Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Австрийская школа маржинализма




Австрийская школа свое название получила от страны, в которой работали три наиболее известных представителя маржинализма – Карл Менгер (1840-1921), Фридрих Визер (1851-1926), Ойген Бем-Баверк (1851-1919).

История этой школы начинается с 1871 г., когда была опубликована работа профессора политэкономии Венского университета К. Менгера «Основы политической экономии», в которой были сформулированы основные положения теории полезности.

Основатель австрийской школы первоочередное внимание уделяет обмену, который он сравнивает в хозяйственном плане с производительностью промышленной и сельскохозяйственной деятельности. По мнению ученого, все, кто способствуют обмену, являются такими же производителями как земледельцы и фабриканты, поскольку цель любого хозяйствования состоит не в физическом увеличении благ, а в наиболее полном удовлетворении человеческих потребностей.

Человеческие потребности – цель исследования Менгера. Они рассматриваются ученым как неудовлетворенные желания или стремления, обусловленные нарушением физиологического равновесия человека. Определенные вещи или действия могут помочь удовлетворению наших потребностей. Они называются благами. Блага, которые удовлетворяют непосредственные потребности называются потребительскими благами (благами первого порядка). Для их производства используют блага второго, третьего и более высокого порядков. Потребительские блага сами придают ценность тем производственным ресурсам или факторам, которые используются для их производства. Блага первого порядка придают ценность благам более высокого порядка, которые необходимы для того, чтобы произвести первоочередные блага. В этом и состоит знаменитая теория вменения австрийской школы.

Если представители классической школы исследовали экономические отношения между общественными классами, то Менгер сосредоточивается на анализе отношения человека к благу, которое проявляется в сфере личного потребления. Предметом его анализа являются прежде всего потребительские оценки и потребительский выбор.

Ценность любого блага определяется его способностью удовлетворять человеческие потребности. Она зависит не от количества полезности, которую приносит, а от важности потребности, которую это благо удовлетворяет.

Представители классической школы и марксисты рассматривали ценность как категорию объективную, которая определяется прошлыми затратами факторов производства, которые принимали участие в создании блага. По Менгеру, ценность обусловлена способностью блага в будущем удовлетворить потребность. Любые блага без их оценки субъектом не имеют ценности. Ценность вне сознания людей не существует.

Более того, Менгер считает, что «ценность субъективна не только по своей сути, но и по своему измерению». Разные виды благ им ранжируются не только в зависимости от важности потребностей, которые ими удовлетворяются, но и от значения последовательных актов удовлетворения каждой потребности, т. е. количества блага. Первая единица потребляемого блага для индивида более ценна, нежели вторая, вторая более ценна, чем третья, и так до полного насыщения, когда степень удовлетворения следующей единицы нулевая. Таким образом, ценность – это то, что люди приписывают благам в зависимости от соотношения между объемом предложения и мерой удовлетворения потребностей.

Стремление к обмену, с точки зрения Менгера, наступает тогда, когда блага, которые есть у одного субъекта, для него менее желанны, нежели для другого, а у другого – то же самое, но относительно его собственных товаров. Исходя из этого, обмен не эквивалентный, как считали Аристотель и Маркс, а взаимовыгодный. Пропорции взаимного обмена двух благ определяются соотношением их предельных полезностей.

 Таким образом, разрабатывая теорию ценности, которая определяется предельной полезностью, Менгер словно вновь открыл «законы Госсена».

Не признавая теории трех факторов Сея, Менгер считал, что только процесс последовательного обмена (на основе убывающей предельной полезности) устанавливает пропорции, в которых распределяется вознаграждение между факторами, которые принимают участие в производстве. Из этого положения возникла такая теорема распределения: если доходы пропорциональны размерам изготовленной продукции, а оплата каждого фактора равна его предельному продукту, то общая сумма таких оплат равна совокупному продукту. Эта теорема, как было доказано позже, является справедливой только при условии, что все факторы производства используются наиболее производительным образом.

К. Менгеру принадлежит ряд идей, которые позже были развиты другими учеными. Так, им было сформулировано положение о субституции производственных благ: один и тот же продукт может быть изготовлен с помощью разных комбинаций производственных факторов. Менгер высказал идею «комплиментарности» благ, которые принимают участие в производстве, т. е. взаимозависимости их ценности. Если какого-нибудь элемента не хватает, обесцениваются и все другие производственные блага. Такого обесценивания не будет, если избыточные блага можно использовать для изготовления другого продукта. Этот ученый ввел в экономическую науку такие понятия как «ликвидность», «цена спроса» и «цена предложения».

Ярким представителем австрийской школы стал Ойген Бем-Баверк. Его работы «Основы теории ценности хозяйственных благ» (1886) и «Позитивная теория капитала» (1889) способствовали не только популяризации, но и развитию и углублению идей австрийской школы.

Бем-Баверк различает субъективную и объективную (меновую) ценность. Субъективная ценность – это индивидуальная оценка блага продавцом и покупателем. Для ее оценки он предложил использовать шкалу потребностей, упорядоченных по степени их важности для индивида. Она имеет приблизительно такой вид:

1) потребности, неудовлетворение которых ведет к смерти;

2) потребности, неудовлетворение которых ведет к болезням;

3) потребности, неудовлетворение которых ведет к временным страданиям;

4) потребности, неудовлетворение которых ведет к небольшим неприятностям.

Определенные потребности, считает ученый, не могут удовлетворяться частями, порциями. Они или не удовлетворяются, или удовлетворяются сразу целиком.

Бем-Баверк расширяет представления о полезности. Под полезностью он понимает не только удовлетворение определенной потребности, но и освобождение от хлопот, тяжести и т.п. Поэтому полезность – это и экономия сил, и уменьшение затрат средств. К. Менгер говорил только о ранжировании степеней удовольствия от потребления различных благ и разных единиц одного и того же блага. Используемые им числовые величины характеризуют соотношения, а не абсолютные величины полезности благ. Бем-Баверк считает возможным конкретное измерение, вычисление полезности благ. Такой подход получил название кардиналистского.

Наименьшая полезность от данного блага называется предельной полезностью. Под ней он понимает полезность последней единицы в запасе блага. Чем меньше количество блага, тем ценнее последняя единица этого блага. Алмазов мало, поэтому их предельная полезность большая, хлеба много, и потому его предельная полезность небольшая.

Бем-Баверк ввел понятие «субституционной предельной полезности». Ученый считает, что ценность блага для субъекта определяется предельной полезностью тех благ, от которых он отказывается, чтобы приобрести данное благо.

Таким образом, субъективная ценность определяется личностной оценкой блага потребителем, является производной от предельной полезности. Но несмотря на разнообразие субъективных оценок, существует единая цена блага. Стремясь решить это противоречие, Бем-Баверк большое внимание уделяет механизму установления рыночных цен.

Используя менгеровские цены спроса и предложения, он построил модель формирования рыночной цены. У каждого продавца – своя цена предложения, у каждого покупателя – своя цена спроса. Торг начинается с минимальной цены спроса, которая не устраивает большинство продавцов. Рыночная цена спроса растет, и часть покупателей покидает рынок, поскольку не может заплатить такую цену, но растет число продавцов, готовых продать свой товар по такой цене. Равновесная цена устанавливается на уровне, когда число покупателей, чьи индивидуальные цены спроса выше этого уровня, совпадает с числом продавцов, чьи цены предложения ниже этого уровня. Бем-Баверк вводит понятие «предельная пара сверху» и «предельная пара снизу». Предельная пара сверху – наиболее слабый из вступивших в торг покупателей и наиболее сильный из устраненных конкуренцией продавцов. Предельная пара снизу – наиболее сильный из вынужденных покинуть рынок покупателей и наименее сильный из вступивших в торг продавец. Рыночная цена находится между оценками этих двух предельных пар. Она и является объективной меновой ценностью.

В этой модели ценообразования, как видим, не только игнорируется роль труда, но отсутствует само понятие «издержки производства». Автор считает, что «дуалистическое объяснение явлений ценности и цены двумя разными принципами – «полезности» и «затрат производства» - является ненужным и неудовлетворительным».

Достаточно оригинальной является теория прибыли (процента) Бем-Баверка.Как известно, классики политэкономии считали, что стоимость и цена зависят от затрат производства. Бем-Баверк, как и другие представители австрийской школы, считает, что наоборот, в результате наличия ценности у потребительских благ и процесса обмена образуются оценки производственных факторов, которые формируют затраты и тем самым ценности и цены. Прибыль – это доход минус затраты. Но что относится к издержкам согласно теории обмена?

Если предприниматель сам будет руководить фирмой, то он сэкономит на заработной плате менеджера. Субъективно он готов включить соответствующую сумму в прибыль, но на самом деле – это альтернативные издержки. Точно так же, поскольку он не платит за аренду собственного помещения, то субъективно величину оплаты он включает в прибыль, несмотря на то, что это также альтернативные издержки. Если полностью учесть величину всех альтернативных издержек, то в итоге получим процент на капитал (тот процент, который можно было бы получить, если бы капитал был превращен в труд и отдан взаймы). Исходя из таких соображений, прибыльна капитал по своей природе является процентом.

Далее Марксовой теории прибыли как превращенной форме прибавочной стоимости, Бем-Баверк противопоставляет «теорию ожидания». Эта теория связана с концепцией прямых и косвенных методов удовлетворения потребностей. С развитием человечества все большее значение приобретают косвенные методы. Если древние люди собирали дикорастущие плоды и ягоды, то потом для удовлетворения потребностей в еде начали засевать землю, обрабатывая ее палками, потом потребовалось плавление металла для изготовления из него сельскохозяйственного инвентаря и т.д. Производительность косвенных методов пропорциональна их длительности. Прибыль, по мнению Бем-Баверка, возникает в результате различий между настоящим и будущим временем. Настоящие блага ценнее благ будущего. В денежной сфере это порождает процент. Прибыль на капитал, считает ученый, возникает аналогично. Заработная плата – благо настоящего времени, тогда как средства производства и труд – будущие блага.

Рабочий – это собственник будущего блага, поскольку создаваемый им продукт появляется только через определенный промежуток времени. Но капиталист дает ему заработную плату, которую можно потратить сейчас. Ввиду отсутствия финансовых ресурсов, недостаточной силы воли и веры в лучшее будущее рабочие отдают предпочтение сегодняшним благам. Предприниматели – собственники такого специфического ресурса, как капитал, использование которого требует определенного времени. Разница между ценностью настоящих и будущих благ образует прибыль. Чем больше разрыв во времени между благами настоящими и благами будущими, тем больше прибыль. Она возникает, потому что работники платят надбавку за товары, которые покупают именно сейчас. Для предпринимателей прибыль – вознаграждение за «ожидание».

Наиболее полно концепция австрийской школы отражена в трудах Фридриха фон Визера: «О происхождении и основных законах экономической ценности» (1884), «Природная ценность» (1899), «Теория общественного хозяйства» (1914). Именно он ввел в научный оборот такие понятия как «законы Госсена», «предельная полезность», «альтернативные издержки».

Ф. Визер предложил так называемый мультипликативный способ определения суммарной полезности. Бем-Баверк и его сторонники считали, что поскольку разные единицы блага предназначены для удовлетворения разных по важности потребностей, их полезность неодинакова и совокупная ценность нескольких благ – сумма их разных ценностей. Этот способ получил название аддитивного. Визер придерживается другой точки зрения, считая, что совокупная предельная полезность, а значит и совокупная ценность группы однородных благ, по сути, является умноженной на число этих благ предельной полезности единицы блага. Этот способ и принято называть мультипликативным.

Визер был последовательным ординалистом. Если Бем-Баверк считал возможным количественное измерение полезности, т.е. склонялся к кардинализму, то Визер признавал только возможность ранжирования полезностей. Благодаря ему ординалистский подход стал главенствующим среди маржиналистов.

Визер,развивая идею Менгера об «утраченных выгодах», сформулировал закон альтернативных издержек, который позже назвали его именем. Суть закона Визера состоит в том, что действительная полезность определенного блага является недополучением полезности других благ, которые можно было бы изготовить с помощью ресурсов, потраченных на производство данного блага. Таким образом, не ценность и цена зависят от затрат производства, а, наоборот, благодаря наличию ценности у потребительских благ и процессу обмена образуются оценки производственных ресурсов (факторов), которые формируют издержки и, соответственно, ценности и цены.

Ф. Визер – основоположник теории вменения дохода,посвященной выяснению распределения между участниками производства. Факторы производства комплиментарны. Капитал, земля и труд не создают дохода друг без друга. Поэтому речь может быть только о том, какая часть произведенного дохода должна быть отнесена на счет данного фактора производства, вменена ему. На практике, указывает ученый, проблема распределения дохода ставится не для выяснения физической причинности, а для определения экономического обмена. Дополнительный урожай, полученный на более плодородной земле, вменяется земле как фактору производства, хотя в действительности без труда, без средств производства надбавки сравнительно с урожаем на других землях не было бы. Вменение, по Визеру, является определением полезности для случая, когда факторы производства выступают во взаимодействии.

Обосновав теорию вменения, Визер останавливается на характеристике таких категорий как «частная собственность» и «частная организация хозяйства».Общество, с его точки зрения, не должно отбрасывать право частного владения, иначе «очень быстро государство стало бы единственным владельцем всех средств производства, что, конечно же, не должно произойти ни в коем случае, поскольку оно не в состоянии управлять этими средствами так эффективно, как это делают частные лица».

Частный хозяйственный порядок, считает Визер, является единственной исторически оправданной формой общественного экономического союза, которая опытом столетий доказала более успешное общественное взаимодействие, чем при общем подчинении по приказу.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 535.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...