Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философия Древней Индии, ее характерные чертыСтр 1 из 30Следующая ⇒
Билалова Л.М., Лукьянова Р.А., Файзуллин И.Ф. История философии
Учебное пособие
Уфа 2018
ББК 87.3 я73 Б 63 Билалова, Л.М. История философии[Текст]: учебное пособие / Л. М. Билалова, Р. А. Лукьянова, И. Ф. Файзуллин – Уфа: Изд-во БГПУ, 2018. – 215 с.
В учебном пособии, написанном в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, в доступной форме излагаются основные разделы истории философии. Пособие содержит материал для самопроверки усвоенных знаний: тесты задание, глоссарий. Предназначено для студентов бакалавров и всех интересующихся вопросами философии.
Рецензенты: Академик РБ и РАЕН, д-р .филос. наук, профессор, зав. кафедрой Уфимского государственного авиационного университета: Ф С. Файзуллин.; Д-р. филос. наук, профессор, зав. кафедрой философии Уфимского государственного университета: Х. С. Вильданов
ISBN © Билалова Л.М., Лукьянова Р.А., Файзуллин И.Ф., 2018
Содержание 1. Философия Древней Индии…………………………………………………… 5 Глоссарий………………………………………………………………………..23 Задание (анализ текста)…………………………..…………………………….24 Тест………………………………………………………………………………25Литература………………………………………………………………………26
2. Философия Древнего Китая…………………………………………………27 Глоссарий………………………………………………………………………..40Задание (анализ текста)…………………………..……………………………..41 Тест……………………………………………………………………………….42Литература….……………………………………………………………………43
3. Античная философия………………………………………………………...44 Глоссарий………………………………………………………………………..69Задание (анализ текста)…………………………..…………………………….70 Тест……………………………………………………………………………….71Литература……………………………………………………………………….73
4. Философия Средних веков и эпохи Возрождения…………………………74 Глоссарий………………………………………………………………………...86Задание (анализ текста)…………………………..……………………………..87 Тест……………………………………………………………………………….88Литература……………………………………………………………………….89
5. Немецко-классическая философия……………………..…………………...91 Глоссарий………………………………………………………………………106Задание (анализ текста)…………………………..…………………………...107 Тест……………………………………………………………………………..107Литература……………………………………………………………………..108
6. Философия эпохи просвещения…………………………………………….110 Глоссарий……………………………………………………………………….126Задание (анализ текста)…………………………..…………………………….127 Тест……………………………………………………………………………...127Литература……………………………………………………………………...128
7. Философия XIX века………………………………………………………..130 Глоссарий………………………………………………………………………151Задание (анализ текста)…………………………..……………………………152 Тест……………………………………………………………………………...153Литература……………………………………………………………………...155
8. Русская философия…………………………………………………………..156 Глоссарий……………………………………………………………………….169Задание (анализ текста)…………………………..…………………………….170 Тест……………………………………………………………………………...171Литература……………………………………………………………………...172
9. Философия XX века………………………………………………………....173 Глоссарий………………………………………………………………………192Задание (анализ текста)…………………………..………………………….…193 Тест……………………………………………………………………………...193Литература……………………………………………………………………...195
10. Философия XXI века………………………………………………………196 Глоссарий………………………………………………………………………208Задание (анализ текста)…………………………..…………………………....209 Тест……………………………………………………………………………..210Литература……………………………………………………………………...211
Ключи к тестам…………………………………………………………………213
Глава 1. Философия Древней Индии. 1.1 Философия Древней Индии, ее характерные черты. 1.2 Периоды древнеиндийской философии и их особенности. 1.3 Религиозно-философские системы: буддизм и джайнизм. 1.4 Магия и ведическая литература. 1.5 Заключение.
Философия Древней Индии, ее характерные черты Едва ли можно найти пример большей верности традициям, чем индийская цивилизация. Однако приверженность прошлому и прочная память о нем – далеко не одно и то же. Заботливо сохраняя одни явления культуры, индийская традиция, словно взамен легко забывала другие. Возникновение Вселенной индийцы издревле рассматривали не как однократное, а как периодически повторяющееся событие. Родившись из вод, огня и Золотого зародыша, мир переживает последовательно четыре эпохи – юги. Первая из них носит название Сатьяюги – праведного века. Это пора всеобщего благоденствия. Природа щедра и обильна, люди живут счастливо, не зная забот и тяжелого труда. Отсутствуют социальные различия, и в государственной власти нет необходимости: все одинаково добродетельны, и выполнение долга (дхармы) никем не ставится под сомнение. В следующий период, Третаюгу, рождаются человеческие пороки, а добро уменьшается на одну четверть. Чтобы умилостивить богов, люди начинают приносить им жертвы. Когда же наступает третья эпоха, Два-параюга, добро убывает еще на четверть, а в человеческую жизнь входят болезни и стихийные бедствия. Однако настоящие ужасы приносит с собой четвертая эпоха – Калию-га. Добро уменьшается до одной четверти от первоначального количества; жизнь человека сокращается (в Сатьяюгу она длилась 4000 лет). Злоба, зависть, честолюбие отныне управляют поведением людей. Цари неспособны ни удержать народ в узде, ни защитить его от агрессии других народов – варваров, не исполняющих дхармы и не приносящих жертв богам. И когда даже страх перестает сдерживать злые инстинкты, Калиюге приходит конец. Происходит разрушение мира (пралайя). А затем все начинается заново. Опять наступает золотой век, и опять нарастающая порча нравов приводит мир к катастрофе. Таким образом, мировой процесс представляет собой бесконечное повторение одного и того же. Поэтому конкретные исторические события не имеют никакого значения. Лишь нетленные идеалы Сатьяюги – вот о чем следует помнить всегда. Поклонение старине лежит в основе индийской системы ценностей. Этот принцип предопределил даже особенности традиционной хронологии. Ее основной мотив – “отодвинуть” наиболее важные события как можно дальше в прошлое, чтобы подчеркнуть их непреходящее значение. Цель и смысл духовного творчества сознавались не как “открытие истины”, а как разъяснение того, что было известно от века, но в силу нарастающей испорченности людей оказалось забыто. Поэтому история индийской философии (да и всей индийской культуры) – это по преимуществу история не отдельных мыслителей, а школ. В древней Индии не сложилось, как в Западной Европе, представление об индивидуальном авторстве. Философские тексты приписываются легендарным древним мудрецам, о которых, как правило, нет никаких достоверных сведений. Еще в III – II тысячелетиях до н.э. в Индии существовала высокоразвитая цивилизация, которая получила в научной литературе название цивилизации Хараппы. К ней восходит многое в позднейшей истории Индии. Исследователи обратили внимание на изображения трехликого божества, сидящего в йогической позе и высказали предположение, что это – не кто иной, как Шива, один из трех главных индуистских богов. Во втором тысячелетии до н.э. в северную Индию пришли арии – индоевропейские племена, в начале третьего тысячелетия до н.э. начавшие мигрировать на Восток. Арии делились на три сословия – варны. Во главе племени стояли воины – раджанья (впоследствии их стали называть кшатриями), им подчинялись все остальные (вайшьи). Но наибольшим почетом пользовались те, кто ведал взаимоотношениями с богами, - жрецы-брахманы. Взаимоотношения пришельцев с местными жителями долгое время оставались враждебными. Арии презрительно именовали аборигенов млеччхами (варварами), а также дасами, или дасью. Впоследствии это слово стали истолковывать как “слуга” или “невольник”. Произошла встреча двух различных культур, и для каждой из них было характерно отождествление всех человеческих ценностей только с привычными, искони знакомыми обычаями и верованиями, “хорошего” – со “своим”, а “плохого” – с “чужим”. Если арии жили в соответствии с законом – дхармой, то уделом млеччхов было, по их мнению, беззаконие (адхарма). Наиболее часто для обозначения понятия «философия» используется индийское слово даршана. Однако достоверно не известно ни когда оно вошло в употребление, ни его точное значение. «Слово даршана, — пишет Дасгупта, — в смысле истинного философского знания впервые было использовано в “ Вайшешика-сутре” Канады, которая, по моему мнению, была создана в добуддийский период». Другие исследователи, по-видимому, сочтут, что данному тексту приписывается слишком древнее происхождение, более того, представляется сомнительным, что слово даршана вообще обозначало понятие философии. Как указывает Таркалам- кара, подлинные основатели философских систем никогда не использовали это слово для обозначения своей философии; только такие сравнительно более поздние философы, как Шанкара и Удаяна, использовали его в этом значении. Более того, Якоби указывает, что это слово не встречалось в старых трактатах, например в «Артхашастре», а для понятия философии использовалось слово «анвикшики», которое впоследствии стало обозначать понятие логики. Во всяком случае, в нашей стране философия существовала еще до того, как слово даршана стало ее символом.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 306. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |