Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основными видами скота у кочевников были лошадь, овца и верблюд - наиболее приспособленные для дальних кочевок.




Полукочевой вид скотоводства требовал наличия постоянных зимних и летних стоянок. На зимних строились жилища - землянки и полуземлянки. Часть населения оставалась на этих стоянках и летом, занималась хлебопашеством, косила травы, заготавливая припасы на зиму. Полукочевое скотоводство было распространено в степных просторах и высокогорных местностях в Восточном Казахстане, Семиречье, ряде районов Центрального и Западного Казахстана, у подножия Тянь-Шаня и Алтайских гор. Еще один вид скотоводства - оседлое. При нем большая часть населения вела оседлый образ жизни и занималась земледелием, а другая, вместе со скотом откочевывала на летние и зимние пастбища. Было распространено оно на юге Казахстана, в долинах Сырдарьи, Чу, Келеса, где имелись естественные йодные ресурсы и богатые пастбища и луга. Здесь преобладало поливное земледелие, а в стаде было много крупного рогатого скота.

Коневодство было одним из важнейших направлений скотоводства саков. По костным материалам из раскопок в Центральном Казахстане установлены два вида лошадей. Это низкорослая толстоногая, с массивной головой и туловищем лошадь и рослая, стройная, которую использовали под седло вооруженные всадники. Наиболее крупные, резвые лошади принадлежали вождям и знатным воинам. Лучшие строевые кони ценились кочевниками очень высоко, они же, в случае смерти хозяина, сопровождали его в "потусторонний мир".

Важную роль в скотоводстве играли бараны, дававшие мясо, шерсть и шкуры. Были распространенные крупные животные, близкие современной породе курдючных овец. Они были стойки к суровым условиям, неутомимы в больших перегонах, способны к тебеневке, довольствовались скудными пастбищами, быстро набирали вес. В степных и полу степных районах Западного и Южного Казахстана у саков было развито верблюдоводство. Верблюд использовался как верховое и вьючное животное. Он давал шерсть, мясо и молоко. При кочевом и полукочевом хозяйстве верблюды круглый год оставались под открытым небом.

Меньшую роль в хозяйстве саков играл крупный рогатый скот, потому что коровы, в отличие от лошадей и овец, не могут круглый год обходиться подножным кормом. Кочевникам удалось вывести такую породу коров, приспособленную к кочевой жизни. Породу отличала сравнительно низкая продуктивность, малый вес, неприхотливость в пище и густой шерстяной покров, спасающий от холода.У большинства сакских племен скотоводство сочеталось с земледелием. Выращивали просо, ячмень, пшеницу. На юге, в долине Сырдарьи рядом с сакскими поселениями Чирик-рабат, Бабиш-мулла найдены древние поля, которые орошались с помощью каналов. Саки - земледельцы строили себе глинобитные дома, а там, где было много леса деревянные. Со временем у оседлого сакского населения появились не только селения, но и города, в которых процветали ремесла и торговля.

Усуни

В конце I тысячелетия до н. э. на территории Казахстана возникли новые племенные союзы, пришедшие на смену сакам. Это усуни, кангюи, сарматы, аланы. Земли саков-тиграхауда в Семиречье заняли племена усуней, которые пришли сюда из глубин Центральной Азии во II в. до н. э. Говорили усуни на древнетюркском языке. Сохранилась легенда о происхождении усуней. Вначале они жили на востоке. Однажды на них напали соседние племена, которые убили их предводителя. У него остался младенец - сын. Как-то воспитатель оставил его спеленатого в траве, а сам отправился добывать пропитание, а когда вернулся, то увидел, что младенца кормит грудью волчица, а над ними кружит ворон и держит в клюве мясо. Поняв, что боги покровительствуют мальчику, воспитатель отнес его к царю могущественного народа хунну (гуннов). Царь гуннов Шанью полюбил и воспитал мальчика, а когда он вырос, то поставил его властвовать над усунями. Он разгромил соседние племена и основал Усуньское государство.

Усуни занимали территорию от реки Чу на западе до отрогов Тянь-Шаня на востоке, от озера Балхаш на севере до побережья Иссык-Куля на юге. Столица усуней город Чугучэн (город Красной долины) находилась на берегу Иссык-Куля. Это был укрепленный город с предместьями. Государство усуней делилось на три части: восточную, западную и центральную. Под властью усуней находились ряд соседних племен. Усуни вели упорные войны с кангюями и туннами за пастбища, торговые пути. Имели широкие дипломатические родственные связи с Китаем.

Усуньское общество не было однородным. В нем имелись богатые люди, племенная и родовая знать, дружинники, жрецы и рядовые скотоводы и земледельцы. Глава государства носил титул гуньмо. Самыми богатыми считались усуни, имевшие четыре - пять тысяч лошадей. Своих лошадей они метили, ставили клеймо (тавро), таким образом определяя свою собственность. Военачальники и крупные чиновники имели золотые и медные печати, менее знатные - каменные и глиняные. Частная собственность распространялась не только на скот, но и на землю. Богатые вожди пользовались лучшими пастбищами. Сохранились известия о том, что усуньский гуньмо однажды издал указ о том, чтобы никто не пас скот на его пастбищах. Таким образом формировались отношения, присущие классовому обществу.

В конце первого тысячелетия до нашей эры на территории Жетысу, Тянь-Шаня и Тарбагатая складывается государство, известное из китайских источников, как "Страна Уйсунь". Усуни обитали первоначально в районе реки Данхэ, но в III в. до н. э. под натиском племен юэчжи вынуждены были откочевать в Монголию, а после ряда поражений, нанесенных им хуннами- в Семиречье и Джунгарию. Здесь усуни, признав зависимость от хуннов, основали в 177 году до н. э. собственное государство, объединившее потомков сакских племен Семиречья, Восточного Казахстана и Джунгарии. Уже в середине II в. до н. э. усуни фактически отделились от империи Хунну, и начали сближаться с Китаем. В 53 г. до н. э. Усунь распалась на две части.

В XI в. н. э. усуньские владения обособились от Китая. В начале IV в. Жетису попадает под власть сяньби, монголо-язычного народа. С конца IV в. н. э. до середины VI в. н. э. гегемония в степях переходит к жуаням, центр империи которых был в Монголии. Постоянные набеги жуаней заставили усуньские племена переселиться из равнинной части Жетису на Тянь-Шань. В 425 г, усуни направили в Китай посольство, а в 436 г. принимают ответное посольство империи Вэй. После этого усуни ежегодно отправляли в Китай послов с дарами. В начале V в. имя усуней окончательно сходит со страниц исторических хроник. Остается добавить, что этноним "усунь" сохранился и по сей день. Один из родов Старшего жуза казахов называется "уйсын".

Канглы

В III в. до н. э. на юге Казахстана сформировалось объединение Кангюй. Оно занимало обширную территорию в бассейне Сырдарьи и в предгорьях Каратау. В письменных источниках сообщается, что это было кочевое государство, в состав которого входили оседлые и кочевые племена. Говорили они на иранских и древнетюркских языках. Климат "здесь умеренный, много сосен, ракитника, ковыля. Их (кангюев) насчитывалось шестьсот тысяч человек или сто двадцать тысяч дворов. Ставка называлась Битянь". Кангюи были связаны политическими, экономическими и культурными связями с Китаем, Парфией, Римом, Закавказьем. В период своего расцвета это государство вело войны с соседними племенами, союзами племен: гуннами, усунями и подчинило себе Бухару, Хорезм и некоторые другие области Средней Азии. Через территорию государства проходил великий Шелковый путь, который оно стремилось сохранить под своим контролем. В племенах кангюев существует имущественное неравенство. В руках знати сосредоточивается огромное богатство. Остальное население становится зависимым от знатных и состоятельных старейшин и вождей-военачальников, которые использовали свою власть для удержания его в повиновении. Власть у племен кангюй стала переходить по наследству - от отца к сыну. Войны превратились в средство обогащения имущих. Пленных обращали в рабов. Но характер кочевого скотоводства тормозил развитие и становление рабовладения. Для богатой семьи труд членов общины был выгоднее труда раба, содержание которого требовало затрат пищевых продуктов. А член общины сам добывал себе пропитание и заодно работал на своего хозяина. В общественной структуре производства труд раба не мог составить значительный вес. Рабы, в основном, занимались приготовлением пищи, ухаживали за скотом, перерабатывали различное сырье. Имущественное неравенство привело к эксплуатации человека человеком.

На земле кангюев были города. Один из них - Кокмардан был обнесен высокими глинобитными крепостными стенами, в восточной части которых имелись входные ворота. Стены домов сложены из сырого кирпича, проложенного обыкновенной глиной. В домах было несколько жилых комнат и несколько подсобных помещений под общей крышей. Внутри имелись сообщающиеся переходы. Дом отапливался печкой, сложенной на полу. Дым уходил через верхнее отверстие, предназначенное для проникновения света. Стены изнутри обмазаны глиной. Внутри были овины для хранения зерна и пищевых продуктов.

Среди кангюев были распространены культ природы и культ предков. Они верили в сверхъестественные силы, приносили им в жертву домашних животных. Обожествляли они также солнце, луну, звезды. Небесные светила служили основой летоисчисления, по ним определяли дорогу во время перекочевок, время полевых работ, регулировали религиозные обряды.

С середины I в. до н. э. у усуней и кангюев начались междоусобицы. Археологические памятники кангюев. Среди раскопанных погребальных памятников представляет особый интерес могильник Мардан-куик в Отрарском оазисе. Он расположен радом с крупным городищем, которое возникло в начале нашей эры. Могильник состоит из курганов-платформ, которые использовались как места коллективных захоронений. Эти курганы представляли собой искусственные возвышенности. Хоронили в прямоугольных ямах, иногда обложенных изнутри сырцовыми кирпичами. Дно могилы застилали кошмами, на них клали покойника в вытянутом положении на спине. Интересны изображения на печатках из могильника Мардан-куик. Это, в одном случае - скорпион, в другом - бородатый мужчина с косой - жрец. Еще на одной печатке вырезано изображение волка, на другой - дерева. Такие печатки, или геммы, привозились в Отрарский оазис из Ирана и свидетельствуют о торговых связях по Великому Шелковому пути. Памятник датируется II--V вв. Именно в это время наблюдаются переселения различных племен с Востока на Запад.

Гунны

В истории хорошо известно имя гуннов - историческое название этого исчезнувшего народа - хунну, ассоциируется с воинственностью, жестокостью и варварством. Хунну во главе с Атиллой произвели опустошительные набеги на европейские страны. Они положили начало Великому переселению народов, что привело к падению Римской империи. Хунну пришли из Центральной Азии в последних веках до нашей эры -- первых веках нашей эры. История их связана с территорией Казахстана. Источниками сведений об этом народе являются археологические раскопки и китайские письменные источники.

Главную роль в жизни хунну играло скотоводство. Скот круглый год содержался на подножном корме. Заготовки на зиму не делались. Хунну вели кочевой, а также оседлый образ жизни. Занимались и земледелием.

Высокого развития достигло военное дело. Основу войска составляла подвижная маневренная конница. На вооружении конника были лук и стрелы. Имелись щиты круглой или овальной формы в виде деревянной рамы, в которую вставлялась основа из прутьев. Охота также играла в жизни хунну важную роль. Источники сообщают: "Мальчики могут ездить верхом на овцах, натягивать лук и стрелять птиц и мышей: немного подросши, они стреляют лисиц и зайцев, которых употребляют в пищу. По существующим обычаям, в спокойное время, следуя за скотом, попутно охотятся на птиц и зверей, поддерживая таким образом существование". Охотились также на антилоп, кабанов, куланов, диких оленей, горных баранов, косуль, зайцев и лисиц. Кочевая семья жила в войлочной юрте. Пол юрты застилали кошмами и коврами. Постель изготавливалась из досок и покрывалась кошмами. Над постелью на решетке висели лук, колчан со стрелами и плетка - камча, меч в деревянных, красного цвета ножнах. Здесь же висит уздечка, покрытая бляхами, инкрустированная гранатами и цветным стеклом. На женской половине стоят глиняные и деревянные сосуды с кислым молоком, кумысом, сметаной. Отдельно стоят деревянные кружки для питья. Здесь же, прислоненные к стенке, стоят деревянные столики с бортиками по краю, на которые во время еды выкладывают куски вареного мяса. Очаг сложен из камней. На нем стоит бронзовый котел. В глиняных сосудах завариваются душистые травы. Муж сидит на узорчатой кошме. Он одет в шелковую рубаху со стоячим воротником, расшитым растительными узорами. Такая же вышивка на рукавах. Рубашка выпущена поверх штанов, подпоясанных ремешком. На ногах шерстяные носки. У порога стоит обувь -- кожаные бескаблучные сапоги. В ухе у хозяина золотая серьга - подвеска.

Жена готовит обед, рядом с ней в колыбели из арчовых дощечек спит ребенок. У нее голова повязана красной шелковой лентой, серебряная шпилька закалывает волосы на затылке. На руках -- золотые кольца, в ушах - серьги в виде полумесяца, украшенные пирамидками зерни и вставками из красных гранатов. На женщине одето широкое шелковое платье зеленого цвета. На шее бусы из перламутра, кораллов, стекла. Штаны выпущены поверх грубых шерстяных носков. У входа сидит раб, одетый в грубый домотканый халат. Он чинит конскую сбрую.

В хуннском обществе были сильны черты патриархально-родовых отношений. Хунну делились на двадцать четыре рода, во главе которых стояли старейшины. Старейшины составляли совет. Народное собрание, которое собиралось три раза в год, и совет старейшин решали государственные дела. При существующем еще родовом строе в хуннском обществе начали формироваться новые отношения. Появились частно-семейная и личная собственность на скот и на землю. У хунну имелись рабы из числа военнопленных населения подвластных областей. Рабы использовались в качестве домашней прислуги, пастухов, землепашцев.

Во главе страны стоял шаньюй, бывший неограниченным монархом. Ему подчинялись князья, темники. Они являлись сыновьями, братьями или родственниками шаньюя. Всего темников двадцать четыре - по количеству родов. Каждый из них имел свой участок земли для кочевки. Темники в своих владениях могли назначать тысячников, сотников. Шаньюй мог отобрать у провинившихся темников владения, тем же правом обладали темники по отношению к тысячникам, сотникам и десятникам.

Должности и высшие чины хунну имели наследственный характер. Для содержания аппарата управления взимались налоги. Имелась у хунну и письменность. Таким образом, появление у хунну частной собственности на скот и землю, существование примитивного бюрократического аппарата, введение налога как формы эксплуатации, наличие права свидетельствовали о переходе хунну к классовому обществу и государству.

По мнению большинства исследователей, хунну были прототюрками, и с их проникновением в Казахстан связано начало тюркизации восточно-иранских племен кангюев. В первой половине I тысячелетия н. э. меняется антропологический тип жителей Казахстана. У племен Семиречья и Южного Казахстана появляются монголоидные черты.

Великое переселение народов-условное название совокупности этнических перемещений в Европе 4—7 вв., главным образом с периферии Римской империи на её территорию (и в её пределах). Вторжения варварских (германских, сарматских и др.) племён, живших в первые века н. э. на периферии Римской империи, значительные уже в конце 2—3 вв. (Маркоманская война 166-180, захват в 70-х гг. 3 в. германскими и сарматскими племенами Дакии ,приняли с последней четверти 4 в. катастрофический для Рима характер. Причины этого как во внутренних социальных сдвигах у варварских племён (разложение у них родоплеменного строя и начавшийся процесс формирования классового общества), так и в кризисной ситуации, создавшейся в Римской империи. Сочетание обоих факторов придало передвижениям 4—7 вв. радикальный характер. Непосредственным толчком к В. п. н. послужило начало передвижения на З. гуннов , двинувшись с Приуралья, они около 370 перешли Волгу и затем вместе с покорёнными ими аланами обрушились на готов , занимавших Северное Причерноморье (375). Осенью 376 часть теснимых гуннами вестготов поселилась на территории империи к югу от Дуная. Притеснения чиновников вызвали в 377 восстание вестготов, к которым присоединились беглые рабы, крестьяне и работники фракийских рудников; 9 августа 378 римское войско было наголову разбито восставшими под Адрианополем. Натиск на империю готов, аланов и гуннов был приостановлен, но готы утвердились в качестве римских федератов между Дунаем и Балканским хребтом, усилилась варваризация римской армии. С конца 4 в. натиск варваров возобновился. Зимой 394—395 гунны совершили набег на Сирию и Каппадокию. Вестготы во главе с Аларихом I , разграбив Грецию, утвердились в Иллирике. 24 августа 410 они заняли Рим и разграбили его. Хотя готы ушли из Рима уже 27 августа, падение «вечного города» имело огромное моральное значение. В течение 5 в. германские племена расселились по всей территории Западной Римской империи, образовав здесь ряд варварских королевств: вестготское в юго-западной Галлии с центром в Тулузе (418; позднее распространилось и на Испанию), вандалов в Северной Африке (429—439), остготов в Италии (493), франков в Северной Галлии (476; затем поглотило большую часть других варварских государств;), бургундов в юго-восточной Галлии с центром в Лионе (около 457); англы, саксы, юты, начавшие в середине 5 в. завоевание Британии , образовали здесь в конце 6—7 вв. ряд своих королевств. Гунны, утвердившиеся в начале 5 в. на Среднем Дунае (в Паннонии), попытались при Аттиле (правил в 434—453) овладеть Галлией и Италией, но были разбиты на Каталаунских полях (451), их союз распался. Восточной Римской империи (Византии) удаётся при императоре Юстиниане I отвоевать (в 30—50-х гг. 6 в.) у варваров Северную Африку, Италию и часть Испании и частично реставрировать там римские порядки. Завершающий этап В. п. н. относится к концу 6—7 вв. В 568 Лангобарды утвердились в Северной и Средней Италии. Славяне, иногда поддерживаемые аварами и протоболгарами, начинают закрепляться на Балканском полуострове, который в 7 в. почти целиком заселяется славянскими племенами, образовавшими здесь свои княжества — так называемые Славинии (в Пелопоннесе, Македонии), союз Семи славянских племён, славяно-болгарское государство; часть славян расселяется в пределах Византийской империи в Малой Азии. Славяне распространяются и на запад — до территории, занятой алеманнами,саками.   Социально-экономические и политические последствия В. п. н. были чрезвычайно велики. Оно способствовало падению рабовладельческого строя и слому римского государственного механизма (в Западной Римской империи). На значительной части Северного Средиземноморья распространяется свободное крестьянское землевладение, мелкое производство окончательно вытесняет рабовладельческую латифундию, создаются предпосылки для формирования феодального строя (что частично было подготовлено внутренним развитием Римской империи).

Этноним «тюрк»

"Письменные памятники зафиксировали термин с VI века для обозначения ряда народов (древние тюрки VI - VII вв., хазары IX в., мадьяры X - XI вв., вардариоты XI - XIV в., сельджуки XI - XIII вв.)... В памятнике западных тюрок первой половины VIII в. "турк" - собирательное имя военного союза племен... Это имя долго не получает конкретного этнического содержания. В арабской географической литературе IX - X вв. слово "тюрк" появляется как название группы народов и языков, а не как название какого-либо одного народа или государства










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 441.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...