Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Синташта-Петровка-Аркаим (Южный Урал, северный Казахстан, 2200—1600 до н. э.,




Укрепление Синташта в Челябинской области, датируемое 1800 до н. э.;

Поселение Аркаим, также в Челябинской области, датируемое 1700 до н. э.;

Алакуль (2100—1400 до н. э.), в районе между реками Амударья и Сырдарья, пустыня Кызылкум;

Алексеевка (1300—1100 до н. э.) в восточном Казахстане, влияние Намазга-Тепе VI в Туркмении

Ингальская долина на юге Тюменской области, в которой последовательно сменяют друг друга памятники алакульской, фёдоровской и саргатской культур[1][2]

Фёдорово (1500—1300 до н. э.) в Южной Сибири (впервые встречается кремация и культ огня);

Бешкентский район — Вахш (Таджикистан), 1000—800 до н. э.

Распространение

Андроновская культура развивается на базе ямной. Распространение андроновской культуры происходило неравномерно. На западе она доходила до района Урала и Волги, где контактировала со срубной культурой. На востоке андроновская культура распространилась до Минусинской котловины, частично включив в себя территорию ранней афанасьевской культуры. На юге отдельные материальные памятники обнаружены в районе горных систем Копетдага (Туркмения), Памира (Таджикистан) и Тянь-Шань (Киргизия) — в область расселения дравидоязычных племен[3]. Северная граница распространения андроновской культуры совпадает с границей тайги. В бассейне Волги ощущается заметное влияние срубной культуры. Керамика типа Фёдорово обнаружена в районе Волгограда.

Быт

В сибирских степях сложился единый для всех андроновцев хозяйственно-культурный тип пастухов-скотоводов и земледельцев, Андроновцы жили оседло в долговременных полуземлянках. Их поселки располагались в долинах рек, богатых пастбищами и плодородными землями, пригодными для земледелия. В стаде преобладали крупный рогатый скот, овцы, лошади. Андроновцы стали первыми в азиатских степях наездниками. Скот большую часть года содержался на пастбищах под наблюдением пастухов, а зимой – в специальных загонах. Злаки возделывались на легких для обработки пойменных землях. Почва обрабатывалась вручную каменными и бронзовыми мотыгами. Охота и рыболовство большого значения в хозяйственной жизни не имели.

Андроновцы были племенами металлургов. Они обладали медными и, оловянными рудниками и поставляли металл далеко на запад. Их литейщики обеспечивали широкое производство орудий труда (серпов, топоров, кельтов) и оружия (кинжалов, втульчатых наконечников, копий с листовидным пером), в том числе и за пределы андроновского ареала.

Освоив степь и лесостепь, андроновцы в поисках новых полей и пастбищ по долинам рек проникали в таёжную зону, где смешивались с аборигенным населением. В результате на юге западносибирской тайги сложились андроноидные культуры (черкаскульская, сузгунская, еловская), сочетавшие местные и пришлые традиции. Под влиянием андроновской культуры у носителей этих культур сложились собственные бронзолитейные центры, сыгравшие большую роль в распространении металла в таежной зоне.

Жилища представляли собой полуземлянки и наземные бревенчатые хижины. Некоторые поселения (например, поселения в районе Петровки и Боголюбово) окружались рвами и валами, земля для которых бралась при отрывке рва. По верху валов сооружался деревянный частокол. Для проезда внутрь были оставлены перемычки во рву, а в валу устроены ворота для проезда колесниц.

Погребения производились в ямах с каменными насыпями, иногда окружались оградами из каменных плит. Встречаются захоронения с использованием деревянной облицовки. Умерших укладывали в скорченном положении, кисти рук укладывались перед лицом. В погребениях находят кремнёвые наконечники стрел, бронзовые орудия и оружие, украшения, керамику.

Основными домашними животными были лошадь и корова, также были приручены овцы, козы. Присутствовало примитивное земледелие.

Люди андроновской культуры освоили металлургию. Разрабатывались месторождения медной руды в Алтайских горах, а также в Казахстане.

Сакские племена их политическая культура

В начале I до н. э. люди освоили казахстанские степи, солончаки и пустыни. VIII-VII вв. до н. э. для племен, населявших территорию Казахстана, были временем, когда началась эпоха открытия и широкого использования железа. Разные области не одновременно подошли к этому этапу. Там, где были богатые месторождения меди и олова, на первых порах с трудом дорогу. К таким районам можно отнести Казахстан, Южную Сибирь.

О жизни раннего железа рассказали курганы и письменные источники. Наибольший интерес из дошедших до нас письменных источников представляют тексты, составленные по приказу персидских царей Дария и Ксеркса. В них упоминаются названия ряда племен Средней Азии и Казахстана. Много полезных сведений можно извлечь из священной книги древних иранцев - Авесты. Большую ценность имеют античные источники на греческом и отчасти латинском языках. Среди них выделяются труды Геродота, Страбона, Птолемея. Источники, подкрепленные археологическими данными, показали, что основную часть территории Казахстана в VII-IV вв. до н. э. занимало могущественное племя саков. Саки расселились на территории Южного, Восточного и Центрального Казахстана. Кроме них, существовало много других больших и малых племен. Они тоже участвовали в социально-политических и культурных событиях того времени. Однако, территория расселения и история большинства из них неясны. Письменные сведения отрывочны и носят общий характер, археологический материал невелик.

Материальная культура и общественный строй сакских племен Казахстана имеет значительное сходство с племенами Южной Сибири, а также со скифами, населявшими в то время степные районы европейской части Росси и Украины. Сходство было так сильно, что многие греческие авторы называли их восточными скифами. Кочевой быт, постоянные контакты между степными племенами Европы и Азии, совместное участие саков и скифов в восточных походах с страны Передней Азии способствовали появлению общих элементов в материальной культуре. Сакские племена делились на три группы: заморские или заречные саки, саки, изготовляющие напиток хаому; саки, носящие остроконечные шапки.

Религиозные представления саков имели ярко выраженную военную окраску. Главным у них был культ вождя и царя. Об этом говорит захоронение в иссыкском кургане вождя или царя союза племени. По одежде и регалиям видно, что саки отождествляли его с солнечным божеством. У них Солнце было владыкой. Изображения на головном уборе имели символическое значение. "Золотые горы" и "деревья", нашитые по окружности шапки, представляют картину мира, подвластного солнечному владыке. Считалось, что вождь находится в центре вселенной и, как Солнце, обозревает ее со всех сторон.

Саки Семиречья устраивали календарные праздники в предгорьях на пути к летним пастбищам весной и развращаясь с них осенью, когда нагулявшие жир табуны коней и отары баранов спускались с альпийских лугов в предгорья. В святилищах, где находились алтари и жертвенники, приносили жертвы богам, совершали обряды достижения плодородия, связанные с соблюдением культа предков и культа огня. Археологи по находкам определили, что у саков Семиречья существовали "храмы огня".

С VII в. до н. э. у населения обширной зоны степей Сибири, Казахстана, Поволжья и юга Европы возникло своеобразное и яркое явление в искусстве, так называемый звериный стиль. Главной темой его были изображения зверей и мифических чудовищ. Ими украшались бронзовые котлы, жертвенники, оружие, одежда и конская сбруя.

Саки поклонялись силам природы - солнцу, ветру грозе, грому, которые представлялись им в образе богов. А боги, по их представлениям, перевоплощались в различных животных и птиц. Боги воплощались и в фантастических зверей, таких, как крылатые кони-грифоны Популярность этих образов в мифологии и фольклоре саков вызвала к жизни "звериный стиль" в их искусстве.

Конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнем, кабан - с культом бога грома. Сюжетной основой искусства "звериного стиля" были сохранившиеся с глубокой древности мифы о происхождении людей от различных животных. Предком рода, племени обязательно выступал какой-либо зверь: олень, волк, горный козел, тигр, степной орел и другие. Вещи с изображением зверей считались священными, играли роль талисманов и амулетов. Зверь, украшавший оружие, будто бы помогал воину в битве, делал его неуязвимым и бесстрашным.

Сакский "звериный стиль" в искусстве сложился как закономерное выражение мировоззрения сакских племен, как воплощение в изобразительном искусстве их мифологии, как особая знаковая система для выражения идеологии кочевников. Этот стиль художественного творчества в III-I вв. до н. э. постепенно утратил реалистическую основу, превратился в орнаментальную схему. В начале нашей эры яркое искусство звериного стиля исчезает вовсе.

Социальная структура саков

Социальное устройство сакского общества раскрывается на основе археологических материалов. Различия между громадными некрополями сакской знати и рядовыми погребениями наглядно убеждают в далеко зашедшей имущественной поляризации и дифференциации общества. Оно охватило всё население. Но в кочевом скифо-сакском обществе неравенство было скрыто под сильным покровом генеалогических связей.

 У кочевников род с настоящими кровнородственными отношениями постепенно уступал место общине, формировавшейся благодаря фиктивным схемам родства. И экономические интересы преобладали в процессе формирования «нового» рода. Это было универсальным явлением для всей Евразии. Этот переход от первобытности к государственности и получил название «военной демократии».

Вожди сакских племен обладали немалой властью, они решали вопросы войны и мира, посылали послов и заключали союзы, возглавляли войско. Этому способствовала жесткая организация власти. Сакское общество подразделялось на военную аристократию и простых саков. Особый интерес представляют царские курганы. Так, объем насыпи из камня, дерева, земли и щебня Бесшатырского кургана составляет 80 тыс. м3, на сооружение его было затрачено до 60 тыс, человеко-дней. Самые большие курганы достигает высоты 15-20 м, при диаметре до 100 м.

 Высока была роль народного собрания. В нём принимало участие всё взрослое мужское население страны. Место человека определялось родоплеменной принадлежностью, его личными качествами. Преобладающим слоем населения были рядовые кочевники. Кочевники строили взаимоотношения с соседними племенами посредством взимания дани с земледельцев и т.д.

В схематическом плане общественную структуру сакского периода можно представить следующим образом: патронимия (семейно-родственная группа), племя (кочевая община, состоящая из нескольких патронимических групп), союз племен (конфедерация племен одного генеалогического корня, с потестарными функциями власти и начальной формой государственности), Важным звеном было племя, для которого характерно: собственная территория, имя, диалект, общность религиозных представлений и культовых обрядов, существования племенного совета для осуждения дел, верховного вождя-военачальника.

В обществах ранних кочевников Казахстана существовало предание о священных дарах как о символе общественного устройства. Таковыми легендами являются генеалогический свод, связанный с именами первопредков Таргитая и Колаксая, а также о священных дарах, упавших с неба - чаши, секиры, плуга и ярма - олицетворяющих жречество, воинское сословие и производителей, т.е. три основные группы населения.

Хозяйство и культура саков

Скотоводство - основной вид хозяйства. Многочисленные источники называют саков скотоводами. Они разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот. Питались они мясом домашних животных, рыбой, которую им доставляли реки, молочными продуктами. Саки были великолепными наездниками и стрелками из лука.

Господствующее место в хозяйстве саков занимало скотоводство, в сочетании с земледелием. Исследования казахстанских археологов последних лет показали, что форма хозяйства саков во многом определялась природными условиями, близостью к городским центрам, торговым путям и представляла смешанный тип хозяйства и смешанный образ жизни: оседло-кочевой. Скотоводство у саков имело множество вариантов: от кочевого до пастушеского (отгонного). В степях Западного и отчасти Центрального Казахстана встречалось кочевое скотоводство, для которого были характерны длительные перекочевки с летних на зимние пастбища. Весь год кочевники со своими стадами и имуществом проводили в степях, пустынях и полупустынях. Мужчины ехали на лошадях, женщины и дети, старики - в повозках, крытых войлоком. Зиму они проводили на зимовках, расположенных в песках, где ветер сдувал снег и обнажал землю с высохшей травой, либо по берегам рек и озер, в местах, где сохранялся подножный корм для скота. Зимние стоянки не были долговременными.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 375.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...