Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Истоки Месопотамской цивилизации




Первые пробные шаги к цивилизации человечество сделало в Передней Азии примерно в VIII тыс. до н.э. Была предпринята попытка выйти из первобытного существования собирателей и охотников. И вряд ли этот переход произошел в одночасье. Для этого потребовалось не меньше тысячелетия. В VII тыс. до н.э. земледельческо-скотоводческие племена, обитавшие у горных хребтов Загроса, начинают переселение в поисках новых пространств для своих полей и новых пастбищ для скота. Именно их поселки появляются на окраинах Месопотамской низменности. Прошла не одна сотня лет, прежде чем эти племена, приручив диких коз и собак, стали пользоваться мотыжным земледелием. Судя по культуре Джармо, люди жили в примитивных домах, построенных из глины и тростника, обоготворяли силы природы и поклонялись богине-матери, покровительнице плодородия. Однако генеральная линия развития Месопотамской цивилизации отнюдь не связана с козьими пастухами, как называют носителей культуры Джармо.

 

В основе всех последующих достижений цивилизации Двуречья лежит Хассунская культура (VI тыс. до н.э.). Ее признаки глинобитные постройки, появление металлических изделий и глиняная посуда, украшенная орнаментом. Хассунская культура уже отражает образ жизни оседлых земледельцев и скотоводов. Хассунцы жили в глинобитных многокомнатных домах с плоской крышей. Обязательной принадлежностью каждого жома являлась печь, иногда в виде довольно массивного сооружения. Заметное место в рационе хассунцев занимала вареная пища, в том числе разные каши. Полы в доме покрывались циновками из камыша. Благоустроенный быт хассунцев дополняла нарядная глиняная посуда. Она украшалась орнаментом в виде крупных треугольников и узорами, нанесенными темной краской, оттенки которой варьируют от черного до красного. Нередко воспроизводились достаточно сложные сцены и символы. Дописьменная эпоха сохранила две формы хранения и передачи информации устную и художественную. Хассунская керамика своеобразный хранитель информации, отражающий образ жизни оседлых земледельцев и скотоводов. Хассунская культура создана обществом относительного благосостояния, о чем свидетельствует забота его членов о своем внешнем облике: каменные браслеты, бусы из сердолика, халцедона и бирюзы.

 

В районе верхнего течения Евфрата найдены поселения так называемой Халафской культуры ( V тыс. до н.э.) Она характеризуется глинобитными круглоплановыми домами, керамикой с монохромной, а затем и полихромной росписью, глиняными фигурками полных сидящих женщин. Специфика халафского зодчества преобладание круглых строений. Наиболее интересны круглые постройки на каменном фундаменте с примыкающими к ним прямоугольными помещениями. Возможно. Здесь жили племенные вожди. Тонкостенная халафская посуда представляет собой едва ли не наиболее совершенные глиняные изделия древности. По желто-оранжевому фону орнамент расписывался красно-коричневой и коричневой краской. Тщательно сделанная глиняная посуда украшалась разноцветным геометрическим и растительным узором, а также изображениями пятнистых барсов, оленей, птиц, рыб, змей. Излюбленный мотив халафских мастеров головы быков. Впервые появляется техника глазури. Представлены в халафской культуре и терракотовые женские статуэтки. Судя по всему у халафцев ремесло уже отделилось от земледелия, и появилась самая примитивная меновая торговля.

 

В ходе расселения некоторая часть племен из горных областей Элама и Северной Месопотамии заняла юг Месопотамии. Здесь в середине V тыс. до н.э. сложилась Убейдская культура, которая широко распространилась в Южном Двуречье. Она отличалась монохромной расписной керамикой с геометрическими и криволинейными мотивами росписи, терракотовыми серпами и терракотовыми статуэтками стоящих женщин с головами фантастических существ. Основным занятием убейдцев было сельское хозяйство. Они уже начали сооружать большие и сложные системы искусственного орошения, включая каналы и водохранилища. Активно шел процесс специализации производств. Возводились не только утилитарные постройки, но и монументальные и культовые строения, что свидетельствует о значительном потенциале, который уже был накоплен убейдцами. Вероятно, излишки продуктов питания давали возможность какой-то части населения заниматься другими делами, нежели земледелие. Выделились ремесленники, торговцы, жрецы. Таким образом, в пору Убейда сформировались основы Шумерской цивилизации.

 

Шумерская цивилизация

Какой народ создал Шумерскую цивилизацию? На каком языке общалось население Месопотамии? Основы цивилизации в Двуречье заложили шумеры. Уже в VI тыс. до н.э. они были основным населением Двуречья, но вовсе не первыми его обитателями. Постепенно занимая Южную Месопотамию, шумеры, возможно, встречали здесь какие-то племена. Где находилась прародина шумеров не ясно. Сами шумеры считали себя выходцами с острова Дильмуна в Персидском заливе. Они говорили на языке, родство которого с другими языками до сих пор не установлено.

 

С III тыс. до н.э. в Двуречье из Сирийской степи стали проникать семитские племена. Язык этой группы племен получил название восточносемитского (аккадского). К концу III тыс. до н.э. шумерское и семитское население окончательно смешалось. С конца IV тыс. до н.э. в Месопотамии сосуществовали три языка: дошумерский банановый, шумерский и восточносемитский (аккадский). Примерно до 2350 г. до н.э. население Нижней Месопотамии говорило по-шумерски, в Верхней Месопотамии преобладал аккадский язык. В конце концов семитский язык оказался в роли основного: дошумерский язык исчез, а аккадский победил и постепенно вытеснил язык шумеров, восприняв множество шумерских слов. Это отнюдь не объяснялось могуществом и многочисленностью восточных семитов, а лишь тем, что они были подвижными пастушескими племенами, быстро сливавшимися с соседними народами. Этнической вражды между народами, говорившими на различных языках, не было. Все население Месопотамии называло себя черноголовыми, независимо от языка, на котором каждый говорил.

 

Со второй половины IV тыс. до н.э. начался новый этап в развитии Месопотамской цивилизации, получивший название Урукской культуры (2-я пол. IV - III тыс. до н.э). Именно в это время завершилось формирование экономической и культурной основы Шумерской цивилизации, сложившейся в южной части Двуречья.

 

Первые в истории человечества города возникли на территории Двуречья. Уже в IV тыс. до н.э. большие поселения превращаются здесь в города-государства. Город-государство это самоуправляющийся город с прилегающей к нему территорией. Обычно каждый такой город имел свой храмовый комплекс в виде высокой ступенчатой башни зиккурата, дворец правителя и глинобитные жилые постройки. Города Шумера строились на холмах и были окружены стенами. Они делились на отдельные поселки, из соединения которых и появились эти города. В центре каждого поселка находился храм местного бога. Бог главного поселка считался господином всего города. В каждом из таких городов-государств жило приблизительно 40-50 тыс. человек.

 

Большую роль в развитии Шумерской цивилизации сыграл город Урук, расположенный на Евфрате. В IV тыс. до н.э. он являлся самым крупным городом Месопотамии. Урук занимал площадь примерно 7,5 кв. км., треть которой была под городом, треть занимала пальмовая роща, а на остальной площади располагались кирпичные карьеры. Обжитая территория Урука составляла 45 га. В районе Урука находилось 120 различных поселений, что свидетельствовало о стремительном росте населения. В Уруке располагалось несколько храмовых комплексов, а сами храмы отличались значительными размерами. Шумеры были великолепными строителями, хотя им не хватало камня и дерева. Для защиты от воздействия воды они облицовывали здания. Делали длинные глиняные конусы, обжигали их, красили в красный, белый или черный цвета, а затем вдавливали в глиняные стены, образуя красочные мозаичные панно с узорами, имитирующими плетенку. Подобным образом был украшен красный дом Урука место народных собраний и заседаний совета старейшин.

 

Шумерская цивилизация периода Урукской культуры развивалась далеко не всегда прямолинейно. В гончарном производстве исчезла высокохудожественная т.н. культура крашеной керамики. Этот регресс был связан с массовым выпуском глиняных изделий, изготовляемых с помощью гончарного круга. Новые мастера уже не имели времени наносить на посуду магические узоры, поскольку это могло бы замедлить процесс массового производства керамических изделий, изготовление которых должно было успевать за ростом населения и его потребностями.

 

Шумерские племена Двуречья в различных местах долины занимались осушением болотистой почвы и использовали воды Евфрата, а затем и Тигра для создания ирригационного земледелия. Создание целой системы магистральных каналов, на которой базировалась регулярное орошение полей, в сочетании с продуманной агротехникой было важнейшим достижением Урукского периода.

 

Главное занятие шумеров земледелие, основанное на развитой оросительной системе. В городских центрах набирало силу ремесло, специализация которого стремительно развивалась. Появились строители, металлурги, гравировщики, кузнецы. Ювелирное дело выделилось в особое специализированное производство. Помимо различных украшений изготовляли культовые фигурки и амулеты в виде разнообразных животных: быков, овец, львов, птиц. Переступив порог бронзового века, шумеры возродили производство каменных сосудов, которые в руках талантливых безымянных мастеров становились подлинными произведениями искусства. Таков культовый алебастровый сосуд из Урука, высотой около 1 м. Его украшает изображение процессии с дарами, идущей к храму. Своих залежей металлических руд в Двуречье не было. Уже в первой половине III тыс. до н.э. шумеры стали привозить золото, серебро, медь, свинец из других областей. Шла оживленная международная торговля в виде бартерных сделок или обменов дарами. В обмен на шерсть, ткани, зерно, финики и рыбу они получали также дерево и камень. Возможно, происходила и настоящая торговля, которую вели торговые агенты.

 

Жизнь шумерского общества складывалась вокруг храма. Храм центр округи. Созданию городов предшествовало создание храмов, за которым следовало переселение под его стены жителей мелких родовых поселений. Во всех городах Шумера существовали монументальные храмовые комплексы как своеобразный символ шумерской цивилизации. Храмы имели важное общественное и экономическое значение. На первых порах верховный жрец руководил всей жизнью города-государства. Храмы имели богатые зернохранилища и мастерские. Они являлись центрами сбора запасных фондов, отсюда снаряжались торговые экспедиции. В храмах концентрировались значительные материальные ценности: металлические сосуды, произведения искусства, различного рода украшения. Здесь был собран культурный и интеллектуальный потенциал Шумера, проводились агрономические и календарно-астрономические наблюдения. Около 3000 г. до н.э. храмовые хозяйства стали настолько сложными, что понадобился их учет. Они нуждались в письменности, и письменность была изобретена на рубеже IV III тыс. до н.э.

 

Появление письменности важнейший этап в развитии любой цивилизации, в данном случае Шумерской. Если раньше люди хранили и передавали информацию в устной и художественной форме, то теперь они могли ее записывать, чтобы хранить сколь угодно долго.

 

Письмо в Шумере возникло сначала как система рисунков, как пиктограмма. Рисовали на сырых глиняных табличках углом заостренной тростниковой палочки. Затем табличке путем высушивания или обжига придавалась твердость. Каждый знак-рисунок обозначал либо сам изображенный предмет, либо любое понятие, связанное с этим предметом. Например, знак ноги обозначал ходить, стоять, приносить. Эта древнейшая форма письма была изобретена шумерами. Около середины III тыс. до н.э. они передали ее аккадцам. К этому времени письмо успело уже в значительной степени приобрести клинообразный облик. Итак, понадобилось не менее четырех столетий, чтобы из чисто напоминательных знаков письмо превратилось в упорядоченную систему передачи информации. Знаки превратились в комбинацию прямых черточек. При этом каждая черточка из-за нажима на глину углом прямоугольной палочки получала клиновидный характер. Такое письмо получило название клинопись.

 

Первые шумерские записи фиксировали не исторические события или вехи биографий правителей, а просто данные хозяйственной отчетности. Возможно поэтому древнейшие таблички были не велики и бедны по содержанию. Немногочисленные письменные знаки текста разбрасывались по поверхности таблички. Однако вскоре стали писать сверху вниз, столбцами, в виде вертикальных колонок, затем горизонтальными строками, что значительно ускорило процесс письма.

 

Клинопись, которой пользовались шумеры, содержала около 800 знаков, каждый из которых изображал слово или слог. Запомнить их было трудно, однако клинопись была воспринята многими соседями шумеров для письма на их, совершенно иных по строю языках. Клинопись, которую создали древние шумеры, называют латиницей Древнего Востока.

 

Шумерская цивилизация создала и ранние формы государственности.В первой половине III тыс. до н.э. в Шумере сложилось несколько политических центров. Для правителей государств Двуречья в надписях того времени встречаются два различных титула лугаль и энси. Лугаль это ни от кого не зависимый глава города-государства, большой человек, как шумеры обычно называли царей. Энси это правитель города-государства, признавший над собой власть какого-либо другого политического центра. Такой правитель лишь исполнял роль верховного жреца в своем городе, а политическая власть находилась в руках у лугаля, которому энси подчинялся. Однако ни один лугаль не являлся царем над всеми другими городами Двуречья.

 

В Шумере было несколько политических центров, возглавляемых лугалями, которые претендовали на преобладание в стране. Все они жили в постоянных столкновениях друг с другом. Шла ожесточенная борьба за землю, за головные участки оросительных сооружений, за контроль над всей ирригационной сетью. В числе государств, правители которых претендовали на преобладающее положение, были Киш на севере и Лагаш на юге. Борьба Киша с южношумерским городом Уруком отражена в цикле эпических поэм о Гильгамеше. Однако вскоре Киш опередил Лагаш. Этот город стал весьма могущественным и вел успешные войны с соседним городом Уммой. Лагашские правители носили титул энси и получали от совета старейшин звание лугаля только временно, на период войны. Но войны велись все чаще и чаще, и лугали получали почти неограниченную власть.

 

Внутреннее положение Лагаша не было прочным. Более половины всей земли являлось собственностью правителя и его семьи. Ухудшилось положение общинников, которые были в долгах у знати. Возросли поборы, связанные с ростом государственного аппарата. Все это вызвало недовольство самых разных слоев населения и сделало необходимым антиаристократические реформы, которые были проведены правителем (энси) Лагаша Уруинимгиной, принявшим позднее царский титул лугаль. Но реформы оказались незначительными и недолговечными. По существу положение изменилось мало: изъятие храмовых хозяйств из собственности правителя было номинальным, вся правительственная администрация осталась на своих местах. К тому же Лагаш вновь ввязался в войну и потерпел в 2312 году поражение в борьбе с правителем Уммы Лугальзагеси,которому удалось на некоторое время объединить весь Шумер. Однако, государство это было лишь конфедераций городов-государств (номов), которую Лугальзагеси возглавил в качестве верховного жреца.

 

В жизни Шумерской цивилизации еще с момента ее появления зародилась и затем стала неуклонно развиваться идея объединения. Вокруг нее выстраивалась вся политическая жизнь Двуречья. Конфедеративное объединение Шумера при Лугальзагеси выдержало всего лишь 25 лет. Затем последовали две попытки создания объединенного государства Двуречья при Саргоне Аккадском и при III династии Ура. Этот процесс занял 313 лет.

 

В северном Двуречье неожиданно появилась такая незаурядная личность как Саргон Аккадский (Древний) талантливый полководец и государственный деятель. Все, что о нем известно, укладывается в классическую формулу восточного деспота: создал себе царство, стал истинным царем, обладая неограниченной властью, основал династию, утвердил авторитет своего государства в глазах других народов. Легенды и предания о происхождении Саргона сближали его с мифическими богами и тем самым способствовали росту популярности.. Подкидыш, воспитанный в семье водоноса, Саргон стал личным слугой лугаля Киша, а затем возвысил никому не известный город Аккад, создав там собственное царство.

 

Семитский Аккад сначала объединил север Двуречья, и этот регион стал называться Аккадом. Впоследствии он подчинил города-государства Шумера, создав таким путем единое государство Двуречья. Победа Саргона над городами Шумера в большой степени была достигнута потому, что шумерские города-государства постоянно враждовали и соперничали между собой, а также благодаря поддержке шумерской знати.

 

Объединив Аккад и Шумер, Саргон принялся укреплять государственную власть. Ему удалось подавить сепаратизм соперничавших друг с другом царств. Города-государства сохранили свою внутреннюю структуру, но энси превратились фактически в чиновников, управляющих храмовым хозяйством и ответственных перед царем. Саргону удалось создать единую ирригационную систему, которая регулировалась в общегосударственном масштабе.

 

Саргоном впервые в мировой истории было создано постоянное профессиональное войско. Армия объединенного Двуречья насчитывала 5400 человек. Воины-профессионалы были расселены вокруг города Аккакда и полностью зависели от царя, подчиняясь только ему. Особенно большое значение придавалось лучникам более динамичному и оперативному воинству, нежели копьеносцы и щитоносцы. Опираясь на такую армию, Саргон и его преемники добились и во внешней политике, покорив Сирию и Киликию. Государство пополнилось сырьем, продуктами труда и живой рабочей силой рабами.

 

Деспотически-бюрократическое правление Саргона создало целую армию чиновников, новую служилую знать, ряды которой не пополнялись. Было создано и огромное придворное окружение. Деспотическая форма правления установилась в Месопотамии на тысячелетия, определяя специфику развивающейся здесь цивилизации. Уже внук Саргона Нарам-Суэн отбросил старый традиционный титул и стал называть себя царем четырех сторон света. Аккадское государство достигло своего апогея.

 

В дальнейшем деспотия стала особой формой государственной власти во всех древних восточных государствах. Суть деспотии заключалась в том, что стоящий во главе государства правитель обладал неограниченной властью. Он являлся собственником всех земель, во время войны был верховным главнокомандующим, выполнял функции верховного жреца и судьи. К нему стекались налоги. Стабильность деспотий основывалась на вере в божественность царя. Деспот это бог в человеческом облике. Свою власть деспот реализовывал через разветвленную административно-бюрократическую систему. Мощный аппарат чиновников контролировал и считал, взымал налоги и осуществлял суд, организовывал сельскохозяйственные и ремесленные работы, следил за состоянием ирригационной системы, набирал ополчение для военных походов.

 

Объединение Двуречья в единое государство важный шаг в развитии Шумерской цивилизации: развивалась хозяйственная жизнь, торговля, прекратились распри. Однако простые люди, и шумеры, и аккадцы, на деле ничего не выиграли от последовавших перемен. В стране царило недовольство, вспыхивали восстания. Аккадское государство, ослабленное социальными противоречиями, рухнуло около 2200 г. до н.э. под ударами внешнего врага кутиев. Вторгшиеся с востока горные племена кутии уничтожили в Двуречье царскую власть, обложили данью зависимых от них правителей. Наместником кутиев в Шумере был поставлен правитель Лагаша Гудеа. Власть кутиев над Двуречьем продлилась 60 лет, и Гудеа неустанно продолжал создавать благополучие Лагаша за счет других областей. Это было время жреческой реакции, временного регресса в сравнении с аккадским периодом.

 

Господство кутиев было недолговечным. На смену им в 2112 г. до н.э. пришла власть над Двуречьем города Ура, его III династии, наиболее заметный представителем которой был Шульги. Новое государство получило название Царство Шумера и Аккаде. Это было типичное древневосточное деспотическое и бюрократическое государство. Шульги добился своего полного обожествления. Седьмой или десятый месяц в календарях разных городов был назван в его честь. Страна была разделена на округи, которые могли совпадать, а могли и не совпадать с прежними номами. Во главе их стояли энси, которые были просто чиновниками и могла перебрасываться с места на место. Каждая область платила царю подать. Существовало единое государственное хозяйство, все работники которого назывались гуруши (молодцы), а работницы рабынями. Все они были сведены в отряды, которые могли перебрасываться с одной работы на другую. В них работало около полумиллиона человек. Работали без выходных дней и поэтому смертность была довольно высокой.

 

Такая система организации труда требовала постоянного учета и контроля. Работавшие получали стандартный ежедневный паек 1,5 л. (муж.), 0,75 л. (жен.) ячменя, немного растительного масла и шерсти. Эта сильно централизованная бюрократическая система, созданная III династией Ура, просуществовала около 100 лет.

 

Политической опорой подобного древневосточного деспотического государства являлись войско, жречество, администрация правителя, мелкие чиновники, квалифицированные ремесленники, надзиратели. Именно на этом этапе развития Шумерской цивилизации в сознание людей внедрялось учение о божественном происхождении царей и царственности, которая спустилась с неба и вечно пребывала на земле, переходя от династии к династии. Было выработано представление о круге обязанностей человека по отношению к богу и приближенного к нему царю.

 

III династия Ура пала под ударами внешних врагов, в первую очередь семитов-амореев. Рухнула и вся сложная бюрократическая система. Этому событию посвящена Песня плача, созданная в первые века II тыс. до н.э. на шумерском языке. Воспользовавшись ситуацией, с востока вторглись племена эламитов. В 2003 г. до н.э. был разграблен город Ур, который потом долгое время лежал в развалинах. В Месопотамии вновь наступил период политической раздробленности, который длился свыше двух столетий. В такой обстановке выдвинулся и постепенно добился преобладания город Вавилон, не игравший до этого значительной роли.

 

Старовавилонский период

 

Месопотамский город Вавилон стал набирать силу, когда в нем воцарились правители из династии аморейского происхождения. Выгодно расположенный в самом сердце Месопотамии, где сближаются русла Тигра и Евфрата и скрещиваются важнейшие речные и караванные торговые пути, Вавилон, имя которого означает врата Бога, приобрел большое политическое и культурное значение. Величие Вавилона продолжалось полторы тысячи лет. За это время он был и центром обширного царства и попадал под власть чужеземцев, но неизменно оставался самым огромным и богатым городом не только Двуречья, чудо-городом Востока, но и главным городом всего населенного мира.

 

Вавилону понадобилось чуть больше века, чтобы объединить всю Месопотамию и создать великую державу, которая получила название Вавилония. Это могучее централизованное государство со столицей Вавилоном по праву причисляют к тем регионам, которые можно назвать колыбелью цивилизации. После посещения Вавилона Геродот писал: Вавилон был не только большим городом, но и самым красивым из всех, которые я знаю. Действительно, этот город мог поразить своими размерами. Его крепостная стена с медными воротами протягивалась на много километров. По ее верху могли ехать в ряд несколько конных повозок. Войти в город можно было только через облицованные синей глазурью северные ворота, названные в честь богини любви Иштар. В городе было 2 бульвара, 24 больших проспекта, 53 храма. Самый большой храм, посвященный богу Мардуку, семиярусная 90-метровая ступенчатая башня зиккурат Этеменанка, известная как Вавилонская башня. В Вавилоне находилось одно из чудес света знаменитые висячие сады, представлявшие собой множество террас, засаженных цветами, деревьями, кустарниками.

 

Три периода истории Вавилона отражают главные тенденции развития и основные достижения Вавилонской цивилизации. Первый период Старовавилонский охватывает время от конца правления III династии Ура до 1595 г. до н.э., когда Вавилонию покорили касситы. Второй период Средневавилонский (касситский) занимал более 400 лет касситского господства (1595-1158 гг. до н.э.). Третий период Нововавилонский связан с правлением халдейской династии, которое завершилось завоеванием Вавилона персами (626 538 гг. до н.э.).

 

Вначале Вавилонское царство не играло особой роли. В 1792 г. до н.э. шестым царем Вавилона стал молодой царь Хаммурапи. Целенаправленная и ловкая политика Хаммурапи способствовала превращению Вавилона в столицу огромного государства, подчинившего себе почти все Двуречье. В условиях бесконечных междоусобных войн мудрый правитель и дипломат Хаммурапи не раз заключал и расторгал военные союзы, выстраивая свои далеко идущие планы. Он завоевал южные города Урук и Иссин, захватил царство Эшнунну и город-государство Ларсу, подчинил государство Мари, покорил Ашшур. Хаммурапи был, несомненно одним из самых выдающихся правителей в истории Месопотамии. Его личные качества сыграли немалую роль в возвышении Вавилона и сохранении за ним на долгое время власти над значительной частью Месопотамии. В Месопотамии, которая объединялась уже в третий раз, он установил тоталитарную систему, напоминавшую порядки III династии Ура.

 

Что представляла собой государственная власть Вавилонии? Она являлась одним из классических образцов древневосточной деспотии. Управление страной строго централизовано. Верховная власть (исполнительная, законодательная, судебная и даже религиозная) сосредоточена в руках правителя-царя. В управлении страной царь опирался на сложный бюрократический аппарат. Одни чиновники ведали отраслями центрального управления, другие от имени царя управляли городами или областями. В больших городах делами ведали особые наместники царя. Население обязано было уплачивать различные налоги: с хлебного урожая, с финиковых садов, с приплода скота, с рыбацких промыслов и т.д. Взимались также особые налоги серебром и специальные царские налоги натурой. Они поступали в царскую сокровищницу и образовывали дворцовое имущество. За сдачей натуральных налогов в центральные склады наблюдали особые чиновники. Драгоценными металлами ведала царская палата. Всю эту систему бюрократического управления страной возглавлял вавилонский царь, получивший по учению жрецов, верховную власть как бы непосредственно из рук богов. Так, о самом себе царь Хаммурапи говорил: Я, Хаммурапи, вечный царственный отпрыск, сильный царь, солнце Вавилона, озаривший светом страну Мардук послал меня управлять людьми и даровать стране благоденствие.

 

Материальная основа Вавилонской цивилизации ирригационная система, требовавшая постоянного внимания и постоянных работ по поддержанию ее в порядке. Искусственное орошение во многом определяло уровень жизни населения. Хаммурапи прекрасно понимал это и гордился тем, что благодаря ирригации напоил и накормил жителей Вавилонии. Уже в первые годы своего правления он построил канал, получивший название Хаммурапи-изобилие. Центральная власть заботилась не только о расширении оросительной сети, но и о содержании в порядке воды земного изобилия. Царь давал распоряжения о расчистке каналов и о различных работах, связанных с ирригацией. Если царю поступали сведения, что в какой-либо местности не хватает воды, то посылалось распоряжение о принятии мер для обеспечения населения водой. Местные чиновники несли материальную ответственность за нормальное орошение земель

 

В Старовавилонский период население Месопотамии пережило садовый бум, когда высаживались различные сорта фруктовых деревьев, в особенности финиковой пальмы. Недаром Вавилония казалась цветущим садом и именно здесь возникла легенда о райском саде, в котором растут прекрасные плодовые деревья. Активно развивалось и лесное хозяйство, которым руководил главный лесничий. Однако в Месопотамии лесов не хватало и постоянно ощущался острый недостаток строительной древесины. Поэтому имел место строгий спрос с лесничих, отвечавших за сохранность лесов, а их должностные преступления карались смертью.

 

Хозяйственные занятия вавилонян типичны для населения, обитавшего в зоне речных цивилизаций. Это не только земледелие, но и скотоводство, а также ремесло и торговля. Особое значение имела внешняя торговля. Эту торговлю вели тамкары. Согласно одной из реформ Хаммурапи, обычных купцов превратили фактически в царских чиновников тамкаров. Они действовали под государственным контролем, причем обязаны были пускать в продажу продукты царского хозяйства, обеспечивающие царю наибольший доход. Как аграрная страна, Вавилония торговала сельскохозяйственными продуктами, а ввозила металлы, рабов и другие товары. Торговые сделки совершались на особых рынках. Цены на товары колебались в зависимости от сезона. Стоимость некоторых товаров устанавливалась по курсу цен, который стоял на одном из иностранных рынков. Вели торговлю с Критом, Финикией и Сирией. В период сорокалетнего правления Хаммурапи стоимость продуктов значительно выросла. Так, зерно подорожало в 2 раза, а стоимость растительного масла выросла в 3 раза. Вздорожание продуктов, вероятно, было связано с длительными войнами, которые вел Вавилон и которые не могли не сказаться на хозяйственной жизни страны.

 

Процесс возникновения торговли в Месопотамии был, несомненно, очень длительным. Он начался не в Старовавилонский период и с окончанием этого периода далеко не окончился. Торговля развивалась постепенно в сторону вытеснения меновых отношений отношениями товарно-денежными. Они, как и серебро, играющее роль денег, впервые появились в международной торговле. Внутри страны господствовала распределительная система и натуральный обмен. Даже внутри самого крупного хозяйства страны государственного хозяйства, в качестве средств обращения чаще выступали натуральные продукты, произведенные в этом хозяйстве. В Старовавилонский период серебро еще не монополизировало все функции денег. Оно не утратило своей роли как один из товаров и не вытеснило еще окончательно другие товары, выступавшие наряду с серебром в роли т.н. денег.

 

Какое общество создал Вавилон, став центром страны? Месопотамия по-прежнему оставалась страной множества городов. Здесь были города и с большим историческим прошлым и совсем молодые. И жизнь в основном бурлила в этих городах и вокруг них. Обычно город занимал площадь от 2 до 4 кв. км и насчитывал несколько десятков тысяч жителей. Внешне любой месопотамский город отражал определенный градостроительный стандарт. В центре, как правило, помещался храмовый комплекс с зиккуратом, храмами бога-покровителя нома и других божеств. Здесь же находился дворец правителя. Остальную часть города занимали дома горожан.

 

Жизнь горожан была сосредоточена вокруг дворца и храмов, где многие служили чиновниками, жрецами, воинами, ремесленниками и торговцами. Все имущество жителя города состояло из небольшого, в пределах 35- 70 кв. м дома. В каждом доме имелась самая необходимая мебель и хозяйственная утварь. Как член какой-либо сельской местности, т.е. общины, вавилонянин также имел небольшой участок земли. Кроме того, те, кто были связаны с государственной службой, получали за неё наделы в 2-4 га. В собственности некоторых граждан были и маленькие финиковые рощи. Находясь на службе, житель города не имел возможности заниматься земледелием и садовыми работами. Поэтому свои участки он сдавал в аренду, получая либо твердую плату, либо 1/3 урожая с зернового участка и 2/3 урожая с садового. Дополнительным доходом являлись продукты, получаемые населением городов, часто в значительных размерах во время храмовых праздников.

 

Кроме городов существовали и небольшие сельские поселения, население которых составляло от пятидесяти до нескольких сот человек. Жизнью таких поселений управлял совет старейшин, куда входили наиболее уважаемые и богатые поселяне. Во главе совета стоял староста, назначаемый царем. Жители этих поселений работали на полях. Они возделывали ячмень, реже пшеницу, выращивали лук, бобовые, финики.

 

Какова социальная структура вавилонского общества? Высшее положение в обществе занимала небольшая группа богатых семей. Они входили в число приближенных или родственников царя, либо занимали ведущие должности в государственном и храмовом хозяйстве, имели значительное имущество (здания в городах, сады, имения). Все работы в хозяйствах таких семей велись арендаторами, наемными работниками и рабами. Большинство членов старовавилонского общества имело более скромное имущественное положение. Низший слой общества составляли бедняки из числа крестьян и горожан. Не имея ничего, они жили выдачами из дворца или храма. Богатых и бедных людей было немного, но они оказывали заметное влияние на социальную жизнь старовавилонского общества.

 

Население Месопотамии резко делилось на два класса свободных и рабов. Свободные люди делились на две категории, обладавшие различными юридическими правами: полноправные свободные граждане авилум и лица с ограниченными юридическими и политическими правами мушкенум. Авилум являлись господствующей прослойкой. Как правило, они были членами общины и играли видную роль в администрации и суде. Юридически гораздо ниже их стояли мушкенум. Они не были членами общины, ибо являлись пришельцами, или изгоями, утратившими связь с общиной. Они не имели недвижимой собственности и использовались для работ на царской земле. Подлинными рабами вардум в старовавилонском обществе были рабы-чужеземцы. В средней древневавилонской семье могло быть от 2 до 5 рабов. Рабы могли продаваться, обмениваться, передаваться по наследству, дариться. Средняя стоимость раба составляла 150-175 г. серебра, рабыня стоила дешевле. Рабы выполняли работу наряду с другими членами семьи, но по правовому положению они приравнивались к малолетним членам семьи, находящимся под властью главы семьи.

 

Более 30 лет потратил Хаммурапи на объединение страны и укрепление нового государства. И пока одни воевали, другие успели обогатиться. За спиной Хаммурапи, занятого государственным строительством, появилась совершенно другая страна. Началось объединение одной страны, а завершилось совсем другой. Десятилетиями длившиеся войны изменили жизнь старовавилонского общества. Стремительно набирала силу тенденция перехода под контроль частных лиц государственных земель, ремесленных мастерских, торговых учреждений и даже распределение жреческих должностей. Богатые и инициативные люди получили такую возможность самостоятельной деятельности, какой у них не было никогда. Отдавая в виде налога государству часть продукции, остальную они пускали в оборот для увеличения своего богатства. Свободных наличных денег в виде серебра было мало, поэтому мелкие хозяйства попадали в зависимость от кредита. Широко распространилось ростовщичество. Повсюду шла купля-продажа полей и садов. Впервые приобрел массовый характер наемный труд. Каждые пять-семь лет Хаммурапи издавал царские указы о справедливости, которыми пытался ограничить частный сектор, видя в нем угрозу для будущего страны.

 

Бурная внутригосударственная деятельность Хаммурапи была направлена на укрепление деспотической власти во всех ее проявлениях. Царь принимал личное участие во всех делах, вникая во все вопросы управления государством, ведя интенсивную переписку с чиновниками на местах. Судебная реформа усилила роль царя и его вмешательство в судебные процессы. Большое значение получили царские судьи, решение которых было окончательным. Храмы с их обширными хозяйствами вновь оказались в административно-хозяйственном подчинении царя. От имени царя устанавливались твердые тарифы на ряд наиболее употребительных сельскохозяйственных продуктов. Международную торговлю государство пыталось если не монополизировать, то, во всяком случае, контролировать. Частная международная торговля была запрещена. Также совершенно запретили продажу земли, исключая городские участки.

 

Радикальные перемены в экономике Вавилонии сопровождались активной правовой деятельностью. Хаммурапи создал первую в истории цивилизации законодательную систему. Законы Хаммурапи один из первых, наиболее детализированных сводов законов, один из самых замечательных памятников правовой мысли Вавилонской цивилизации, одно из главных ее достижений. Кодекс Хаммурапи был найден французскими археологами в начале XX в. в Сузах. Ныне это уникальный экспонат Лувра. Текст Законов Хаммурапи высечен на двухметровой базальтовой стеле. В ее верхней части вырезаны две рельефные фигуры, изображающие царя Хаммурапи, стоящего перед богом Солнца Шамашем, восседающем на троне. Шамаш, покровитель правосудия, вручает царю судейский жезл и кольцо. Вся остальная поверхность стелы с двух сторон покрыта клинописным текстом. Вероятно, такие стелы устанавливались во всех важнейших городах Вавилонии. Кроме того, большое количество копий отдельных частей этого судебника сохранилось на глиняных табличках. Ими пользовались в повседневной практике. Пройдет более тысячи лет, а Законы Хаммурапи будут продолжать переписывать и изучать.

 

Что особенного в этом документе? Почему он пользовался такой популярностью? Установлено, что Кодекс Хаммурапи включал 282 статьи законов. Они охватывали все аспекты жизни вавилонского общества и определи его социальную структуру авилум, мушкенум, вардум. Кодекс Хаммурапи первый в истории человечества закон, который встал на защиту частной собственности. Устанавливались суровые наказания за посягательства на чужую собственность, также как и на устои патриархальной семьи. При определении наказания часто учитывалось социальное положение виновного. Рабы карались более сурово. При наказании закон требовал следовать основному принципу назначения наказания таллиону воздаянию равным за равное. Преступников обычно заставляли испытать то же, что они причинили своей жертве: Око за око, зуб за зуб, человек за человека. Соответствующими статьями Кодекса Хаммурапи стремился ввести в определенные рамки и ростовщичество. Одна из статей ограничивала долговое рабство тремя годами работы на кредитора. В Законах зафиксировано особое положение воинов. Они обязаны были выступить в поход по первому требованию царя, за службу получали от государства земельные наделы, передаваемые по наследству и не отчуждаемые даже за долги. Законодательство Хаммурапи включало в себя требования не лги, не кради, не лжесвидетельствуй.

 

Хаммурапи считал себя мудрым правителем, а свои Законы справедливыми. Однако, в конечном итоге, они были направлены не на обновление общества, а на укрепление и поддержку традиционных устоев. Несмотря на это, Кодекс Хаммурапи в значительной степени предопределил законодательство других древневосточных цивилизаций.

 

Касситский период

 

Во времена правления преемников Хаммурапи Вавилон начал терять лидирующее положение в Месопотамии. Однако, государство, которое основал Хаммурапи просуществовало еще 200 лет. Ослаблению Вавилона способствовали как внутренние, так и внешние причины. Отдельные территории Месопотамии, которые Хаммурапи объединил в единое государство, сильно различались в экономическом и культурном отношении. Объединенные под властью вавилонских царей, они так и не смогли интегрироваться в единую экономическую систему. Выгоду от этого объединения получила только сама Вавилония, которая старалась выкачать в центр все, что только было возможно с завоеванных территорий. Особенно это касалось юга Месопотамии с его древними шумерскими городами, далеко превосходившими и в экономическом, и в культурном отношении собственно Вавилонию. Политическая ситуация в Месопотамии и особенно на юге была сложной еще при жизни Хаммурапи. Фактически юг так и не стал полноправной частью вавилонского государства, превратившись в источник колоссальных доходов для центра.

 

Сыну Хаммурапи Самсуилуне (1749-1712 гг до н.э.) пришлось столкнуться с прямым мятежом. Примерно с середины 1740 г. до н.э. Самсуилуна начал терять контроль над южными землями, когда некий Улуни, мятежный царь Эшнуны, ненадолго сумел захватить власть в ряде южных городов, в том числе и в Уре. 1741 год до н.э., вероятно назывался годом, когда Римсин стал царем. Возможно, этот Римсин был родственником знаменитого Римсина, который 60 лет правил в Ларсе до завоевания ее Хаммурапи.

 

В это же время Вавилону с севера стали угрожать касситы горные племена Загроса, создавшие в 1795 г. до н.э. племенной союз к северо-востоку от Месопотамии. Впервые они вторглись в Вавилонию в 1741 г. до н.э. в правление Самсуилуны и затем на протяжении почти 50 лет выказывали претензии на власть в Двуречье. Примерно в 1722 г. до н.э. борьба южных городов возобновилась. У берегов Персидского залива образовалась Страна моря, достаточно жизнеспособное государственное образование, которое просуществовало 200 лет. В XVII в. до н.э. области Верхней Месопотамии окончательно вышли из-под влияния Вавилона. К власти здесь пришли касситы. Отсюда небольшими группами они стали проникать на юг Месопотпмии, нанимаясь на сезонные работы в города и села, поступая на службу в войско. Примерно в 1600 г. до н.э. при поддержке касситов произошло вторжение хеттов. Они дошли до самого Вавилона, разрушив его и низложив последнего царя вавилонской династии. В 1595 г. до н.э. мощная военная сила касситов окончательно захватила царскую власть в Вавилонии. Касситы, стоявшие в культурном отношении ниже вавилонян, заимствовали вавилонскую культуру. Их цари даже пытались следовать завоевательной политике Вавилона. Во всяком случае, им удалось завоевать Шумер. Однако касситский Вавилон постепенно стал терять свое былое могущество. В это время претензии на лидерство выказывали одновременно четыре государства: Вавилония, Египет, Митанни и Хеттское царство. В подобном состязании касситский Вавилон играл все меньшую и меньшую роль.

 

В хозяйственной жизни некоторый регресс начала Касситского периода сменился к XV в. до н.э. хозяйственным подъемом. Особенно развивались ремесла, обслуживавшие военных, в частности изготовление шлемов, чешуйчатых панцирей, бронзовых мечей и луков. Самое значительное достижение касситов их успехи в коневодстве. Уже с XXI в. до н.э. лошадь была известна в Месопотамии. Но до прихода касситов она использовалась крайне редко. Именно касситы внесли значительное усовершенствование в устройство колесницы и выучку лошадей, а также впервые выработали конно-колесничную тактику боя. Вероятно, касситы превратились в военное сословие, которое к концу Касситской династии совершенно ассимилировалось с коренной вавилонской знатью.

 

В Касситский период различным лицам делались пожалования участков земли из царского фонда. Земли дарили и храмам. Громоздкий административный аппарат сильно упростился. Ряду городов предоставлялась автономия. Даже Вавилон из столицы страны превратился в самоуправляющийся город. Правившие в Вавилоне касситы, в значительной степени восприняли шумеро-вавилонскую культуру, религию, письменность и даже язык покоренного народа. Касситские цари называли себя любящими Мардука, старались усилить вавилонское жречество, укрепляли культ бога Мардука владыки стран.

 

С середины XIV в. до н.э. политическая ситуация в Передней Азии стала складываться не в пользу Вавилонии. Ее северными весьма беспокойными и воинственными соседями являлось Ассирийское царство, которое к этому времени было занято постоянным расширением своей территории. С востока Вавилонии угрожал усиливающийся Элам. Он совершил множество успешных походов на территорию Двуречья. Эти обстоятельства способствовали падению касситской династии, которое произошло около 1158 г. до н.э. Страна перешла под власть эламского наместника. Попытка сопротивления вавилонян оказалась безуспешной. Города Месопотамии подверглись разгрому и грабежу. Лишь позднее, воспользовавшись смутами в Эламе, вавилоняне вновь обрели своего царя и новую столицу в Иссине. Начался очередной, хотя и кратковременный подъем Вавилонии. Он связан с правлением Навуходоносора I (1126-1105 гг. до н.э.). Вавилонское царство занимало в это время значительную территорию от устья Тигра и Евфрата на юге до ассирийских земель на севере. Была достигнута определенная внутренняя стабилизация. Удалось подчинить Ассирию и разгромить Элам. Но этот краткий успех не мог остановить надвигающейся катастрофы. Вавилония, ослабленная борьбой с кочевыми племенами арамеев, сначала терпит поражение от вновь набиравших силу ассирийцев, а затем переживает вторжение халдеев южноарамейских кочевых племен.

 

Нововавилонский период

В истории Вавилонской цивилизации большую роль сыграли племена халдеев. Они обитали вдоль нижнего течения Тигра и Евфрата, между берегами Персидского залива и южными городами Вавилонии. Халдеи вели полукочевой образ жизни, занимались скотоводством и земледелием, управлялись вождями. Каждый род боролся за сохранение своей независимости, в том числе и от ассирийцев. Восприняв древнюю вавилонскую культуру и религию, они поклонялись верховному богу вавилонян Мардуку. Халдеи захватили почти всю территорию Вавилонии, которая, несмотря на все перипетии, продолжала оставаться самым цивилизованным регионом Передней Азии. Вавилонии, в ходе многовековой борьбы с ассирийцами, удалось сохранить относительную самостоятельность. В 729 г. до н. э. ассирийский царь Тиглатпаласар III (744-727 гг. до н.э.) захватил Вавилон, лишив его независимости на целое столетие.

 

После падения Ассирийской державы одним из наиболее могущественных государств Передней Азии стало Нововавилонское царство. У его основания стоял халдейский вождь Набопаласар (626-605 гг. до н.э.), который в качестве полководца был на службе у ассирийцев. Возможно, он выполнял функции наместника Южной Вавилонии. Этот маленький человек, неизвестный народу, как говорил о себе Набопаласар, сначала укрепил свою власть на севере Вавилонии, а затем, преодолевая проассирийские настроения, воцарился в центре и на юге страны. После того, как было окончательно сломлено сопротивление городов Урука и Ниппура, сохранявших верность ассирийцам, Вавилон перешел на сторону Набопаласара. Здесь он в 626 г. до н.э. торжественно воцарился, основав новую Халдейскую династию.

 

Основатель Халдейской династии Набопаласар в значительной степени опирался на вавилонское жречество. В своей деятельности он старался подчеркнуть свое религиозное благочестие и постоянное стремление угодить богам. Он говорил, что боги призвали его к господству над страной и людьми Набопаласар приступил к восстановлению вавилонских храмов. Его сыну Навуходоносору II (605-562 гг. до н.э.) предстояло справиться с важной задачей укрепить границы Нововавилонского царства.

 

Главным соперником Вавилона был Египет, который стремился захватить Палестину, Финикию и Сирию. Однако, после поражения египтян в 605 г. до н.э. в битве у города Каркемиша, большая часть Сирии и Палестины почти без сопротивления подчинились Вавилонии. Подстрекаемая Египтом, сделала попытку выйти из-под опеки Вавилона также Иудея. Её царь отказался от уплаты дани и в 597 г. до н.э. Навуходоносор II первый раз осадил столицу Иудеи, Иерусалим. После трехмесячной осады город был взят. Более 3000 иудеев было уведено в плен в Вавилонию. Вторая осада, которая длилась полтора года, завершилась в 586 г. до н.э. взятием, разрушением и разграблением непокорного города. Иудейское царство было ликвидировано и присоединено к Нововавилонскому царству в качестве рядовой провинции. Тысячи жителей Иерусалима, главным образом знать и ремесленники, уведены в плен. Кроме Сирии и Палестины Вавилону удалось удержать и Финикию, сохранив там местное самоуправление и предоставив городу Тиру полную свободу действий за пределами вавилонских владений.

 

На этом историческом этапе Вавилонская цивилизация достигла вершины своего могущества. Это время подлинного возрождения, экономического и культурного расцвета. Вавилон стал центром международной торговли. Много внимания уделялось оросительной системе. Был построен первый каменный мост через Евфрат. Навуходоносор II предпринял невиданные строительные работы, которые должны были превратить Вавилон в роскошную столицу, отвечавшую достоинству его величия. Именно в это время был сооружен самый величественный зиккурат Этеменанки Дом основания небес и земли в честь верховного бога Мардука главный храм Вавилона, названный в Библии Вавилонской башней. В царском дворце Навуходоносора II были разбиты знаменитые висячие сады, известные под названием Сады Семирамиды. Уже в древности их относили к числу семи чудес света, а Вавилонская башня и поныне является символом человеческой заносчивости. Поражала воображение современников и вымощенная улица Вавилона, так называемая дорога процессий в честь бога Мардука. В течение 43 лет своего правления Навуходоносор II отстраивал и укреплял Вавилон, превратив его в настоящую крепость. Украшенный монументальными и роскошными постройками, Вавилон, бывший столицей уже 13 столетий, стал красивейшим и самым большим из когда-либо существовавших городов.

 

Слабые преемники Навуходоносора II не смогли достойным образом продолжить его деятельность. Дворцовые смуты, вдохновляемые жречеством, которое активно вмешивалось в политику, вели к частой смене царей. За 6 лет сменилось 3 царя, из которых 2 были убиты во время дворцовых переворотов. В 556 г. до н. э. царем стал Набонид (556-539 гг. до н.э.). Перед угрозой персидского нашествия, которая надвигалась со стороны Ирана, Набонид, объединяя все арамейские племена, стремился создать прочную державу. Правление этого последнего царя Халдейской династии было наполнено смутами и восстаниями. Когда началась война с Персией, недовольство Набонидом охватило все слои вавилонского общества столичное жречество, торгово-ростовщическую верхушку, купцов, вавилонское войско. Судьба Вавилонского государства, однако, была безразлична простому человеку, отягощенному непосильными повинностями и поборами. Более того, в различных местах Вавилонии персов ждали как освободителей, особенно те, кого насильственно увели из своих стран ассирийские и вавилонские цари. В 539 г. до н.э. персы вторглись в Месопотамию и начали наступление по долине реки Диялы. После сражения под Описом в 538 г. до н.э. был занят Сиппар, после чего персы подступили к Вавилону. Набониду не помогли ни его набожность, ни его ученость, ни статуи богов, которые он свез со всей страны в Вавилон. В 538 г. до н.э. войско персов без боя вступило в Вавилон. Царь персов Кир присоединил Вавилонию к могущественной Персидской державе, и она навсегда утратила свою независимость.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 373.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...