Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Месопотамская цивилизация в мировой истории
Месопотамская цивилизация сошла с пьедестала истории величаво-медленным шагом, словно спускалась по ступенькам зиккурата. Глубокие и необратимые перемены начались не с персидского завоевания и потерей собственно месопотамской государственности. Эта цивилизация сформировалась и существовала на протяжении нескольких тысячелетий в тяжелых условиях вторжений и завоеваний. Жители Месопотамии, видевшие не один разгром и не одну волну переселенцев, не дрогнули и перед персами. Перед новым завоевателем они не чувствовали себя ущербными и неполноценными. К тому же персы с уважением отнеслись к культуре и святыням народов Месопотамии.
Так уж случилось, что упадок и конечную гибель Месопотамской цивилизации, принесли на своих знаменах представители другой не менее значительной цивилизации древнегреческой. И хотя Александр Македонский хотел сделать Вавилон одной из столиц своей империи, сами вавилоняне не могли не видеть своей невостребованности у эллинов. Что могли значить достижения вавилонян для греков, уже знакомых с мыслями Платона и Аристотеля? Население Месопотамии сознавало, что уступает эллинам, и это роковым образом сказалось на судьбе цивилизации между Тигром и Евфратом. К тому же население огромного региона оказалось без национальной центральной власти, заинтересованной в поддержке старых традиций. На данном историческом этапе не оказалось в стране и сильной личности, которая могла бы консолидировать идею возрождения цивилизации. К тому же изменилась этническая структура обитателей Месопотамии, язык общения и общекультурная ситуация. Значительную часть населения теперь составляли арамеи, персы и арабы. Арамейский язык вытеснил вавилонский и ассирийский диалекты аккадского. Очагами месопотамской культуры оставались лишь крупные храмы. На протяжении 3 столетий они хранили и передавали наследие месопотамской цивилизации. Однако она завершила свой жизненный цикл и вскоре перестала существовать.
У Месопотамской цивилизации не было непосредственных преемников, хотя ее достижениями и ученостью воспользовались многие цивилизации мира. Прекратили свое существование и канули в лету Шумер, Аккад, Ур, Вавилон, но культура, ими созданная, претворяясь, продолжала и продолжает жить и в наше время. Месопотамскую цивилизацию вновь открыли в эпоху европейского Возрождения и особенно в эпоху Просвещения. Ученые разных стран продолжают изучать интригующе загадочный, наполненный величием и славой мир обитателей Месопотамии. Этот процесс пока еще не окончен. Холмы Месопотамии раскрыли не все свои секреты. Политические события наших дней показывают всю актуальную значимость Передней Азии, а вместе с тем и всей ее многотысячелетней культуры в полном ее охвате.
Что оставила человечеству Месопотамская цивилизация? Чем она восхитила, удивила, предостерегла и обогатила мир? В характеристике основных достижений Месопотамской цивилизации обязательно должно присутствовать одно уточняющее слово впервые. Месопотамская цивилизация самая древняя в мире. Именно в Шумере в конце IV тыс. до н.э. человечество вышло из первобытности и вступило в эпоху древности. Началась подлинная История человечества. Этот переход от варварства к цивилизации сформировал новый тип сознания. Оно рождалось вместе с появлением городов, становлением государственности, сложной социальной дифференциации, появлением новых видов деятельности, особенно в сфере управления и обучения, с новым характером отношений между людьми.
В Месопотамии появился новый тип людей, сознание и мышление которых принципиально не отличалось от сознания и мышления современного человека. Впервые после завершения процесса сапиентации человек освоил новые виды практической деятельности планирование, управление, учет и контроль. Примечательно и то, что человек Месопотамии впервые осознал: один человек может купить и продать другого человека, как и всякую вещь. Цивилизуясь, человек Месопотамии познал рабство. До появления цивилизации он покорял и поклонялся только природе. Покорение людей один из не самых достойных примеров, которые дает Месопотамская цивилизация. Человек Месопотамии индивидуалист. Он был занят, прежде всего, своими личными проблемами и делами. Его интересы обращены не к обществу и государству (пусть об этом думают лугаль, чиновники и жрецы), а к дому, семье, родным и соседям. Он высоко ценил человеческую жизнь, в том числе и ее бытовую сторону. Люди Месопотамии боялись смерти, ибо по их представлениям она клала конец всему, что есть в жизни позитивного, светлого, радостного, активного, утешительного и счастливого. Это свое убеждение жители древней Месопотамии никогда не меняли. Месопотамцы, не ожидая от посмертного бытия ничего хорошего, стремились лишь к полноте своего земного существования. История Месопотамской цивилизации полна беспокойства, активности, духа завоевания и покорения, созидательного импульса при горьком сознании трагизма жизни. В напряжении между этими полюсами, заключалась движущая сила Месопотамской цивилизации.
В мировоззрении шумеров, а затем и аккадских семитов важную роль играло обожествление тех сил природы, значение которых было особенно велико для земледелия, - неба, земли и воды. Единая система религиозных верований сложилась примерно ко времени III династии Ура. Оформился канонический пантеон богов, и произошло слияние шумерских и аккадских культов. На небе правил Ану, на земле Энлиль, в мировом океане Энки. Верховным богом и творцом Вселенной считался Мардук. Каждый город и поселение почитали своего бога-покровителя. С огромным почтением относились к богине-матери, покровительнице земледелия, плодородия и деторождения. Центральный женский образ шумерского пантеона богиня города Урука Инанна. Все большую роль начинали играть личные боги и индивидуальное обращение человека к богу, а не его участие в общем богослужении. У себя дома каждый глава семьи был жрецом семейных богов и духов предков, совершал обряды и молитвы перед маленьким настенным изображением божества.
Религиозное сознание жителей Месопотамии наполнено пессимизмом. Они боялись своих мертвецов, хотя нередко хоронили их в городах или даже по полами своих домов. Мрачный характер месопотамской религии не давал человеку психологического комфорта. И в официальных культах, и в народных верованиях в Месопотамии широко распространилась магическая практика. Весьма значительна роль гадателей-звездочетов, прорицателей, толкователей снов и пр. Человек жил в страхе перед божественным миром, не веря в справедливость богов, уповал на их волю. Земная жизнь имела для него самый высокий ценностный статус.
Бесценным достижением народов Двуречья стало создание письменности. Глиняная табличка, испещренная клинописными знаками символ Месопотамской цивилизации. В ранней пиктографической письменности было 1500 знаков-рисунков. В Нововавилонский период их осталось чуть более 300. С помощью клинописи составляли документы хозяйственной отчетности, купчие, культовые тексты, сборники пословиц, школьные или научные тексты и словари. Шумерская клинопись повлияла на формирование финикийского письма, от которого берут начало греческий и другие алфавиты.
Месопотамская цивилизация показала первый опыт подготовки образованных людей. Обучение строилось на копировании текстов самого разного назначения. Примерно четверть того, что переписывалось, дошло до наших дней. В крупных храмах, дворцах правителей, в школах, а также у частных лиц создавались целые собрания глиняных книг своеобразные библиотеки. Грамотных и образованных людей высоко ценили. В Месопотамии писец почетное звание образованного человека. Несмотря на сложный характер системы письма, грамотность в обществе была распространена достаточно широко, особенно в Вавилонии. Писать умели все от пахаря до лугаля. Большую роль в этом сыграла шумерская школа эдуба. Как особое образовательное учреждение она сложилась в середине III тыс. до н.э. Первоначально обучение в ней имело чисто практические цели. Школа готовила писцов и землемеров. Однако, постепенно эдуба превратилась в месопотамский академический центр. Получаемое в ней образование включало изучение письменности и языка, элементов арифметики, геометрии и астрономии, права, медицины и музыки. Методика преподавания ограничивалась вопросами учителя и ответами ученика, переводами с одного языка на другой, письменными упражнениями и заучиванием наизусть. Показательно, что в этих школах учились не только мальчики, но и девочки.
Благодаря усердию шумерских и вавилонских школьников до наших дней дошли древнейшие памятники месопотамской литературы. Среди них мифы, эпические сказания, гимны и погребальные плачи, поучения, анекдоты, пословицы и поговорки. В сокровищницу мировой литературы вошли Сказания и Гтльгамеше, Поэма о страдающем праведнике, мифы древних шумеров, Вавилонская теодицея и многие другие произведения. Письменная литература Месопотамии складывалась на основе устного творчества и уходит своими корнями в незапамятные времена.
Весьма значительны достижения шумеров в изучении филологии. Шумерский язык, переставший быть разговорным, изучался в специальных школах как литературный язык. Сохранились списки отдельных выражений на шумерском и аккадском языках. Даже после того, как шумеры растворились среди более поздних семитов Аккада и других племен Месопотамии, шумерский язык подобно латыни средневековой Европы, все еще сохранялся вплоть до ассирийской эпохи как мертвый язык, создавший основы Месопотамской цивилизации.
Ограниченность возможностей в Двуречье необычайно активизировала архитектурную мысль, вызывая к жизни остроумнейшие решения. Уже к середине IV тыс. до н.э. сложился тип храма на платформе. Он возник на основе шумерского жилища: южного с открытым внутренним двором и плоским перекрытием и северного с внешним двором и двускатной кровлей. В условиях сильно заболоченной почвы появилась идея специальной платформы из сырца, облицованной для прочности камнем. Платформа выравнивала строительную площадку (при наличии естественного, природного возвышения это было тем более существенно), служила целям дополнительной гидроизоляции. Она являлась своеобразным постаментом, поднимающим вверх постройку святилища, бывшего в представлениях жителей Месопотамии жилищем Божества.
Сырцовый кирпич, как главный строительный материал (камень и дерево в Двуречье всегда были привозным, а значит дорогим, материалом) сыграл огромную роль в развитии конструкции шумерского храма. Сырцовый кирпич создал архитектуру Месопотамии. При отсутствии дерева он рано начал использоваться в Шумере и для создания дополнительных опор, и для возведения перекрытий. Материал диктовал сводчатую систему и шумерийцы перешли к своду и арке. Потом это ляжет в основу прославленной архитектуры древнего Рима и будет доведено ею до вершин развития.
Отличаясь массивной монументальностью, месопотамская архитектура создала оригинальные храмовые ступенчатые башни-зиккураты, воспоминания о которых сохранили библейские легенды. Тип башнеобразного святилища зиккурата являлся логическим завершением идеи ярусной постройки, возникшей в определенных природно-исторических условиях Месопотамии. В представлениях населения Месопотамии самым лучшим и значительным в архитектуре считалось то, что могло быть сопоставимо с наиболее выразительной и грандиозной формой в самой природе с горой, вершина которой возносится к небу. Зиккурат лестница-гора архитектуры Двуречья. Увеличение числа платформ до трех и более, а также увеличение высоты самой платформы привело к уменьшению, а затем и доведению до минимального масштаба собственно святилища. В итоге оно превратилось в некий символ. Месопотамская архитектура многообразна и сложна в разработке конструкции, но постройки ее, к сожалению, почти не сохранились или сохранились плохо в силу непрочности ее материала.
Живший в Месопотамии человек воспринимал мир предельно эмоционально. Он украшал орнаментом стены больших зданий, что не чуждо и современному человеку.
Основы научной мысли древности также были заложены в Месопотамии. Источником развития науки являлась хозяйственная практика царских и храмовых хозяйств. Здесь оказалась возможной первичная система наблюдений, их проверка и практическое использование. В конце III тыс. до н.э. появилась клинописная математика. Ее основы были заложены шумерами. Впоследствии в эдубе она не только преподавалась, в основном на аккадском языке, но и превратилась в сферу теоретических занятий. Вавилонские математики умели возводить в степень, извлекать квадратные и кубические корни, вычислять объем. При расчетах применялись дроби. Сохранились таблицы умножения, сложения и вычитания. Вавилонские ученые решали квадратные уравнения, знали теорему Пифагора и располагали методами нахождения пифагоровых чисел более чем за 1000 лет до самого Пифагора.
Значительны достижения Месопотамской цивилизации в области медицины. Кроме жрецов-знахарей, которые наряду с заклинаниями применяли иногда способы примитивной психотерапии, были и настоящие врачи, которых называли знающий воду или знающий масло, ибо в искусстве врачевания широко применялись вода и масло. Древнешумерские фармацевты умели изготовлять разнообразные лекарства из минеральных и растительных веществ, в том числе из семян, корней, веток и коры. Они делали различные мази, настойки и отвары. Месопотамия дала человечеству первый опыт медицинской специализации. Появились хирурги, окулисты, гинекологи. Была предпринята некоторая попытка систематизации симптомов и диагностики заболеваний. Символ месопотамской медицины змей (бог Нингишзида), обвивающий жезл, - сохранился в качестве эмблемы медицины и в наше время.
Магическая практика в Месопотамии не всегда противостояла науке. Записывались наблюдения природных явлений, поведения людей, необычных особенностей анатомии людей и животных. Жрецы и гадатели руководствовались ими в своих предсказаниях. Но, с другой стороны, маги занимались и вычислительной астрономией. Древнейшие обсерватории устраивались на верхней площадке зиккуратов. Халдейские звездочеты отличали звезды от планет, которым давали особые названия. Звезды распределялись по отдельным созвездиям, велись наблюдения за движением планет, солнечным и лунным затмениями. Население Месопотамии жило по лунному календарю, который имел свои отличия у каждого города-государства. После возвышения Вавилона вся страна перешла на календарь города Ниппура. Основными календарными единицами счета времени были: год (12 лунных месяцев), месяц (29 или 30 дней), сутки (12 часов), час (30 минут). Различие между солнечным и лунным годом устранялось введением по усмотрению царской власти дополнительного месяца. Культово-магическая практика через Финикию и Малую Азию проникла впоследствии в Грецию и Италию и оказала влияние на античную науку.
Шумеры и аккадцы пользовались таким понятием как убежавший день. Это то, что обогнало людей и ушло в прошлое. Вавилоняне жили оглядываясь в будущее и высоко оценивая прошлое. В Месопотамии, где постоянно менялись царствующие династии, куда постоянно вторгались кочевники, где социальная система болезненно менялась, не гарантируя человеку никакой защиты от ростовщичества, распада общин, житейский опыт заставлял людей избегать опасных новшеств. Он ориентировал общественную практику на повторение уже знакомого, заведомо безопасного и достаточно успешного образа действий. Трудно найти страну, где это достижение Месопотамской цивилизации оказалось невостребованным. Многие из последующих цивилизаций в плане развития общества и человека прошли через свою Месопотамию.
Согласно сложившемуся представлению многие великие империи наследники Вавилона. Идея царственности, сакрального характера царской власти родилась в Месопотамии. В эпоху III династии Ура было создано учение о божественной, единой и вечной царственности, которая с начала времен передавалась от одного царя к другому. Царь гарант справедливости в человеческом обществе. От его личных качеств, от его добродетели или порока, заслуг или преступлений зависел не только успех в политических делах, но и вся жизнь страны. Сакральный характер царской власти и личности царя способствовали консолидации народа вокруг правителя, постоянно соотнося с жизнью царя повседневную деятельность людей. Человек клялся именем царя, ибо он выступал гарантом права, со временем приняв эпитет пастырь. Идея царственности в отличие от материальных следов государственности ее породившей, выдержала проверку временем. Спустя три с половиной тысячи лет она легла в основу теории Москва третий Рим.
Месопотамская цивилизация, которую создали небольшие по численности народы, на сравнительно небольшой территории продолжала существовать даже за пределами Древности, служа другим народам через два, три, четыре тысячелетия.
Раздел II. Глава 3. Индийская цивилизация Природа и население
Один из древнейших центров развития цивилизации находился в Индии. В древнем мире Индией называли земли к востоку от реки Инд, которые составляли территорию нынешних Индии, Пакистана, Непала и Бангладеш. Здесь в долине Инда в IV-III тыс. до н.э. возникла высокоразвитая цивилизация, которая совпадала по времени с очагами земледельческих цивилизаций Египта и Месопотамии, обнаруживая сходство с ними. Выдающийся феномен цивилизационного развития с яркой культурной традицией и высокоинтеллектуальным потенциалом сформировался в особых природных условиях Индостана среди многообразия обитавших здесь племен и народов. Этой цивилизацией была охвачена территория примерно равная Египту, Месопотамии, Малой Азии, Ирану, Сирии, Финикии и Палестине вместе взятым.
Древнеиндийская цивилизация формировалась в условиях относительной географической обособленности. От окружающего мира ее отделяли два океана и Гималаи (Обитель снегов) величайший на земле горный массив с самыми высокими пиками, идущими с запада на восток. По характеру поверхности Индия делилась на горный пояс на севере, Индо-Гангскую равнину и Деканское плоскогорье.
Огромные горные системы Гималаев и Гиндукуша издревле служили барьером, затруднявшим какие-либо перемещения племен. По горным тропам на юг могли проникать лишь отдельные охотники-собиратели. Ширина этой естественной границы 240 км, длина 3200 км и высота примерно 8 км. Гималаи задерживали сухие и холодные ветры, дующие с севера, а также теплые и влажные, дующие с юга и юго-запада. Благодаря наличию многочисленных ледников Гималаи являлись главным источником влаги, питающим основные реки, протекающие по самой населенной части Индии. Без Гималаев большая часть Индо- Гангской низменности представляла бы собой пустыню. Поэтому водная проблема в Индии стояла далеко не так остро, как в Египте и Месопотамии. Хотя искусственное орошение было известно древним индийцам издавна, его вряд ли можно считать основой древнеиндийского земледелия.
С юга к Гималаям примыкала Индо- Гангская равнина, которая делилась на западную (долина Инда) и восточную (долина Ганга). С запада на восток на протяжении 3200 км тянулся район, покрытый густыми джунглями. Река Инд несла свои воды в долину, протекая через весь полуостров от юга Гималаев к Аравийскому морю. В долине Инда климат сухой и жаркий. На востоке сквозь покрытую густыми чащами низменность тянулась от Гималаев до Бенгальского залива главная артерия Индии Река Ганг. Здесь климат жаркий и влажный. Индо-Гангская равнина занимала одну четвертую территории Индии, являясь наиболее населенной ее частью. Отличаясь плодородными аллювиальными почвами, особо благоприятными для развития земледелия, эта равнина стала местом формирования Древнеиндийской цивилизации. А так как обилие влаги далеко не всегда было благом, и густая тропическая растительность для древнего человека являлась труднопреодолимым препятствием при хозяйственном освоении земли, то поэтому ранние очаги земледелия первоначально возникли в Индской долине на северо-западе страны.
Южнее и восточнее Индо-Гангской низменности располагалось сердце Индостанского полуострова огромное континентальное плато Декан. Разнообразные земли Деканского плоскогорья, от густых лесов до суровых неплодородных степей и долин, находились между горными хребтами Западных и Восточных Гхат. Плато Декан самая древняя часть полуострова. Полагают, что именно здесь находился южный материк, который тянулся от Австралии к Южной Африке. Плоскогорье имеет небольшой уклон к востоку, поэтому все крупные реки Южной Индии текут с запада на восток. Освоение этих районов было более трудным, поскольку их жители должны были бороться с непредсказуемыми муссонным ветрами (холодными и сухими зимой, влажными и знойными летом), которые определяют в целом ритм и образ жизни людей.
Береговая полоса Индии сравнительно мало изрезана. На западном побережье встречаются лагуны, удобные для судоходства. Здесь человек Древнеиндийской цивилизации создал первые торговые поселения, открывал первые морские пути, которые вели в далекий западный мир.
Природа Индии чрезвычайно богата и разнообразна. Здесь находятся самые высокие в мире горы и огромные равнины, области, где идут муссонные дожди, и области пустынь, степей, непроходимых джунглей, районы экваториального климата и высокогорья, где никогда не тают снега. Почвы также отличаются большим разнообразием, а аллювиальные высоким плодородием. Образованные речными отложениями, они легко обрабатываются. Непригодных для земледелия почв в Индии немного, что играло важную роль в образовании первых цивилизаций.
Не менее щедро наделена Индия и полезными ископаемыми, в том числе различными породами камня, железной рудой, цветными металлами. В морях, омывающих полуостров, добывали великолепный жемчуг, который заменял драгоценные металлы при изготовлении украшений.
Также богата и флора Индии. Начинаясь у подножий Гималаев кустарниками и кормовыми травами, она с каждым шагом вниз становится все разнообразнее. За густыми сосновыми, дубовыми и березовыми рощами, покрывающими горные склоны, следуют кедры и фиговые деревья. Бамбук, сал, твердый как железо, тик, эбеновое и красное дерево, сандал давали превосходную строительную и поделочную древесину. К югу от Ганга росли благовонные и красильные деревья, хлопчатник, кокосовые пальмы. Леса также давали пряности (перец, корицу, гвоздику) и лекарственные снадобья. Здесь же человек находил ценное техническое сырье: хлопок, красители, шелковое волокно, лубяные материалы, писчий материал в виде листьев пальм, а также лианы, которые использовались для плетения корзин и в качестве веревок.
Не менее богат и разнообразен и животный мир этого региона: тигры, львы, дикие слоны, пантеры, птицы, пресмыкающиеся, насекомые. Одни животные становились объектом охоты, другие хорошо поддавались доместикации, как, например, собаки, коровы, буйволы, слоны, овцы, козы, куры. Почти все животные, прирученные человеком, встречаются в Индии в диком состоянии.
Благоприятные для жизни и хозяйственной деятельности природные условия сочетались с высокой концентрацией населения в этом регионе. Среди цивилизаций древнего мира Индийская отличалась многочисленностью и плотностью населения. Индия одна из самых населенных стран древнего мира. В этнографическом отношении ее часто сравнивают с Африкой. Этнический состав ее жителей неоднороден. Пестрота племенного состава объясняется скрещиванием на огромной территории множества племен и народов. Возможно, коренным народом Индии были дравиды, которые составляли большую и смешанную этническую группу, населявшую главным образом среднюю и южную часть Индостанского полуострова. Древнеиндийская цивилизация говорила на многочисленных языках, которые в основном составляли две группы: индоевропейскую и дравидскую.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 365. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |