмические повторы могут быть равномерными, убывающими или нарастающими. В соответствии с этим повторяемость элементов может быть статическая (метрическая) и динамическая (подвижная, развивающаяся).

Статический ритмический ряд (или метрический ритм) — это простое проявление ритма с повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах между ними (рис. 5.13). Метрическое чередование элементов придает композиции устойчивость и уравновешенность.

Динамический ритмический ряд — это сложное проявление ритма при изменяющихся с определенной математической закономерностью размерах элементов и интервалах между ними (рис. 5.14). В отличие от метрического ритма, строящегося по принципу одинаковости, динамический ряд строится по принципу разнообразия, он характеризуется более сложными, неравномерными пропорциональными изменениями.

В динамическом ряду возможны следующие изменения:

изменение величины чередующихся элементов при сохранении интервалов между ними;

сохранение величин чередующихся элементов при изменении интервалов между ними;

изменение и величин элементов, и интервалов между ними.

По способу организации элементов ритм может приобретать различные направления: вертикальное, горизонтальное, диагональное, радиально-лу-чевое и т.д.

Ритм как свойство композиции связан с особенностями зрительного восприятия. Ритмические ряды воспринимаются в направлении от больших элементов к меньшим, от темных — к светлым, от малых интервалов к большим.

 

Рис. 5.13. Примеры метрического ритма

 

Рис. 5.14. Динамические ритмические рады

 

2) Художественная форма – это внутренняя структура содержания , способ его проявления и существования в художественных образах , воплощенных определенными материальными средствами по законам данного вида и жанра искусства.
Внутренняя и внешняя форма .
В соответствии с философской традицией различают внутреннюю и внешнюю форму. Внутренняя форма – способ выражения и преобразования упорядоченности содержания в упорядоченность формы , иначе говоря , структурно – композиционный аспект художественного произведения. Внутренней формой является структура – характеры, персонажи , сюжеты , с определенной стороны – композиция . Находящаяся еще в сознании художника внутренняя форма – образ , руководит его исканиями подходящей внешней формы , так и его работой с материалом и «Языком» искусства.

Внешняя форма – материально изобразительные средства , определённым образом организованные для воплощения содержания , внутренней формы . Между процессами создания внутренней и внешней формы имеется существенная разница. Внутренняя форма возникает вместе с содержанием еще в замысле, где очерчиваются первоначальные контуры художественного образа. Любое произведение имеет неповторимую , только ему присущую внутреннюю форму.

Внутренняя форма является не только связующим звеном внешней формы и содержания , но и сама она есть содержание по отношению к внешней форме. Сюжет , замысел , композиция , нуждаются в определенном материале , определенных способах воплощения , в результате получается внешняя форма , обьективное бытие художественного образа. Важной чертой внешней формы является её относительная самостоятельность по отношению к содержанию и внутренней формы. Внешняя форма не создаётся целиком заново в творческом процессе. Многие из её элементов («Язык» , законы материала) существуют как самостоятельные явления , имеющие свою историю и традицию.

 

Гармония – основа прекрасного. Она означает стройность, упорядоченность, соразмерность элементов формы и диалектическую взаимосвязь компонентов формы и содержания в системе единого органичного целого.  

 















Билет 8

1

 Одним из основных понятий художественного конструирования изделий является композиция — построение целостного произведения, элементы которого находятся во взаимосвязи и гармоническом единстве.

 Слово «композиция» в переводе с латинского означает сочинение, составление, соединение, связь, построение, структура. Cоединение частей в единое целое, сложение разнообразных элементов в определенном порядке при создании художественной формы - так примерно можно определить, что такое композиция. При помощи композиции можно добиться наибольшей выразительности содержания своего произведения.

 Не существует каких бы то ни было готовых рецептов и обязательных правил в использовании закономерностей и средств композиции. Однако познание различных примеров, лежащих в основе общепринятых понятий, позволяет в каждом конкретном случае достичь художественной выразительности проектируемого изделия.

 Изучение законов композиции само по себе, бесспорно, не может заменить живого творчества, творческой интуиции. Вместе с тем знание этих законов дает ту профессиональную подготовку, без которой невозможна плодотворная работа.

 Умение рисовать даже самые сложные промышленные изделия ни в коей мере не равнозначно знанию художественно-конструкторской грамоты. Нужно знать закономерности, согласно которым строится композиция любого изделия.

Категории композиции

Категории композиции — ритм, симметрия или асимметрия, динамичность или статичность формы и т. п.— имеют объективную основу в самой действительности, представляют собой лишь отражение в нашем сознании разнообразных ее свойств. Совершенно очевидно, что категории эти сложились исторически и несмотря на их взаимосвязь все же имеют в своем развитии и относительную самостоятельность. Каждая вещь, созданная человеком, как и любая форма в природе состоит не из случайного скопления отдельных независимых друг от друга деталей и элементов, а является гармонически стройным в своем единстве целым и имеет определенный порядок в построении.

 Композиция в дизайне — это создание образа промышленного изделия путем расположения основных его элементов в определенной системе и последовательности, целенаправленное распределение и сочетание масс, форм, линий, цвета и света. Композиционно форму нужно организовать так, чтобы она производила впечатление единого целого. Под целостностью понимается образное единство, при котором все элементы находятся в тесной смысловой, объемно-пространственной и фактурно-цветовой взаимосвязи. Чтобы создать цельный образ предмета, дизайнер при построении композиции должен:

 — выделить главное в композиции и сконцентрировать на нем внимание;

 — подчинить главному детали, сделать их аккомпанирующими, облегчающими восприятие главного;

 — так построить композицию, чтобы предопределить последовательность восприятия, помочь выделить особенности работы конструкции.

 Форма должна отвечать назначению изделия, конструктивной схеме, определяющей его структуру, соответствовать материалу, из которого выполнено изделие. Удобство пользования и красота формы — важнейшие критерии композиции промышленного изделия.

 Основными категориями композиции выступают теконика и объемно-пространственная структура (ОПС). Форма любого объекта техники так или иначе отражает особенности его конструкции, распределение усилий, работу материала. Именно здесь мы сталкиваемся с явлениями тектоники. В то же время каждое промышленное изделие можно рассматривать и с точки зрения его объемно-пространственной организации.

 В реальном предмете тектоника и объемно-пространственная структура взаимообусловлены: пространственная организация формы отражает ее тектонические характеристики, а тектоника в значительной степени определяет объемно-пространственную структуру изделия. К отклонениям от этого правила относятся все те случаи, когда ОПС явно противоречит объективному для данного изделия тектоническому характеру или когда ложно выражена работа сил, организация материала (кажется, что элемент предельно напряжен, а в действительности он не работает).

Объемно-пространственная структура (ОПС)

 Вважной категорией композиции является объёмно-пространственная структура изделия. Любая форма так или иначе взаимодействует с пространством, то просто и ясно, то сложно и неопределенно. Значит, как бы ни была построена форма, двумя основными компонентами ее структуры служат объем и пространство. Конечно, само понятие «объемно-пространственная структура» только условно применимо ко всякой форме. Любая форма так или иначе взаимодействует с пространством, то просто и ясно, то сложно и неопределенно. Значит, как бы ни была построена форма, двумя основными компонентами ее структуры служат объем и пространство. Конечно, само понятие "объемно-пространственная структура" только условно применимо ко всякой форме. Гладко обкатанный морем камень - это форма, но пространственно, строго говоря, не структура; пчелиные соты - наиболее характерный пример закономерно построенной объемно-пространственной структуры, а в прозрачной сетке, сотканной пауком, материала уже так мало, что об объемно-пространственной структуре опять-таки можно говорить лишь условно. По признаку объемно-пространственного строения промышленные изделия можно условно подразделить на три большие группы:

 - относительно просто организованные моноблочные структуры со скрытым механизмом, размещенным в корпусе;

 - открытые технические структуры действующих механизмов или несущих конструкций;

 - объемно-пространственные структуры, сочетающие в себе элементы первой и второй групп.

 Наглядное представление об огромном разнообразии технических форм по их объемно-пространственным признакам дает рис. 1. От самых тонких, ажурных конструкций до предельно плотных, словно "сбитых" форм - таково разнообразие отношений объема и пространства как в природе, так и в технике.

 Занятый сложными вопросами воплощения разрабатываемой им конструкции в материале, инженер большей частью просто не думает о "нематериальном" компоненте - пространстве. Психологически это вполне можно понять, однако для создания эстетически полноценного промышленного изделия совершенно необходимо иметь в виду характер взаимодействия пространства с объемом.

 Ведь независимо от своего желания конструктор организует не только материально ощутимую субстанцию, но и пространство, входящее с нею в контакт. Успех работы над композицией промышленного изделия в значительной мере зависит от того, понимает ли проектант роль пространства как равноправного с объемом элемента композиции и умеет ли организовать его. Необходимо выработать в себе это особое видение формы, когда пространство начинает читаться как ее полноправный компонент.

 Закономерности строения формы и объемно-пространственная структура. Анализ показывает, что легкость восприятия любого конструируемого объекта во многом зависит именно от того, насколько закономерно развивается его композиция. Если, обращаясь к форме изделия, мы можем как бы довообразить, условно достроить все то, чего не видим, то это один из важных признаков хорошо организованной ОПС. Ведь гармоничная форма, сколь бы сложной она ни была, является не случайным сочетанием объемов, но, как правило, развивается по определенному принципу.

 Если мы имеем дело с формой, при восприятии которой не можем понять принцип ее строения, уловить закономерности ее развития в пространстве, - это первый сигнал об отсутствии гармонии. Но когда в основу формы положено ясно выраженное закономерное начало, воздействие ее резко отличается от впечатления, производимого формой хаотичной, неорганизованной. Чем сложнее объемно-пространственная структура промышленного изделия, тем большее значение для достижения гармонии приобретает последовательное развитие принципа, положенного в основу ее строения. Причиной низкого эстетического уровня ряда машин не в последнюю очередь является именно хаотичность их объемно-пространственного строения.

 Важнейшей из закономерностей хорошо организованной объемно-пространственной структуры является органичность связей между отдельными ее элементами.

2

Основные композиционные схемы. Распределение на плоскости частей, связанных в единое целое — композицию, может быть самым различным. Вместе с тем беспредельные варианты компоновки разделяются на два вида — симметричную и асимметричную.

 

Симметричная компоновка считается наиболее простой и сводится порой к сугубо арифметическому расчету. Этот вид композиции создает впечатление неподвижности и в определенных формах наглядной агитации вызывает ощущение парадности и торжественности.

 

Асимметричная композиция представляет собой соподчиненную организацию частей, не обусловленную какими-либо жесткими нормативами. Асимметричная композиция всегда исполнена внутренней энергии, движения.

 

Выбор того или иного вида композиции зависит от многих факторов. Главными среди них являются содержание изобразительного материала, а также психологические особенности восприятия, причем эти два фактора выступают в теснейшем единстве.

 

В самом деле: основополагающие принципы наглядной агитации — активность, наступательность — сохраняют свою актуальность и для художественно-политического оформления, обусловливая асимметричность композиции как более динамичной, подвижной.

 

Принцип оперативности, требующий постоянного обновления агитационно-художественных средств, также определяет, как более желательную, асимметричную композицию, по сути безгранично вариативную.

 

Симметричная композиция более распространена в праздничном художественно-политическом оформлении городов и сел, в архитектуре, подчиненной, как правило, жестким законам симметрии.

 

Любая композиция схематична, то есть обладает, независимо от числа структурных элементов, зрительными осями, связывающими ее основные элементы. Соотношение таких осей создает линейную схему композиции.

 

Как правило, различные варианты композиционных решений в основе своей имеют схемы, в большей или меньшей мере приближающиеся по очертанию к линиям (прямая, кривая, горизонталь, вертикаль) или простейшим геометрическим фигурам — квадрату, треугольнику, кругу, овалу, и т. д. Существуют схемы, соединяющие в себе эти фигуры в том или ином сочетании.

 

Слова «композиция построена по кругу» нельзя понимать буквально. Данная композиционная схема означает, что основные элементы композиции подчинены в своем контуре линиям, напоминающим окружность или ее часть или приближающимся к ним.

 

Линейная схема во многом определяет эмоционально-образный строй композиции. Характер воздействия композиции, основанной на той или иной линейной схеме, определяется характером воздействия на нас простейших геометрических структур — линий и фигур, составляющих эту схему.

 

Композиция на основе одной или нескольких вертикалей динамична и одновременно величественна, торжественна.

 

Композиция, построенная по горизонтали, обладает слабо выраженными динамическими свойствами и чаще всего статична.

 

Диагональная композиция производит впечатление активного движения. Композиция по двум диагоналям активна, подвижна, а в случае пересечения диагоналей — статична. Статичной является и крестообразная композиция.

 

Композиция, построенная по квадрату и кругу, статична, торжественна. Овальная компоновка, напротив, динамична.

 

Заметим, что различные композиционные схемы, несмотря на определенный характер воздействия, не являются раз и навсегда заданными, бесспорными рецептами композиции. Важно указать также и на то, что они являются не основным, а всего лишь начальным, но существенным источником эмоционально-образного строя композиции. Главным в композиции каждого произведения агитационно-оформительского искусства является содержание. Оно-то и определяет в конечном итоге тот или иной психологический и эмоциональный эффект. Виды композиционных решений и основные композиционные схемы являются одним из существенных моментов в эмоциональном, образном строе произведения. К примеру, плакат художника В. Корецкого «Народ и партия едины» скомпонован симметрично. Симметрия здесь использована как наиболее эффективное средство для раскрытия содержания плаката. Четкий композиционный расчет, доведенная «до математической» равнозначность левой, правой и центральной частей плаката, компоновка изображений вокруг центральной его части — цифры «XXVI» — все это передает уверенность в правоте политики КПСС, нерушимом единстве партии и народа, создает ощущение гармонии и целостности произведения. Это впечатление усиливается конкретным текстом и характером изображений, выражающих главную тему плаката — уверенное и твердое движение советского народа под руководством Коммунистической партии по пути созидания и мирного труда.

 

Билет 9


1)Особенности декоративной композиции
2)Значение диагонали на примере формалистических работ
3)Демонстрация практических работ

9 вопрос, 1 ответ:

Декоративное и декоративно-прикладное искусство — часть художественной культуры

Однако прежде чем углубиться в изучение основ декоративной композиции, рассмотрим такие понятия, как декоративное и декоративно-прикладное искусство.

Декоративное искусство — одна из областей пластических искусств. Декоративное искусство вместе с архитектурой формируют окружающую человека материальную предметно пространственную среду, внося в нее эстетическое, образное начало. Декоративное искусство подразделяется на непосредственно связанное с архитектурой монументально-декоративное искусство (архитектурный декор, росписи, мозаика, витражи, декоративные рельефы на фасадах и в интерьерах, парковая скульптура, фонтаны и т.д.), декоративно-прикладное искусство (бытовые художественные изделия) и оформительское искусство (художественное оформление празднеств, экспозиции на выставках и в музеях, витрин и т.д.). Декоративное искусство во многом связано с художественной промышленностью и имеет общие цели с дизайном, от которого отличается методикой, базирующейся на традиционных установках, на индивидуальности мастера и уникальности его произведения.

Декоративно-прикладное искусство — область декоративного искусства. Оно имеет свой особый художественный смысл и свою образность и вместе с тем предназначено служить человеку в его быту. В единстве того и другого его сущность и специфика. Произведения декоративно-прикладного искусства могут быть выполнены из самых различных материалов: дерева, глины, камня, ткани, стекла, металла и т.д.

Начиная с древности человек, создавая бытовые изделия, не только удовлетворял свои насущные утилитарные нужды, но и одновременно делал красивым свой быт. Самым древним видом украшения является орнамент — узор, в ритмическом повторе наносимый на изделие и являющийся его организующей основой.

В произведениях декоративно-прикладного искусства видны вкус и фантазия мастера, в них также отражаются материальные и духовные интересы людей, национальные особенности, черты стилевого единства исторических эпох.

Произведения народного и профессионального декоративно-прикладного искусства во многом сходны, но имеют и различия. Свое произведение народный художник в основном выполняет вручную. Мастер может трудиться как в одиночку, так и в коллективе. Изделия народного промысла не тиражируются массово. Даже если народные художники в мастерской изготовляют партию изделий, все равно каждая вещь индивидуальна.

Вопрос 9, ответ 2:

Значение слова Диагональ по Ефремовой:
Диагональ
- Отрезок прямой линии, соединяющий две не смежные вершины многоугольника, не лежащие на одной стороне или две вершины многогранника, не принадлежащие одной грани (в математике).

Словарь русского языка С. И. Ожегова

формалист - последователь формализма (в значении №2)
» формалист - формалист человек, относящийся к своей работе формально в ущерб существу дела
формалистика - формальное отношение к чему-нибудь, соблюдение излишних внешних формальностей

В истории искусства формалист проявлялся в отрыве художественной формы от содержания, признании её единственно ценным элементом искусства и, соответственно, в сведении художественного освоения мира к отвлечённому формо-творчеству. Формалист возникал тогда, когда общественные условия порождали у какой-либо социальной группы психологическую установку на противопоставление искусства жизни, практической деятельности, реальным интересам людей.

 







Билет 10

1 ВОПРОС

Материалы по формальной композиции

Композиционное равновесие.

Это такое состояние формы, при котором все элементы сбалансированы между собой. Оно неадекватно простому равенству величин, зависит от распределения основных масс композиции относительно ее центра (cуществуют разные толкования понятия "центр композиции", однако в большинстве случаев оно трактуется как место сосредоточения основных, важнейших связей между всеми элементами. Как правило, это и смысловой центр предмета и, таким образом, связано с характером организации пространства, пропорциями, расположением главной (если она имеется) и второстепенных осей, с пластикой формы, с цветовыми и тональными отношениями отдельных частей целого. Композиционное равновесие легче достигается при проектировании симметричных форм, так как ось симметрии уже создает предпосылки такого равновесия, хотя еще его не гарантирует.

Симметрия.

Это наглядно проявляющееся средство композиции. Под ней понимают повторение, отражение левого в правом, верхнего в нижнем и т. д. Как средство композиции симметрия используется очень давно. В разные времена она понималась по-разному - от строгих канонов до такой свободной трактовки, когда за симметрией сохранялась лишь роль организующего начала. В природе абсолютной симметрии нет. Отступления от симметрии неизбежны и в технике, что обусловливается функциональными и конструктивными факторами

 

Асимметрия

Использование асимметрии в симметрично развивающейся форме часто встречается при проектировании отдельных изделий мебели и особенно интерьеров. При организации асимметричной композиции используются многие закономерности, так как отдельные элементы лишены своей связующей - оси симметрии. Работа над асимметричной формой сложнее, чем над симметричной. Здесь необходимо тонкое понимание композиционного равновесия, так как соподчиненность формы обычно и сводится именно к нему.

 

 

Динамичность

Динамичной принято считать односторонне активно направленную форму. Это свойство композиции связано с пропорциями и отношениями величин. При равенстве отношений для нее характерна статичность, а при контрасте их создается динамизм, при этом зрительное движение получается в направлении большей величины. Активная и односторонне направленная форма является необходимым условием появления динамичности. Например, куб создает впечатление статичности, а вертикальный параллелепипед - динамичности. Но если параллелепипед положить плашмя, исчезает односторонняя направленность формы, и мы получаем статичный объем.

Динамичность формы быстродвижущихся предметов, например, средств транспорта, обусловлена функционально и определяется условиями аэродинамики. При проектировании различных изделий не следует задавать динамичность тем вещам, в которых она не вызвана функционально или требованиями конструкции. Очень важно также в форме одного и того же предмета выразить единую меру динамичности

 

Статичность

Это подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости, устойчивости формы во всем ее строе, в самой геометрической основе. Статичны предметы, которые имеют явный центр и у которых ось симметрии является главной организующей форму осью. Если с этих позиций рассматривать различные предметы, можно отметить, что в средствах транспорта статичность исключается. В станках сочетаются статичные и движущиеся элементы

 

Оно определяется совокупностью индивидуальных черт, которые отличают внешне одинаковые по назначению и даже по принципу конструкции изделия. От характера формы следует отличать стилевые особенности формы, а от разнохарактерности - разностильность. Разнохарактерной может оказаться форма изделия в пределах одного стиля. Например, в отдельности даже красивые элементы изделия не сольются в одно композиционное целое, если они не будут подчиняться этому целому. Умение художника-конструктора в том должно и заключаться, чтобы по части изделия воссоздать характер формы всего целого.

 

Соотношение размеров, равновесие масс

Психологическая необходимость равновесия.

 

Организация форм.

Комбинируя симметричные и диссимметричные формы, мы можем получить бесчисленное множество вариантов. Точных законов, которые бы строго определяли их, не существует, но надо иметь в виду некоторые непременные условия. Переход от симметрично организованной части к другой части, имеющей асимметричную организацию, должен направляться поиска-ми таких категорий форм, которые позволяют объединить их в единое целое.

Баланс масс, способствующий максимальной свободе композиции, является главным условием в организации формы. Тут уместно будет вспомнить идеи, которые развивает Пауль Клее в своих "Сценах в аптеке". Линия обозначает средство, тон-вес, а цвет-качество. Жизнь и напряжение обусловливают характер совокупности.

 

Билет 11 1. Понятия художественной формы в изобразительном искусстве.

Художественная форма — воссоздание объективной и субъективной реальности в выразительных средствах искусства. В искусстве постоянно происходит процесс обновления формального аппарата. Вместе с тем здесь наблюдается известная приверженность традиционализму. Наряду с новациями искусство, следуя пристрастиям художников, зрителей, читателей, слушателей, проводит своеобразный отбор наиболее универсальных форм, ценных по целому ряду параметров — емкость, концентрированность, изящество, отточенность и т.д. К примеру, со времен И.С. Баха сохранились почти неизменными формы фуги, полифонических циклов и т.д. К числу «традиционных» форм в различных видах искусства можно отнести: в литературе (поэзии и прозе) форму сонета, романса (исп. романс 17 в.), элегии, оды, рассказа (т.н. малые формы), повести, романа, многотомного литературного цикла (Дж. Джойс, Дж. Голсуорси и др.). В изобразительном искусстве не меньшее многообразие: живописная акварель и большое живописное полотно, графическая миниатюра и масштабная мозаика, портрет, карикатура и т.д. В кино и в театре: короткометражные фильмы и громадные сериалы, небольшие пьесы для одного-двух актеров и масштабные опусы типа тетралогии. Многие формы традиционны и для музыки: соната, партита, симфония, концерты для самых различных инструментов, включая и оркестровые концерты. Х.ф. может пониматься двояко. В узком толковании Х.ф. есть структура, подразделяющаяся на части, элементы. Так, в музыке соната обычно пишется в форме т.н. сонатного allegro, включающего, как правило, три части: экспозицию тематического материала, его разработку и репризу. Каждую из частей можно рассматривать более детально — вплоть до уровня анализа мельчайших микроэлементов. Продолжая иллюстрацию на музыкальном материале, можно сказать, что даже такое «мельчайшее» качество музыки, как звуковысотность, критик вправе рассматривать с точки зрения его функции по отношению к художественному замыслу произведения. Расчленение формы на микро- и макроуровни необходимо для профессионального анализа «строительного материала» искусства и принципов его формирования. В широком понимании Х.ф. является средством (или комплексом средств), с помощью которого «формируется» художественное содержание произведения. Искусство формотворчества (исключая только профессиональный творческий эксперимент) всегда есть искусство формирования нового содержания. Художественность формы — самая большая загадка во всей феноменологии искусства. Будущее Х.ф. можно связывать с пространственно-временной характеристикой (предельное сжатие — гиперразрастание, гиперболизация монументализма — микроминиатюризация, предельная краткость — се-риальность), с усилением выразительности и изобразительности, иногда до полного их слияния, с увеличением роли символизации. Будущность формотворчества во многом определяет будущность самого искусства.

2. Значения диагоналей в композиционном построении на примере академических реалистических работ.

Ко этому типу композиционного построения можно отнести композиции с ярко выраженным сюжетно-композиционным центром, в которых действующие фигуры имеют направление движения на зрителя или в глубь картины, по диагонали. Для примера назовем картины «Свобода на баррикадах» Э. Делакруа и «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова. Сюжетно-композиционным центром в «Свободе на баррикадах» являются фигуры Свободы мальчика, идущего рядом с ней. Этот центр несколько смещен вправо по отношению к геометрическому центру, что отвечает смыслу картины — Свобода, ведущая народ, движется вперед и несколько по диагонали слева направо. Для создания впечатления активного, динамичного, наступательного движения нужно место, чтобы показать народ слева от фигуры Свободы. Поэтому центр смещен вправо. Сильные ритмы света и тени в самом сюжетно-композиционном центре выделяют его так, чтобы он действительно воспринимался как главное в композиции. Поза Свободы, обращающейся к народу, и взоры восставших, устремленные на нее, связывают по смыслу сюжетный центр с массой народа, образуют пространственный «ход» от

Свободы к народу и от него к Свободе, создают изобразительно и контекстно по смыслу ощущение динамичного движения вперед. Этому движению способствует легко заполненная правая часть картинной плоскости. Ее светлый тон энергично создает контраст с силуэтно-выступающей фигурой мальчика и этим усиливает центр композиции, который в картине имеет самые сильные контрасты. В картине «Боярыня Морозова» сюжетно-композиционным центром является фигура Морозовой. Причем здесь центр композиции сдвинут влево. Этого требовала от художника задача передачи движения саней. Показ ощущения движения по диагонали снизу справа вверх налево в картине передается труднее, и создает впечатление медленности, затрудненности движения в отличие от изображения движения справа сверху влево вниз. Чтобы было ощущение движения саней, Суриков построил движение по диагонали. А это потребовало сместить центр влево. Нужно было также найти расстояние от нижнего края картины до саней, чтобы они «пошли». Группы народа слева и справа от Морозовой неравнозначны по размерам, так как центр смещен. Меньшее количество народа слева, где собрались злорадствующие враги боярыни — представители церковной власти, несколько уравновешивает бегущий рядом с санями мальчик. Его фигура также помогает созданию ощущения движения саней. Этому способствует и вытянутость по горизонтали формата картины, а также борозды-следы от саней. Тормозит движение, сдерживает его, делает замедленным, несколько затрудненным смыкание толпы с правой стороны в глубине, а также сдвинутость композиционного центра влево и приближение его к левому краю картины.

 

Билет 13.

А) принципы организации композиции в художественной резьбе по дереву
Тема: «Обработка древесины с основами художественной резьбы по дереву» (44 часа)
I. Вводное занятие (2 часа)
Задачи работы в мастерской. Правила внутреннего распорядка. Рабочее место, его организация и содержание. Устройство и назначение столярного верстка. Правила техники безопасности в учебных мастерских.
Упражнения в закреплении заготовок.

II. Технология обработки древесины и конструирование изделий(20 часов)

Элементы графической грамотности (2 часа).
Понятие о детали. Технический рисунок детали, имеющий форму параллелепипеда. Понятие о чертеже детали прямоугольной формы. Условные обозначения. Нанесение размеров. Знаки диаметра и радиуса. Выполнение эскизов деталей, технического рисунка. Чтение чертежей.

 

Конструирование и изготовление изделий прямоугольной формы, не требующих сборки (18 часов).
Теоретические сведения:

 

Значение древесины в народном хозяйстве. Достоинства и недостатки древесины. Породы древесины, распространенные в нашей области (универсальность применения, простота обработки, малый вес при достаточной прочности, возгораемость, изменение формы). Доски и бруски, их элементы: кромка, торец, ребро. Инструменты и приспособления, применяемые для ручной обработки древесины. Линейка, угольник, рейсмус, ножовка, рубанок, шерхебель, напильник, рашпиль, молоток, клещи. Их назначение и устройство. Подготовка к работе. Правила техники безопасности. Отделка древесины выжиганием. Композиция рисунка для выжигания.

Коллективное обсуждение конструкции изделия, определение формы и размеров. Составление плана работы, чертежа детали.
Измерение линейкой, разметка линейкой и угольником, использование шаблона при разметке. Пиление древесины вдоль и поперек волокон. Строгание древесины рубанком и шерхебелем. Приемы зачистки деталей напильником, рашпилем, шкуркой. Отделка поверхностей водными красителями и спиртовыми лаками. Отделка изделий из древесины выжиганием.
Составление композиции рисунка для выжигания. Получение отверстий в древесине. Сборка гвоздями и на клею изделий из древесины.

 

III. Резьба по дереву (22 часа)
Теоретические сведения:
Народное декоративное искусство и его виды: резьба, роспись по дереву, кружево, чеканка, резьба по бересте. Местные художественные промыслы по дереву. Знакомство с природной текстурой древесины. Значение расположения и характера рисунка волокон древесины при создании резьбы. Свойства хвойных и лиственных пород по твердости. Недостатки древесины. Рабочее место резчика по дереву и его оборудование в зависимости от характера выполняемых работ: Различные виды державок. Инструменты для резьбы по дереву, правила их использования и правила техники безопасности. Измерительные инструменты для резьбы по дереву. Подготовка инструментов для резьбы по дереву. Знакомство с художественными и техническими приемами геометрической резьбы. Один из видов геометрической резьбы – трехгранно-выемчатая резьба, ее художественные и технические приемы. Элементы резьбы (сколыши, треугольник, глазок, фонарик, ромб, сияние и т. д.). Создание несложных композиций узоров геометрической резьбы на бумаге и перевод рисунков на материал. Понятие о композиции (симметрия, ритм, выявление центра, равновесие и т. д.). Отделка готовых изделий (шлифовка, морение, лакирование).
Практическая работа:
Знакомство с рабочим местом и правилами техники безопасности. Выбор инструмента для различных видов резьбы, способы хранения инструмента. Использование измерительных инструментов (линейка, шило, угольник, циркуль). Первоначальная заточка инструмента для резьбы (брусок, оселок, ремень). Приемы геометрической резьбы и разновидности трехгранно-выемчатой резьбы. Выполнение узоров на пробных досках (куличик, змейка, винтейка, бусы, елочка, сколышек, чешуйка, лесенка и т. д.). Создание вариантов узоров с помощью технических приемов трехгранно-выемчатой резьбы. Создание эскизов геометрических узоров, перевод узоров на материал. Выполнение узоров геометрической резьбы на материале. Нанесение орнаментальных композиций на разделочные доски, крышки коробочек. Отделка изделий.
Тема: «Обработка древесины с основами художественной резьбы по дереву» (49 часов)
I. Вводное занятие (1 час)
Задачи мастерской, содержание работы в учебном году. Знакомство с работами учащихся прошлых лет. Правила внутреннего распорядка. Вопросы техники безопасности.
II. Работа на токарном станке по обработке древесины (8 часов)
Теоретические сведения:
Устройство токарного станка и назначение его частей. Управление токарным станком. Работа на станке, правила ухода за ним. Ручные резцы для производства токарных работ. Технология получения цилиндрических и фасонных поверхностей. Подрезка и отрезание деталей. Техника безопасности при выполнении токарных работ.
Практическая работа:
Выбор заготовок, крепление в центрах, пробное точение. Изготовление деталей на токарном станке, последующая обработка и отделка выжиганием, раскрашиванием, лакированием. (Сувениры, кухонные наборы и т. д.) Контроль кронциркулем, линейкой.
III. Технология обработки древесины и конструирование изделий (12 часов)
Теоретические сведения:
Физико-механические свойства древесины: структура, прочность, твердость, упругость, плотность, коробление при высыхании. Виды пиломатериалов. Безотходная технология. Конструкция изделий с шиповым соединением. Технология получения шиповых соединений с помощью ручных инструментов в мастерской и станков на производстве. Заточка резцов рубанков и стамесок. Запиливание шипов и проушин, долбление. Сборочные работы. Безопасность при исполнении операций шиповых соединений.
Разработка конструкции. Планирование работы. Строгание заготовок для шипового соединения. Разметка, запиливание, долбление шипов и проушин. Заточка инструмента. Подгонка и сборка шиповых соединений. Отделка изделий с шиповыми соединениями.


IV. Резьба по дереву (28 часов)
Теоретические сведения:
Виды зарисовок: быстрый набросок и длительная проработка. Краткое описание зарисовок. Техника выполнения зарисовок, материалы. Копирование образцов резьбы по дереву. Образцы для копирования – геометрическая резьба средней сложности. («Сияние», «розетка».) Создание собственных композиций по мотивам северной геометрической резьбы. Выполнение композиций по мотивам северной геометрической резьбы в материале. Инструмент. Техника исполнения и техника безопасности. Знакомство с художественными и техническими приемами резьбы по дереву. Скобчатая или ногтевая резьба, ее художественные и технические особенности. Инструменты и материалы для резьбы. Контурная резьба, ее художественные и технические особенности. Инструменты и материалы для контурной резьбы. Геометрические построения при создании композиций, способы деления окружности, квадрата и др.
Практическая работа:
Выполнение зарисовок с образцов, выполнение эскизов композиций типа «сияние», «розетка» и т. д. Выполнение в материале композиций геометрической резьбы. Строгание шерхебелем, рубанком базовых поверхностей заготовки. Подготовка деревянной основы под элементы геометрической резьбы. Разметка резного поля. Исполнение трехгранно-выемчатой резьбы. Сочетание геометрической и контурной резьбы, исполнение в материале. Создание вариантов скобчатой резьбы на досках. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами. Выполнение розеток и цветочных мотивов орнамента в технике контурной резьбы.
Тема: «Технология обработки древесины, конструирование и резьба по дереву» (42 часа)
I. Технология обработки древесины и конструирование (12 часов)
Теоретические сведения:
Вводное, задачи работы в мастерской. Механические свойства древесины, влажность, способы сушки, влияние на качество. Способы испытания древесины. Заточка деревообрабатывающего инструмента, станки и приспособления, угол заточки. Зуб пилы. Правила и приемы заточки. Техника безопасности. Этапы разработки конструкций изделия. Назначение изделия и условия работы с ним. Технические и геометрические формы. Правила и приемы разметки деталей, пиление, строгание древесины. Приемы обработки древесины: сверление, долбление, запиливание шипов и проушин. Качество сборки изделия. Подготовка поверхности к выполнению резных работ. Использование шаблонов при обработке древесины. Приемы строгания широкой поверхности. Клеи и их применение, разновидности. Запиливание под различными углами по отношению к волокнам древесины. Контроль качества работы. Отделочные материалы и отделка. Виды отделки: морение, лакирование, ошкуривание.
Практическая работа:
Заточка столярных ножовок. Техника безопасности. Разработка конструкции изделия. Разметка заготовок. Пиление, строгание. Выполнение приемов и операций по ручной обработке древесины: сверление, долбление, запиливание, соединение с помощью клея и шурупов. Разработка эскиза изделия, определение размеров, подготовка базовой поверхности для выполнения резьбы с использованием всех изученных столярных операций.
II. Токарные изделия (6 часов)
Теоретические сведения:
Повторение приемов и техники безопасности при работе на токарном станке по древесине. Выполнение токарных форм изделий на токарном станке, разработка эскиза изделия, декорированного резьбой.
Практическая работа:
Изготовление токарных форм изделий, украшенных резьбой. Точение фигурок, сувениров с последующей отделкой выжиганием и резьбой. Сборка фигурок в композицию.
III. Резьба no дереву (24 часа)

Теоретические сведения:
Знакомство с художественными и техническими приемами контурной резьбы. Конструкции изготовляемых изделий. Приемы работы ручными инструментами. Назначение шаблонов и их применение. Экономная разметка материала. История контурной резьбы. Инструмент, применяемый при контурной резьбе. Своеобразие негативного рисунка для контурной резьбы по темному фону. Технология тонирования, способы перевода рисунка на темный фон. Приемы резьбы. Техника безопасности при выполнении резьбы. Копирование образцов и создание собственных композиций резьбы по дереву. Геометрическая резьба. Строение древесины. Декоративные и технологические особенности геометрической резьбы. Порядок разметки и исполнения. Композиционные сочетания резных элементов. Зависимость выразительности композиции от глубины вырезания элементов. Способы отделки резной поверхности. Техника безопасности при выполнении геометрической резьбы, понятие о композиции, ритме и симметрии, соблюдение пропорций, насыщенность рисунка резьбой, разнообразие элементов.

Практическая работа:
Приемы работы ручным инструментом, разметка материала. Нанесение рисунка и исполнение контурной резьбы. Отделочные работы. Разметка и исполнение геометрической резьбы, декоративная переработка образцов под сочетание геометрической и контурной резьбы. Тонирование поверхности. Инструменты для геометрической резьбы. Хранение. Исполнение узоров «розетка с сиянием», «змейка», «вытейка», «сияние со срезкой», разновидности треугольников.
Тема: «Технология обработки древесины, конструирование и резьба по дереву» (46 часов)
I. Технология обработки древесины, конструирование (16 часов)
Теоретические сведения:
Естественная и искусственная сушка древесины. Определение влажности. Порядок чтения чертежей, составление инструкционных карт, эскизов и плана работы. Заточка инструмента, зависимость угла заточки от породы, свойств древесины и вида обработки. Правила и приемы заточки. Техника безопасности.
Основные породы древесины, их свойства и применение. Виды, назначение и устройство основных столярных инструментов, правила пользования ими. Основы резания древесины, приемы ручной обработки древесины (разметка, пиление, строгание, долбление, резание, сверление). Контроль за качеством выполненных работ, устранение дефектов. Разработка конструкции изделия. Составление эскизов.
Практическая работа:
Заточка деревообрабатывающего инструмента. Наладка инструмента. Исполнение разметки деталей. Экономный расход материала. Выполнение всех изученных приемов и операций при ручной обработке древесины, подготовка деталей к резьбе по дереву.
II. Резьба по дереву (30 часов)
Теоретические сведения:
Копирование образцов резьбы по дереву. Выемчатая трехгранная резьба. Знакомство с художественными и техническими приемами плоскорельефной резьбы. Технические приемы скобчатой и контурной резьбы. Основы композиции, принципы построения композиции, ее роль в создании изделия. Способы построения композиции на плоскости в виде геометрического орнамента, более сложного, чем в предыдущих классах. Единство содержания и формы. Пропорции. Симметрия и ассимет- рия. Составление эскиза композиции изделия с геометрическим узором. Виды резьбы: геометрическая, плоскорельефная, контурная, объемно- рельефная, прорезная. Их особенности. Инструменты и материалы, применяемые в резьбе по дереву. Нож-косяк. Конструкция. Угол и способы заточки, качество заточки. Способы исполнения геометрической, плоскорельефной, скобчатой и контурной резьбы. Безопасность при работе.
Упражнения по заточке и правке инструментов. Подготовка деревянной пластины под резьбу. Перевод рисунка на материал. Разработка конструкций и форм деталей изделия. Составление композиции рисунка геометрической резьбы. Исполнение резьбы (контурной, плоскорельефной, геометрической) с использованием всех изученных столярных операций. Выполнение резной композиции. Сборка деталей изделия. Декоративная отделка поверхности изделия (морение, выжигание). Отбор и оценка работ.
Тема: «Художественная обработка древесины» (70 часов)
I. Изготовление изделий из дерева столярным способом и декорирование его геометрической резьбой (24 часа)
Теоретические сведения:
Вводное, задачи на учебный год, охрана труда, электробезопасность. Шиповая вязка брусков. Соединение концов деталей вполдерева. Угловая вязка брусков. Технология выполнения шипового соединения на один и два открытых шипа. Приемы и методы сплачивания деталей. Способы соединений, подбор размеров гвоздей и шурупов. Основные виды клеев и их применение. Технология склеивания деталей, оборудование и приспособления. Составление эскиза изделия с геометрической и контурной резьбой. Исполнение резьбы.
Практическая работа:
Составление проекта изделия и определение технологической последовательности изготовления изделия. Подготовка инструмента к работе. Выполнение основных операций по ручной обработке древесины: разметка, пиление, строгание, запиливание шипов и проушин, долбление, шлифовка. Разметка, составление композиций, выполнение геометрической резьбы.
II. Основы композиции (10 часов)
Понятие о главном и второстепенном в композиции, по формам и цвету. Графическое выявление главного в узоре. Контраст в узоре. Разновидности замкнутых композиций геометрического узора. Виды орнаментов. Знакомство с двумя видами орнамента (растительный и геометрический). Виды чередования элементов орнамента. Тождество, нюанс, контраст. Упражнения по составлению композиций различных изделий и видов резьбы.
III. Народные художественные промыслы (4 часа)
История возникновения и развития местных промыслов. Значение традиций в народном искусстве. Характерные особенности местных традиционных приемов обработки и отделки изделий из дерева. Элементы и мотивы орнаментов.
IV. Технология изготовления художественных изделий из дерева столярным способом (6 часов)
Конструктивные части и элементы художественных изделий. Виды рамок и коробок. Технологическая карта, ее содержание и назначение. Краткая технология изготовления шкатулок, рамок. Способы раскроя материала по заданным размерам. Сборка, склеивание, зачистка и подготовка поверхности изделия к резьбе.
V. Плоскорельефная резьба (22 часа)
Теоретические сведения:
История возникновения и развития художественной резьбы по дереву. Разнообразие видов резьбы по дереву. Плоскорельефная резьба: захваленная, заоваленная с выбранным фоном и др. Особенности и применение. Комбинированная резьба. Сочетание различных видов резьбы в изделиях. Особенности выполнения комбинированной резьбы. Инструменты для выполнения плоскорельефной резьбы. Способы и правила заточки и правки разных видов режущих инструментов для резьбы. Геометрия резца и углы заточки. Вспомогательный инструмент и приспособления для резьбы по дереву. Правила безопасности труда при работе с режущим инструментом.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1856.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...