Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Производители водки нашли новые способы рекламы




Алкогольные компании выбирают новые способы продвижения своей продукции. Теперь ценители 40-градусной могут записываться в клубы по интересам, читать журналы и книжки, учить тосты, охранять природу... Очень трудно делать рекламу такой, чтобы она продвигала продукт, была понятна людям и недоступна представителям антимонопольных органов.

Конфеты с водкой «Флагман» производит кондитерская фабрика «Конфаэль», известная своим творческим подходом (работе ее мастеров принадлежит знаменитая картина – шоколадный портрет президента Путина).

Но на этот раз «Конфаэль» неоригинальна. Поначалу «флагманские» конфеты действительно были с водкой – внутрь шоколадной пирамидки заливалось спиртное. Но из-за несовершенства пищевого изобретения конфеты «подмокали» – водка из шоколада текла ручьем. Над рецептурой пришлось поработать. Теперь только на упаковке есть упоминание о том, что «Флагман» – это конфеты с водкой. В рецепте водки нет, остался лишь спирт, да и того, судя по вкусу, немного. Шоколадное изобретение «Конфаэли», сделанное по задумке «Русской винно-водочной компании» (РВВК), практически ничем не отличается от конфет «Ассорти», которые производились чуть ли не на каждой кондитерской фабрике Советского Союза.

Но отсутствие оригинальности в конфетах «Флагман» не так важно. РВВК в принципе сделала нетривиальный шаг, выпустив шоколадные конфеты в то время, когда многие алкогольные компании продолжали рассказывать потребителям о водке, рекламируя питьевую воду под водочным названием, что было занятием хлопотным. Компания понимала, что «водяной» период в рекламе водки пройдет, поэтому постаралась сделать свое обращение к потребителю отличным от остальных.

-358-

Сейчас по ее стопам идут другие производители и продавцы алкоголя. «Рекламы воды слишком много, потребители к ней привыкли, их этим не удивишь, – высказывает мнение большинства директор по развитию группы компаний "Виноградов" Алексей Пчелинцев. – Люди обращают внимание на более оригинальные ходы».

«И рыбку съесть, и косточкой не подавиться»

Представители водочных компаний неохотно рассказывают о своих находках в рекламе. И дело тут не в жесточайшей конкуренции на рынке: и без того каждый новый вариант продвижения водки, если только это не реклама минеральной или питьевой воды, оригинален и уже не подлежит копированию. Гораздо важнее для «водочников» другое – сделать рекламу такой, чтобы она была понятна потребителю и «малопонятна» Федеральной антимонопольной службе (ФАС).

Последняя же поднаторела в вопросах водочной рекламы. До недавнего времени ФАС успешно штрафовала как производителей водки, так и издателей, которые размещали рекламу воды с одноименным водочным названием. Претензии антимонопольного ведомства сводились к тому, что рекламируется товар, которого нет в природе, и который на самом деле сообщает потребителю о водке. О некоторых товарах-сателлитах на рынке, и правда, слагают анекдоты: мол, существуют они, чуть ли не в двух экземплярах – один находится у самого производителя, а другой – в ведомстве, выдающем сертификат на производство.

Но в конце ноября триумфальное шествие ФАС приостановилось, служба проиграла в третьей судебной инстанции важное для себя дело. Федеральный арбитражный суд Московского округа подтвердил законность действий издательского дома «Родионов», поместившего на страницах одного из своих изданий рекламу коньячных конфет «Бастион». ФАС утверждала, что издание продвигает товар, который заодно рекламирует и коньяк под таким же названием. Но суд решил, что издатель не несет ответственности за содержание рекламы, а значит, не виноват. Пока ФАС решает, стоит ли штрафовать производителя, рекламисты и издатели поспешили сделать вывод из этого разбирательства: теперь для алкогольных компаний, которые хотят рекламировать свою продукцию способом, отличным от рекламы питьевой воды, путь открыт.

-359-

Некоторые из компаний, правда, и не дожидались провала ФАС и задолго до него придумали, как еще можно рассказать потребителю о водке. Пример для российских «водочников» показала не только РВВК, но и украинская компания Nemiroff. Она решила пробиться на федеральное телевидение России, используя необычный для алкогольного производителя способ. Nemiroff выступила официальным спонсором показов боксерских матчей. Компания утверждает, что «все дело в перце», который и рекламирует во время боксерских боев. Сейчас украинский производитель не только спонсирует телетрансляции поединков, но и выступает сопромоутером некоторых из них. В этом случае возможность заявить о себе у компании шире. В некоторых матчах ее большой логотип украшает ринг, что гораздо заметнее, чем перчик в углу телеэкрана.

В свое время к этому производителю крепких напитков и к каналам НТВ и ОРТ, транслировавшим матчи, у антимонопольного ведомства были претензии. Но Nemiroff обвинения опровергала. Во время презентации завода в Виннице один из менеджеров компании рассказывал корреспонденту «Ко», что на данном заводе есть целая линия, которая действительно производит маринованный перец, и эти консервы можно купить в местных магазинах.

В российских же торговых точках можно встретить другие консервы. Например, селедку, которая называется «Закуска под Беленькую». Производитель водки «Беленькая» – компания «Традиции качества» – утверждает, что не имеет никакого отношения к «закускам». «Это инициатива компании, производящей данные консервы», – говорит директор по маркетингу компании Наталья Шумилина. Она, правда, не уточняет, сколько производитель селедки заплатил «Традициям качества» за использование названия водки. Впрочем, в данном случае может получиться так, что производителю «Беленькой» придется отплатить щедрой монетой консервной фирме за успешную пропаганду водочного бренда. На заседании экспертного совета по рекламе при ФАС, прошедшем в начале декабря, его участники затруднились посоветовать службе, стоит ли наказывать производителя «Беленькой» за селедку. Эксперты решили, что даже если это и реклама водки, то вполне позитивная, ведь «закусывать призывает». Пока же идентичность написания названий этих продуктов сверяет Роспатент.

-360-

Простенько и со вкусом

Некоторые производители и продавцы водки считают, что рекламировать товар с помощью одноименных товаров-сателлитов невыгодно. Нужно отвлекать средства на их производство.

Производитель «Путинки» использует менее затратные варианты рекламы. Телефонная линия «Тосты от "Путинки"» работает уже больше года. Позвонив по бесплатному телефону, любитель веселого застолья может пополнить свой набор тостов. «Это малозатратный способ – компании приходится платить только за аренду телефонной линии, но он в то же время позволяет информировать о существовании торговой марки, – считает Алексей Пчелинцев из "Виноградова". – Подобную идею мы разработали еще в прошлом году, но не реализовали ее».

В ТД «Виноградов» не стали переживать по поводу того, что «Винэксим» их опередил. Они пошли дальше и запустили проект, который вообще не требует от производителя водки усилий и сам себя кормит. С 1 октября начало свою работу некоммерческое партнерство «Виноградов-клуб». В клуб вошли однофамильцы создателя компании Владимира Виноградова. «Это не значит, что для остальных клуб закрыт, в него могут вступить все, кто хочет, у нас уже около 300 членов, из них Виноградовых – только 60, – рассказывает Алексей Пчелинцев. – Клуб собирается примерно раз в месяц, мы устраиваем тематические вечерники. По сути, это – бизнес-собрание, но на его заседаниях обсуждаются и вопросы, связанные с сохранением фамилии Виноградов». По словам Пчелинцева, цель проекта – наполнить эмоциональной составляющей торговую марку «Виноградов». Членские взносы ($100 в год), которые платят «клубящиеся», идут на организации вечеринок.

Гораздо четче сформулировал тему заседаний своего фонда самарский завод «Родник» (марка «Золотой родник»). Предприятие собирается накануне Нового года провести перепись всех российских родников, чтобы защитить их и благоустроить. Охрану переписанных родников самарское предприятие будет осуществлять в течение пяти лет (именно на такой период рассчитана экологическая программа фонда «Родник»). На месте благоустроенных источников фонд и завод собираются проводить народные гуляния, задачами которых будет «возрождение национальных культурных традиций». В отличие от коллег, скрывающих затратную часть своих промоакций, «Родник» расходы уже обозначил: на уход за одним источником нужно 12.000 рублей в год, а по всей России таких родников — десятки тысяч. Точная сумма затрат станет известна после того, как родники сосчитают.

-361-

А вот торговый дом «Мягков» – производитель одноименной водки – не собирает своих потребителей для общения в клубах по интересам, его проект менее глобальный, чем охрана источников «живой воды». Компания решила пообщаться со своими потребителями и с этой целью начала издавать одноименный журнал. «Наличие собственного периодического издания для любой компании – определенное преимущество в общении со своим потребителем, – рассказывает начальник отдела маркетинга ТД "Мягков" Наталья Балашова. – Первый номер журнала появился в продаже в сентябре, а второй будет продаваться в декабре. Издание распространяется только в местах продаж алкогольных напитков, поэтому в нем на правах рекламы размещены изображения водки "Мягков"». Сам журнал рекламируется на телевидении, изящно сворачиваясь в кадре в цилиндрическую форму «Мы не пропагандируем в нем потребление алкоголя, это просто душевное чтение, которое правится и увлекает», – убеждает Наталья Балашова.

«Увидеть края»

«Водочники» стати искать новые пути продвижения своей продукции не только потому, что ФАС уже разгадала их рекламные ходы с питьевой водой. Их осенило. Имиджевые составляющие водочного бренда лишь по нескольким пунктам совпадают с водой: чистота, натуральность, прозрачность. А вот силе, характеру, крепости, мужественности – образам, которыми многие компании пытаются наполнить водочную марку, – в рекламе воды места нет. «Вероятно, поняв это, производители стали искать потенциально более "богатые", с точки зрения развития бренда, продукты-ассоциации», – считает руководитель отдела стратегического планирования рекламного агентства «Приор» Олег Паралюш. С ним соглашается Владимир Коровкин, заместитель гендиректора агентства «FCB MA»: «Новые, альтернативные пути, вроде книг или журналов, могут быть предпочтительнее, так как позволяют играть на "водочном" эмоциональном поле».

Олег Паралюш уверен, что благодаря такой «прозрачной» рекламе водочные марки «на слуху» у потребителя. Подобная реклама, прежде всего, повышает узнаваемость бренда, обеспечивает лояльность.

Правда, другие компании не очень довольны реакцией рекламных агентств на собственные инициативы и считают, что могли бы усилить эффект от рекламы, если бы не их строптивость. «Мы планировали использовать более широкий спектр рекламных носителей, но многие владельцы рекламных площадей отказали нам в размещении, – сетует Алексей Пчелинцев из группы компаний "Виноградов". – Возможно, их испугал жесткий контроль со стороны регулирующих органов».

-362-

Финансовые результаты кампаний рекламодатели предпочитают не обсуждать. Одни пытаются уйти от ответа без объяснений, другие ссылаются на то, что «замерять пока нечего, кампания запущена два месяца назад».

Но косвенно итоги «прозрачной» рекламы все же можно оценить. В этом году, например, РВВК разместила заказ на производство «Флагмана» не только на Черноголовском заводе алкогольной продукции (входит в группу «ОСТ»), как всегда, но и на калининградском заводе «СПИ-РВВК». В компании объясняют это тем, что на предприятии «ОСТа» им не хватает места, ЧЗАП не может предоставить мощности для производства «Флагмана», спрос на который возрос. Объем производства этой водки в прошлом году составлял около 3,5 млн. декалитров (дал). В этом году, по планам, составит примерно 4,1 млн. дал.

В «Традициях качества» констатируют, что доля рынка «Беленькой» растет. В прошлом году водка занимала 1,5% в общих продажах, сейчас – 1,96%.

Во время вывода бренда «Путинка» на рынок, в декабре 2003 г., московский завод «Кристалл» разливал около 200.000 дал этой водки в месяц. Сейчас эта цифра выросла втрое. Впрочем, Стэн Кауфман, генеральный бренд-менеджер компании «Вииэксим» (эксклюзивный дистрибьютор «Путинки») объясняет производственные успехи своей водки вовсе не рекламой. «"Путинка" – бренд ожидаемый и желанный потребителем. Поэтому она сразу создала вокруг себя большое количество бесплатного пиара (до сих пор не утихли рассуждения о происхождении ее названия. – Прим, «Ко»), – убежден Кауфман. – Поскольку это изначально был бренд, не было необходимости в рекламе его эмоционального содержания. Так что реклама для "Путинки" – вещь вторичная».

Но до тех пор, пока закон будет жестко ограничивать рекламу алкоголя, компании будут искать новые и новые пути продвижения своей продукции. По мнению Владимира Коровкина из «FCB МА», они могли бы последовать примеру табачников, создающих коллекции одежды («Marlboro Classic». «Саmel boots»). На мировом водочном рынке эту идею осуществила Allied Domecq. Вторая по величине в мире алкогольная компания создала коллекцию «Atelier Courvoisier», посвященную 170-летию ее бренда – коньяка «Courvoisier». В первый год продаж компания, по прогнозам

-363-

экспертов, может выручить от $1,5 до $3 млн. Правда, как считает Владимир Коровкин. создание одежды под алкогольными марками – дорогой способ продвижения (Allied Domecq потратила только на разработку коллекции $600.000), который потребует создания отдельного бизнеса. Вряд ли сейчас российские производители крепких напитков готовы к такому шагу.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 358.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...