Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ко времени Чингис-хана найманы были одним из самых сильных кочевых племен, и держали в страхе всех кто противостоял им




Первые достоверные сведения о найманах — у Рашид-ад-Дина (XIII век), который описывает их так: «Это племя степное: некоторые жили в крепких горах, другие в степях… Обитали Большой Алтай, Каракорум… горы Алуй-Сераса и Кук-Иртыша… у этих Н. племен были свои почтенные и сильные государи; они имели многочисленное и хорошее войско; обычаи и привычки их были подобны монгольским. Государей их в древние дни называли Кушулук-хан — сильный, великий государь. Из племен, близких к найманам и которых юрты соединялись с их юртами, было племя Бикин», (Бикин в русском переводе, в оригинале, видимо, Битикин, т.е. битегин). Их территория, по Аристову, простиралась от pp. Тамира и Орхона до Иртыша. Найманы были покорены Чингисханом и вошли в состав его государства

Многие найманы вошли в состав Чагатайского улуса, они продолжали крепко сохранять своё племенное и родовое устройство. Группы найманов были отмечены источниками в Мавераннахре уже в XIV веке. Некоторые служили в войске Тимура. В числе эмиров Амир Тимура были найманы: Тимур ходжа, Латифаллах, Ак-Буга, Али Тутак и Саадат (История Казахстана в персидских источниках. Т.3. Му’изз ал-ансаб (Прославляющее генеалогии). Введение, перевод с персидского языка, примечания Ш.Х.Вахидова. Алматы: Дайкпресс, 2006, с.118). В период походов Тимура часть найманов, вместе с аргынами, занимали территорию от р. Ишим на юго-западе до Каратала и на запад до р. Нуры (Аристов).

Кереиты (другие названия — keried, kereid, кэриет, хэрээд, кэрээд, керәд, кэрэит, кераит, хэрэйд, керейт, гирей; от монг. кэрэ, хэрэ, «во́рон» и -ид, уд, д — монг. суффикс мн. числа) — союз монголоязычных племён, обитавших на современных территориях Забайкалья и Монголии в X—XIII веках. Имели свою письменность, государство и законы. Граничили на севере с енисейскийми киргизами, на востоке — с монголами, на западе — с найманами, меркитами, на юге — с татарами.

Этноним кереит представляет собой древний тотемный этноним с корнем кере, кэрээ, хэрээ, который означает «ворон». Имеется и ряд других версий происхождения этнонима, впрочем, малоубедительных .

До разгрома монголами Чингисхана и вливания в состав его народа-войска кереиты представляли собой союз нескольких групп (племен), ведущая роль в котором принадлежала по всей видимости кереитам. По всей видимости, как многие союзы того времени, этот союз состоял из монголо-, тюркоязычных племен, не исключены и иные в лингвистическом плане члены союза. Кереиты приняли участие в этногенезе ряда современных монголо-тюркоязычных народов .

Вопрос о происхождении кереитов остаётся открытым. По всей видимости кереитский союз выделился из группы кочевых племен известной в киданьских летописях под наименованием «цзубу», которая по мнению С. К. Хойта являлась одной из вевтвей шивэй, наряду с самими киданями и одноименной дальневосточной ветвью шивэй[1].

На XIII в., по сведениям, передаваемым Рашид ад-Дином, кереиты представляют собою «род монголов; их обиталище есть [по рекам] Онону и Кэрулэну, земля монголов».[2] «Сокровенное сказание» указывает, что ставка кереитского хана (Тогорила) находилась в Тёмном Бору на реке Толе.

По версии Авляева,[3] кераиты выделились во второй половине IX века из среды отуз-татар или шивэй. Г. О. Авляев делает приблизительную реконструкцию состава кереитского союза семи племён: монгольские элементы — собственно кереиты (занимали лидирующее положение), хиркун(?), альмад или албат, дунгхоит; тюрко-уйгурские — джиркин(?), сакаит; самодийские — тумат.[3], однако не объясняет на чем именно основан именно такой лингвистический состав кереитского союза[1].

Как сообщает арабский историк Абу-ль-Фарадж бин Харун, кереитский хан обратился в 1007 году к несторианскому митрополиту в городе Мерв с просьбой принять его в христианскую веру вместе с народом. Хан при крещении получил имя Маргуз (Мэргус, Мархус, Маркус, Марк), всего было крещено около 200 тысяч человек. С учётом детей и стариков численность кереитов в начале XI века можно примерно определить в 400 тысяч.[4] Авляев приводит гораздо большую цифру [1].

В XII веке Кереитское ханство играло большую роль в степи, вело войны с утвердившейся в Северном Китае чжурчженьской династией Цзинь. Кереитского хана Маргуза, носившего титул Буюрук-хана, взяли в плен татары и отослали к Цзиньскому двору, где Маргуза казнили, пригвоздив к «деревянному ослу». Маргуз оставил двух сыновей, между которыми поделились кераитские роды.

Один из внуков Маргуза, Тоорил (Тогорил), получил титул Ван-хана. Бывший сначала союзником Чингисхана, Тоорил поссорился с ним, потерпел поражение, бежал к найманам и погиб. Кереиты подпали под власть Чингисхана, и с этих пор их самостоятельное существование прекращается.

Часть кереитов, бежавших от войск Чингисхана вошла впоследствии в состав различных, главным образом тюркоязычных народов. Часть кереитов, попавших в состав монгол, вошла в состав современных монголоязычных народов. При этом некоторые кереитские принцессы стали женами монгольских хаанов, кроме того правящие династии некоторых монгольских групп (например торгоуд, торгоут, торгууд) напрямую возводятся к Ван-хану или его ближайшим родственникам.

Социальная структура найманов и кереитов

Государственный строй. Государства кереитов и найманов были очень схожи по своему политическому устройству. Во главе государства стоял хан, передававший свою власть по наследству. Функции управления концентрировались в орде -ставке хана и осуществлялись служилой знатью – черби. Существовало делопроизводство, официальные бумаги скреплялись ханской печатью. Все население государства делилось по военно-административному принципу на тысячи, сотни и десятки. В то же время источники говорят о племенах, входивших в состав кереитского и найманского государств. Так, по Рашид-ад-Дину, в состав кереитов входили сахияты, дубоуты, албаты, карныны, влиятельной группой были канглы. Среди найманов часто упоминается влиятельное племя битикин, а также кыпчаки и канглы.

 Итак, кереиты и найманы сыграли заметную роль в этногенетических процессах X-XIII вв. в Казахстане. Именно в этот период они вошли в состав казахского народа.

Значение Великого Шелкого пути

Начало функционирования Великого Шелкового пути относится ко второй половине II-го века до нашей эры, когда дипломат и разведчик Чжан Цзян впервые открыл для китайцев Западный край - страны Средней Азии. Тем самым были соединены в одно целое две великие дороги. Одна, шедшая с Запада из стран Средиземноморья в Среднюю Азию, разведанная и пройденная эллинами и македонянами в процессе походов Александра Македонского и селевкидского полководца Демодама, вплоть до Яксарта - Сырдарьи. Другая, ведущая с Востока, из Ханьской империи в Среднюю Азию, разведанная Чжан Цзянем, который прошел эту область с севера на юг через Давань, Кангюй, Согд, Бактрию.

Выдающуюся роль в соединении двух великих цивилизаций - западной и дальневосточной сыграли народы Средней Азии (Центральной Азии), которые, несомненно, являлись проводниками, как той, так и другой стороны. Спустя некоторое время по Великому Шелковому пути пойдут, как об этом свидетельствуют китайские и греко-римские источники, торговые караваны и дипломатические посольства.

Название "Великий Шелковый путь" связано с драгоценным в те времена для стран Запада товаром - шелком. В конце II-го века до н. э. шелк познакомил два мира - Запад и Восток по первой в истории человечества трансконтинентальной дороге. Но было бы несправедливо сводить значение Великого Шелкового пути в истории мировой цивилизации исключительно к торговле шелком. Его роль была значительно шире и разнообразнее, ибо по нему проходили караваны не только с различными восточными и западными товарами, но проникали и духовные ценности, религиозные идеи.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 421.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...