Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Особенности рекламирования отдельных видов товаров, работ, услуг.
Специальные требования предъявляются к рекламе отдельных видов товаров ввиду того, что их применение и использование может нанести вред жизни и здоровью, имуществу потребителей. Так, не допускается реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий в телепрограммах (с 1 января 1996 г. в соответствии со ст. 33 Закона). Реклама этих товаров не должна обращаться непосредственно к несовершеннолетним, дискредитировать воздержание от употребления алкоголя или от курения, содержать информацию об их положительных терапевтических свойствах и т.п. (п. 1 ст. 16 Закона). Требования к рекламе некоторых видов товаров содержатся не только в Законе «О рекламе», но и в других законодательных актах. Так, реклама лекарственных средств осуществляется в соответствии со ст. 16 Закона и ст. 44 Федерального закона «О лекарственных средствах» от 22 июня 1998 г. Ограничения рекламы в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (то есть веществ, используемых при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ), включенных в специальный Перечень, определены в ст. 46 Федерального закона от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах». Реклама пестицидов и агрохимикатов осуществляется в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 19 июля 1997 г. «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами». Особые требования, предъявляемые к рекламе финансовых, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг объясняются привлечением при осуществлении данных видов деятельности денежных средств населения. При производстве, размещении, распространении рекламы этих услуг не допускается гарантировать размеры дивидендов по простым именным акциям, рекламировать ценные бумаги до регистрации проспектов их эмиссии; представлять любого рода гарантии, обещания или предположения о будущей эффективности (доходности) деятельности и т.д. Сформулированные в ст. 17 Закона требования детализированы в специальных нормативных актах. Так, требования к рекламе на рынке ценных бумаг определены гл. 9 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»1. Реклама кредитными организациями РФ и банками-нерезидентами своих услуг осуществляется в соответствии с Письмом ЦБ РФ от 30 декабря 1998 г. № 73-1.
Государственный контроль в области рекламы.
Госконтроль в области рекламы осуществляет федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы. Основнаязадачаконтроля- предупреждение и пресечение актов ненадлежащей рекламы. К разработке требований к рекламе, проведению независимой экспертизы, контролю в области рекламы привлекаются органы саморегулирования в области рекламы - общественные организации (объединения), ассоциации и союзы юридических лиц. Эти органы вправе предъявлять иски в суд (арбитражный суд) в интересах потребителей рекламы (в том числе неопределенного круга потребителей рекламы) в случае нарушения их прав, предусмотренных законодательством о рекламе. Государственное регулирование рекламной деятельности можно подразделить на нормативное и организационное. Нормативное регулирование осуществляется через установление в актах компетентных государственных органов правил осуществления рекламной деятельности и ответственности за нарушение этих правил. Организационное регулирование осуществляется компетентными государственными органами, среди которых в первую очередь следует назвать Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательста. В субъектах Российской Федерации создаются и действуют специальные органы, в функции которых входит управление рекламной деятельностью. Затраты организаций на рекламу включаются в себестоимость выпускаемой продукции. К данному виду затрат относятся расходы на разработку и издание рекламных изделий, разработку и изготовление эскизов этикеток, образцов оригинальных и фирменных пакетов, упаковки; на рекламные мероприятия через средства массовой информации; на наружную рекламу; на оформление витрин, выставок-продаж; на приобретение, изготовление, копирование, дублирование и демонстрацию рекламных фильмов и другие затраты по целенаправленному информационному воздействию на потребителя для продвижения продукции (работ, услуг) на рынках сбыта.
Ответственность за нарушение законодательства в области рекламы.
Законом о рекламе предусмотрены санкции и меры ответственности за различные нарушения при осуществлении рекламной деятельности. При этом рекламодатель отвечает за нарушения в части содержания рекламной информации, если не доказано, что нарушение произошло не по его вине. Рекламопроизводи-тель отвечает за оформление, производство, подготовку рекламы. Рекламораспространитель несет ответственность за нарушения законодательства в части, касающейся времени, места и средства размещения рекламы. Например, недостоверная реклама чаще является виной рекламодателя, скрытая реклама с использованием технических средств - рекламопроизводителя; нарушение правил размещения наружной рекламы - рекламораспространителя. Государственным органом, в функции которого входит контроль за осуществлением рекламной деятельности, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и его территориальные подразделения. При установлении факта нарушения законодательства о рекламе нарушитель обязан по требованию антимонопольного органа и в установленные им сроки произвести контррекламу.Контрреклама - это опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий. Контрреклама осуществляется за счет нарушителя и, как правило, с использованием тех же средств распространения, характеристик продолжительности, пространства, места и порядка, что и ненадлежащая реклама. Если контрреклама не осуществлена в установленный срок, антимонопольный орган вправе принять решение о полном или частичном приостановлении рекламы, поставив при этом в известность все стороны договора. За нарушение законодательства о рекламе предусмотрена ответственность трех видов: гражданско-правовая, административная, уголовная.
|