Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенности и достижения Древнеиндийской цивилизации
Совершенно очевидно, что исторический путь цивилизационного развития Индии обусловлен природно-географическими факторами. Индия это особый, великий и разнообразный мир. На севере, где протекали огромные реки Инд и Ганг, могло развиваться оросительное земледелие. И это объясняет столь раннее появление здесь цивилизации. Хараппская цивилизация младшая современница Месопотамской и Древнеегипетской. Однако, из-за бурных и полноводных рек и заболоченной местности оросительное земледелие Индии не столь четко выражено, как, например, в Египте или Месопотамии.
Становление цивилизации происходило в Индии довольно медленно по причине значительной изоляции этой страны от остального цивилизованного мира древности. Корона гор на севере и Индийский океан, трудный для древнего мореплавания, на юге, отделяли Индию от других стран. Хозяйственная жизнь и материальная культура развивались здесь медленными темпами при сохранении архаических элементов рядом с передовыми. Характерная черта Древнеиндийской цивилизации появление новых феноменов при сохранении старых. Наряду с оросительным земледелием и скотоводством сохраняли свое значение собирательство, охота и лесные промыслы.
Одна из особенностей Древнеиндийской цивилизации состоит также и в том, что уже на начальном этапе ее существования она представляла собой социально и экономически глубоко дифференцированное общество. Для этого древнего общества было характерно распространение весьма прочной соседской общины и особых классов-сословий варны, которые резко отграничивались друг от друга. Человек рождался в своей варне и навсегда оставался в ней. В сущности, система варн пережиток племенного строя. Она замедляла и ослабляла экономическую жизнь. Она исключала сколько-либо гибкую систему разделения труда. Отсюда и особенность общества древнеиндийской цивилизации, которое основывалось больше на разделении, чем на возможности иметь общий жизненный опыт. Деление на варны сыграло отрицательную роль и в прогрессе знаний. Так, большие достижения брахманов в математике и астрономии долгое время оставались тайными знаниями.
Рыхлая и неустойчивая государственность как отличительная черта Древнеиндийской цивилизации также обусловлена варновой системой. Относительно прочной централизацией отмечен государственный строй Индской (Хараппской) цивилизации. На следующих этапах цивилизация представлена конгломератом мелких протогосударственных образований с разным набором традиционных социальных и политических институтов. Подъем в развитии государственности цивилизация пережила дважды: в Маурийский период (IV-III вв. до н.э.) и на двухсотлетнем отрезке истории империи Гупт (IV-V вв.).
Наиболее ярко особенность цивилизации проявилась в духовной культуре. Ранней формой религии в Древней Индии был брахманизм, который выражался в очень сложной совокупности верований весьма архаического типа культ Солнца, священного огня, бога грозы и т.д. В это религии сочетались пережитки тотемизма и культ предков. Однако брахманизм религия элитарная и широким массам непонятная. В отличие от Египетской и Месопотамской, Древнеиндийская цивилизация совершила духовный прорыв в IV в. до н.э. появилась цивилизованная религия буддизм. Буддизм признал многое из брахманизма, но придал этому наследию новые черты. Он провозгласил, что жизнь это зло и страдание, избежать которого можно лишь путем личного самоусовершенствования и соблюдения важнейших моральных предписаний. Но буддизм в Индии не признавал единобожия и не стал истинно монотеистической религией. Религией, в полном смысле этого слова, он даже не был. В буддизме многое было похоже на философское учение. Идеи, близкие буддизму можно было найти не только в проповедях монахов, но и в учениях древнеиндийских философов. Грань между ними провести невозможно.
На рубеже нашей эры Древнеиндийская цивилизация и буддизм переживали кризис. Буддизм начал утекать из Индии, успев канонизировать и зафиксировать свои священные книги и таким образом превратить устную Древнеиндийскую цивилизацию в письменную.
Традиция ключевое слово и отличительная особенность цивилизации Древней Индии. Она преобладала во всех сферах жизни, в том числе в литературе и искусстве. Довольно поздно появилась алфавитная письменность, и в первую очередь были записаны произведения устного народного творчества песни и гимны Веды, эпические поэмы Махабхарата и Рамаяна. Вероятно, вследствие особенностей индийской психологии и культуры, цивилизация не сформировала свою историческую литературу, но дала миру весьма сложное и оригинальное искусство. Такова, например, каменная скульптура Гандхары, испытавшая влияние как собственно индийских, так и эллинистических традиций или росписи в пещерных буддийских храмах. Традиционно с особым мастерством скульпторы ваяли животных. На гербе современной Индии изображена каменная колонна с четырьмя львами.
Впечатляющими предстают успехи цивилизации в развитии естественнонаучных знаний, своеобразие которых определялось абстрактностью и созерцательностью древнеиндийской науки в целом. Здесь развивались такие области знания как математика, астрономия, медицина, лингвистика. Индийские математики изобрели цифры, которыми мы пользуемся сегодня, называя их арабскими. Арабы заимствовали эти цифры у индийцев в раннем Средневековье. Древние индийцы открыли математический смысл позиционной записи чисел: крайний справа знак указывает количество единиц, знак слева от него десятков, еще левее сотен и т.д. В основе арифметики и современной системы нумерации лежит древнеиндийская система обозначения чисел. Индийцы первыми стали употреблять ноль, им также были известны начала алгебры: возведение в степень, извлечение корня, решение квадратных уравнений.
Древнеиндийская цивилизация оставила существенный след и в развитии медицины, которая была необходима в рамках представлений о совершенствовании души и тела (йога). Называя медицину аюрведой наукой о долголетии, индийские врачи много внимания уделяли здоровому образу жизни правильному питанию, способам очищения организма, личной гигиене.
Своеобразие Древнеиндийской цивилизации заключалось также и в особенностях состязательной (агональной) культуры. Здесь не было общенациональных игр, как Олимпийские у греков, но необычайно популярными являлись занятия физическим упражнениями, в том числе йогой. Древнеиндийская цивилизация дала миру царскую игру шахматы, хотя название игры персидского происхождения (шах мат властитель умов).
Достижения Древнеиндийской цивилизации, сочетая в себе как инновационные элементы, так и значительную традиционность, стали неотъемлемым компонентом мирового цивилизационного развития.
Раздел II. Глава 4. Китайская цивилизация
Природа и население Уникальная Древнекитайская цивилизация сформировалась в особых природных условиях, которые в целом были менее благоприятными, чем, например, в Египте и Месопотамии. Тем не менее, огромная территория в Азии от Тибета до Восточно-Китайского моря и от пустыни Гоби и степей Монголии до берегов Тихого океана отличалась поразительным разнообразием ландшафтных и природных условий. На западе она представляла собой обширное плоскогорье с резко континентальным климатом. Мощные гималайские хребты создавали естественный барьер между Индией и Китаем. Большую часть восточных территорий Китая составляют низменности, к которым примыкают горы средних размеров и горные плато. На востоке климат довольно мягкий и более благоприятный для появления именно здесь первых очагов цивилизации. Крупные водные артерии Хуанхэ и Янцзы. Протекая в широтном направлении, пересекали различные природно-климатические пояса.
Особенное значение имела долина бурной реки Хуанхэ. В ее нижнем течении преобладали плодородные аллювиальные, наносные, образовавшиеся из речного ила почвы, а на западе Хуанхэ тянулась через лессовое плоскогорье, где отложения минеральной пыли, сдуваемой с гор зимними муссонами, содержат питательные вещества, заменяющие удобрения. Муссонные ветры приносили в долину Хуанхэ от 400 до 800 мм. Осадков, так что ирригация не являлась здесь непременным условием развития земледелия, за исключением районов лессовых плато.
Долина Хуанхэ, покрытая широколиственными лесами, зарослями бамбука, озерами и болотами, отличалась жарким и влажным климатом, который позволял снимать один-два урожая в год. Значительный лесной покров давал человеку возможность заниматься охотой, а также предоставлял материал для ремесел. В изобилии растущий бамбук давал и пищу, и посуду, и крышу над головой. Из него строили дома, делали циновки, корзины и многие другие необходимые в хозяйстве предметы. Здесь же водились животные слоны, носороги, буйволы, тигры, антилопы, леопарды, бамбуковая крыса, типичные для тропической и субтропической фауны. Вместе с тем, человек, обитавший в бассейне Хуанхэ, постоянно зависел от непредсказуемой и ненадежной погоды. Тайфунные ветры, дующие с океана, вызывали частые наводнения, а грандиозные катастрофические повышения уровня воды в реке Хуанхэ являлись страшным бичом для земледельцев.
Весьма благоприятен для становления цивилизации и бассейн самой большой реки Китая Янцзы, протяженность которой более пяти тысяч километров. Все холмистое пространство до берегов Южно-Китайского моря покрыто субтропическими и тропическими вечнозелеными лесами. Первоначально эти области развивались довольно успешно. Субтропический климат с обильными осадками и зимними муссонами, с благоприятными природно-погодными условиями, позволял ежегодно получать от двух до трех урожаев. Однако дальнейшему освоению человеком этих областей препятствовали непроходимые тропические заросли, пересеченность рельефа и нездоровый климат. Здесь эпоха цивилизации наступила позже, чем на севере Древнего Китая.
Кто же создал одну из великих мировых цивилизаций, которая, сохраняя преемственность, продолжает развиваться и поныне. В древности на территории Китая обитало множество разных народов, которые совместными усилиями создавали необыкновенный культурно-исторический феномен китайской цивилизации. Этнический состав населения этого региона неоднороден и к созданию Китайской цивилизации причастны многие племена Восточной Азии. В бассейне реки Хуанхэ колыбели цивилизации обитали племена, называвшие себя шан и чжоу. Лишь в конце древности они обрели общее название, а точнее самоназвание ханьцы. На всех этапах становления цивилизации у этих племен складывались самые разные взаимоотношения с обитавшими на севере племенами монгольской, тюркский и манчжуро-тунгусской языковых групп, а также с тибетскими племенами на юге и юго-западе.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 401. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |